Дифференциация дислалии 9 страница

разумной дозировки материала, определения последовательности

в исправлении звуков, а также представления о том, какие

звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны

отрабатываться последовательно.

Гриншпун Б. М. Дислалия. — М. 1989

Раздел 2 РИНОЛАЛИИ

М. Д. Дубов

Клиническая картина при расщелинах нёба

Расщелина нёба проявляется прежде всего более или менее

широким сообщением между полостями рта и носа. Это сообщение

не всегда соответствует протяженности расщелины.

При сквозных односторонних расщелинах с наклонным стоянием

нёбных пластинок и сошника сообщение это может быть

сравнительно незначительным, тем более, что часть просвета еще

закрывается гипертрофированными нижними носовыми раковинами.

Сообщение между ротовой и носовой полостями уменьшается,

в особенности после рано произведеннойхейлопластики.

При двухсторонних сквозных расщелинах сообщение вначале очень

широко, но после ранней хейлопластики сообщение это в переднем

отделе нёба может быть доведено до минимума благодаря

сближению краев нёбных пластинок и сошника. Наиболее широкое

сообщение наблюдается при полных несквозных расщелинах.

Частичные расщелины, в том числе и скрытые, иногда связаны с

большим укорочением мягкого нёба, и сообщение ротовой полости

с носовой в заднем отделе выражено при этом особенно резко.

Степень укороченное™ мягкого нёба может быть установлена

прямым измерением расстояний между режущим краем верхних

центральных резцов и задней стенкой глотки и между режущим

краем тех же резцов и задним краем мягкого нёба. При

этом нет необходимости пользоваться какими-либо специальными

приспособлениями или, как рекомендуют некоторые авторы,

изогнутой по рельефу нёба проволокой. Можно пользоваться

обычным смотровым шпателем или градуированной линейкой.

Сравнивая отрезки прямой (хорды) вместо отрезков соответствующих

дуг, вряд ли можно допустить большую ошибку. Разность

между полученными величинами и будет указывать на степень

недостаточности (укорочения) мягкого нёба, которая зависит от

формы расщелины, степени недоразвития нёбных пластинок,

возврата. Измерения произведенные у 216 больных, дали результаты,

приведенные в таблице (см. с. 121).

Само собой разумеется, что эти цифры дают только анатомическую

характеристику условий для замыкания носоглоточного

120

прохода. Замыкание этого прохода обусловливается состоянием

мышц глоточного кольца, степенью их недоразвития, что наблюдается

при расщелинах нёба. При этом следует также учитывать

общее состояние больного, в частности — состояние и деятельность

его мышечного аппарата вообще.

Т а б л и ц а

Укорочение нёба при расщелинах, по нашим наблюдениям

Форма расщелины Число

больных

Среднее укорочение

(в мм)

Сквозная двухсторонняя 19 16,3

,, односторонняя 62 13,2

Несквозная полная 25 16,4

частичная 94 14,2

скрытая 16 15,9

Из таблицы, между прочим, видно, что степень недостаточности

нёба не всегда совпадает с тяжестью формы расщелины.

При несквозных расщелинах наблюдается большее укорочение,

чем при сквозных односторонних. Это подтверждается и клиническими

наблюдениями. При сквозных односторонних расщелинах

речь бывает порой значительно менее искажена, чем

при несквозных, особенно полных и даже частичных и скрытых.

Если шпателем отдавливать мягкое нёбо кзади и кверху, симулируя

его движения при фонации и глотании, можно убедиться,

что задний край мягкого нёба в той или иной мере не достигает

задней стенки глотки, как в норме. В этом можно также

убедиться, наблюдая рефлекторные движения мягкого нёба при

раздражении инструментом слизистой корня языка или задней

стенки глотки.

Этот момент недостаточности нёба в переднем отделе как

пассивной перегородки между ротовой и носовой полостями и

как активного клапана в заднем отделе обусловливает основные

функциональные расстройства у носителей расщелины.

_У-Щ>ворожденных

и^тРУ^нои в о зРа с т е на первый план выступают

^шбстрбиства"со стороныГШГГания и:цыхания. Невозможность

герметизации полости рта, необходимой для сосания, нарушает

последнее уже в первой его стадии — аспирации; кроме

того, при проглатывании часть молока выливается через носовые

ходы. При недостаточно внимательном или неумелом уходе

весь процесс вскармливания ребенка сразу нарушается, очень

часто его сразу переводят на искусственное питание со всеми

вытекающими отсюда последствиями. Если же продолжаются

121

попытки прикладывания ребенка к груди или же вскармливание

продолжается без достаточного контроля за количественной стороной

и без борьбы с расстройством глотания, ребенок начинает

страдать от недоедания. Расстройства питания — одна из основных

причин высокой летальности детей с расщелинами нёба в

этом периоде.

Наряду с этим наблюдаются расстройства со стороны дыхательной

системы. Невозможность разобщения ротовой и носовой

полостей приводит к смешанному ротовому и носовому дыханию,

выключается, по крайней мере частично, механизм

фильтрации, согревания и увлажнения вдыхаемого воздуха. Отсюда

— частота заболеваний дыхательных путей, играющих также

немаловажную роль в повышенной летальности носителей

расщелин.При расщелинах нередко наблюдаются хронические

воспалительные заболевания глотки и миндалин: слизистая глотки

в состоянии застойной гиперемии, лимфатические фоликулы в

толще слизистой оболочки увеличены, что выражается в ее зернистости,

миндалины гипертрофированы. Невозможность разобщения

носовой и ротовой воздушных струй обусловливает затруднение

дыхания; при длительном разговоре, громком чтении

больным «не хватает воздуха».

Нарушение деятельности мягкого нёба при расщелинах вызывают

изменения и в деятельности слуховой (евстахиевой) трубы. В

норме мышца, растягивающая мягкое нёбо, при сокращении расширяет

просвет трубы, а подымающая мягкое нёбо мышца расширяет

просвет в области перешейки трубы и суживает ее глоточное

отверстие. Нарушение функции этих мышц и наличие

хронических воспалительных процессов в носоглотке способствует

возникновению катара слуховой трубы — евстахнита, что нарушает

вентиляцию барабанной полости, всасывание воздуха из

последней в капилляры слизистой оболочки и замещение его углекислотой.

Это приводит к понижению атмосферного давления

и втягиванию барабанной перепонки (В. Н. Воячек, С. М. Компа-

неец). Больные жалуются на закладывание ушей, шум в ушах.

Симптомы бронхоаденита, что при рентгеноскопии выражалось

в наличии в корнях легких плотных узлов или в усилении

корневого рисунка и его тяжистости, мы обнаружили у 40 больных

из 78, обследованных в этом отношении. Среди детей до

10-летнего возраста симптомы бронхоаденита обнаружены у 32

из 56.

Несомненно, что у больных с расщелинами нёба, наряду с

нарушением питания и дыхания, имеют место особенности душевных

переживаний, связанные с положением таких детей в

коллективе. Все это легко сглаживается в семье при достаточно

разумном и любовном отношении окружающих, но такое отношение

значительно сложнее обеспечить в детском коллективе

школы или дошкольного учреждения. Трудности, возникающие

в общении со сверстниками в большом детском коллективе, не

могут, очевидно, не вызывать тяжелых переживаний.

М. Е. Хватцев приводит следующее наблюдение:

Ученик 4-го класса из-за насмешек товарищей в связи с его картавостью перестал

ходить в школу и настолько был психически травмирован, что возник вопрос

о наличии у него шизофрении. После устранения логопедом картавости и соответствующих

оздоровительных бесед мальчик был переведен в другую школу и

стал в ней хорошо учиться, лишь изредка вспоминая о своей «болезни»'

Важным симптомом расщелин нёба является расстройство

речи, которое проявляется в нарушении тембра голоса — открытой

гнусавости (rhinolalia aperata) и нарушении образования отдельных

звуков — артикуляции (dyslalia literalis — disarthria).

Гнусавость, т.е. носовой оттенок речи, связана с наличием

широкого сообщения между ротовой и носовой полостями и недостаточным

замыканием носоглоточного прохода из-за укорочения

мягкого нёба, вследствие чего голосовыдыхательная струя

почти полностью проходит через нос. Этому способствует разобщение

комплекса нёбно-глоточного сфинктера и пониженная

подвижность мышц глотки, в особенности верхнего сжимателя

глотки и нёбных дужек.

Расстройство ^ д у у п п ^ р я ч п ^ р н и с т ч я д и г и т как от нарушения

деятельное!и Мышечного <ЯТпарата Мягкого нёба, глотки и языка,

так и от деформации твердого нёба, альвеолярного отростка,

неправильного расположения зубов, при наличии расщелины губы

— от недостаточной ее подвижности после хейлопластики и,

иногда, еще от нарушения формы крыла носа (ноздри). Мышечный

аппарат, очевидно, уже очень рано приспосабливается к

своеобразным условиях глотания у носителей расщелин; к этому,

с развитием речи, присоединяются усилия при разговоре.

Возникает гипертрофия языка в задних отделах, подвижность же

кончика его, наоборот, понижена. Это отметил еще Лангенбек.

Наряду с недостаточностью периферического речевого аппарата,

и как следствие этой недостаточности, нарушается воспитание

всего нервно-мышечного аппарата речи. Состояние периферического

аппарата речи обусловливает характер проприоцептивных

возбуждений от двигательно-речевых аппаратов, которые передаются

на эффекторные аппараты двигательно-речевого анализатора

для осуществления речевого акта (Н. К. Красногорский). Ба-

1 Х в а т ц е в М. Е. Логопедия. М., 1951. — С. 11.

123

зисом речи или базальным компонентом являются, по И. П. Павлову,

кинестезическиераздражения речевых органов.

Таким образом, при наличии расщелины нёба возможна задержка

в развитии речи, извращенное воспитание слуха, и поэтому

больные «не слышат своей гнусавости». Это приводит к

трудностям в усвоении языка, правописания.

Следует учесть, что на нормальное развитие речи в раннем

возрасте могут влиять расстройства питания, рахит и другие заболевания

и что даже «относительно легкие расстройства питания

уже оказывают задерживающее влияние на речевые реакции;

более тяжелые расстройства надолго останавливают развитие

речи».1

Речь у носителей расщелин иногда сопровождается компенсаторными

гримасообразными движениями мимических мышц

лица, в особенности крыльев носа. Больные как бы стремятся

движением крыльев носа задержать прохождение воздушной

струи.

Наряду с движением крыльев носа, у некоторых больных при

разговоре сокращаются лобные мышцы, мышцы, сморщивающие

брови. По меткому выражению Дорреиса — это больные,

«разговаривающие лицом» (Facetalkers). Все это создает впечатление,

что среди носителей расщелин много умственно-отсталых,

на что указывают некоторые зарубежные и отечественные

авторы. В действительности умственная отсталость носителей

расщелин часто является только кажущейся, что подтверждает и

наши наблюдения.

Са-в И. 17 лет, с правосторонней расщелиной губы и нёба производил впечатление

умственно отсталого, настолько плохо вступал в общение, что мы не

решились оперировать его под местным обезболиванием, как обычно в таком

возрасте. Уранопластика была произведена под эфирным наркозом. Однако уже в

послеоперационном периоде больной стал общительнее, и последующую операцию

на губе хорошо перенес под местным обезболиванием. В дальнейшем поведение

больного ничем не отличалось от поведения сверстников, умственное его

развитие вполне соответствовало возрасту.

Другая больная, Ф-ва С. (1953 г.), имевшая частичную расщелину нёба, по

словам матери, считалась умственно отсталой, речь ее понимала только мать; до

10 лет не училась. В этом возрасте ей был изготовлен «плавающий» обтуратор. В

1949 г. поступила в школу, в 1953 г. успешно перешла в 5-й класс. Поступив в

клинику в 1953 г., она сначала отказывалась от операции и просила изготовить

новый обтуратор. В дальнейшем, основательно расспросив персонал и окружающих

больных, согласилась на операцию и хорошо перенесла ее под местным обезболиванием.

к р а с н о г о р с к и й Н. И. К пятидесятилетию условных рефлексов. // Педиатрия.

— 1953. — № 2. — С. 7.

Среди оперированных у нас по поводу расщелин нёба имеются

люди, окончившие затем с отличием вузы, оставленные в аспирантуре,

способные работники разных специальностей. Такие

же наблюдения имел и И. С. Венгеровский.

Хейм проследил судьбу 413 носителей расщелин в возрасте

старше 14 лет. Все они по состоянию здоровья, психическому

развитию и успеваемости в школе ничем не отличались от своих

сверстников.

Организация лечебной и профилактической

помощи при расщелинах нёба

В деле организации медицинской помощи при расщелинах

нёба основная задача — предупреждение высокой летальности

детей с расщелинами нёба и обеспечение своевременного и рационального

их лечения. Для этого необходимо провести ряд

мероприятий, которые лучше всего осуществить в виде диспансеризации

при совместной работе врачей-акушеров, педиатров и

стоматологов, на базе нашей обширной сети детских лечебно-

профилактических учреждений, имеющих огромный опыт диспансерного

обслуживания. Успеху этих мероприятий должны

также содействовать медицинский и воспитательский персонал

дошкольных учреждений, врачи и педагоги в школах.

Важным моментом является своевременный учет и регистрация

новорожденных с расщелинами губы и нёба, для чего необходимо

ознакомить персонал родовспомогательных учреждений

с вопросами распознавания этого уродства в его разнообразных

проявлениях.

Одна из первых мер — правильная организация питания этих

детей, начиная с первых часов жизни. Необходимо стремиться

обеспечить естественное или, по крайней мере, целесообразное

искусственное вскармливание, по возможности грудным молоком

матери.

Только отдельные новорожденные с расщелинами нёба способны

самостоятельно брать грудь. Если же первое кормление

проводится через рожок или с ложечки, то ребенка затем трудно

приучить к сосанию груди, даже если это становитсядля него

возможным. Это можно объяснить быстротой образования и стойкостью

условных рефлексов у детей (Н. И. Красногорский). Поэтому,

А. А. Лимберг правильно настаивает на применении приспособлений

для естественного вскармливания детей с расщелинами

уже с первого кормления. Однако, если это не сделано, не

125

следует отказываться от попыток прикладывания к груди в дальнейшем.

Следует считаться также с тем, что при длительном сцеживании

лактация у матери может прекратиться, и ребенка приходится

полностью переводить на искусственное питание, что,

хонечно, нежелательно.

Издавна предлагались приспособления для вскармливания

детей с расщелинами нёба в виде сосок-обтураторов (П. С. Пергамент,

Санвенеро-Россели и др.), однако большинство их может

быть изготовлено только фабричным путем, и поэтому они

мало доступны для широкой практики. Весьма ценными являются

попытки использовать приспособления, которые можно

изготовить по мере надобности из подручного материала.

Одно такое приспособление можно изготовить из куска любой

мягкой резины (использованная резиновая грелка, резиновый

пузырь для льда). Кусок резины вырезают по форме грудной

железы, а в центре его — языкообразную пластинку для закрытия

расщелины. Эту резиновую накладку закрепляют на груди

завязками так, чтобы язычок лежал выше соска. Накладку для

груди можно изготовить из более плотной резины, а края пластинки

и язычок — из тонкой резины от перчатки, которая будет

меньше раздражать нежную слизистую оболочку рта ребенка. На

язычке можно прикрепить баллон, изготовленный из пальца резиновой

перчатки (Н. И. Ярчук).

А. А. Лимберг (1952) описал резиновый баллон для естественного

вскармливания. Палец от резиновой перчатки, соответствующий

размеру расщелины, соединяют с тонкой резиновой

трубкой при помощи клея и тесемки. Чтобы предупредить сужение

просвета трубки на месте соединения с баллоном, в нее

вставляют колечко из стеклянной трубки или спираль. Баллон

смачивают молоком или сладкой водой и вводят в расщелину

перед кормлением. Трубку выводят через расщелину альвеолярного

отростка, носовые ходы или ротовую щель; затем баллон

надувают до расправления,на конец трубки накладывают зажим

Кохера или Пеана и одновременно ребенка прикладывают

к груди.

Разумеется, что вскармливание ребенка при помощи таких

приспособлений требует настойчивости и должно контролироваться

повторным взвешиванием ребенка. В крайнем случае можно

вскармливать ребенка из рожка с широкой резиновой соской,

которая одновременно закрывает просвет расщелины, как обтуратор.

Гиёрги-Алгай (Gyorgy-Algaay, 1957) предложил ввести в просвет

соски кусок резиновой губки. Это усиливает сопротивление

току молока и заставляет ребенка сосать не напряжением щеч-

126

ных мышц, а при помощи движений нижней челюсти, как при

естественном вскармливании, что способствует развитию над-

подъязычных мышц и предупреждает возникновение аномалий

прикуса.

Чтобы предупредить затекание молока в носовую полость,

следует ребенка кормить не в обычном горизонтальном положении,

а в наклонном кзади. В консультациях желательно иметь

плакаты с изображением разных способов вскармливания.

Следующая важная задача — предупреждение заболеваний,

связанных с нарушением акта дыхания, которые, как уже было

указано, часто поражают детей с расщелинами нёба. Матери,

замечая частые заболевания верхних дыхательных путей и легких

у детей, перестают выносить их на воздух. К этому примешивается

защита от посторонних взглядов при наличии расщелины

губы. Все это создает опасности, связанные с грубым

нарушением режима грудного ребенка, лишением его свежего

воздуха, инсоляции. Необходимо бороться с опасностями от нарушения

дыхания, преодолеть ложный стыд матери. Опыт показал,

что если закрывать на воздухе нос и рот ребенка маской из

1—2 слоев марли, это помогает очистке и согреванию вздыхае-

мого воздуха и защищает нижнюю часть лица от взглядов любопытных.

Все эти меры, разумеется, могут быть проведены с достаточным

успехом только при постоянном наблюдении опытного и

хорошо осведомленного в этом вопросе медицинского персонала.

Непосредственно из родильного дома ребенка передают под

специальное наблюдение детской поликлиники. Здесь должна

быть обеспечена дальнейшая организация рационального вскармливания,

снабжениегрудным молоком, смесями и т. д. Кроме

того, через специальное наблюдение участкового педиатра и патронажной

сестры регулируют домашний режим ребенка. Периодическая

консультация оториноляринголога необходима для предупреждения

и своевременного лечения заболеваний верхних

дыхательных путей и слухового аппарата (евстахииты!).

В возрасте 6—8 месяцев при наличии расщелины губы возникает

вопрос об оперативном вмешательстве. Желательно, чтобы

детская поликлиника или амбулатория была прикреплена для

этого к определенному хирургическому учреждению, лучше всего

специализированному стационару, куда можно было бы в организованном

порядке направлять детей.

Особенно важен вопрос о приеме детей с расщелинами губы

и нёба в ясли и детские сады. Этих детей часто неохотно принимают

туда потому, что они нуждаются в особом уходе. Очевидно,

что именно поэтому их следует принимать в первую очередь.

Мы неоднократно наблюдали, как правильное воспитание в коллективе

благотворно влияет, в частности, на умственное развитие

этих детей.

В дошкольном периоде возникает вопрос об оперативном

вмешательстве по поводу расщелины нёба. Очевидно, первый

совет по этому вопросу придется давать детскому врачу. Поэтому

детские врачи должны быть осведомлены о сроках и возможностях

оперативного вмешательства при расщелинах нёба, должна

быть также обеспечена консультация хирурга-стоматолога.

Для того чтобы исключить случайность при обращении за хирургической

помощью, необходимо и в этом случае установить постоянную

связь детской поликлиники с ближайшим специализированным

стационаром (отделение областной или городской

больницы, специализированная клиника и т.п.), куда детей следует

направлять в плановом порядке.

В ряде случаев до операции ребенок может быть снабжен обтуратором,

что улучшает условия питания, уменьшает попадание

пищи в полость носа, способствует развитию мышц мягкого нёба

и речи. Наиболее применим, по нашим наблюдениям, «плавающий

» обтуратор Кэза. Его можно применять уже в грудном возрасте.

Однако вопрос о сроках применения обтуратора должен

разрешаться индивидуально для каждого ребенка.Для установления

стандартных сроков данных еще недостаточно. Естественно,

что с ростом ребенка обтуратор приходится менять. В задачу

диспансерного обслуживания входит, таким образом, снабжение

носителей расщелин обтуратором и наблюдение за правильным

пользованием.

Обтуратор Кэза назван «плавающим» потому, что он удерживается

не на зубной пластинке, как другие обтураторы, а на краях

костной расщелины и мышцами мягкого нёба и глотки, которые

охватывают его кольцом и держат «как бы в объятиях».

Применим он при расщелинах, хотя бы частично захватывающих

твердое нёбо.

Обтуратор имеет форму вытянутого овала с более узкой передней

частью, соответственно расщелине твердого нёба, края

обтуратора в этой части желобоватые, для охвата краев костной

расщелины. Задний отдел — «парус», выполняющий просвет

расщелины мягкого нёба, имеет закругленные боковые края и

уплощенный задний, который примыкает к задней стенке глотки

несколько выше валика, образуемого верхним сжимателем

глотки. Весь «парус» располагается на верхней (носовой) поверхности

мягкого нёба. При сокращении во время фонации

или глотания мышцы нёба и глотки отталкивают обтуратор кверху

и кпереди, он удерживается в правильном положении и не

128

может проскользнуть вглубь глотки. Дети обычно быстро привыкают

к обтуратору и перестают ощущать его как инородное

тело. Все это, конечно, действительно, если обтуратор изготовлен

правильно. А. А. Лимберг, все же, рекомендует вначале удерживать

обтуратор на нити, продетой через отверстие в переднем

его отделе.

Для изготовления обтуратора делают гипсовый слепок, причем

гипс вводят не жидким, а в виде комка. Можно ввести в

рот на широком шпателе кусок размягченной оттискной массы

(стента) и, вдавливая его в просвет расщелины сзади наперед

и снизу вверх, сделать слепок, на котором должны быть

отпечатки носовой и ротовой сторон краев расщелины. Если

ребенок при этом сопротивляется и у него возникают рвотные

движения, то это способствует получению хорошего отпечатка.

Слепок выводят, отливают гипсовую модель и изготавливают

шаблон из воска с проволочным каркасом (для прочности).

После примерки шаблона воск, как обычно, заменяют

пластмассой.

Методику изготовления плавающего обтуратора подробно описали

Л. В. Горбанева-Тимофеева (1955) и 3. И. Часовская (1957).

Л. В. Ильина-Маркосян предложила 2 типа обтураторов при

расщелинах нёба.

Для детей грудного возраста изготовляют из эластической пластмассы

пластинку, которая покрывает альвеолярные отростки,

твердое и мягкое нёбо. Обтуратор надевают во время кормления

ребенка. В передней части обтуратора проводят шелковую нить,

с помощью которой пластинку прикрепляют к бутылке с молоком

или «еще где-либо в полости рта».

Таким образом, этот обтуратор, несомненно, уступает «плавающему

», который ребенок носит постоянно, что обеспечивает

не только питание, но и улучшает дыхание, что не может не

отразиться на развитии нёба. Кроме того, при постоянном ношении

обтуратора, как уже указывалось, ребенок привыкает к

нему и перестает ощущать как инородное тело. Осложняет применение

обтуратора Л. В. Ильиной-Маркосян необходимость

частой смены или исправления его. Непонятно также указание

автора о закреплении шелковой нити «где-либо в полости рта» у

грудного ребенка.

Обтуратор для старших детей состоит из зубной пластинки и

нёбной занавески. Последняя состоит из 2 листков. Нижний —

менее эластичный — покрывает расщелины задней трети твердого

нёба и части мягкого со стороны ротовой полости; верхний,

более тонкий и эластичный листок покрывает расщелину мягкого

нёба с носоглоточной стороны и при сокращении мышц мяг-

кого нёба доходит до задней стенки глотки. Очевидно, этот обтуратор

также значительно сложнее плавающего, так как ношение

нёбной (зубной) пластинки должно затруднять, по крайней мере

в первое время, жевание. Кроме того, изготовление такого обтуратора

также, несомненно, сложнее.

В ряде случаев до операции (при ношении обтуратора) и после

операции у старших детей и взрослых необходимо обеспечить

обучение их речи. Возникнет необходимость иметь на местах

кадры инструкторов — логопедов, владеющих методикой обучения

речи при расщелинах нёба. Организация такого обучения

должна войти в систему диспансерного обслуживания носителей

расщелин.

Вся работа по диспансерному обслуживанию должна сопровождаться

мерами санитарного просвещения: распространением

среди населения, особенно среди матерей, правильных сведений

о расщелинах, об излечимости этого уродства.

Вопрос об организации помощи при расщелинах губы и нёба

обсуждался и в зарубежной литературе. В 1946 г. Фог-Андерсен

(Fogh-Andersen) сообщил, что в Дании эта помощь централизована

с 1933 г. Врачи обязаны регистрировать детей с расщелинами,

возможно скорее после рождения. Впоследствии этих детей

вызывают в Институт дефектов речи в Копенгагене, откуда направляют

в специализированный стационар или в ортопедическое

отделение для изготовления обтуратора. В этом же институте

производится обучение речи.

На опыт скандинавских стран ссылается английский автор

Олдфилд (Oldfield, 1949), по данным которого, в Англии имеется

около 60 ООО носителей расщелин. Олдфилд считает, что все носители

расщелин должны быть приняты на учет с рождения для

того чтобы их своевременно и рационально оперировать и подвергнуть

обучению речи.

По Коузину (Coursin, 1950), в Ланкастере, штат Пенсильвания,

в специальной клинике для лечения расщелин нёба обеспечена

комплексная работа хирургов, зубных врачей, ортодонтис-

тов, логопедов и психиатров.

По данным Маргарет Уоррен (Warren, 1958), в 25 штатах Северной

Америки имеются специальные коллективы для обслуживания

детей с расщелинами лица и нёба. Буриан (Burian, 1955)

и Совак (Sovak, 1957) из Чехословакии предлагают специально

учитывать детей с расщелинами лица и нёба.

Дубов М. Д. Врожденные расщелины нёба. — М.,

1960. - С. 35-46.

А. Г. Ипполитова

Логопедические занятия при ринолалии

в дооперационном периоде

Логопедические занятия с детьми при врожденной расщелине

нёба принято начинать после пластической операции нёба,

занятия же в дооперационном периоде, к сожалению, до сих пор

не вошли в практику. Между тем тяжелая операция в полости

рта производится обычно сравнительно поздно (в 7—8 лет), а


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: