Подготовка неконфликтогенного управленческого решения

 

 

Глава 23, Компетентное управление как фактор предупреждения конфликта                201

 

Влияние некомпетентных решений на возникновение межличностных конф­ликтов часто бывает опосредованным. Конфликты вызываются не самими реше­ниями, а противоречиями, возникающими при их выполнении. Однако опосредо­ванный характер влияния качества управления коллективом на его конфликтность никоим образом не уменьшает роль компетентного руководства в профилактике конфликтов. На эту взаимосвязь указывают многие исследователи, занимающиеся изучением причин конфликтов.

Одной из важнейших характеристик процесса неконфликтного управления коллективом является обоснованность принимаемых руководством решений. Очевидно, прежде чем принять решение по поводу того, как действовать в той или иной ситуации, необходимо проделать определенную предварительную ра­боту. Понятно также, что работа, предваряющая сложное решение, имеет свою последовательность, свои этапы. Рассмотрим этапы подготовки неконфликто-генного управленческого решения.

Первый этап в подготовке управленческого решения — построение инфор­мационной модели актуального состояния объекта управления. Такая модель назы­вается описательной, поскольку с ее помощью мы даем описание того, в каком со­стоянии находится объект управления. Она позволяет ответить на вопрос: «Ч т о ест ь?» Общеизвестно положение о том, что прежде чем управлять, действовать, необходимо собрать информацию о текущем состоянии объекта управления.

Второй этап— определение основных эволюционных и динамических тен­денций в развитии объекта управления. Речь идет об эволюционно-динамической модели принятия эффективного управленческого решения, без которой оно по­теряет в качестве. Главным вопросом, на который предстоит здесь ответить, явля­ется: «Каковы тенденции?»

Третий этап подготовки решения должен ответить на вопрос: «Почему т а к?» Необходимо решить, по каким причинам объект управления находится в таком состоянии, в котором он оказался. Эта модель называется объяснитель­ной. Чем правильнее нам удалось определить систему факторов и причин, под влиянием которых объект управления оказался в определенном состоянии, чем точнее мы можем воздействовать именно на них, тем меньше шансов возникновения конфликтной ситуации.

Четвертый этап заключается в обосновании управленческого решения, перед принятием которого необходимо сделать прогноз развития объекта управ­ления. Причем прогноз осуществляется при условии, что мы не вмешиваемся в развитие объекта управления и имеющиеся тенденции развития сохранятся в бу­дущем. Мысленно оценив возможные варианты развития объекта управления в будущем, мы тем самым строим прогностическую модель. Она позволяет отве­тить на вопрос: «Что будет?»

Наконец, прежде чем принимать решения, необходимо достаточно ясно пред­ставить: чего же мы хотим, в какое состояние необходимо привести объект управ­ления? Этот пятый этап подготовки решения называется построением мо­дели целей. Эта модель позволяет ответить на вопрос: «Ч его хоти м?»

Без четкого и дальновидного определения целей управление не может быть эффективным и неконфликтным. Поэтому грамотное определение целей управ­ления является самостоятельным, достаточно сложным и ответственным шагом.

 

202____________________ Раздел 5. Предупреждение конфлик тных взаимоотношений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: