Медынский губной наказ

    Лета 7063-го августа в 25 день царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии пожаловал в Медыне и в Медынском уезде в станех и в волостех князей, и детей боярских, и всех служилых людей, и старост, и соцких, и пятидесятцких, и всех крестьян, и царя, и великого князя дворцовых сел, и митрополичьих, и владычних, и княжих, и боярских, и монастырских, и черных, и оброчных, и вотчинниковых, и помещиков, и бортников, и бобровников, и перевесников, и рыболовей, и всех без омены, чей хто нибуди.

    Что нам били челом, а сказывают что, де, у них в Медыне на посаде и в в Медынском уезде в станех и в волостях чинятца розбои и татьбы великие, села и деревни розбивают, и крадут, и на дорогах многих людей розбивают и грабят и до смерти многих людей убивают, а иные многие люди розбойников у себя держат, а к иным людем розбойники с розбоев приезжают и розбойную рухледь к ним привозят и на розбой от них ездят. И мы к ним в тех розбоех посылали своих обыщиков и недельщиков и им, де, от наших обыщиков и недельщиков чинятца убытки великие.

1.И яз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, по их челобитью пожаловал есми. У них бытии в Медыне на посаде и в Медынском уезде в станех и в волостях у розбойных и татиных дел у губных старост Федору Васильеву сыну Данилову да Федору Михайлову сыну Засецкого да с ними губным целовальником, и дьячком, и старостам Федору Васильеву да Федору Засецкому и целовальником розюойные и татиные дела делати по сему списку, съехався в одно место. Да велети им у себя быти на съезде изо всее губы князем, и детем боярским, и их прикащиком, и игуменом, и попом, и дьяконом, и царя и великого князя дворовых сел черных деревень крестьяном, и митрополичьим, и владычним, и княжим, и боярским, и монастырским крестьяном, рыболовем, и бобровником, и осачником, и всем без омены, чей хто нибудь, с выти по человеку. И как съезд к старостам съедутца, и старостам обыскати князьми и детьми боярскими и их прикащики, и царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии дворовых сел и черных деревень крестьяны, и митрополими, и владычными, и княжими, и боярскими, и монастырскими крестьяны, и бортники, и бобровники, и рыболовы, и всем без омены, чей хто нибудь, по государеву цареву и великого князя Ивана Васильевича крестному целованью, а игумены и попы и дьяконы по священству, хто у них в губе лихих людей и татей и розбойников, и х кому тати и розбойники приезжают и розбойную рухлядь привозят, и от кого на розбой ездят, и кому розбойную рухледь продают, за розбойное. И на кого в обыску скажут, что они лихие люди, тати и розбойники, и х комурозбойники приезжают и розбойную рухледь привозят, и от кого на розбой ездят и кому розбойную рухледь продают за розбойную, и что их лихо кого розбивали и кого крали, - и старостам те речи велети писати на список подлинно земскому дьячку. А хто тому списку обыскным людем, которые грамоте умеют, игуменом, и попом, и дъяконом велети к тем речем руки прикладывати. А которые обыскные люди грамоте не умеют, в их место велети к тому списку руки прикладывать отцем их духовным.

Дьячок – (здесь) писец, писарь.

Губа – судебный округ.

Губной староста – выборное лицо от дворян вместе с целовальниками (из крестьян) составляли губные избы.  Они искали, задерживали, охраняли, этапировали лихих людей, разбойников, и татей, вершили дела и контролировались Разбойным приказом.

Обыск – (обыскной съезд) опрос всех съехавшихся (перечисленных в статье) производился губными старостами о том, что ни разбойников, ни воров, ни лихих людей, ни их пособников у них нет, либо указать этих лиц.

2.А на которых людех в обыску скажут, что они лихие люди, а исцев им нет, - и старостам по тех людей по обыску посылать, а велети х имати да ставити перед собою, а животы их и статки, переписав запечатати да приказати беречь до тех мест, как дело вершитца. А как их перед старостами поставят, - и старостам тех людей по обыску в розбоех пытати. И учнут на себя и на товарищев своих в розбоех говорить, - и старостам тех людей по языку посылать, а велети их ставити перед собою с языки с очей на очи, а животы их печатать по тому же. А с очей на очи язык с них не зговорит, - и старостам про тех людей обыскивати многими людми. И назовут их в обыску многие люди, что они добрые, - и старостам тех людей давать на чистую поруку за обыскных людей, которые их добрили. А по розбойничьим речам имати на них в ысцовы иски по наказу и по новому приговору выти, что будет доведетца. А которые люди сами на себя в розбоех говорили, - и тех казнити, а о животех о их отписати на Москву к бояром в Розбойную избу.

По языку – (здесь) по заявлению, сделанному лицом, подозреваемом в разбое, относительно соучастников.

