Дифференциация дислалии 7 страница

единицей... На предыдущих этапах коррекции работа над предложением,

не являясь главной, неизменно велась на каждом занятии.

В основном вся фонетическая и лексическая работа проводилась

на материале предложения...

Приобретенные учащимися в процессе составления словосочетаний

и предложений умения способствовали осознанному

потреблению предложений в речи.

Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся

общеобразовательной школы. — М., 1984.

С. 5-56.

Л. В. Спирова, А. В. Ястребова

Нарушения речи у детей

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью

овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый

словарный запас, умеют грамматически правильно строить

предложения. Однако не у всех процесс овладения речью

происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и

тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие

нормальный ход ее развития.

Нарушения речи многообразны. Они имеют различное выражение

и зависят от причины и структуры дефекта.

Фонетические нарушения речи выражаются как в дефектах произношения

отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих

проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается

в том, что у ребенка под влиянием различных причин

96

(например, анатомического отклонения в строении или движении

артикуляционного аппарата — зубов, челюсти, языка, нёба —

или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется

искаженное артикулирование отдельных звуков, которое влияет

лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию

других ее компонентов. Типичные примеры нарушений, относящихся

к данной группе, — велярное, увулярное, или одноудар-

ное, произношение звука р, мягкое произношение шипящих при

нижнем положении языка, межзубное произношение свистящих

и т. д. Такие нарушения произношения звуков часто называют в

литературе антропофоныческими. Они обычно не оказывают влияния

на усвоении детьми школьных знаний, но могут влиять на

формирование личности...

Фонематические нарушения выражаются в том, что ребенок не

только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно

их различает, не улавливает акустической и артикуляционной

разницы между оппозиционными звуками. Это приводит

к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом

слова... Подобные нарушения иногда, называют фонологическими.

Формирование звуковой стороны речи при нормальном ее

развитии происходит в двух, взаимосвязанных направлениях: усвоение

артикуляции звуков (движений и позиций органов речи,

нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков,

необходимых для их различения.

Каждый язык, как показали лингвистические исследования (Н.

Трубецкой, Р Якобсон, М. Галле и др.), располагает своей фонематической

системой, где определенные звуковые признаки выступают

как сигнальные, смыслоразличительные (фонемы), в то

время как другие звуковые признаки остаются несущественными

(вариантами). Весь звуковой строй языка определяется системой

противопоставлений (оппозиций), где различие даже в одном признаке

изменяет смысл произносимого слова.

Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при

произношении происходит на основе выделения сигнальных

признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих

фонематического значения.

Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей

чаще всего проявляются в замене при произношении одного звука

другим и смешении звуков.

В первом случае звук отсутствует в речи ребенка и постоянно

заменяется другим определенным звуком.

Во втором случае ребенок правильно произносит звук, владея

соответствующей артикуляцией, но, несмотря на это, в словах в

развернутой речи не всегда пользуется им. В одних словах он

правильно употребляет звук, а в других пропускает его или смешивает

с близким по артикуляции или звучанию звуком. Один

и тот же звук может иметь несколько разных заменителей (субститутов).

В этом случае говорят о неустойчивом пользовании

звуком, так как сходные по звучанию или артикуляции звуки

вследствие недостаточно четкого их различения взаимо заменяются.

Замена и смешение звуков наблюдаются внутри определенных

фонетических групп: внутри свистящих.., шипящих.., звонких

и глухих.., сонорных..,\мягких и твердыми т. д. и, как

правило, происходят лишь в пределах указанных групп. Исключения

составляют свистящие и шипящие звуки, близкие

по артикуляции, а также звуки ц и ч, которые могут заменяться

звуками т-т'\ д-д\ опять-таки звуками близкими по своей

артикуляции.

Замене или смешению подвергаются не обязательно все звуки

определенной фонетической группы. Эти нарушения часто распространяются

лишь на какую-нибудь пару звуков.... Иногда замена

и смешение звуков сочетаются с искаженным произношением

отдельных звуков. Чаще всего нарушения наблюдаютсяпри

произношении свистящих ишинящих-эвук-ов, звонких и глухих,

а также сонорных р и д.

Наряду с недостатками произношения звуков у некоторых

детей встречаются и нарушения произношения слоговой структуры

слова: пропуски слогов, добавления, перестановки...

Указанные ошибки произношения свидетельствуют о недостаточном

фонематическом развитии школьника, т. е. о том, что

ребенок в дошкольном возрасте не проделал необходимой познавательной

работы по вычленению отдельных звуков из живой

речи, по соотнесению их между собой.

Если такому ребенку не была своевременно оказана логопедическая

помощь, то он в дальнейшем не сможет полноценно

овладеть грамотой.

Недостатки произношения отдельных звуков (фонематический

дефект), а также недостатки произношения и различения

звуков, обусловливающие затруднения в овладении чтением и

письмом, являются самыми распространенными среди учащихся

общеобразовательных школ. Поэтому учитель должен знать, что

недостатки произношения могут быть либо самостоятельным

нарушением, либо выступать в качестве одного из проявлений

более сложного нарушения звуковой стороны речи, и уметь дифференцировать

данные нарушения.

98

Работа учителя

по формированию правильного произношения

Постановка того или иного звука непосредственно связана с

необходимостью уточнения и формирования правильной артикуляции,

соответствующей фонетической системе данного языка.

Процесс исправления недостатков произношения звуков складывается,

как правило, из двух этапов: подготовка артикуляционного

аппарата для правильного произношения звука, первичной

его постановки и закрепления звука в устной речи.

Характерной особенностью первого этапа является обязательная

опора на различные анализаторы (зрительной, слуховой,

кожный и двигательный), которые облегчают воспроизведение

требуемой артикуляции по образцу и контроль за ней.

?Важно развить умение следить за положение органов речи,

поэтому отработка правильной артикуляции звука включает (как

обязательное условие) показ и рассказ ученику о том, в каком

-положении находятся органы речи при произнесении отрабатываемого

звука. При показе артикуляции следует широко

пользоваться зеркалом, посредством которого ребенок может

'видеть положение органов речи у себя и у учителя и тем самым

контролировать свое произношение. Необходимо добиваться,

чтобы он сознательно воспроизводил требуемые движения

речевых органов и в дальнейшем строго следил за их

соблюдением.

В случае малоподвижности речевых органов прибегают к системе

подготовительных артикуляционных упражнений (своеобразной

артикуляционной гимнастике), цель которой — усвоение

отдельных элементов артикуляции, необходимых для выработки

Навыков правильного произношения звуков.

Подготовка артикуляции — это только одно из условий, необходимых

для правильного произнесения звука.

Уточнив артикуляцию, следует дать послушать ребенку звучание

отрабатываемого звука при изолированном его произношения

и в словах, что способствует установлению прочной связи

между артикуляционными и акустическими свойствами звука.

Учитель сначала длительным акцентированием выделяет отрабатываемый

звук в словах, чтобы ученик самостоятельно научился

его различать. Цель данных упражнений заключается в том, чтобы

научить ребенка прислушиваться к своей речи и речи окружающих...

После того как будет достигнуто правильное произношение и

Различение изучаемого звука, умение выделять его из состава

любого слова, можно перейти к изучению другого звука.

Работа учителя по устранению

фонематического недоразвития речи

Система преодоления фонематического недоразвития предусматривает

два взаимосвязанных направления работы:

1) коррекцию произношения, т. е. постановку и уточнение

артикуляции звуков;

3) последовательное и планомерное развитие звукового анализа

и синтеза слова.

Как известно, на начальном этапе обучения детей языку первостепенная

роль отводится углубленной и разносторонней работе

над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно

их произносить, осознавать звуки как фонемы.

Однако время, отведенное программой на усвоение материала

этого раздела, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное

речевое развитие и дошкольную подготовку. Оно оказывается

недостаточным для детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием...

Таким образом, основными задачами учителя, независимо от

того с учащимися каких классов он проводит специальные занятие,

являются:

1. Максимальная направленность и более продолжительная

по количеству времени работа по формированию у ребенка умения

сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала

на правильно произносимых, позже — на уточненных и исправленных

звуках).

2. Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые

правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или

звучат недостаточно отчетливо, смазанно.

3. Постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков

и введение их в речь.

4. Формирование умений сопоставлять и различать систему

дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков.

5. Закрепление уровня звукового анализа, который доступен

ребенку, и постепенное подведение к устойчивому автоматизированному

навыку, т. е. обучение ребенка более сокращенным и

обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой

анализ, формирование умения выделять звуки не только в

сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания...

Чтобы направить внимание и интерес ребенка к звуковой стороне

речи, научить его прислушиваться к звукам, выделять их из

слова, необходимо вначале организовать его ориентировку в зву-

100

ковом составе слова на правильно произносимых и четко дифференцируемых

звуках. После этого внимание ребенка следует

сосредоточить на вновь поставленном или уточненном в произношении

звуке. На специально подобранном речевом материале

достигается правильное произношение звука, различение и выделение

этого звука из состава слова, умение определять его место

в целостном звуковом комплексе слога или слова.

Когда ребенок усвоит правильное произношение изучаемого

звука... проводится работа по дифференциации этого звука от

других акустически и артикуляционно близких звуков. Детям

предлагаются упражнения на сравнение и сопоставление звуков

по артикуляционным и акустическим свойствам, на различение

этих звуков в словах и связных текстах...

При работе над слуховым восприятием должна строго соблюдаться

поэтапность в применении тех упражнений, которые учитель

предлагает учащимся. Вначале необходимо научить ребенка

различать изучаемый звук среди других в чужой речи... Затем

следует научить ребенка различать отрабатываемый звук не только

в чужой, но и в своей собственной речи.

Лишь после того как ребенок научится самостоятельно различать

изучаемый звук в словах (в чужой и собственной речи), можно

перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова,

отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять

роль и характер связи между звуками в слове.

При подборе речевого материала необходимо следить, чтобы

в предъявленных для звукового анализа словах не встречались

на первых порах звуки, близкие по акустическим или артикуляционным

признакам изучаемому звуку.

Если ребенок испытывает трудности не только в различении

звуков, но и в определении их количества и последовательности

в словах, то вначале для ориентировки можно дать ему готовую

наглядную схему звукового состава этих слов... По мере усвоения

анализа с помощью схемы следует перейти к выделению

звуков путем громкого, несколько утрированного их проговари-

вания в анализируемых словах, и, наконец, действие по звуковому

анализу происходит в умственном плане.

Усвоение каждой новой операции готовит учащихся к последующей,

и в результате практической работы накапливаются определенные

фонематические обобщения и наблюдения над звуковой

стороной языка.

После того как будет достигнута четкость произношения и

восприятия каждого из смешиваемых или заменяемых звуков...

приступают к последнему этапу работы над звуком — к его дифференциации.

Предлагая учащимся упражнения на дифференциацию звуков,

следует обращать их внимание на различие в звучании, артикуляции

звуков, на их смыслоразличительную роль в слове.

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях

с нарушениями речи. — М., 1985.

Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева

Дислалия у детей

Дислалией называется стойкое нарушение произношения одного

или нескольких звуков речи. Оно выражается в том, что

некоторые звукилибо совсем не произносятся (опускаются), либо

искажаются до неузнаваемости, либо заменяются другими...

Классификация дислалии

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую

и сложную. Если в произношении отмечается до четырех

дефектных звуков, то диагностируется простая дислалия, если пять

и более — сложная.

Если дефект выражается в нарушении произношения одной

артикуляционной группы звуков (например, свистящих), то дислалия

называется мономорфной. Если же дефект распространяется

на две и более артикуляционные группы (например, ротацизм,

сигматизм и ламбдацизм), то дислалия называется

полиморфной...

Причины дислалии

Одной из самых распространенных причин недостатков звукопроизношения

является неправильное строение артикуляционного

аппарата. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную

уздечку языка (подъязычная связка). При этом дефекте

движения языка оказываются затрудненными, так как слишком

короткая уздечка не позволяет ему при верхнеязычных звуках

высоко подниматься. Кроме того, дислалия может быть вызвана

либо слишком большим, едва умещающимся во рту и от этого

неповоротливым языком, либо, наоборот, слишком маленьким

и узким языком, что также затрудняет правильную артикуляцию.

Дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса,

также могут вызвать дислалию.

102

Неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести

к дислалии. Например, при больших расщелинах между

зубами язык в момент речи может попадать в эти расщелины,

искажая звукопроизношение.

Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное

строение нёба. Узкое, слишком высокое (готическое)

нёбо препятствует правильной артикуляции многих звуков.

Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная,

малоподвижная верхняя губа затрудняет четкое произношение

губных и губно-зубных звуков.

Дислалия наступает также и вследствие недостаточной подвижности

органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней

челюсти. Она может быть вызвана также и неумением ребенка

удерживать язык в нужном положении или быстро

переходить от одного движения к другому.

Еще одной причиной дислалии является неправильное воспитание

речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь

под детскую речь или умиляясь забавному лепету ребенка, долгое

время сюсюкают с малышом, а это задерживает развитие у

него правильного произношения.

Дислалия может возникнуть и вследствие подражания. Вредным,

как правило, оказывается постоянное общение ребенка с

малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное

звукопроизношение. Ребенок может также подражать

искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особенно

вредно для детей постоянное общение с людьми, чья речь

неясна, косноязычна или слишком тороплива, а иногда просто

пронизана диалектными особенностями. Может плохо сказаться

на речи детей и пребывание в двуязычном окружении. Разговаривая

в раннем возрасте на разных языках, ребенок часто переносит

особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии у детей оказывается так называемая

педагогическая запущенность. Если взрослые не обращают

внимания на развитие правильного звукопроизношения ребенка,

не поправляют его ошибок в речи, сами не произносят звуки

четко и правильно, не привлекают внимание малыша к правильному

произношению того или иного звука, то в этом случае его

речь, не подвергаясь необходимой коррекции со стороны взрослых,

тормозит нормальное развитие произношения ребенка.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть обусловлены

и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка

отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся

между собой тонкими акустическими признаками... В ре-

3Ультате надолго задерживается развитие правильного звукопро-

изношения у детей. В свою очередь недостатки в произношении

звуков, особенно если они выражаются в их замене или в смешении,

могут затруднять формирование фонематического слуха

и в дальнейшем стать причиной общего недоразвития речи и

нарушений письма и чтения.

Дислалия у детей может быть вызвана и снижением слуха.

Причиной тяжелой и длительной дислалии может быть и недостаточное

умственное развитие ребенка.

Отграничение сложныхформ дислалии

от сходных состояний

Нередко в специальные детские сады попадают дети с внешними

симптомами, сходными с проявлением сложной дислалии,

отягощенной фонематическим недоразвитием. Однако боковое

произношение многих фонем, появление излишней слюны

в момент речи, неумение удерживать ту или иную артикуляционную

позу продолжительное время, нижняя артикуляция некоторых

верхних звуков должны насторожить логопеда и заставить

провести особо тщательное обследование подвижности речевых

органов, а также качество движений языка, их точность и силу.

Для этой цели необходимо внимательно изучить положение и

поведение языка в полости рта в состоянии покоя. При этом

можно обнаружить, что положение языка постепенно меняется:

он то лежит спокойно, то оттягивается внутрь рта, то выгибается

кверху, то отклоняется в сторону.

Если предложить ребенку поднять язык вверх, то можно наблюдать

много лишних движений (язык высовывается резко вперед,

становится длинным, узким), прежде чем язык примет нужное

положение. Это свидетельствует об изменениях тонуса мышц

языка, одной его половины или только кончика.

Качество движений языка легко проверить, предложив ребенку

многократно выполнить следующее упражнение: поднять язык

вверх, затем вытянуть вперед, повернуть его к левому уху и, наконец,

к правому. При этом легко обнаружить неточность и недостаточность

силы движений языка, а иногда и его вялость. Такие

явления обусловлены гиперкинезами языка, постоянно подвижного,

как бы не находящего нужного положения.

Далее следует проверить язык на утомляемость. Для этой цели

можно предложить ребенку 1 —2 мин показать, как кошка лакает

молоко, т.е. попросить его производить быстрые движения языка

вперед. Внимательно наблюдая за поведением языка, можно

обнаружить замедление темпа движений, их неточность. Если

после таких упражнений попросить ребенка высунуть язык впе-

104

ред, то язык заметно отклонится в сторону и не сможет находиться

в спокойном состоянии. Все это свидетельствует о наличии

мышечной и иннервационной недостаточности в органах

артикуляции.

Если ребенок называет изображенные на картинках предметы

и при этом артикуляция многих звуков неточна, как бы смазана,

или после многократного повторения слов наступает заметное

утомление, артикуляция становится замедленной, неполной,

или для многих звуков характерно боковое произношение,

то перечисленные симптомы свидетельствуют не о дислалии, а о

стертой форме псевдобульбарной дизартрии. Детей с таким диагнозом,

так же как и дислаликов, зачисляют в группу для детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Бывает и так, что при первичном обследовании логопед не

заметил у ребенка стертой формы псевдобульбарной дизартрии

и принял ее за дислалию. Но, приступив к коррекционной работе,

обнаружил, что тот или иной ребенок заметно отличается от

остальных особой трудностью преодоления недостатков звукопроизношения.

В таком случае необходимо снова провести логопедическое

обследование данного ребенка, особо обратив внимание

на только что перечисленные признаки.

Методы устранения дислалии

Исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается

с постановки у них точного, тонко дифференцированного

произнесения звукосочетаний, одновременно у них развивают

фонематическое восприятие. Понятно, что без полноценного восприятия

фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное

произнесение. Вот почему, если при логопедическом обследовании

устанавливается нарушение фонематического слуха,

то прежде всего следует начинать работу по его развитию. Развитие

фонематического восприятия проводится в игровой форме на

фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно

вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и

те, которые вновь ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную

речь ребенка). Кроме этого, с первых занятий

параллельно проводится работа по развитию слухового внимания

и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий

позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии

фонематического восприятия. Ведь неумение вслушиваться

в речь окружающих часто является одной из причин неправильного

звукопроизношения

Развитие фонематического восприятия. В процессе логопедических

занятий ребенок должен, прежде всего, овладеть умением

контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая

речь окружающих с собственной.

Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать

фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1) узнавание неречевых звуков; 2) различение одинаковых слов,

фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

3) различение слов, близких по звуковому составу; 4) дифференциация

слогов; 5) дифференциация фонем; 6) развитие навыков

элементарного звукового анализа...

Артикуляционная гимнастика. При предварительном логопедическом

обследовании часто обнаруживаются нарушения в строении

и подвижности органов артикуляционного аппарата. В таких

случаях параллельно с работой по развитию фонематического

восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные

упражнения). Целью такой гимнастики является выработка

полноценных движений артикуляционных органов, необходимых

для правильного произношения звуков. Кроме того,

с ее помощью происходит объединение простых движений в сложные,

в артикуляционные уклады различных фонем.

Как правило, упражнять следует лишь нарушенные движения

и только те, которые нужны для постановки определенного звука.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить

на два вида упражнений: статические и динамические.

Статические подготовительные упражнения

1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить

на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать

10—15 с.

2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять

кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать

язык в этом положении 10—15 с.

3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь

и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 с.

4. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним

коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние

зубы. Удерживать в таком положении 15 с.

5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть

вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном

темпе 10—15 раз.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется медленно

по 8—10 раз.

106

Динамические подготовительные упражнения

1. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то

к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол в

медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15—20 раз.

2. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать

медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать

Ю—15 раз..

3. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к

носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение

проводится под счет логопеда 10—15 раз.

4. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю

губу и убрать язык в глубь рта. Повторять 15 раз.

5. Змейка. Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед,

напрячь и сделать его узким. Узкий язык максимально выдвигать

вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном

темпе 15 раз.

6. Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала

верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз.

7 Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий

язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать

15 раз.

8. Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая

язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Проделать

15 раз.

При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед

должен выбирать из всех перечисленных упражнений только

те, которые необходимы для данной артикуляции и при данных

особенностях подвижности органов артикуляционного аппарата

ребенка.

Исправление дефектов звукопроизношения

Логопедическая работа по устранению дислалии проводится

на основе артикуляционных навыков через использование компенсаторных

возможностей организма (зрительных и слуховых

восприятий, тактильных и кинестетических ощущений).

Занятия по исправлению дефектов звукопроизношения ведутся

в следующей последовательности:

1) подготовительные упражнения;

2) постановка звука;

3) автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых,

обратных, со стечением согласных);

107

4) автоматизация навыка произношения звука в словах;

5) автоматизация навыка произношения звука в предложениях;

6) автоматизация навыка произношения звука в самостоятельной

речи;

7) дифференциация звуков...

Филинева Т. Б. Чевелева Н. А.. Логопедическая работа

в специальном детском саду. — М. 1987.

С. 5 - 24.

Б. М. Гриншпун

Дислалия

Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: