Попытки объяснения этих феноменов

Теория Мюллера Если посмотрим все эти опыты, увидим, что в сущности всюду в них мы имеем дело с одним и тем же явле­нием: все указанные здесь иллюзии имеют один и тот же харак-

103


тер — они возникают в совершенно аналогичных условиях и, сле­довательно, должны представлять собой разновидности одного и того же феномена. <...>

Установка как основа этих иллюзий... Мы видим, что везде, во всех этих опытах, решающую роль играет не то, что специфично для условий каждого из них, — не сенсорный.материал, возникаю­щий в особых условиях этих задач, или что-нибудь иное, харак­терное для них, не то обстоятельство, что в одном случае речь идет, скажем, относительно объема, гаптического или зрительно­го, а в другом — относительно веса, давления, степени освещения или количества. <...>

Решающее значение в этом процессе,.нужно полагать, имеют наши предварительные экспозиции. В процессе повторного пред­ложения их у испытуемого вырабатывается какое-то внутреннее состояние, которое подготовляет его к восприятию дальнейших экспозиций. Что это внутреннее состояние действительно суще­ствует и что оно действительно подготовлено повторным предло­жением предварительных экспозиций, в этом не может быть сом­нения: стоит произвести критическую экспозицию сразу, без пред­варительных опытов, т. е. предложить испытуемому вместо не­равных сразу же равные объекты, чтобы увидеть, что он их вос­принимает адекватно. Следовательно, несомненно, что в наших» опытах эти равные объекты он воспринимает по типу предвари-| тельных экспозиций, а именно как неравные. <...> ^-~ Это значит, что в результате предварительных опытов у ис­пытуемого появляется состояние, которое,  несмотря на то что его ни в какой степени нельзя назвать сознательным, все же ока­зывается фактором, вполне действенным и, следовательно, вполне реальным фактором, направляющим и определяющим содержание нашего сознания. Испытуемый ровно ничего не знает о том, что в предварительных опытах он получал в руки шары неодинако­вого объема, он вообще ничего не знает об этих опытах, и тем не менее показания критических опытов самым недвусмысленным образом говорят, что их результаты зависят в полной мере от этих предварительных опытов. <...>

Мы могли бы сказать, что /это состояние,, не будучи сознатель­ным, все же представляет своеобразную тенденцию к определен­ным содержаниям сознания. Правильнее всего было бы назвать уЗТ(1_состояиш__у£тано_окО]Ь^^ъок^^ и это потому, что, во-первых, это не частичное содержание сознания, не изолированное психи­ческое содержание, которое противопоставляется другим содер­жаниям сознания и вступает с ними во взаимоотношения, а неко­торое целостное состояние субъекта; во-вторых, это не просто ка­кое-нибудь из содержаний его психической жизни, а момент ее динамической определенности. И наконец, это не какое-нибудь определенное, частичное содержание сознания субъекта, а цело­стная направленность его в определенную сторону на определен­ную активность. Словом, ^дто, скорее, установка субъекта как цеА лого, чем какое-нибудь из его отдельных переживаний, — его ос- j

104


Ф новная, его изначальная реакция на воздействие ситуации, в коП I торой ему приходится ставить и разрешать задачи. <...>

Эта установка, будучи целостным состоянием, ложится в ос­нову совершенно определенных психических явлений, возникаю­щих в сознании. Она не следует в какой-нибудь _МЩ?Ж за, этими психическими явлениями, аг наоборот, можно сказать, предваря­ет их, определяя состав и течение этих явлений.,

Для того чтобы изучить эту установку, было бы целесооб­разно наблюдать ее достаточно продолжительное время. А для этого было бы важно закрепить, зафиксировать ее в необходимой степени. Этой цели служит повторное предложение испытуе­мому наших экспериментальных раздражителей. Эти твщршЩ /опыты мы обычно называем фиксирующими или просто усшыаЛ вочными, а самую установку, возникающую в результате этих] ^опытов, фиксированной установкой.

Чтобы подтвердить высказанные здесь нами предположения, дополнительно были проведены следующие опыты. Мы давали испытуемому нашу обычную предварительную, или, как мы бу­дем называть в дальнейшем, установочную серию — 2 шара не­одинакового объема.

Новый момент был введен лишь в критические опыты. <...>

Раз в критических опытах в данном случае принимала уча­стие совершенно новая величина (а именно шары, которые от­личались по объему от установочных, были больше, чем какой-нибудь из них), а также ряд пар других фигур, отличающихся от установочных, и тем не менее они воспринимались сквозь призму выработанной на другом материале установки, то не подлежит сомнению, что материал установочных опытов не иг­рает роли и установка вырабатывается лишь на основе соотно­шения, которое остается постоянным, как бы ни менялся мате­риал и какой бы чувственной модальности он ни касался. <...>

Словом, установочные опыты построены таким образом, что испытуемый получает повторно лишь определенное соотношение фигур: например, справа — большую фигуру, а слева — малую; сами же фигуры никогда не повторяются, они меняются при каждой отдельной экспозиции. <...> — Оказывается, что, несмотря на непрерывную  меняемость ус-/тановочных фигур при сохранении нетронутыми их соотношений, I факт обычной нашей иллюзии установки остается вне всякого / сомнения. Испытуемые в ряде случаев не замечают равенства ^-критических фигур, причем господствующей формой иллюзии и в этом случае является феномен контраста. <...>

;Подводя итоги сказанному, мы можем утверждать, что вскры­тые нами феномены самым недвусмысленным образом указыва­ют на наличие в нашей психике не только сознательных, но и досознательных процессов, которые, как выясняется, мы можем характеризовать как область наших установок.»

105


О МЕТОДЕ ИЗУЧЕНИЯ УСТАНОВКИ

Прежде всего нужно иметь в виду, что перед нами стоит во­прос об изучении не какого-нибудь отдельного    психического факта, а того специфического состояния, которое я называю ус-~f~~TaHoeKOu. Как мы увидим ниже, ^Л для ^воз никновения этой по- ц следней достаточно двух элементарных условий — какой-нибудь /ч__актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворе- [__ ^шя.у Пуи наличии обоих этих условий в субъекте возникает установка к определенной активности. То или иное состояние сознания, то или иное из его содержаний вырастает лишь на основе этой установки. Следовательно, мы должны точно разли­чать, с одной стороны, установку, а с другой — возникающее на ее базе конкретное содержание сознания. Установка сама, ко­нечно, не представляет собой ничего из этого содержания, и понятно, что характеризовать ее в терминах явлений сознания не представляется возможным. Но ^допустим, что мы зафик­сировали достаточно прочно какую-нибудь из наших установок. В этом случае она будет представлена в сознании всегда каким-либо определенным содержанием, возникающим на базе этой установки. Если актуализировать эту последнюю повторно, то мы будем замечать, что каждый раз у нас возникает в сознании все то же содержание.

Предложим теперь субъекту с такой фиксированной установ­кой переж'ить, скажем, воспринять содержание, лишь в незна­чительной степени отличающееся от того, что он переживает обычно на базе этой установки. Что же получится в этом слу­чае? Иа наших опытов мы знаем, что такого рода содержание, "WecTo того чтобы актуализировать новую, адекватную ему ус-/;,_тановку, переживается всегда на базе уже имеющейся фиксиро­ванной установки. Следовательно, мы можем сказать, что одна и та же фиксированная установка может лежать в основе оди­накового переживания ряда различных, нЫГлизко стоящих друг от друга,_объе.1у:лв.нщ содержаний./Установка в этом случае обусловливает .идентификацию в переживаниях ряда сравни­тельно незначительно различных ситуаций. В наших опытах это находит свое выражение в факте иллюзорных восприятий двух разных раздражителей (например, равных шаров) неравными, в факте, который выступает обычно в наших критических опытах и остается в силе более или менее продолжительное время, утрка_ фиксированная-установка не заглохнет и не даст возможности -актуализироваться новой, на этот раз уже адекватной ситуации установке.

Значит, несомненно, пока имеется налицо факт этого иллю­зорного переживания, мы имеем право говорить об активности лежащей в его основе фиксированной установки, и в зависимости от того, как протекает это переживание, у нас открывается воз­можность судить об особенностях этой установки, следить за процессом ее протекания,

106







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: