К личному составу органов внутренних дел страны

 

28 ноября 1995 г.                                                                                  г. Минск

 

Уважаемые защитники правопорядка!

 

Мое решение напрямую обратиться к вам продиктовано тем, что преступность становится фактором, несущим угрозу стабильности нашего общества, курсу проводимых реформ. Растущий уровень криминализации различных общественных структур оказывает серьезное негативное влияние на сложную социально-экономическую обстановку в рес­публике.

В связи с этим хотелось бы высказать некоторые соображения, касающиеся состояния вашей работы и дальнейшего развития системы Министерства внутренних дел в современ­ных условиях.

Состоявшаяся 6 октября 1995 г. под руководством Президента коллегия МВД по обсуждению итогов проверки центрального аппарата и ряда управлений внутренних дел имела принципиальный и конструктивный характер. Отдавая должное добросовестному и самоотверженному труду большинства сотрудников, я все же вынужден отметить ряд серьезных проблем и недостатков в работе вашего ведомства.

Органы внутренних дел не стали центром по объединению усилий всех государствен­ных структур в борьбе с преступностью. Как следствие этого, стабилизации оперативной обстановки в республике в целом не наступило. Более того, за 10 месяцев текущего года зарегистрировано 108,5 тыс. преступлений, что значительно больше, чем за такой же период 1994 года. Темпы роста тяжких преступлений почти в четыре раза превысили общее увеличение числа преступных посягательств. Возросло количество умышленных убийств, более половины из которых совершено в бытовой сфере. Обвальный характер приобрели кражи, составляющие большинство всех зарегистрированных преступлений.

Крайне низкое законопослушание среди части населения во многом связано с тем, что органы внутренних дел не в полной мере обеспечивают принцип неотвратимости наказания. В этом году остались нераскрытыми 39,9 тыс. преступлений, что вдвое больше, чем в прошлом году. Безнаказанность порождает волну новых, более дерзких и опасных злодея­ний.

Особую тревогу вызывает нарастающий вал экономических преступлений, наносящих огромный урон государству. Появились новые виды преступлений в сфере экономики, такие как отмывание денежных средств, нажитых преступным путем, лжепредпринимательство, утечка капитала за рубеж, проникновение на формирующийся белорусский рынок сомнительных иностранных партнеров, противоправные деяния в финансово-кредитной, бан­ковс­кой системах, а также в структурах, ведающих процессами разгосударствления, приватизации и т.п.

Нет оснований для удовлетворения результатами борьбы с коррупцией. Коррумпи­рованные чиновники стали своеобразной «пятой колонной», способной если не свести на нет, то серьезно дискредитировать проводимые Президентом и Кабинетом Министров реформы.

Меня серьезно волнуют тенденции нарастания организованности, агрессивности, жестокости и вооруженности преступников. В этих сложных условиях органы внутренних дел не всегда настойчиво, целеустремленно и своевременно реагировали на негативные изменения оперативной обстановки, далеко не в полной мере использовали свои возмож­ности в борьбе с преступностью.

В то же время мы должны видеть и социально-психологический аспект борьбы с преступностью. Ко мне поступают письма, в которых люди жалуются на бездействие милиции, бюрократический подход и волокиту при рассмотрении жалоб и заявлений. Отдельные граждане, потеряв веру в то, что нарушенные права будут защищены, перестают вообще обращаться за помощью в органы внутренних дел.

Я согласен с тем, что многие проблемы в работе МВД обусловлены объективными причинами. К сожалению, при нынешнем состоянии нашей экономики и бюджета мы не можем пойти на увеличение штатной численности и существенное улучшение технической оснащенности органов внутренних дел.

Вместе с тем я убежден, что сегодня можно и нужно успешно бороться с преступнос­тью. Для этого необходимо каждодневно повышать профессиональное мастерство каждого сотрудника. Именно из-за низкого профессионализма, устаревших форм и методов работы, а порой безграмотных действий в ряде случаев не реализуются мероприятия по обезврежи­ванию и задержанию опасных преступников, допускаются грубые ошибки в документировании их противоправных действий. По этой же причине – не единичны факты гибели и ранения ваших коллег.

В борьбе с преступностью следует шире использовать возможности, предоставленные вам Законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Я убежден, что эффективность работы значительно повысится, если вы шире будете опираться на помощь населения, изыскивать применительно к сегодняшним условиям новые формы привлечения общественности к охране правопорядка и профилактики правонару­шений. В ряде областей и районов республики работа в этом направлении уже ведется. Любую разумную инициативу надо всячески поддерживать и развивать дальше.

Наконец, еще об одной проблеме, которая волнует меня не менее чем названные, – состояние исполнительской и служебной дисциплины во многих органах и подразделениях МВД. К сожалению, должен отметить, что дает сбои механизм управления, не срабатывает система нормальных взаимоотношений вышестоящих органов и их низовых подразделений, во всех звеньях не в полном объеме обеспечивается неукоснительное исполнение законов, указов Президента, постановлений Правительства, приказов Министра внутренних дел.

Неудовлетворительным является контроль за выполнением принимаемых решений, предметно не анализируется состояние исполнительской дисциплины, отсутствует принци­пиаль­ная реакция на факты волокиты и неисполнительности.

Меня тревожат продолжающие иметь место факты умышленного сокрытия преступле­ний. Такая антигосударственная практика подрывает авторитет милиции, ослабля­ет ее связь с народом, порождает ощущение безнаказанности у преступников.

Волнуют меня и другие негативные явления в вашей среде, такие как пьянство, нарушение транспортной дисциплины. Забыв о чести и совести, некоторые сотрудники увлек­лись решением своих хозяйственных вопросов: строительством коттеджей, дач, гаражей и т.п. Сопровождается все это вопиющими фактами различных злоупотреблений. Не поддаются оценке такие нарушения и со стороны отдельных руководителей органов внутренних дел.

Широкий общественный резонанс у населения республики вызывают преступления, совершаемые сотрудниками системы МВД. В настоящее время в стадии расследования и рассмотрения в судах находится около 90 уголовных дел, возбужденных в отношении бывших работников органов внутренних дел. Эти цифры красноречиво говорят сами за себя.

Народ республики вправе ожидать и требовать от сотрудников органов внутренних дел честности, порядочности и преданности своему делу.

Хотел бы заострить ваше внимание на следующем.

Во-первых, Президент и впредь будет проводить твердый курс на усиление борьбы с преступностью и укрепление правопорядка, максимальную поддержку деятельности органов и войск МВД.

Во-вторых, прошу вас помнить, что обеспечение эффективной охраны общественного порядка, защита конституционных прав граждан – важнейшая задача текущего момента. Призываю активизировать поиск и внедрение новых форм и методов борьбы с преступно­стью, завершить работу по созданию участков милиции общественной безопасности, участков дорожной милиции и обеспечить условия для их результативного функциони­рования.

Главным критерием для всех, не взирая на ранги и заслуги, должны быть не только дело, но и практический результат на порученном участке, желание и умение работать, опираясь на коллективный творческий потенциал.

В-третьих, предлагаю в кратчайшие сроки выработать концепцию работы с кадрами, на основе которой подготовить долгосрочную программу подбора, подготовки, расстановки и воспитания личного состава. Ориентация должна быть на качественные показатели в формировании профессионального ядра ваших коллективов.

Президентом будет делаться все, чтобы система МВД стала высокопрестижным местом государственной службы для молодежи, обладающей высоким чувством гражданской ответственности, способной по своим нравственным и физическим качествам противостоять натиску преступности, мафиозных структур и коррумпированных чиновников.

В-четвертых, требую коренного улучшения оперативно-розыскной деятельности. Работу эту следует считать одним из приоритетных направлений.

Одной из ключевых задач, стоящих перед органами внутренних дел, является борьба с коррупцией в органах государственной власти и управления. Я требую от подразделений по борьбе с организованной преступностью перейти от фиксации преступных групп и их лидеров к осуществлению активных мер по выявлению и пресечению их деятельности.

Предлагаю МВД совместно с заинтересованными органами незамедлительно присту­пить к выработке единой стратегии и тактики борьбы с экономической преступностью в масштабе страны, прежде всего укрепить оперативные позиции в наиболее криминогенных сферах: топливно-энергетическом комплексе, кредитно-банковской системе, органах, занима­ю­щихся приватизацией государственной собственности.

Подразделениям по борьбе с экономической преступностью пора по-настоящему заняться изобличением крупных расхитителей, коррумпированных государственных чиновников, взяточников, лжепредпринимателей.

Назрела острая необходимость в пересмотре сложившейся практики взаимодействия между службами и подразделениями вашей системы, а также с другими правоохрани­тельными органами и общественностью в раскрытии преступлений.

Нужно последовательно и настойчиво повышать роль и ответственность участников процесса раскрытия преступлений.

Необходимо обеспечить решительную борьбу с фактами сокрытия преступлений, повы­сить качество следствия, исключив случаи необоснованного прекращения и приостанов­ления уголовных дел.

В-пятых, укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава – задача первостепенной важности.

Требую решительно избавляться от сотрудников и военнослужащих, уличенных в коррумпированных связях, участии в коммерческой деятельности, нарушениях законности, предательстве интересов службы, проявлениях трусости и неумении защищать интересы граждан. Продажность, измена служебному долгу должны вычищаться решительно и жестко. В противном случае авторитет органов внутренних дел в глазах жителей республики будет основательно подорван.

В-шестых, требую обеспечить рациональное и эффективное использование финан­совых и материально-технических ресурсов. Необходимо выдерживать единую политику в области приобретения и использования новой техники.

Президент, Правительство в это трудное время поддерживают и будут поддерживать ваши любые разумные инициативы и начинания. По мере улучшения экономического положения будем проявлять еще большую заботу о социальной защите личного состава. При этом прошу принять во внимание, что и спрос за состояние дел будет ужесточаться.

Я надеюсь и рассчитываю на ваше понимание сложившейся обс­та­нов­ки. Только ваши профессионализм, высокая дисциплинированность, выдержка и строгое выполнение законов, нацеленность каждого на достижение более весомых результатов помогут нам справиться с преступностью и обеспечить безопасность наших людей и общества.

Желаю успехов в вашей тяжелой, но столь нужной государству работе. Здоровья, личного благополучия вам и вашим семьям.

 

А. Лукашенко

 

Архив МВД Респ. Беларусь. Ф. 25, оп. 1, д. 169, л. 202–209.

 

 

ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ РАБОТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СТАТЬИ 8 ЗАКОНА

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О МЕРАХ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ

ПРЕСТУПНОСТЬЮ И КОРРУПЦИЕЙ»

Приказ Министерства Внутренних Дел Республики Беларусь № 241

21 ноября 1997 г.

 

Изучение положения дел на местах по выполнению статьи 8 Закона Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» свидетельствует, что осуществляется это бессистемно и неорганизованно. В целях упорядочения работы в данном направлении ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям министра, начальникам подразделений центрального аппарата, подразделений центрального подчинения, ГУВД Минского горисполкома, УВД облисполкомов, УВДТ, учебных заведений:

1.1. Обеспечить неукоснительное выполнение положений, вытекающих из требований статьи 8 названного документа.

1.2. Организовать до 1 января 1998 г. подписание сотрудниками органов внутренних дел и государственными служащими системы МВД обязательств, вытекающих из требований данной статьи (форма прилагается). Впредь указанные обязательства истребовать от лиц, принимаемых на службу (работу) в органы внутренних дел.

2. Помещать указанные обязательства в 3 разделе личных дел на сотрудников (служащих).

3. Довести до сведения личного состава, что неподписание обязательств и невыполнение их требований является нарушением служебной дисциплины и служит основанием для увольнения из органов внутренних дел либо отказа в приеме на службу.

4. Приказ довести до подчиненных органов, подразделений, частей и соединений.

5. Организацию исполнения возложить на заместителя Министра – начальника Кадрового аппарата.

 

Исполняющий обязанности министра

полковник милиции                                                             М.Д. Удовиков

 

Об упорядожчении работы по выполнению статьи 8 закона Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Приказ Министрества внутренних дел Республики Беларусь от 21 ноября 1997 г. № 241 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] 1000 «ЮрСпектр». Минск, 2006.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: