28 ноября 1995 г. г. Минск
Уважаемые защитники правопорядка!
Мое решение напрямую обратиться к вам продиктовано тем, что преступность становится фактором, несущим угрозу стабильности нашего общества, курсу проводимых реформ. Растущий уровень криминализации различных общественных структур оказывает серьезное негативное влияние на сложную социально-экономическую обстановку в республике.
В связи с этим хотелось бы высказать некоторые соображения, касающиеся состояния вашей работы и дальнейшего развития системы Министерства внутренних дел в современных условиях.
Состоявшаяся 6 октября 1995 г. под руководством Президента коллегия МВД по обсуждению итогов проверки центрального аппарата и ряда управлений внутренних дел имела принципиальный и конструктивный характер. Отдавая должное добросовестному и самоотверженному труду большинства сотрудников, я все же вынужден отметить ряд серьезных проблем и недостатков в работе вашего ведомства.
|
|
Органы внутренних дел не стали центром по объединению усилий всех государственных структур в борьбе с преступностью. Как следствие этого, стабилизации оперативной обстановки в республике в целом не наступило. Более того, за 10 месяцев текущего года зарегистрировано 108,5 тыс. преступлений, что значительно больше, чем за такой же период 1994 года. Темпы роста тяжких преступлений почти в четыре раза превысили общее увеличение числа преступных посягательств. Возросло количество умышленных убийств, более половины из которых совершено в бытовой сфере. Обвальный характер приобрели кражи, составляющие большинство всех зарегистрированных преступлений.
Крайне низкое законопослушание среди части населения во многом связано с тем, что органы внутренних дел не в полной мере обеспечивают принцип неотвратимости наказания. В этом году остались нераскрытыми 39,9 тыс. преступлений, что вдвое больше, чем в прошлом году. Безнаказанность порождает волну новых, более дерзких и опасных злодеяний.
Особую тревогу вызывает нарастающий вал экономических преступлений, наносящих огромный урон государству. Появились новые виды преступлений в сфере экономики, такие как отмывание денежных средств, нажитых преступным путем, лжепредпринимательство, утечка капитала за рубеж, проникновение на формирующийся белорусский рынок сомнительных иностранных партнеров, противоправные деяния в финансово-кредитной, банковской системах, а также в структурах, ведающих процессами разгосударствления, приватизации и т.п.
|
|
Нет оснований для удовлетворения результатами борьбы с коррупцией. Коррумпированные чиновники стали своеобразной «пятой колонной», способной если не свести на нет, то серьезно дискредитировать проводимые Президентом и Кабинетом Министров реформы.
Меня серьезно волнуют тенденции нарастания организованности, агрессивности, жестокости и вооруженности преступников. В этих сложных условиях органы внутренних дел не всегда настойчиво, целеустремленно и своевременно реагировали на негативные изменения оперативной обстановки, далеко не в полной мере использовали свои возможности в борьбе с преступностью.
В то же время мы должны видеть и социально-психологический аспект борьбы с преступностью. Ко мне поступают письма, в которых люди жалуются на бездействие милиции, бюрократический подход и волокиту при рассмотрении жалоб и заявлений. Отдельные граждане, потеряв веру в то, что нарушенные права будут защищены, перестают вообще обращаться за помощью в органы внутренних дел.
Я согласен с тем, что многие проблемы в работе МВД обусловлены объективными причинами. К сожалению, при нынешнем состоянии нашей экономики и бюджета мы не можем пойти на увеличение штатной численности и существенное улучшение технической оснащенности органов внутренних дел.
Вместе с тем я убежден, что сегодня можно и нужно успешно бороться с преступностью. Для этого необходимо каждодневно повышать профессиональное мастерство каждого сотрудника. Именно из-за низкого профессионализма, устаревших форм и методов работы, а порой безграмотных действий в ряде случаев не реализуются мероприятия по обезвреживанию и задержанию опасных преступников, допускаются грубые ошибки в документировании их противоправных действий. По этой же причине – не единичны факты гибели и ранения ваших коллег.
В борьбе с преступностью следует шире использовать возможности, предоставленные вам Законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Я убежден, что эффективность работы значительно повысится, если вы шире будете опираться на помощь населения, изыскивать применительно к сегодняшним условиям новые формы привлечения общественности к охране правопорядка и профилактики правонарушений. В ряде областей и районов республики работа в этом направлении уже ведется. Любую разумную инициативу надо всячески поддерживать и развивать дальше.
Наконец, еще об одной проблеме, которая волнует меня не менее чем названные, – состояние исполнительской и служебной дисциплины во многих органах и подразделениях МВД. К сожалению, должен отметить, что дает сбои механизм управления, не срабатывает система нормальных взаимоотношений вышестоящих органов и их низовых подразделений, во всех звеньях не в полном объеме обеспечивается неукоснительное исполнение законов, указов Президента, постановлений Правительства, приказов Министра внутренних дел.
Неудовлетворительным является контроль за выполнением принимаемых решений, предметно не анализируется состояние исполнительской дисциплины, отсутствует принципиальная реакция на факты волокиты и неисполнительности.
Меня тревожат продолжающие иметь место факты умышленного сокрытия преступлений. Такая антигосударственная практика подрывает авторитет милиции, ослабляет ее связь с народом, порождает ощущение безнаказанности у преступников.
Волнуют меня и другие негативные явления в вашей среде, такие как пьянство, нарушение транспортной дисциплины. Забыв о чести и совести, некоторые сотрудники увлеклись решением своих хозяйственных вопросов: строительством коттеджей, дач, гаражей и т.п. Сопровождается все это вопиющими фактами различных злоупотреблений. Не поддаются оценке такие нарушения и со стороны отдельных руководителей органов внутренних дел.
|
|
Широкий общественный резонанс у населения республики вызывают преступления, совершаемые сотрудниками системы МВД. В настоящее время в стадии расследования и рассмотрения в судах находится около 90 уголовных дел, возбужденных в отношении бывших работников органов внутренних дел. Эти цифры красноречиво говорят сами за себя.
Народ республики вправе ожидать и требовать от сотрудников органов внутренних дел честности, порядочности и преданности своему делу.
Хотел бы заострить ваше внимание на следующем.
Во-первых, Президент и впредь будет проводить твердый курс на усиление борьбы с преступностью и укрепление правопорядка, максимальную поддержку деятельности органов и войск МВД.
Во-вторых, прошу вас помнить, что обеспечение эффективной охраны общественного порядка, защита конституционных прав граждан – важнейшая задача текущего момента. Призываю активизировать поиск и внедрение новых форм и методов борьбы с преступностью, завершить работу по созданию участков милиции общественной безопасности, участков дорожной милиции и обеспечить условия для их результативного функционирования.
Главным критерием для всех, не взирая на ранги и заслуги, должны быть не только дело, но и практический результат на порученном участке, желание и умение работать, опираясь на коллективный творческий потенциал.
В-третьих, предлагаю в кратчайшие сроки выработать концепцию работы с кадрами, на основе которой подготовить долгосрочную программу подбора, подготовки, расстановки и воспитания личного состава. Ориентация должна быть на качественные показатели в формировании профессионального ядра ваших коллективов.
Президентом будет делаться все, чтобы система МВД стала высокопрестижным местом государственной службы для молодежи, обладающей высоким чувством гражданской ответственности, способной по своим нравственным и физическим качествам противостоять натиску преступности, мафиозных структур и коррумпированных чиновников.
|
|
В-четвертых, требую коренного улучшения оперативно-розыскной деятельности. Работу эту следует считать одним из приоритетных направлений.
Одной из ключевых задач, стоящих перед органами внутренних дел, является борьба с коррупцией в органах государственной власти и управления. Я требую от подразделений по борьбе с организованной преступностью перейти от фиксации преступных групп и их лидеров к осуществлению активных мер по выявлению и пресечению их деятельности.
Предлагаю МВД совместно с заинтересованными органами незамедлительно приступить к выработке единой стратегии и тактики борьбы с экономической преступностью в масштабе страны, прежде всего укрепить оперативные позиции в наиболее криминогенных сферах: топливно-энергетическом комплексе, кредитно-банковской системе, органах, занимающихся приватизацией государственной собственности.
Подразделениям по борьбе с экономической преступностью пора по-настоящему заняться изобличением крупных расхитителей, коррумпированных государственных чиновников, взяточников, лжепредпринимателей.
Назрела острая необходимость в пересмотре сложившейся практики взаимодействия между службами и подразделениями вашей системы, а также с другими правоохранительными органами и общественностью в раскрытии преступлений.
Нужно последовательно и настойчиво повышать роль и ответственность участников процесса раскрытия преступлений.
Необходимо обеспечить решительную борьбу с фактами сокрытия преступлений, повысить качество следствия, исключив случаи необоснованного прекращения и приостановления уголовных дел.
В-пятых, укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава – задача первостепенной важности.
Требую решительно избавляться от сотрудников и военнослужащих, уличенных в коррумпированных связях, участии в коммерческой деятельности, нарушениях законности, предательстве интересов службы, проявлениях трусости и неумении защищать интересы граждан. Продажность, измена служебному долгу должны вычищаться решительно и жестко. В противном случае авторитет органов внутренних дел в глазах жителей республики будет основательно подорван.
В-шестых, требую обеспечить рациональное и эффективное использование финансовых и материально-технических ресурсов. Необходимо выдерживать единую политику в области приобретения и использования новой техники.
Президент, Правительство в это трудное время поддерживают и будут поддерживать ваши любые разумные инициативы и начинания. По мере улучшения экономического положения будем проявлять еще большую заботу о социальной защите личного состава. При этом прошу принять во внимание, что и спрос за состояние дел будет ужесточаться.
Я надеюсь и рассчитываю на ваше понимание сложившейся обстановки. Только ваши профессионализм, высокая дисциплинированность, выдержка и строгое выполнение законов, нацеленность каждого на достижение более весомых результатов помогут нам справиться с преступностью и обеспечить безопасность наших людей и общества.
Желаю успехов в вашей тяжелой, но столь нужной государству работе. Здоровья, личного благополучия вам и вашим семьям.
А. Лукашенко
Архив МВД Респ. Беларусь. Ф. 25, оп. 1, д. 169, л. 202–209.
ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ РАБОТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СТАТЬИ 8 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О МЕРАХ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ
ПРЕСТУПНОСТЬЮ И КОРРУПЦИЕЙ»
Приказ Министерства Внутренних Дел Республики Беларусь № 241
21 ноября 1997 г.
Изучение положения дел на местах по выполнению статьи 8 Закона Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» свидетельствует, что осуществляется это бессистемно и неорганизованно. В целях упорядочения работы в данном направлении ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Заместителям министра, начальникам подразделений центрального аппарата, подразделений центрального подчинения, ГУВД Минского горисполкома, УВД облисполкомов, УВДТ, учебных заведений:
1.1. Обеспечить неукоснительное выполнение положений, вытекающих из требований статьи 8 названного документа.
1.2. Организовать до 1 января 1998 г. подписание сотрудниками органов внутренних дел и государственными служащими системы МВД обязательств, вытекающих из требований данной статьи (форма прилагается). Впредь указанные обязательства истребовать от лиц, принимаемых на службу (работу) в органы внутренних дел.
2. Помещать указанные обязательства в 3 разделе личных дел на сотрудников (служащих).
3. Довести до сведения личного состава, что неподписание обязательств и невыполнение их требований является нарушением служебной дисциплины и служит основанием для увольнения из органов внутренних дел либо отказа в приеме на службу.
4. Приказ довести до подчиненных органов, подразделений, частей и соединений.
5. Организацию исполнения возложить на заместителя Министра – начальника Кадрового аппарата.
Исполняющий обязанности министра
полковник милиции М.Д. Удовиков
Об упорядожчении работы по выполнению статьи 8 закона Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Приказ Министрества внутренних дел Республики Беларусь от 21 ноября 1997 г. № 241 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] 1000 «ЮрСпектр». Минск, 2006.
ПОЛОЖЕНИЕ