С очей на очи – глаза в глаза, очная ставка.

Язык – разбойник или обвиняемый в разбое, уличающий своих соучастников.

Выть – (здесь) доля штрафа.

3.А на которых людей язык взговорит в розбое на одной пытке, а с очей на очи с него зговорит, а в обыску его назовут добрым, - и старостам тех людей давати на чистые поруки за обыскных людей безвытно. А на которых человек язык говорит на дву пытках, а с очей на очи, или на третьей пытке, или идучи х казни учнет с него зговаривати, а в обыску назовут добрым, - и того человека по обыску дати на чистую поруку, а по языку взятии на нем выть, а тому зговору не верити. А на которых людей в розбое язык взговорит, а в обыску их назовут лихими людми, - старостами тех людей пытати; а учнут на себя и на товарыщев говорити, - и старостам по тому ж языку посылати, и с очей на очи ставити, и про них обыскивати, и управа им чинити по тому ж, как в сем списку написано. А которые люди сами на себя в розбоех говорили, - и тех казнити смертною казнью, а животы их исцом в выти вполы исцовы исков; а будут боярские люди, - и старостам за тех людей выти вполы исцовых исков на государе их, чьи люди. А на которых людей язык в розбоех говорил, а в обыску их назовут лихими людми, а сами лихие люди на себя на пытках и в розбоех не учнут говорить, - и старостам тех людей по обыску казнити смертною казнью, а животы их писцем в выть вполы исцевых исков.

Безвытно – (здесь) без уплаты штрафа.

4.А на которых на боярских людей языки в розбоех говорят, и те князи и дети боярские таких людей у себя скажут, а их перед старостами не поставят, - и старостам за тех людей на тех князех и на детях боярских или на прикащиках имати выти вполы исцовых исков; а тех князей и детей боярских, чьи люди, давать на поруку, что им тех людей, добыв, перед старостами поставить; а как их поставят, - и старостами про них обыскивати и управа чинити по сему ж наказному списку. А на которого княжева, боярскова человека в розбое язык говорит, а тот князь или сын боярский такова у себя человека не скажет, - старостам около тех мест, где они живут, обыскивати многими людми, бывал ли у него таков человек. И скажут обыску, что у него таков человек был, - и старостам на том князе или на сыне боярском за того человека имати выть вполы исцову иску, а того князя или сына боярского дать на поруку, что ему того человека, добыв, поставити перед старостами. А как ево перед старостами поставят, - и старостам про него обыскивати и управа чинити по сему ж наказному списку. А скажут в обыску, что у него таков человек не бывал, на которого язык говорил, - и старостам на том князе или сыне боярском выти не имать.

По сему наказному списку – по данному, Медынскому наказу.

5.А на которых людех исцы ищут розбоев, а на тех людей языки в розбоех не говорят, а исцы, опричь поля, и улики не учинят никоторые, - и старостам про тех людей обыскивати. Скажут про них в обыску, что они лихие люди, а лиха про них в обыску в розбех имянно не скажут, - и старостам тех людей по обыску пытати. Не скажут на себя в розбое, а в обыску про них розбою имянно не скажут, - и старостам тех людей по обыску посадить в тюрму на смерть, и животы их, оценя, отдати исцом в выти вполы их исцов; а что останетца тех животов у исцевых исков, - и старостам о тех животах отписати на Москву бояром в Розбойную избу. А не скажут на себя в розбое, а в обыску про них розбой имянно скажут, - и по их по обыску казнити, а животы их отдати исцем, по тому ж оценя.

Опричь поля, и улики не учинят никоторые – кроме поля, нет никаких доказательств.

Про них в обыску в розбех имянно не скажут – при проведении обыска не укажут инкриминируемое конкретное преступление.

6.А на которых людех в розбое язык говорит, а в обыску его назовут половина добрым человеком, а другая половина лихим человеком, - и того человека пытати, и не учнет, пытан, на себя в розбоех говорити, и того человека дати на поруку за обыскных людей, которые ево одобрили, и по розбойничьим речам взять на нем выть. А будет в той половине болши обыскных людей, которые люди назовут лихим человеком, человек пятнатцать или дватцать, а, пытан, на себя в розбое не учнут говорити, - и того человека по языку и по обыску старостам посадить в тюрму на смерть, а животы ево отдати вполы исцовых исков. А после того прибудет на него иное лихо в розбойном деле, - и того человека казнити смертною казнью, а на обыскных людех, которые его одобрили, взять выть.

7.А на которого человека говорят в розбоех языка два или три, а в обыску его назовут половина добрым; а другая – лихим, - и того пытать; а, пытан, на себя не учнет говорить, - и того человека посадить на смерть в тюрму, а животы ево отдать исцом вполы исцовых исков. А после на него прибудет иное лихо в разбойном деле, - и того человека казнить смертною казнью, а на обыскных людех, которые ево одобрили, взять выть, а сверх того обыскных людей лутчих дву или трех бити кнутьем.

8.А на которых людей языки взмолвят два или три говорят, а исцы на них учнут бити челом и на пытку их просить, - и старостам тех людей и до обыску велеть пытати и управа чинити по сему наказному списку. А на которых людей языки говорят, а они учнут бити челом о обыску, чтоб про них послали в те места обыскати, где они промеж того жили, - и старостам в те места, послать обыскать. И назовут их в обыску лихими людми, - и старостам их пытать и управа им чинить по сему ж наказному списку; а будет, пытан, на себя и на своих т оварыщев не учнет говорити, - и старостам тем людем управу чинити по сему ж наказному списку. А будет про тех людей в обыску скажут, что их не знают, и старостам тех людей пытати ж; а не учнет, пытан, на себя говорити, - и старостам тех людей посадить в тюрму на смерть.

9.А на которых людей учнут языки говорить в розбое, а с очей на очи на ставке с них учнут зговаривати а в обыску их назовут лихими людми з доводом, - и старостам тех людей по обыску пытати. И учнут, пытаны, на себя говорить, - и старостам их казнити; а не учнут, пытаны, на себя и товарыщев своих говорити в розбех, - и старостам тех людей по обыску казнити ж; а будут исцы, - ино их животы и статки отдати вполы их исков; а не будет исцов, - и старостам животы их продати; да что на нем возмут, и им то писати на список подлинно, порознь да о том отписывати к бояром в Губную избу.

З доводом – (здесь) с доказательством.

10.А взговорят языки на кого в ыные губы в розбое или в татбе, - и старостам в те губы посылати к старостам же целовалников губных з грамотами, чтобы про тех людей, на ково язык говорил, обыскивали да тех людей и обыску своего список присылали к ним. А как к ним тех людей пришлют, - старостам тех людей ставити с языки с очей на очи и управа им чинити по языку и по обыску по сему ж наказному списку. А которые целовальников з грамотами старосты в ыные губы к старостам о оговорных людех пошлют, - и целовальником велети имать с собою сторонних людей, человек трех или четырех да при тех людех старостам отдавати грамоты; а пришлют из иных губ старосты о оговорных людех и по грамотам, - и тем старостам, у которых языки говорили, отписывати о том к бояром в Розбойную избу, кого целовальника именем посылали з грамотою и пред которыми людми грамоту отдаст.

Список – протокол.

Сторонние люди – (здесь) свидетели.

11.А приведут к старостам татя, а доведут на него одну татбу, - и старостам того татя велети бити кнутьем, а бив кнутьем, дати ево на поруку; а не будет поруки, - ино его вкинуть в тюрму до тех мест, как по нем порука будет. А приведут татя, а доведут на него две татьбы, - ина того татя бити кнутьем да отсечь рука да покинуть. А приведут татя, а доведут на него татьбы три или четыре и свыше, - и того татя казнити смертною казнью.

12.То есми положил на ваших душах. А вам царя и великого князя опалы нет, и от намесников и от волостелей и тиунов продажи нет. А по недружбе бы есте в земляном деле и в брани какой-нибудь да меж себя не мстились и нихто никому по государеву цареву и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии крестному целованью вправду без хитрости и неповинно бы естя в розбоев и в татбах не имали никакова человека, того естя ж меж себя обыскивали вправду по государеву цареву и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии крестному целованью.

13.А посулов и поминков губным старостам и целовальником в розбойных и в татиных делех однолично ни у кого не имати никоторыми делы по государеву цареву и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии крестному целованью. А которой староста и целовальник учнут посулы имати, - и тому старосте и целовальнику от царя и великого князя быти в казне и продаже.   

Казнь – (здесь) смертная казнь.

Продажа – штраф.

14.А списков в розбойных и в татиных делех старостам и целовальником на Москву мк бояром к докладу не присылати, а вершити им розбойные и татиные дела по сему наказному списку. А судити старостам и целовальником ведомые розбойные и татиные дела по сему наказу. А опричь розбойных и татиных дел, старостам и целовальником в ыные дела однолично не вступатись. А меж себя старостам и целовальником другу на другом того смотрити, чтоб посулов и поминков нихто ни у кого однолично не имал. А которой староста и целовальник учнет посулы имать в розбойных и в татиных делех, - и им на него сказывати царю и великому князю или его боярам, которым приказы розбойные дела.

К докладу не посылались – не посылались в вышестоящую инстанцию.

А меж себя старостам и целовальником другу на другом того смотрити, чтоб посулов и поминков нихто ни у кого однолично не имал – а старосты и целовальники следили друг за другом, чтобы никто из них взяток не брал.

Российское законодательство X- XX веков.

В 9-ти тт. Т.2. – М., 1985. – С.218–222.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: