Факторы эффективности участия третьей стороны в конфликте

 

 

 

Глава 26. Посредническая деятельность в завершении конфликтов245

 

Вмешательство третьей стороны в конфликт имеет различную эффективность. Вмешательство руководителей в конфликты между подчиненными в 67 % ситуа­ций оказывает положительное влияние. В 25 % ситуаций оно не оказало влияния на разрешение проблемы. В 8 % ситуаций было зафиксировано отрицательное влияние руководителей на итоги конфликта.

Это означает, что существует ряд факторов, которые влияют на эффективность деятельности третьей стороны в конфликте.

1. Основным фактором является мотивированность обеих сторон на совмест­ную работу, готовность учесть мнение посредника, принять предлагаемое им решение, достичь конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

2. Эффективность медиаторства определяется особенностями и характером дея­тельности третьей стороны.

Среди них выделяют:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • заинтересованность третьей стороны в урегулировании конфликта;

•наличие знаний и профессиональных качеств, обеспечивающих успешное проведение процесса урегулирования конфликта, а также способности убеждать;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         •наличие достаточного опыта успешного урегулирования конфликтов в прошлом;

•знание ситуации, обстановки, особенностей конфликта.

3. Настойчивость в действиях третьей стороны оказывается результативной тогда, когда разногласия участников связаны с принципиальными для них вопросами и когда напряженность конфликта особенно высока (Т. Кохэн, Д. Колб).

4. Степень напряженности конфликта. Данные по этому вопросу противоре­чивы. С одной стороны, выявлено, что разрешение трудового конфликта с помощью медиатора более успешно тогда, когда забастовка уже идет, а не когда возникла лишь ее угроза. С другой стороны, установлено, что излиш­ний накал страстей в ходе переговоров негативно влияет на успешность де­ятельности посредника (П. Карневале, Р. Регнеттер).                                                                                                                                              5. Длительность конфликта. Эффективность деятельности третьей стороны в урегулировании затяжного конфликта оказывается более низкой, чем это имеет место в случае скоротечного.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           6. Характер отношений сторон. Чем сложнее, напряженнее взаимоотноше­ния оппонентов в конфликтной ситуации, тем менее эффективно посред­ничество.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     7. Выбираемые тактики и техники урегулирования конфликтов определяются ситуацией, в которой оказывается третья сторона, а не особенностями медиа­тора.

Известно, что переговорный процесс, как и любой другой, имеет внутренний цикл развития, в ходе которого доверие участников к медиатору возрастает и спа­дает. При этом в такой же степени изменяется их потребность в разрешении конф­ликта. Посреднику важно уметь улавливать критические моменты переговоров, во время которых действия, предпринимаемые им, будут максимально успешными.

 

 

246 _________________________________________ Раздел 6. Разрешение конфликтовний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: