Дифференциация дислалии 17 страница

носили стертый, невыраженный характер и часто проявлялись

в процессе произношения звуков речи лишь в нарушениях

наиболее сложных двигательных функций.

Вторую группу составили 7 человек. У детей этой подгруппы в

процессе речи отмечалась вялость артикуляции, нечеткость дикции,

общая смазанность речи. Таким образом, у детей данной

подгруппы имелась недостаточность моторики артикуляторного

аппарата при удовлетворительном состоянии общей моторики. Для

детей этой подгруппы определенную трудность представляло овладение

произношением звуков, требующих мышечного напряжения,

т.е. (р, л), аффрикат, звонких согласных звуков, особенно

взрывных. В силу этого дети звуки (р, л) либо опускали, либо

произносили искаженно, т.е. отмечалось л губно-губное (смычка

заменялась губно-губной фрикцией), р одноударное (в результате

невозможности напряжения и вибрации кончика языка), аффрикаты

распадались на составные части (заменялись преимущественно

щелевыми звуками), звонкие согласные заменялись глухими.

Выраженное и массивное отставание фонетической стороны

речи у этих детей резко не соответствовало как уровню психического,

так и общего речевого их развития.

Устранение недостатков произношения у данных детей мы

начали с общей артикуляторной гимнастики, направленной на

развитие силы движения, после чего проводили работу по постановке

звуков известными в литературе способами. Однако, будучи

поставленными, эти звуки в потоке речи произносились по-

прежнему — речь оставалась смазанной и нечеткой. Поэтому в

дальнейшем мы направили основное усилие на развитие динамической

координации движений, что способствовало улучшению

речи этих детей..

210

У всех детей представленной подгруппы отмечалась неврологическая

симптоматика, которая выражалась в легкой девиации

языка, сглаженности носогубных складок, наличии патологических

рефлексов (хоботковый рефлекс) и асимметрии движений

йзыка и губ. Проявления косноязычия у детей данной подгруппы

дают основание предполагать, что оно было вызвано органическими

нарушениями в речедвигательном анализаторе, которые

носили невыраженный, стертый характер и проявлялись

только в динамических речедвигательных процессах.

Третью подгруппу составили 8 человек. Отличительнойособенностью

речи этих детей была замена одних звуков другими,

при этом нередко один звук имел несколько звуковых вариантов.

Система таких замен (субституций) базировалась на артикуляционном

родстве звуков не только по месту их образования,

но и по способу образования. Результатом являлось смягченное

произношение твердых согласных, замена шипящих звуков свистящими,

губное произношение шипящих звуков и звука л, замена

р и л звуком й.

У этих детей имели место различные виды фонематического

недоразвития. Развитие лексико-грамматического строя речи колебалось

от нормы до выраженного отставания. Отмечались также

затруднения в выполнении произвольных двигательных актов.

Их затрудняло нахождение определенных позиций губ и особенно

языка по инструкции или по подражанию. Значительные трудности

представляло для них овладение дифференцированными

движениями речевого аппарата: кончика языка и его спинки, языка

и губ. Центральный двигательный импульс в данных случаях имел

диффузный характер: так, у этих детей часто отмечался подъем

вверх всей массы языка, в то время как требовалось сделать движение

только одним кончиком языка; отмечались излишние движения

губ при произнесении язычных звуков и т. д. У части детей

эти проявления сочетались с некоторой вялостью движений артикуляторного

аппарата.

Значительно более эффективные результаты были получены

при развитии у детей данной подгруппы сознательного кинестетического

анализа звуков речи с опорой на зрительное восприятие

движений.

У всех детей этой подгруппы отмечалась органическая симптоматика,

которая носила выраженный характер: повышение

сухожильных и периостальных рефлексов с одной стороны, повышение

или понижение мышечного тонуса с одной или двух

сторон, наличие патологических рефлексов.

Отмеченный характер нарушений речевых движений напоминает

по своим проявлениям артикуляторную апраксию, свя-

зываемую с афферентными нарушениями речедвигательного

анализатора. Однако если артикуляторная апраксия вызывает

системное недоразвитие речи — алалию (В. К. Орфинская, 1960;

Р А. Белова-Давид, 1968), то у обследованных нами детей значительное

отставание речи могло иметь место только в двух случаях.

У остальных детей отмечалось или нормальное развитие

всех языковых систем или незначительно выраженное их отставание.

М.Морлей (1959), Х.Риф (1969) предлагают подобные проявления

нарушения движений и вызванное ими расстройство звукопроизношения

называть апрактической дизартрией в отличие

от моторных алалий.

Четвертую подгруппу составили дети (19 чел.), у которых

наблюдалась выраженная общая моторная недостаточность.

Проявления ее были различны: У 14 детей — двигательная неловкость,

малоподвижность, скованность, замедленность всех

движений. У некоторых детей этой подгруппы отмечалось ограничение

объема движений одной половины тела. У 5 детей,

наоборот, — явления двигательной гипреактивности, беспокойства,

быстрый темп движений, большое количество лишних

движений при выполнении произвольных и непроизвольных

двигательных актов. Эти же особенности наблюдались и в

движениях органов речевого аппарата: у одних детей имелась

вялость, скованность движений речевого аппарата, невозможность

выполнения некоторых сложных движений, у других —

двигательное беспокойство, гиперкинезы языка, невозможность

удержания заданного положения языка, наличие большого

числа синкинезий нижней челюсти, лицевой мускулатуры, пальцев

рук и т. д.

У всех детей этой подгруппы косноязычие проявлялось различными

нарушениями звукопроизношения: заменами, пропусками,

искажениями звуков. У 5 детей этой подгруппы отмечался

гнусавый оттенок голоса. Фонематическое и общее речевое

развитие варьировало от нормы до значительного отставания.

У 5 детей отмечалось заикание.

Динамика устранения косноязычия у детей этой подгруппы

была неодинаковой. У некоторых из них (16 чел.) отмечалось

относительно нетрудное становление правильного произношения

в процессе комплексной логопедической работы по развитию

фонематических представлений и воспитанию артикуляции

тех или иных звуков. У других (13 чел.) логопедическая работа по

устранению указанных дефектов носила очень длительный характер.

Работа с этими детьми осложнялась еще тем, что у них

отмечалась в большинстве случаев задержка психического раз-

вития, проявляющаяся в снижении уровня обобщений и осмысления

действительности.

При неврологическом обследовании у всех детей данной подгруппы

отмечались выраженные симптомы поражения центральной

нервной системы. У 13 детей на этом фоне выявилась органическая

микросимптоматика, нарушения функций органов

речевого аппарата: девиация языка, сглаженность носогубных

складок, снижение глоточного рефлекса, асимметричная иннервация

нёба и т. д.

Изучение анамнестических данных всех 53 детей показало,

что наряду с неблагополучием пренатального периода и постна-

тального в анамнезе детей часто отмечались вредности и наталь-

ного периода: асфиксии, применение механических средств родовспоможения

и т. д.

Таким образом, косноязычие у всех представленных детей

имело органическую основу. Однако эти органические нарушения

носили часто стертый характер, проявляясь нередко в нарушениях

моторной дифференциации лишь в потоке речи. Такие

расстройства в практике логопедической работы часто диагностируются

как дислалии.

Однако на основании анализа проявлений описанных форм

косноязычия и динамики их устранения, нам кажется, что данные

расстройства звукопроизношения было бы правильнее отнести

к расстройствам органического ряда и обозначить их как

стертые дизартрии.

Представленные клинические проявления нарушений звукопроизношения

укладываются в рамки существующей классификации

дизартрии... Так, нарушения звукопроизношения, вызванные

избирательной неполноценностью некоторых моторных

функций речедвигательного аппарата (первая подгруппа детей),

а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры

(вторая подгруппа), мы считаем возможным отнести к стертой

форме псевдобульбарной дизартрии.

Клинические особенности нарушения звукопроизношения,

связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных

актов (третья подгруппа), дают основание относить их к

корковым дизартриям.

Дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными

формами моторной недостаточности (четвертая подгруппа)

могут быть отнесены к смешанным формам дизартрии...

Дефектология. — М., 1974. — № 4

ос-

Р. И. Мартынова

Сравнительная характеристика детей,

страдающих легкими формами дизартрии

и функциональной дислалией

Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте

большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической

работы представляют функциональная дислалия и

легкая форма дизартрии.

Анализ случаев детей с дислалией и легкой дизартрией показал,

что для понимания данных речевых расстройств недостаточно

изучение особенностей собственно речевого нарушения.

Патология речи (нарушение звукопроизношения) ограничивает

способности и социальные возможности ребенка, отражается на

всей его личности, в ряде случаев является причиной отрыва от

коллектива. Стесняясь своего речевого дефекта, ребенок становится

замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях.

Дефекты речи в большинстве случаев являются причиной неуспеваемости

его в школе.

Кроме того, мы наблюдали и такие явления, когда ослабление

только отдельных компонентов психики — внимания и памяти

ребенка — отрицательно отражались на его успехах по устранению

речевого дефекта. Особое влияние на речевую, следовательно,

и психические функции, оказывает наличие органической

неврологической симптоматики. Таким образом, мы пришли к

выводу, что наиболее плодотворным является такой прдход к

ребенку, при котором внимание исследователя сосредотачивается

не только на изолированных симптомах (речи), но и на расстройстве

целостной сложной системы всего организма. С этой

целью было проведено всестороннее клинико-педагогическое

исследование детей с функциональной дислалией, легкой дизартрией

и детей с нормальной речью.

1. Результаты исследования физического статуса....Анализируя

результаты исследования, мы можем отметить,.что дети с легкой

формой дизартрии и функциональной дислалией по физическому

развитию несколько отстают от детей с нормальной речью.

? ** ьтаты исследования неврологического статуса. Прове-

тедование показало, что у детей с нормальной речью и

ьной дислалией симптомов органического поражения

^ нервной системы не отмечалось. Изменения со сто-

ра к ^ ивной нервной системы в форме устойчивого дер-

отмеч. тохолодания кистей рук, нарушение потоотделения

и влажности дистальных отделов конечностей (кистей и стоп)

наблюдалось у большинства детей с дислалией. Неврологическая

симптоматика у детей с легкой формой дизартрии при одноразовом

исследовании в поликлинических условиях, часто не выявлялась

и поэтому такие дети причислялись к дислаликам. При тщательном

обследовании и применении функциональных нагрузок

(повторные движения, силовые напряжения) можно выявить симптомы

органического поражения центральной нервной системы в

форме стертых парезов, изменения тонуса мышц, гиперкинезов в

мимической и артикуляционной мускулатуре, патологических рефлексов.

Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов

связано с поражением подъязычных нервов (XII пары), которое

проявляется в виде некоторого ограничения движения языка

в сторону.., гиперкинезов... Повторные движения языка вверх,

вперед и в стороны вызывают быстрое утомление, выражающееся

в замедлении темпа движений, а иногда и легкого посинения кончика

языка. Все эти нарушения обусловлены паретичностью мышц

языка. Ограничение объема движений глазных яблок (III — IV —

VI пары) в виде легкого недоведения до наружной спайки наблюдалось

у некоторых детей... При пробе на аккомодацию и конвергенцию

отмечались легкие парезы конвергенции. У одного ребенка

было отмечено косоглазие. Со стороны тройничных нервов (V пара)

у детей грубых парезов не наблюдалось. Однако при боковых движениях

нижней челюсти у некоторых детей появлялись синкене-

зии в виде поворота головы, языка, реже губ в ту же сторону.

Асимметрия лицевых нервов (VII пара) имелась у детей, главным

образом, за счет сглаженности правой или левой носогубной складки.

Тяжелых расстройств со стороны языкоглоточных и блуждающих

нервов (IX, X пары) у обследуемых детей не наблюдалось.

Однако было отмечено недостаточное сокращение мягкого нёба.

Голос у детей был тихим, глуховатым с небольшим носовым оттенком.

Перечисленные состояния черепномозговых нервов при

легкой форме дизартрии в большинстве случаев носят стойкий

характер, т. к. они обусловлены органическим поражением центральной

нервной системы.

Со стороны двигательной сферы у детей был слабо выраженный

парез с денерваторными изменениями мышечного тонуса.

Сила мышц у детей была удовлетворительной. Однако большинство

детей не сразу включалось в активное сопротивление. Активные

движения у всех обследованных совершалось в полном

объеме, но были замедленными, неловкими, недифференцированными.

В рефлекторной сфере у детей отмечалось оживление

сухожильных и периостальных рефлексов. В ряде случаев наблюдались

рефлексы орального автоматизма, а также непос-

тоянные, истощающиеся патологические рефлексы Бабинского

и Пуссепа. Помимо вышеперечисленные нарушений в неврологическом

статусе у детей с легкой формой дизартрии были отмечены

изменения со стороны вегетативной нервной системы, которые

проявлялись преимущественно в виде потливости ладоней

и стоп, наличии стойкого красного демографизма.

Таким образом, было установлено, что у большинства детей с

легкой формой дизартрии имелась легкая (стертая) неврологическая

симптоматика, которая выявлялась при тщательном исследовании

и указывала на органическое поражение центральной

нервной системы.

3. Результаты исследования психолого-педагогического статуса.

Внимание у детей с функциональной дислалией и особенно с

легкой формой дизартрии менее устойчивое, чем у детей с нормальной

речью... Проведенное исследование отдельных заданий

на внимание позволило выявить пониженный уровень устойчивости

и переключаемое™ внимания у детей с легкой формой

дизартрии и функциональной дислалией. Нарушение механизма

устойчивости и переключаемости внимания, по-видимому, зависит

от недостаточной подвижности основных нервных процессов

в коре больших полушарий...

Память. Характер выполнения задания на зрительную память

у детей с функциональной дислалией и легкой формой дизартрии

аналогичен результатам исследования их на переключаемость

внимания, что по-видимому связано с нарушением нейро-дина-

мических связей в коре больших полушарий... Слабость процесса

запоминания слов у детей с функциональнойдислалией и легкой

формой дизартрии связана не только с затруднением

выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и,

возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего

вследствие недоразвития звукопроизношения.

Таким образом, проведенное исследование памяти по заданиям

показало, что у детей с функциональной дислалией имелись

незначительные, а у детей с легкой формой дизартрии значительные

отклонения, которые можно объяснить не только нарушением

их фонематического слуха, но и расстройством активного

внимания...

Мышление. Дети с нормальной речью и функциональной дислалией

дали одинаковое количество правильных ответов. Дети с

легкой формой дизартрии дали меньшее количество правильных

ответов, причем качество их работы было ниже. При выполнении

заданий дети с легкой формой дизартрии были неуверенны,

пассивны, быстро истощались, проявляли негативизм. Однако

некоторое ослабление их мыслительной деятельности не носило

характер умственной отсталости, а проходило по типу астениза-

ции с выраженным снижением функции внимания и памяти.

Речь. Все дети понимали обращенную к ним речь. Дети с

нормальной речью и функциональной дислалией имели достаточный

словарь, полную фразу, громкий голос и нормальный

темп речи. В отдельных случаях у детей с функциональной дислалией

темп речи был убыстренным. У детей с легкой формой

дизартрии активный словарь был несколько ограниченным, фраза

— короткая, голос — у некоторых тихий, речь быстрая, неотчетливая.

Характерным признаком как для детей с функциональной

дислалией, так и с легкой формой дизартрии было

нарушение звукопроизношения. Фонетические расстройства

проявлялись в виде замены-одних звуков другими... смешения

звуков..., отсутствия звуков... нечеткое искаженное произношение

звуков. У детей с легкой формой дизартрии отмечалось

расхождение между умением произносить звуки изолированно

и в речевом потоке. Изолированно звуки произносились чище,

правильнее, в речевом потоке — неясно, нечетко, так как слабо

автоматизировались и недостаточно дифференцировались. У некоторых

детей с легкой формой дизартрии, кроме нарушения

согласных звуков, неясно произносились и гласные звуки, с легким

носовым оттенком. Фонематический слух у детей в большинстве

случаев был снижен.

1. Отставание в физическом развитии выявлялось значительно

больше у детей с легкой формой дизартрии.., чем у детей с

функциональной дислалией... и детей с нормальной речью...

2. У детей с нормальной речью с функциональной дислалией

отклонений со стороны центральной нервной системы не выявлялось.

При легких формах дизартрии неврологическая симптоматика

в речевой системе выявлялась негрубо: в виде стертых

парезов, гиперкинезов и нарушения мышечного тонуса в артикуляционных

и мимических мышцах. Нарушение со стороны

вегетативной нервной системы особенно отмечалось у детей с

легкой формой дизартрии, в меньшей степени при функциональной

дислалии.

3. Сравнительное исследование психических процессов (внимания,

памяти мышления) у исследуемых деуей показало, что

различие между исследуемыми группами проявляется не только

в нарушении одной локальной функции — нарушении речи,

но и в совокупности всех психических процессов. Нарушение

нервно-психических функций значительно больше выявлялось

при легких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии.

4. Подобное исследование нервной системы и выявление симптомов

органического поражения (при стертых формах дизартрии)

показало, что в этих случаях задерживается темп психического

развития ребенка, что требует более активного медико-

педагогического воздействия.

5. Проведенное исследование психологических особенностей у

детей с легкой формой дизартрии и функциональной дислалией

показало, что работа логопеда не должна ограничиваться постановкой

и исправлением только дефектных звуков, но должна иметь

более широкий диапазон коррекции личности ребенка в целом.

Расстройства речи и методы их устранения. / Под

ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. — М.

1975. - С. 79-91.

Л. А. Данилова

Методы коррекции речевого и психического

развития у детей с церебральным параличом

В определении детского церебрального паралича, принятого

интернациональной группой исследователей в Оксфорде в 1958 г.

отмечается, что это страдание обусловливается заболеванием головного

мозга, поражающим те отделы, которые ведают движениями

и положениями тела, и обращается внимание на тот факт,

что это заболевание приобретается на ранних этапах развития

головного мозга.

Следовательно, речь идет о диффузном поражении головного

мозга на ранних этапах его формирования, что может привести

к сенсорным и речевым нарушениям у ребенка, страдающего

церебральным параличом. Кроме того, наличие двигательных

дефектов создает предпосылки для особенностей развития

познавательной деятельности детей, так как чувственное познание

формируется на основе анализаторной деятельности

мозга.

Различные формы чувственного познания (ощущение, восприятие

и представление) являются основными ступенями или моментами

в развитии чувственных знаний человека об объективной

действительности. Здоровый ребенок познает окружающий

мир посредством всех данных ему природой анализаторов. Как

известно... уже на 3—4 месяце жизни он тянется за предметом.

Дети с церебральным параличом, у которых имеются парети-

ческие явления в руках, обычно испытывают затруднения при

взятии предметов. А если к этому присоединяется парез ног, то

это еще больше суживает круг предметов, которые они могли бы

держать в руках, резко ограничивает их двигательную активность.

Таким образом, развитие познавательной деятельности ребенка

задерживается.

Здоровый младенец уже с 4 мес. старается схватить любой

предмет и, кроме ощупывания, потрогать его губами и языком.

Следовательно, у него возникают первые ощущения и представления

о фактуре, форме, величине, толщине, весе, температуре

и даже вкусе различных предметов. Страдающий церебральным

параличом получает ничтожную долю этой информации, и соответственно

у него задерживается развитие стереогноза, тактильной

и температурной чувствительности, а также в словаре не

могут появиться слова, обозначающие эти понятия. Кроме того,

в этот период нормально развивающийся ребенок получает качественно

новую информацию о пространстве и времени, ощущает

насколько труднее дойти до кухни, чем до дивана, до стола,

и какие сложности возникают при спуске по лестнице. Одновременно

он начинает познавать направление и ориентироваться

среди предметов. Больной ребенок лишен этих впечатлений.

Еще И. М. Сеченов отметил, что ходьба является важнейшим

фактором в формировании восприятия пространства и времени,

а следовательно, здоровый ребенок в процессе передвижения

начинает улавливать разницу между количеством времени, затрачиваемым

на период из одного помещения в другое (переход

из комнаты в комнату, прогулка в парк). Гораздо более монотонно

течет время у ребенка, прикованного болезнью к кровати.

Недостаток информации во многом определяет незрелость его

аналитико-синтетических связей и недоразвитие пассивного и

активного словаря...

Нарушения познавательной деятельности. Не случаен тот

факт, что почти во всех работах о церебральных параличах можно

отметить интерес к особенностям познавательной деятельности

детей, страдающих этим заболеванием. Так, М. О. Гуревич и

Н. И. Озерецкий (1935) отметили утрату и западение одних интеллектуальных

функций при сохранности других... М. Б. Эй-

динова, Е. Н. Правдина-Винарская и др. считают, что главным

недостатком психического развития детей с церебральным

параличом является их неспособность к обобщению. Между

тем, Е. О. Кириченко (1962) установила, что у детей с церебральным

параличом, крайне ограничен кругозор и запас знаний,

наблюдается несоответствие между задержкой развития

функции счета и относительно сохранной способностью к обобщению.

Познавательная деятельность, как известно, чрезвычайно сложна.

Она формируется в результате стереогноза, всех видов восприятия,

пространственных представлений, а также и некоторых

других сторон психической жизни. О нарушениях стереогноза, в

частности при церебральных параличах, впервые упоминает Wernicke

(1874). Он установил, что нарушение стереогностического

чувства непропорционально расстройствам других видов кожной

чувствительности и может иметь место при полной сохранности

последних... В 1964 г. Н. К. Боголепов и К. А. Семенова также

установили, что при всех формах церебрального паралича имеет

место глубокая задержка развития кинестетического анализатора,

что выражается в его не соответствующейвозрасту низкой физиологической

лабильности и высоких порогах возбудимости.

Встречаются литературные указания и на возможность других

нарушений познавательной деятельности у таких детей. Так, на

дефекты зрительного восприятия при детском церебральном параличе

обращает внимание ряд авторов, которые отмечали зрительную

агнозию у этих детей... наблюдали, что дети с церебральным

параличом не всегда зрительно правильно узнают

предметы различной формы..., плохо различают геометрические

формы. Было обращено внимание на взаимосвязь зрительного

восприятия формы и нарушения стереогностической функции:

расстройство последней не всегда влечет за собой дефекты визуального

восприятия формы, но недостаточность зрительного восприятия

формы, как правило, сочеталась с астереогнозом. Кроме

того, интересным является тот факт, что описанные визуальные

расстройства сопровождались нарушением пространственных

представлений.

Приведенные литературные данные говорят о трудностях,

которые возникают при формировании познавательной деятельности

больного ребенка, и, следовательно, о необходимости разработки

коррекционных мероприятий, направленных на компенсацию

этих нарушений.

Нарушения речи. Ряд авторов указывали, что при детском

церебральном параличе имеют место различные речевые расстройства

(М. Я. Брейтман, 1902; М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий,

1935; М. Б. Эйдинова, Е.Н.Правдина-Винарская, 1959; Phelps, 1945;

N. Botta, P. Botta, 1958; Tardien, 1966). При этом обращалось внимание

на многообразие речевых дефектов. Так. М. Я. Брейтман

(1902) отмечал, что расстройства речи при церебральном параличе

представляют разнообразные формы — от незначительных нарушений

произношения (медленная, тяжкая речь) до афазии.

Наиболее распространенным дефектом речи при этом заболевании

является дизартрия. Еще Littlew в 1853 г., описывая внут-

220

риутробные и родовые церебральные поражения, отмечал:

«...мышцы речи также обычно поражены, и расстройства речи

наблюдаются от простой неясности в произношении некоторых

букв до полной потери членораздельной речи. Часто речь так же

тяжеловесна и замедлена, как и другие волевые акты. Глотание

часто затруднено в первые месяцы жизни, и только по истечении

долгого времени ребенок научается не давать слюне вытекать

изо рта и проглатывает ее».

На различные формы проявлений дизартрии при этом заболевании

обращают внимание многие авторы. Так, В.А.Муратов

(1898) указывал, что дизартрия при церебральном параличе имеет

спастический и паретический характер. По существу, это была

первая попытка классифицировать дизартрию... С.А.Чугунов

(1910), Gutzmann (1924) и М.М.Присман (1938) отмечали, что детский

церебральный паралич обычно сопровождается гиперкине-

зами, т.е. описали ту форму дизартрии, которую в настоящее

время называют гиперкинетический...

Таким образом, мы видим, что еще в конце прошлого века

предпринимались попытки не только выделить дизартрию или

симптомы при церебральном параличе, но и описать ее различные

клинические формы. Последующие работы лишь дополняли


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: