Принципы психологического посредничества (по Н. В. Гришиной)

 

 

Глава 26. Посредническая деятельность в завершении конфликтов                                   241

 

Психологическое посредничество, по мнению Н. В. Гришиной, это форма ра­боты, объединяющая психологические представления о работе с конфликтами, возможности ситуационного подхода и опыт, накопленный конфликтологиче­ской традицией, основывающейся прежде всего на переговорной практике, ис­пользовании идей медиаторства в организации коммуникативного процесса меж­ду участниками конфликта и поиске соглашения меду ними.

В данном контексте ситуационный подход предполагает возможность измене­ния конфликтной ситуации за счет модификации тех или иных ее базисных черт, что влечет за собой изменения в поведении и взаимодействии людей.

Это означает, что наряду с традиционной психологической работой с участни­ками конфликта возможен вариант создания новой ситуации их взаимодействия, которая будет служить основой разрешения конфликта.

Медиатор может иметь дело с конфликтом, участники которого вообще не свя­заны никакими отношениями, кроме данной конкретной ситуации. Он направля­ет свою деятельность на принятие решения по данной конкретной ситуации.

Психолог всегда имеет дело с людьми, межличностными отношениями, и по­этому даже в ситуации конфликта его задача сводится не только к поиску взаимо­приемлемого решения, но и к восстановлению контакта между участниками труд­ной ситуации, делающего возможным продолжение взаимодействия и отношений между ними.

Говорить о психологическом посредничестве необходимо как о системе дейст­вий, которые направлены на процесс организации диалога между людьми, а не на принятие ими решений в сложной ситуации. При таком подходе посредник исхо­дит из невозможности оказания какого-либо влияния на конкретные решения человека. Только сами участники конфликтного взаимодействия в полной мере способны оценить приемлемость для них тех или иных способов преодоления противоречия, того или иного решения проблем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Психологическое посредничествоэто прежде всего психологическая помощь людям в конфликтных ситуациях, которая направлена на восстановление нару­шенных отношений и их продолжение на новой, более конструктивной основе.

В то же время нельзя забывать о существовании двух полярных точек зрения на этическую или моральную позицию психолога (медиатора) по отношению к проблеме клиента:

•выдвижение на первый план ценности нейтральной позиции психолога (ме­диатора) - запрет занимать какую-то собственную моральную позицию по отношению к проблеме клиента, т. к. это приводит к ожиданию им оценок, попыткам защищаться и т. п.;

•  психолог (медиатор) должен открыто выражать свою ценностную позицию и не скрывать ее от клиента.                                                                                                                                                                                              Приведенные точки зрения весьма относительны, если вырваны из контекста кон­кретной ситуации конфликта. Вопрос, какая из них действительно правильна, не имеет однозначного ответа, и принципиальные позиции вряд ли способны в любом случае помочь нам. Более серьезным моментом, как утверждает Н. В. Гришина, в таком случае является проблема профессиональных ценностей, которые психолог реализует в своей деятельности, а именно связанных с убежденностью в целесооб­разности коммуникации и ее абсолютным преимуществом над некоммуникацией.

 

 

242_________________ ___________________________ Раздел 6. Разрешение конфликтовний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: