Глава первая
Положения общие
1. Древностями, подлежащими охране, почитаются все те памятни
ки зодчества, ваяния, живописи и иного искусства, равно как перво
бытной древности, а также акты и рукописи, которые на основании се
го Положения признаны имеющими значение источников познания и
любви к отечественной истории.
2. Действию сего Положения подлежат все древности, признанные
требующими охраны (ст. 1), независимо того, какому ведомству, уста
новлению или учреждению принадлежит ближайшее ими заведывание
или управление. На церкви, часовни и вообще священные предметы
церковной старины, поскольку таковые представляют собою предметы
религиозного почитания и служат для удовлетворения религиозных по
требностей или состоят в обиходе церковного богослужения, непосред
ственная охрана коих лежит на обязанности православной церкви, дей
ствие сего Положения распространяется в особом порядке, как объяс
нено ниже. Древности, находящиеся в частной собственности, подле
жат действию сего Положения лишь в пределах, особо нижеуказанных.
|
|
3. Охрана древностей (ст. ст. 1 и 2) лежит на Министерстве внут
ренних дел.
Глава вторая О Комитете по охране древностей
4. Для охраны древностей, а также для объединения направления,
руководства и надзора за деятельностью всех учреждений и лиц, при
званных к таковой охране, при Министерстве внутренних дел образует
ся Комитет по охране древностей.
5. Комитет состоит из председателя и следующих лиц: представите
ля от императорской Академии наук, двух представителей от импера
торской Академии художеств, по одному от императорской Археологи
ческой и императорской Археографической комиссий, от высочайше
учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи и от ТеХ-
ническо-строительного комитета при Министерстве внутренних дел, а
также представителей от ведомств: двух от Министерства народного
просвещения, трех от ведомства православного исповедания и по одно"
му — от Министерства императорского двора, внутренних дел, воеННО"
го, юстиции, финансов и Государственного контроля. Сверх упомяну
272
тых представителей, в состав Комитета входят еще два лица: одно — по избранию Всероссийского археологического съезда и другое — по избранию Областного археологического съезда. Каждое из сих двух избирается на срок до собрания следующего соответствующего съезда, но не более чем на три года.
6. Сверх лиц, в предыдущей статье исчисленных, в состав Комитета
входят пять членов оного, назначенных министром внутренних дел из
числа деятелей, известных своими особыми трудами по истории, архе
ологии или искусству. Независимо сего, святейшим Синодом назнача
ются два члена, избираемых им из состава комиссии для описания си
нодального архива и Техническо-строительного комитета Хозяйствен
ного управления при святейшем Синоде.
|
|
Примечание. Означенные лица по должности членов Комитета пользуются правами государственной службы, за исключением права на получение содержания и на выслугу пенсии, и должность их относится к V классу.
7. Председатель Комитета назначается именным высочайшим ука
зом по представлению министра внутренних дел.
8. Члены Комитета назначаются высочайшими приказами по пред
ставлению министра внутренних дел. При назначении членов Комите
та от ученых учреждений и от ведомств министр внутренних дел дейст
вует по соглашению с их главным начальством.
9. По назначению министра внутренних дел один из членов Коми
тета состоит заместителем председателя на случай его болезни или от
сутствия, а другой из членов — правителем дел Комитета. На правите
ле дел лежит ближайшее наблюдение за делопроизводством Комитета
и доклад по делам на заседаниях Комитета. При Комитете состоит кан
целярия.
10. Председателю предоставляется приглашать на заседания Коми
тета с правом совещательного голоса всех лиц, участие коих он призна
ет полезным.
11. К предметам ведения Комитета относится: а) установление спо
собов регистрации древностей, признание сих последних требующими
охраны (ст. 1) и составление им общих по империи списков; б) выработ
ка ежегодных сметных предположений о расходах, потребных на охра
ну древностей, в пределах сего Положения; в) заключения по представ
лениям и ходатайствам о расходах из средств Государственного казна
чейства в пособие историческим, этнографическим, археологическим,
аРхеографическим и иным обществам, музеям, доступным публичному
°бозрению собраниям и т.п., кроме тех, которые существуют на основа-
ниях, в особых о них положениях означенных; г) определение, а в слу-
Чае надобности — образование тех местных учреждений, которые по
п°ручению Комитета могли бы принять на себя заботы по охранению
273
древностей; д) составление инструкций местным учреждениям, нявшим на себя заботу по охранению древностей, рассмотрение отчетов о деятельности таковых учреждений, назначение им воспособлений из имеющихся в распоряжении Комитета сумм и вообще все дела, относящиеся к руководству, согласованию и направлению деятельности учреждений, подведомственных Комитету; е) разрешение разномыслии, возникающих по охране древностей между учреждениями и лицами, подведомственными Комитету, и теми лицами и учреждениями различных ведомств, в ближайшем заведывании или управлении коих означенные древности находятся; ж) разрешение всех вопросов относительно реставрации и ремонта памятников древности; з) рассмотрение по жалобам заинтересованных лиц всех дел о производстве раскопок или о выдаче разрешений на производство таковых; и) снаряжение ученых командировок для освидетельствования особо важных памятников древности, а равно снаряжение археологических и археографических экспедиций; и) распространение в обществе сведений относительно находящихся в империи древностей; к) наблюдение за тем, чтобы правила, в сем Положении изложенные, неукоснительно соблюдались всеми, кого имеют касательство.
12. Всякое предположение правительства, требующее разрешения в
законодательном порядке или в порядке верховного управления, от ка
кого бы ведомства ни исходило, в той части, в какой относится к зада
чам Комитета по охране древностей, получает дальнейшее движение не
иначе, как по предварительном рассмотрении в Комитете.
|
|
13. Работы по сломке и перестройке древних зданий и сооружений,
признанных подлежащими охране, а также отчуждение или переделка
признанных подлежащими охране предметов производится не иначе,
как по предварительном соглашении с Комитетом. В случае, если кто-
либо приступит к означенным в сей статье работам без такового согла
шения, Комитет немедленно принимает меры к прекращению работ, а
в случае распоряжений об отчуждении или переделке предметов, при
нимает меры к немедленной отмене означенных распоряжений.
Примечание. Впредь до окончания регистрационных работ в данной губернии, правило, выраженное в сей статье, распространяется и на все вообще церкви и часовни, построенные до 1725 г.
14. Комитету принадлежит возбуждение вопросов об отчуждении в
пользу государства находящихся в частном владении мест, особо замеча
тельных в историческом отношении или дающих повод рассчитывать на
открытие исключительной важности древностей. Означенное отчуждение
производится в общем порядке, законами гражданскими определенном.
15. В Комитете дела решаются по большинству голосов, а при ра
венстве их председатель дает перевес тому мнению, к коему он присое
динится.
274
16. Все решения Комитета подлежат утверждению министра внут
ренних дел.
17. В случаях, когда по делу, разрешенному Комитетом, имеется за
явление кого-либо из представителей ведомств о несогласии его, с точ
ки зрения ближайших задач представляемого им ведомства, с решени
ем Комитета, министр внутренних дел, не утверждая решения Комите
та, входит в соглашение с соответствующим министром, а в подлежа
щих случаях с обер-прокурором святейшего Синода, причем могущие
быть разномыслия разрешаются в установленном порядке.
18. Комитет руководствуется в своей деятельности наказом, проект
коего, составляемый Комитетом на основаниях в сем Положении озна
ченных, министр внутренних дел вносит на суждение Совета министров.
19. Комитет имеет печать с изображением Государственного герба и
своим наименованием.
20. Комитет составляет ежегодно отчет о своей деятельности, кото
рый, по утверждении его министром внутренних дел, публикуется во
всеобщее сведение.
|
|
Глава третья
О местных учреждениях, ведающих охрану древностей
21. В каждой губернии, в которой имеются древности, подлежащие
охране (ст. 1), Комитет по охране древностей определяет то учреждение
(епархиальный историко-археологический комитет или подобное ему
установление духовного ведомства, губернскую ученую архивную ко
миссию, ученое общество и т.п.), на которое, в случае на то его согла
сия, могла бы быть возложена охрана местных древностей на условиях,
выработанных Комитетом в пределах сего Положения и в соответствии
с местными особенностями.
Примечание. В случае, если древности губернии имеют по преимуществу церковный характер, Комитет по охране древностей прежде всего входит с предложением принять на себя обязанности по охране местных древностей на условиях, в ст. 21 указанных, в местный епархиальный историко-археологический комитет или подобное ему установление духовного ведомства.
22. Такие же учреждения определяются Комитетом в случае надоб
ности как в уе?дах, так и в округах, понимая под сими последними ис~
т°рико-археологические районы, охватывающие несколько губерний
Полностью или в частях.
23. В местностях, где не имеется соответствующих учреждений, или
*е почему-либо не может быть достигнуто Комитетом указанное ст. 21
Оглашение, Комитет образовывает на основаниях, им вырабатывае-
местные о древностях попечительства.
275
24. К предметам ведения местных учреждений, принявших на себя
заботу по охранению древностей (ст. ст. 21-22), а равно образованных
Комитетом попечительств (ст. 23), относятся: а) приведение в извест
ность, обследование и регистрация местных памятников древности; б)
наблюдение за сохранностью местных древностей, признанных в по
рядке сего Положения требующими охраны (ст. 1), и в) ремонт древних
памятников в случаях, не терпящих отлагательства, и при условиях, уг
рожающих целости или безопасности самого памятника.
25. Комитету принадлежит право отменять всякое касающееся ох
раны древностей распоряжение местного учреждения, равно как на Ко
митете лежит обязанность наблюдать, дабы все действия местных уч
реждений, касающиеся охраны древностей, были согласны с законом и
в точности соответствовали условиям состоявшегося между Комитетом
и данным местным учреждением соглашения.
26. Исчисленные в ст.ст. 21-23 учреждения получают ежегодное по
собие из сумм, находящихся в распоряжении Комитета по охране древ
ностей, в размере, определяемом названным Комитетом для каждого из
сих учреждений. Пособия эти, однако, могут расходоваться местными
учреждениями исключительно на охрану древностей (ст. 24), в чем Ко
митет удостоверяется из подробных по сему предмету отчетов, ежегод
но представляемых Комитету в сроки, им указываемые.
Глава четвертая
О порядке и пределах охраны древностей
27. Признание памятников древности (ст. 1) подлежащими охране
производится путем внесения в списки (регистрация), составляемые
местными по охране древностей учреждениями и утверждаемые Коми
тетом по охране древностей.
Примечание 1. Регистрация церквей, часовен и вообще священных предметов церковной старины, поскольку таковые представляют собой предметы религиозного почитания и служат для удовлетворения религиозных потребностей или состоят в обиходе церковного богослужения, происходит по сношении с местным епархиальным начальством, причем все разномыслия, предварительно разрешения дела Комитетом, вносятся на уважение святейшего Синода, определение коего приводится в исполнение обер-прокурором святейшего Синода по соглашению с министром внутренних дел в порядке ст. 16—17 сего Положения. То же правило соблюдает' ся в тех случаях, когда святейший Синод по собственному почину определит о своем несогласии на внесение предмета в регистрационные списки (п. а/ ст. 11).
276
Примечание 2. Означенные в настоящей статье списки, по утверждении их Комитетом, представляются министром внутренних дел в правительствующий Сенат для распубликования в установленном порядке.
Примечание 3. Правила о составлении, ведении и хранении означенных списков издаются Комитетом.
28. Все жалобы и заявления по поводу списков (ст.27) разрешаются
Комитетом, но не иначе, как по сношении с соответственным местным
по охране древностей учреждением.
29. Ремонт и реставрация древностей, признанных подлежащими
охране (ст. ст. 1 и 27), не могут быть производимы иначе, как по планам,
утверждаемым Комитетом по охране древностей или же местными уч
реждениями, имеющими на то особое от Комитета уполномочие.
Примечание. Впредь до окончания регистрационных работ в данной губернии, правило, выраженное в сей статье, распространяется и на все вообще церкви и часовни, построенные до 1725 г.
30. Все предметы, принадлежащие к собраниям правительственных
мест, музеев, хранилищ и библиотек всех без исключения ведомств и
правительственных учреждений, признаются подлежащими охране
(ст.1), хотя бы и не были в отдельности внесены в означенные в ст. 27
списки.
31. Означенные в предшедшей (30) статье предметы не могут быть
отчуждаемы, обмениваемы и вообще каким-либо образом из своих со
браний изъемлемы иначе, как на точном основании существующих для
сего или особо устанавливаемых соответствующим главным начальст
вом правил. Посему всякий предмет, изъятый вопреки этих правил, воз
вращается в собрание, из которого он изъят, причем расходы по обрат
ной его доставке падают на виновного в таковом изъятии или на наслед
ство, им оставленное, если изъятый из собрания предмет будет обнару
жен в составе означенного наследства. Независимо сего, лица, винов
ные в незаконном изъятии из собрания предмета, подлежат уголовной
ответственности, а приобревшие такой предмет как непосредственно от
виновных, так и от третьих лиц, лишаются права требовать от управле
ния указанных в ст.ЗО собраний, музеев, хранилищ и библиотек какое-
либо вознаграждение за означенный предмет.
Примечание. Упомянутые в настоящей статье предметы не подлежат действию земской давности.
32. Если по условиям места или иным обстоятельствам какое-либо
Из упомянутых в ст.ЗО мест и учреждений признает себя не в состоянии
обеспечить означенным в той же статье предметам надлежащую сохран
ность от повреждений, гибели или расхищений, а равно если налич
ность сего рода обстоятельств будет установлена определением Комите
та по охране древностей, то заботы об охранении соответствующего со-
277
брания возлагаются на центральные установления подлежащего ведом., ства, действующие в сих случаях по соглашению с Комитетом.
33. Порядок уничтожения старых дел, принадлежащих к архивам
Государственного совета, Государственной думы, святейшего Синода
правительствующего Сената, Совета министров, всех министерств
главных управлений и Государственного контроля, определяется соот
ветствующими законоположениями и изданными на сей предмет осо
быми правилами, но при непременном условии, чтобы в разрешении
вопроса о признании дел подлежащими уничтожению участвовали
представители от императорской Академии наук и императорской Ар
хеографической комиссии, а также лицо, назначаемое к тому Комите
том по охране древностей.
34. Правительство имеет право преимущественной покупки всех на
ходящихся во владении частных лиц древностей. Упомянутые древнос
ти могут быть вывозимы за границу лишь после того, как со стороны
Комитета по охране древностей последует удостоверение, что прави
тельство отказывается приобрести их.
35. На землях казенных, принадлежащих различным установлени
ям, и общественных, а равно перешедших в частную собственность на
основании правил закона 14 июня 1910 года, исключительное право
производить археологические раскопки в местностях, замечательных в
историческом отношении или дающих повод рассчитывать на откры
тие древностей — принадлежит императорской Археологической ко
миссии.
36. На землях, составляющих собственность частных лиц, произ
водство археологических раскопок принадлежит императорской Архео
логической комиссии, которая об условиях производства означенных
раскопок каждый раз входит предварительно в соглашение с владельца
ми сих земель.
37. Частное лицо, желая производить на принадлежащей ему земле
археологические раскопки, лично или при посредстве третьих лиц, обя
зано исходатайствовать каждый раз особое на то разрешение от импера
торской Археологической комиссии.
38. Все случайно открытые в недрах земли древности должны быть
представляемы в установленном порядке местным властям, а этими по
следними немедленно доставляются в императорскую Археологичес
кую комиссию, которая в случае, если пожелает оставить найденные
предметы в своем распоряжении, уплачивает владельцу земли, на кото
рой эти предметы найдены, определяемое по соглашению с ним возна
граждение. Сверх того, если предметы найдены не самим владельцем
земли, случайно нашедшему выдается Комиссией особая по усмотре
нию ее награда.
278