Проект Положения об охране древностей, внесенный в Государственную думу

Глава первая

Положения общие

1. Древностями, подлежащими охране, почитаются все те памятни­
ки зодчества, ваяния, живописи и иного искусства, равно как перво­
бытной древности, а также акты и рукописи, которые на основании се­
го Положения признаны имеющими значение источников познания и
любви к отечественной истории.

2. Действию сего Положения подлежат все древности, признанные
требующими охраны (ст. 1), независимо того, какому ведомству, уста­
новлению или учреждению принадлежит ближайшее ими заведывание
или управление. На церкви, часовни и вообще священные предметы
церковной старины, поскольку таковые представляют собою предметы
религиозного почитания и служат для удовлетворения религиозных по­
требностей или состоят в обиходе церковного богослужения, непосред­
ственная охрана коих лежит на обязанности православной церкви, дей­
ствие сего Положения распространяется в особом порядке, как объяс­
нено ниже. Древности, находящиеся в частной собственности, подле­
жат действию сего Положения лишь в пределах, особо нижеуказанных.

3. Охрана древностей (ст. ст. 1 и 2) лежит на Министерстве внут­
ренних дел.

Глава вторая О Комитете по охране древностей

4. Для охраны древностей, а также для объединения направления,
руководства и надзора за деятельностью всех учреждений и лиц, при­
званных к таковой охране, при Министерстве внутренних дел образует­
ся Комитет по охране древностей.

5. Комитет состоит из председателя и следующих лиц: представите­
ля от императорской Академии наук, двух представителей от импера­
торской Академии художеств, по одному от императорской Археологи­
ческой и императорской Археографической комиссий, от высочайше
учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи и от ТеХ-
ническо-строительного комитета при Министерстве внутренних дел, а
также представителей от ведомств: двух от Министерства народного
просвещения, трех от ведомства православного исповедания и по одно"
му — от Министерства императорского двора, внутренних дел, воеННО"
го, юстиции, финансов и Государственного контроля. Сверх упомяну

272


тых представителей, в состав Комитета входят еще два лица: одно — по избранию Всероссийского археологического съезда и другое — по из­бранию Областного археологического съезда. Каждое из сих двух изби­рается на срок до собрания следующего соответствующего съезда, но не более чем на три года.

6. Сверх лиц, в предыдущей статье исчисленных, в состав Комитета
входят пять членов оного, назначенных министром внутренних дел из
числа деятелей, известных своими особыми трудами по истории, архе­
ологии или искусству. Независимо сего, святейшим Синодом назнача­
ются два члена, избираемых им из состава комиссии для описания си­
нодального архива и Техническо-строительного комитета Хозяйствен­
ного управления при святейшем Синоде.

Примечание. Означенные лица по должности членов Комитета пользуются правами государственной службы, за исключением права на получение содержания и на выслугу пенсии, и должность их отно­сится к V классу.

7. Председатель Комитета назначается именным высочайшим ука­
зом по представлению министра внутренних дел.

8. Члены Комитета назначаются высочайшими приказами по пред­
ставлению министра внутренних дел. При назначении членов Комите­
та от ученых учреждений и от ведомств министр внутренних дел дейст­
вует по соглашению с их главным начальством.

9. По назначению министра внутренних дел один из членов Коми­
тета состоит заместителем председателя на случай его болезни или от­
сутствия, а другой из членов — правителем дел Комитета. На правите­
ле дел лежит ближайшее наблюдение за делопроизводством Комитета
и доклад по делам на заседаниях Комитета. При Комитете состоит кан­
целярия.

 

10. Председателю предоставляется приглашать на заседания Коми­
тета с правом совещательного голоса всех лиц, участие коих он призна­
ет полезным.

11. К предметам ведения Комитета относится: а) установление спо­
собов регистрации древностей, признание сих последних требующими
охраны (ст. 1) и составление им общих по империи списков; б) выработ­
ка ежегодных сметных предположений о расходах, потребных на охра­
ну древностей, в пределах сего Положения; в) заключения по представ­
лениям и ходатайствам о расходах из средств Государственного казна­
чейства в пособие историческим, этнографическим, археологическим,
аРхеографическим и иным обществам, музеям, доступным публичному
°бозрению собраниям и т.п., кроме тех, которые существуют на основа-
ниях, в особых о них положениях означенных; г) определение, а в слу-
Чае надобности — образование тех местных учреждений, которые по
п°ручению Комитета могли бы принять на себя заботы по охранению

273


древностей; д) составление инструкций местным учреждениям, нявшим на себя заботу по охранению древностей, рассмотрение отчетов о деятельности таковых учреждений, назначение им воспособлений из имеющихся в распоряжении Комитета сумм и вообще все дела, относя­щиеся к руководству, согласованию и направлению деятельности уч­реждений, подведомственных Комитету; е) разрешение разномыслии, возникающих по охране древностей между учреждениями и лицами, подведомственными Комитету, и теми лицами и учреждениями различ­ных ведомств, в ближайшем заведывании или управлении коих озна­ченные древности находятся; ж) разрешение всех вопросов относитель­но реставрации и ремонта памятников древности; з) рассмотрение по жалобам заинтересованных лиц всех дел о производстве раскопок или о выдаче разрешений на производство таковых; и) снаряжение ученых командировок для освидетельствования особо важных памятников древности, а равно снаряжение археологических и археографических экспедиций; и) распространение в обществе сведений относительно на­ходящихся в империи древностей; к) наблюдение за тем, чтобы прави­ла, в сем Положении изложенные, неукоснительно соблюдались всеми, кого имеют касательство.

12. Всякое предположение правительства, требующее разрешения в
законодательном порядке или в порядке верховного управления, от ка­
кого бы ведомства ни исходило, в той части, в какой относится к зада­
чам Комитета по охране древностей, получает дальнейшее движение не
иначе, как по предварительном рассмотрении в Комитете.

13. Работы по сломке и перестройке древних зданий и сооружений,
признанных подлежащими охране, а также отчуждение или переделка
признанных подлежащими охране предметов производится не иначе,
как по предварительном соглашении с Комитетом. В случае, если кто-
либо приступит к означенным в сей статье работам без такового согла­
шения, Комитет немедленно принимает меры к прекращению работ, а
в случае распоряжений об отчуждении или переделке предметов, при­
нимает меры к немедленной отмене означенных распоряжений.

Примечание. Впредь до окончания регистрационных работ в дан­ной губернии, правило, выраженное в сей статье, распространяется и на все вообще церкви и часовни, построенные до 1725 г.

14. Комитету принадлежит возбуждение вопросов об отчуждении в
пользу государства находящихся в частном владении мест, особо замеча­
тельных в историческом отношении или дающих повод рассчитывать на
открытие исключительной важности древностей. Означенное отчуждение
производится в общем порядке, законами гражданскими определенном.

15. В Комитете дела решаются по большинству голосов, а при ра­
венстве их председатель дает перевес тому мнению, к коему он присое­
динится.

274


 

16. Все решения Комитета подлежат утверждению министра внут­
ренних дел.

17. В случаях, когда по делу, разрешенному Комитетом, имеется за­
явление кого-либо из представителей ведомств о несогласии его, с точ­
ки зрения ближайших задач представляемого им ведомства, с решени­
ем Комитета, министр внутренних дел, не утверждая решения Комите­
та, входит в соглашение с соответствующим министром, а в подлежа­
щих случаях с обер-прокурором святейшего Синода, причем могущие
быть разномыслия разрешаются в установленном порядке.

18. Комитет руководствуется в своей деятельности наказом, проект
коего, составляемый Комитетом на основаниях в сем Положении озна­
ченных, министр внутренних дел вносит на суждение Совета министров.

19. Комитет имеет печать с изображением Государственного герба и
своим наименованием.

20. Комитет составляет ежегодно отчет о своей деятельности, кото­
рый, по утверждении его министром внутренних дел, публикуется во
всеобщее сведение.
























































































Глава третья

О местных учреждениях, ведающих охрану древностей

21. В каждой губернии, в которой имеются древности, подлежащие
охране (ст. 1), Комитет по охране древностей определяет то учреждение
(епархиальный историко-археологический комитет или подобное ему
установление духовного ведомства, губернскую ученую архивную ко­
миссию, ученое общество и т.п.), на которое, в случае на то его согла­
сия, могла бы быть возложена охрана местных древностей на условиях,
выработанных Комитетом в пределах сего Положения и в соответствии
с местными особенностями.

Примечание. В случае, если древности губернии имеют по преимуществу церковный характер, Комитет по охране древностей прежде всего входит с предложением принять на себя обязанности по охране местных древностей на условиях, в ст. 21 указанных, в местный епархиальный историко-археологический комитет или подобное ему установление духовного ведомства.

22. Такие же учреждения определяются Комитетом в случае надоб­
ности как в уе?дах, так и в округах, понимая под сими последними ис~
т°рико-археологические районы, охватывающие несколько губерний
Полностью или в частях.

23. В местностях, где не имеется соответствующих учреждений, или
*е почему-либо не может быть достигнуто Комитетом указанное ст. 21
Оглашение, Комитет образовывает на основаниях, им вырабатывае-

местные о древностях попечительства.

275


24. К предметам ведения местных учреждений, принявших на себя
заботу по охранению древностей (ст. ст. 21-22), а равно образованных
Комитетом попечительств (ст. 23), относятся: а) приведение в извест­
ность, обследование и регистрация местных памятников древности; б)
наблюдение за сохранностью местных древностей, признанных в по­
рядке сего Положения требующими охраны (ст. 1), и в) ремонт древних
памятников в случаях, не терпящих отлагательства, и при условиях, уг­
рожающих целости или безопасности самого памятника.

25. Комитету принадлежит право отменять всякое касающееся ох­
раны древностей распоряжение местного учреждения, равно как на Ко­
митете лежит обязанность наблюдать, дабы все действия местных уч­
реждений, касающиеся охраны древностей, были согласны с законом и
в точности соответствовали условиям состоявшегося между Комитетом
и данным местным учреждением соглашения.

26. Исчисленные в ст.ст. 21-23 учреждения получают ежегодное по­
собие из сумм, находящихся в распоряжении Комитета по охране древ­
ностей, в размере, определяемом названным Комитетом для каждого из
сих учреждений. Пособия эти, однако, могут расходоваться местными
учреждениями исключительно на охрану древностей (ст. 24), в чем Ко­
митет удостоверяется из подробных по сему предмету отчетов, ежегод­
но представляемых Комитету в сроки, им указываемые.































Глава четвертая

О порядке и пределах охраны древностей

27. Признание памятников древности (ст. 1) подлежащими охране
производится путем внесения в списки (регистрация), составляемые
местными по охране древностей учреждениями и утверждаемые Коми­
тетом по охране древностей.

Примечание 1. Регистрация церквей, часовен и вообще священных пред­метов церковной старины, поскольку таковые представля­ют собой предметы религиозного почитания и служат для удовлетворения религиозных потребностей или состоят в обиходе церковного богослужения, происходит по сноше­нии с местным епархиальным начальством, причем все раз­номыслия, предварительно разрешения дела Комитетом, вносятся на уважение святейшего Синода, определение ко­его приводится в исполнение обер-прокурором святейшего Синода по соглашению с министром внутренних дел в по­рядке ст. 16—17 сего Положения. То же правило соблюдает' ся в тех случаях, когда святейший Синод по собственному почину определит о своем несогласии на внесение предмета в регистрационные списки (п. а/ ст. 11).

276


Примечание 2. Означенные в настоящей статье списки, по утверждении их Комитетом, представляются министром внутренних дел в правительствующий Сенат для распубликования в установ­ленном порядке.

Примечание 3. Правила о составлении, ведении и хранении означенных списков издаются Комитетом.

28. Все жалобы и заявления по поводу списков (ст.27) разрешаются
Комитетом, но не иначе, как по сношении с соответственным местным
по охране древностей учреждением.

29. Ремонт и реставрация древностей, признанных подлежащими
охране (ст. ст. 1 и 27), не могут быть производимы иначе, как по планам,
утверждаемым Комитетом по охране древностей или же местными уч­
реждениями, имеющими на то особое от Комитета уполномочие.

Примечание. Впредь до окончания регистрационных работ в данной гу­бернии, правило, выраженное в сей статье, распространяется и на все вообще церкви и часовни, построенные до 1725 г.

30. Все предметы, принадлежащие к собраниям правительственных
мест, музеев, хранилищ и библиотек всех без исключения ведомств и
правительственных учреждений, признаются подлежащими охране
(ст.1), хотя бы и не были в отдельности внесены в означенные в ст. 27
списки.

31. Означенные в предшедшей (30) статье предметы не могут быть
отчуждаемы, обмениваемы и вообще каким-либо образом из своих со­
браний изъемлемы иначе, как на точном основании существующих для
сего или особо устанавливаемых соответствующим главным начальст­
вом правил. Посему всякий предмет, изъятый вопреки этих правил, воз­
вращается в собрание, из которого он изъят, причем расходы по обрат­
ной его доставке падают на виновного в таковом изъятии или на наслед­
ство, им оставленное, если изъятый из собрания предмет будет обнару­
жен в составе означенного наследства. Независимо сего, лица, винов­
ные в незаконном изъятии из собрания предмета, подлежат уголовной
ответственности, а приобревшие такой предмет как непосредственно от
виновных, так и от третьих лиц, лишаются права требовать от управле­
ния указанных в ст.ЗО собраний, музеев, хранилищ и библиотек какое-
либо вознаграждение за означенный предмет.

Примечание. Упомянутые в настоящей статье предметы не подлежат дей­ствию земской давности.

32. Если по условиям места или иным обстоятельствам какое-либо
Из упомянутых в ст.ЗО мест и учреждений признает себя не в состоянии
обеспечить означенным в той же статье предметам надлежащую сохран­
ность от повреждений, гибели или расхищений, а равно если налич­
ность сего рода обстоятельств будет установлена определением Комите­
та по охране древностей, то заботы об охранении соответствующего со-

277


брания возлагаются на центральные установления подлежащего ведом., ства, действующие в сих случаях по соглашению с Комитетом.

33. Порядок уничтожения старых дел, принадлежащих к архивам
Государственного совета, Государственной думы, святейшего Синода
правительствующего Сената, Совета министров, всех министерств
главных управлений и Государственного контроля, определяется соот­
ветствующими законоположениями и изданными на сей предмет осо­
быми правилами, но при непременном условии, чтобы в разрешении
вопроса о признании дел подлежащими уничтожению участвовали
представители от императорской Академии наук и императорской Ар­
хеографической комиссии, а также лицо, назначаемое к тому Комите­
том по охране древностей.

34. Правительство имеет право преимущественной покупки всех на­
ходящихся во владении частных лиц древностей. Упомянутые древнос­
ти могут быть вывозимы за границу лишь после того, как со стороны
Комитета по охране древностей последует удостоверение, что прави­
тельство отказывается приобрести их.

35. На землях казенных, принадлежащих различным установлени­
ям, и общественных, а равно перешедших в частную собственность на
основании правил закона 14 июня 1910 года, исключительное право
производить археологические раскопки в местностях, замечательных в
историческом отношении или дающих повод рассчитывать на откры­
тие древностей — принадлежит императорской Археологической ко­
миссии.

36. На землях, составляющих собственность частных лиц, произ­
водство археологических раскопок принадлежит императорской Архео­
логической комиссии, которая об условиях производства означенных
раскопок каждый раз входит предварительно в соглашение с владельца­
ми сих земель.

37. Частное лицо, желая производить на принадлежащей ему земле
археологические раскопки, лично или при посредстве третьих лиц, обя­
зано исходатайствовать каждый раз особое на то разрешение от импера­
торской Археологической комиссии.

38. Все случайно открытые в недрах земли древности должны быть
представляемы в установленном порядке местным властям, а этими по­
следними немедленно доставляются в императорскую Археологичес­
кую комиссию, которая в случае, если пожелает оставить найденные
предметы в своем распоряжении, уплачивает владельцу земли, на кото­
рой эти предметы найдены, определяемое по соглашению с ним возна­
граждение. Сверх того, если предметы найдены не самим владельцем
земли, случайно нашедшему выдается Комиссией особая по усмотре­
нию ее награда.

278






































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: