А в ней 9 статей о богохулниках и о церковных мятежниках

1.Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.

Иноверцы – лица, исповедующее другие вероучения, не православие.

Богохулник – лицо, оскорбляющее словами или действиями Иисуса Христа и святых, выступающее против вероучения христанской церкви и ее благочиния.

2.А будет какой бесчинник пришед в церковь божию во время святые литургии, и каким ни буди обычаем, божественныя литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.

Литургия – церковная служба, сопровождаемая чтением священного писания во время службы – обедни.

Казнити смертию безо всякия пощады – квалифицированной смертной казнью (сожжение, колесование, четвертование и др.).

3.А будет кто во время святые литургии и в ыное церковное пение, вшедш в церковь божию, учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинится торговая казнь.

Непристойные речи – бранные, оскорбительные слова в адрес указанных лиц.

Мятеж – (здесь) нарушение церковной службы произнесением непристойных речей или совершение в церкви бесчинств свякого рода.

Сыщется про то допряма – будет установлено доподлинно.

5.А будет ранит, а не досмерти убьет, и ему учинити торговая казнь без пощады, вкинути в тюрму на месяц, да на нем же взяти раненому за увечье бесчестье вдвое.

Бесчестье – (здесь) денежное возмещение в пользу оскорбленного.

6.А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви божии ударит, а не ранит, и его за такое бесчиние бити батоги, да на нем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие.

Батоги – палки с обрезанными концами. Битье батогами счилось более легким наказанием, чем битье кнутом. Могло быть простым и нещадным.

7.А будет кого обесчестит словом, а не ударит, и его за бесчинъство посадити в тюрму на месяц. А кого он обесчестит, и тому доправить на нем бесчестье, чтобы на то смотря в церкви божии никакова бесчинъства не было.

8.А в церкви во время церковнаго пения государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии и великому господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих делех не бити челом, чтобы от того в церкви божии церковному пению смятения не было, понеже церковь божия устроена приходити на молитву. И православным християном подобает в церкви божии стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.

Понеже – поскольку.

9.А будет кто, забыв страх божии, и презрев царьское повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в церкви божии во время цуерковнаго пения, о каких своих делех бити челом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько государь укажет.

Глава II.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: