Дифференциация дислалии 15 страница

экстрапирамидной дизартрии, занимают логоритмика, речевая

игротерапияи пение. Большая работа ведется над развитием координации

между дыханием, фонацией, артикуляцией и движением

в скелетной мускулатуре.

Корковая дизартрия. Понятие корковой дизартрии является

более спорным, и не все авторы считают возможным выделение

этой формы речевого поражения. Действительно, у детей с церебральными

параличами диагностика корковой дизартрии нередко

затруднительна, особенно в тех случаях, когда корковая

дизартрия не выступает изолированно, а сочетается с другими

вариантами дизартрии или с моторной алалией,

У детей с церебральными параличами можно выделить две

формы корковой дизартрии: эфферентную и афферентную. При

эфферентной форме корковой дизартрии поражение, локализуется

в области передней центральной извилины, там, где представлена

иннервация артикуляционной мускулатуры...

В связи с этим при корковой дизартрии страдает произношение

тех звуков, которые связаны с наиболее тонкими изолированными

движениями отдельных мышечных групп языка (это

прежде всего некоторые переднеязычные звуки — р, л и др.).

При корковой дизартрии в отличие от псевдобульбарной нет слюнотечения,

нет нарушений голоса и дыхания.

В плане дифференциального диагноза корковую дизартрию

необходимо отличать от функциональной дислалии. Поэтому

диагноз корковой дизартрии у ребенка раннего возраста нередко

представляет большие трудности. Установление диагноза облегчается

в процессе проведения логопедической работы над постановкой

тех или иных звуков. При функциональной дислалии

значительно легче удается поставить и ввести в речь недостающие

звуки.

При афферентной корковой дизартрии отмечается своеобразная

кинестетическая апраксия в речевой мускулатуре и в пальцах

рук, что заставляет предполагать наличие поражения в рет-

роцентральных областях коры головного мозга.

Логопедические мероприятия при корковых дизартриях проводятся

на фоне медикаментозной терапии... Логопедическая

188

работа имеет своей задачей развитие тонких дифференцированных

артикуляционных движений, кинестетических ощущений,

орального и ручного праксисаЛ'"^-"4-**™*

Особенностью дизартрическихнарушений у детей с церебральными

параличами является частная недостаточность фонематического

слуха, которая нередко наиболее отчетливо проявляется

в письменной речи этих детей. Нарушенное звукопроиз-

ношение и выраженная недостаточность обратной афферентной

связи (слабость кинестетического и слухового контроля) могут

приводить к недоразвитию слуховой памяти и семантической

стороны речи.

Таким образом, несмотря на то что при всех формах дизартрии

у детей, особенно на ранних этапах заболевания, отмечается

главным образом нарушение фонового уровня речевой системы,

это нарушение в период формирования речевой функции при

отсутствии или недостаточности логопедических мероприятий

может приводить к сложной речевой дезинтеграции и на более

поздних этапах заболевания все- больше начинает выявляться и

недостаточность смыслового уровня речевой системы (фонематические

и семантические нарушения, патология письменной речи

и чтения). Поэтому при работе с детьми, страдающими дизартрией,

необходимо наряду с развитием звукопроизношения большое

внимание уделять развитию слуховой функциональной системы,

воспитанию фонематического слуха, работать над развитием

понимания речи, развивать внутреннюю речь и интеллект этих

детей.

Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я.

Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных

параличей. — М., 1972. — С. 222—277.

О. В. Правдина

Дизартрия

Дизартрия — тяжелое и сложное нарушение звуковой, стороны

речи. Дизартрия — латинский термин, который в переводе означает

расстройства членораздельной речи — произношения. В практике

сложилось несколько иное понимание этого термина — как

расстройства двигательной моторной стороны устной речи.

В тяжелых случаях речь превращается в какое-то подобие мычания

и делается совершенно непонятной. Такие крайние, наиболее

тяжелые случаи дизартрии носят название анартрии, т. е. полной

невозможности произносительной речи.

С неврологической точки зрения различают следующие основные

виды дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую,

мозжечковую и корковую. Между перечисленными видами

имеется многообщего, но выявляются и глубокие различия

между ними... Родовая общность всех указанных форм дизартрии

у взрослых людей (точнее, у лиц с уже сложившейся речью)

подчеркивается следующими моментами:

1) очаговые поражения двигательных отделов центральной или

периферической нервной системы;

2) расстройство произносительной стороны устной речи при

полноценной системе фонем, полном словаре и сохранном грамматическом

строе. Остаются сохранными также понимание речи

окружающих, чтение про себя, процессы внутренней речи и

мышления. (При развитии дизартрии в раннем детском возрасте

развитие системы фонем, объема словаря и грамматического строя

речи обычно запаздывает).

У всех больных дизартрией расстройства произношения заключаются

в смазанной, невнятной артикуляции звуков с наличием

как полных, так и частичных замен (литеральных парафазии),

а также в нарушениях плавности, темпа и громкости речи.

Клинические формы дизартрии

^£ульбарная дизарщшя^ Характер поражения мозга. Одностороннее

(безразлично право- или левостороннее) или двустороннее

поражение периферических двигательных невронов

(тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего и

подъязычного).

Патогенез (особенности двигательных расстройств). Избирательные

вялые, преимущественно право- или левосторонние параличи

мышц речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и глотки,

гортани, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных).

Атрофии этих мышц, их атония (язык вялый, дряблый). Снижены

или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы.

Расстройства любых непроизвольных и произвольных движений

в соответствующих группах мьЦцц.

---Хпшшн^сше-оимнтомь!. Голос слабый, глухой, истощающийся.

Гласные и звонкие согласные звуки оглушены. Тембр речи изменен

по типу открытой гнусавости. Артикуляция гласных приближена

к нейтральному гласному звуку. Артикуляция согласных

упрощена. Смычные согласные и вибрант р заменяются соответствующими

щелевыми. Характер щели у щелевых звуков тоже

упрощается. В результате в речи доминируют глухие плоскощелевые

звуки. Нередки избирательные расстройства артикуляции

в соответствии с избирательным распределением вялых парезов.

Речь замедленна, резко утомляет больного.

Псё&кгбуаьбарнт» дт^рщт^ Характер поражения мозга. Обязательно

двусторонние' поражения центральных двигательных

кортико-бульбарных невронов.

Патогенез (особенности двигательных расстройств). Пирамидные

спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных

атрофии нет. Тонус мышц повышен по типу спастической

гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад). Глоточный и нижнечелюстной

рефлексы усилены. Нередки насильственные смех

и плач. Параличи всегда двусторонние, хотя возможно их значительное

преобладание справа и слева. Наиболее расстроены:

1) произвольные движения и 2) самые тонкие движения кончика

языка.

Клинические симптомы. Голос слабый, сиплый и хриплый,

гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда наряду

с оглушением звонких согласных, наблюдается озвончение

глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласных заднего

ряда и твердых согласных со сложным артикуляционным

укладом (ру Л, Ш, Ж, Ч> Ц). Артикуляция гласных сдвинута назад.

Артикуляция согласных упрощена и тоже сдвинута назад. Смычные

согласные и вибрант р заменяются на щелевые. Щелевые

согласные со сложной формой щели превращаются в плоскощелевые.

Артикуляция твердых согласных нарушается больше, чем

мягких. Больной слышит свои дефекты произношения и активно

старается их преодолеть. Однако его усилия приводят, как

правило, к нарастанию гипертонии в парализованных группах

мышц и, следовательно, к усилению патологических особенностей

артикуляции.

Подкорковая дизартрия. Характер поражения мозга. Различ-

ныеГпоражения подкорковых ядер мозга и их нервных связей.

Патогенез (особенности двигательных расстройств). Экстрапирамидные

расстройства мышечного тонуса в виде гипертонии,

гипотонии или дистониич Насильственные движенйя~(гйпёрки-

незы) в мышцах речевопГаппарата в виде дрожания (например,

интонационный тремор), медленных червеобразных сокращений

мышц (например, при двойном атетозе), быстрых ритмических

сокращений одних и тех же мышц (например, при миоклонии),

быстрых внезапных сокращений разных мышечных групп(например,

при хорее).

Клинические симптомы. Расстройства произношения чрезвычайно

разнообразны, часто непостоянны. Голос бывает напряженным,

резким, хриплым, колеблющимся в тембре и громкости.

Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шепот.

191

Иногда артикуляция гласных бывает нарушена больше, чем согласных.

Отдельные слова и звуки могут произноситься правильно,

но в момент гиперкинеза они оказываются резко искаженными

и невнятными. Как правило, расстраиваются темп, ритм

и мелодика речи. Больной замечает свои расстройства артикуляции.

Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. Характер

поражения мозга. Одностороннее поражение постцентральных

полей коры (их нижних отделов) доминантного, обычного

левого полушария мозга.

Патогенез (особенности двигательных расстройств). Апраксия

кинестетического типа. Распад кинестетических обобщенных

схем артикуляции шумовых признаков звуков в структуре

слога с трудностями различения соответствующих артикуляционных

укладов.

Клинические симптомы. Голос и тембр речи не расстроены.

В процессе речи заменяются шумовые признаки звуков: признаки

места образования (особенно язычных согласных), признаки

способа образования (особенно аффрикат и шипящих), признаки

твердости и мягкости. Эти нарушения артикуляции непостоянны,

лабильны, вследствие чего замены звуков бывают неоднозначны

(п-м, пб, пф, п-т и т.д.). Даже в тяжелых случаях

кинестетической дизартрии тот или иной шумовой артикуляционный

признак может искажаться не в 100% случаев. Ребенок-

дизартрик слышит свои ошибки артикуляции и активно (под

контролем слуха и кинестетических ощущений) пытается их исправить,

что приводит к нарушениям плавности и замедлению

речи.

Кинестическая премоторная коровая дизартрия. Характер поражения

мозга. Одностороннее поражение премоторных полей

коры (их нижних отделов) доминантного, обычно левого, полушария

мозга.

Патогенез (особенности двигательных расстройств). Апраксия

кинетического типа. Распад временных обобщенных схем арти-

куляторного действия с напряженностью, замедленностью отдельных

движений, распадом артикуляторных действий на составляющие

их элементы; трудности переключений с одного

элемента на другой, персеверации.

Клинические симптомы. Голос звучный, тембр речи не нарушен.

Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению

в цепочки открытых ударных слогов. Артикуляция согласных

напряжена, начальная и конечные согласные нередко

удлинены или толчкообразны. Характерны замены щелевых звуков

на смычные. Переходные фазы артикуляции часто превра-

щаются в самостоятельные звуки-вставки. Наблюдаются пропуски

звуков в стечениях согласных и упрощения аффрикат (ц-с, т>

тс). Чрезмерная напряженность артикуляции косвенно приводит

к усилению громкости голоса, избирательному оглушению

звонких смычных и реже щелевых согласных.

Детская псевдобульбарная дизартрия,. Для детской практики

наиболее существенна псевдобульбарная форма дизартрии.

Следует оговорить, что с неврологической точки зрения детская

псевдобульбарная дизартрия имеет сложный патогенез: наряду

с центральными спастическими параличами мышц речевого

аппарата у ребенка, как правило, наблюдаются экстрапирамидные

нарушения мышечного тонуса, различные гиперки-

незы, а иногда и другие двигательные расстройства. Сложность

и неоднозначность патогенеза детской псевдобульбарной дизартрии

определяет и особенности ее клинических проявлений.

Эта форма дизартрии у детей обычно входит в синдром детского

церебрального паралича, возникающего в раннем детском

возрасте (преимущественно до 2 лет) в связи с травматическими

или воспалительными заболеваниями головного мозга. Нередко

детский церебральный паралич является последствием родовой

травмы.

Нарушения моторики у этих детей носят широкий характер.

Часто страдает и моторика верхней части лица (движения глаз,

бровей), вследствие чего лицо бывает неподвижным, маскообразным,

амимичным, наблюдается общая моторная неловкость,

неуклюжесть, причем у одних детей оказывается более пострадавшей

правая сторона тела, у других — левая. Родители отмечают,

что ребенок не может себя обслужить — сам не одевается, не

обувается, плохо бегает, прыгает. Естественно, что все функции

неречевого характера, в которых необходимо участие языка, губ

и других частей речевого аппарата, оказываются также неполноценными:

ребенок плохо пережевывает пищу, плохо ее глотает,

не умеет вовремя проглотить и задержать усиленно выделяющуюся

слюну, поэтому наблюдается обычно более или менее сильно

слюнотечение (саливация).

Специалисты, которые занимаются псевдобульбарной дизартрией,

отмечают, что при детском параличе различные мышцы

поражаются не в одинаковой степени: одни — больше, другие —

меньше.

Клинически различают паралитическую, спастическую, гиперкинетическую,

смешанную и стертую формы детского церебрального

псевдобульбарного паралича. Чаще всего встречаются смешанные

формы, когда у ребенка имеются налицо все указанные

явления нарушения моторики — почти одинаково выраженные

симптомы пареза, спастичности и гиперкинеза.

Паретичность проявляется в виде вялости, уменьшения силы

движения, его замедленности и истощаемости; любое артикуляционное

движение производится медленно, часто не доводится

до конца: язык доходит только до зубов, он не удерживается

там длительно, и повторное движение производится с еще

большим затруднением, а иногда и совсем не может быть повторено.

Спастическое (напряженное) состояние всех артикуляционных

органов также мешает движению.

Иногда на первом месте стоит не паретичность, а насильственные

движения всего речевого аппарата, или даже всего

тела, которые возникают при любой попытке движения губ,

языка. Хотя акты жевания и глотания затруднены, но обращает

на себя внимание то, что в процессе еды и других обиходных

действий ребенок производит те движения, которые были для

него почти невозможны при произвольном их выполнении.

Например, ни по речевой инструкции, ни по показу он не может

оскалить зубы, а заставьте его улыбнуться, и оскал происходит;

поднесите ко рту длинный узкий леденец — и губы, которые

были почти неподвижны, вытягиваются для того, чтобы

схватить леденец. В моторике детей, страдающих псевдобуль-

барным параличом, в их безусловнорефлекторной и предметной

деятельности отмечаются большие возможности, чем в произвольных

движениях, производимыхпо инструкции.

Речевое развитие уже с самых первых проявлений паралича

происходит в ненормальных условиях. На основании многочисленных

данных установлено, что период лепета у такого ребенка

отсутствует. Родители отмечают, что их ребенок с раннего детства

был молчалив, но понимал речь окружающих, а собственная

речь после появления первого слова мама не развивалась до

2—4 лет, а иногда даже до 5 лет. Дальше речь развивается и достигает

своего нормального уровня в отношении полноты словаря,

структуры слова и фразы.

Тяжелое нарушение речи и нарушение общей моторики оказывают

задерживающее влияние на общее развитие и характер

детей: они делаются застенчивыми, малообщительными, нерешительными,

пассивными, выключенными из детского коллектива

и из школы, так как произношение, хотя и улучшается с

возрастом, остается резко отстающим, причем страдает не только

звукопроизношение, но и другие звуковые компоненты речи:

голос, темп, ритм, интонация. Словом, речевое развитие при

псевдобульбарной дизартрии идет все время дисгармонично, не-

194

равномерно — ее звуковая сторона находится в явном несоответствии

с другими сторонами речи

Стертые формы доской псевдобульбарной дизартрии встречаются"

значительно чаще, они легко^смешиваются с обычными

формами дислалии, но дают себя знать особой трудностью их

преодоления.)По данным логопеда Л.В.Мелеховой, из 340 детей

с диагнозом^функциональная дислалия, включенных в логопедические

занятия, у 49,5% речь была полностью исправлена в

течение 1—2 месяцев занятий при двухразовом посещении. У

остальных 50,5% в этот же срок было достигнуто только частичное

улучшение. При продолжении занятий оказалось, что этой

группе детей требовались значительно большие сроки занятий,

но и при этом условии речь детей плохо исправлялась. «При

первичном осмотре артикуляционного аппарата этих дисл ал и-

ков наблюдается различное положение языка в полости рта в

состоянии покоя. Язык неспокойный, напряженный, лежит бугром

(горбится), постоянно оттягивается внутрь рта. Иногда наблюдаются

западения правой или левой половины языка, тогда

он постоянно кренится в одну сторону. У иных наблюдается

склонность к сужению языка, тогда при побуждении к действию

он сразу становится узким, длинным и без нужды высовывается

изо рта. Это состояние свидетельствует об изменениях тонуса

мышц языка в одной или обеих половинах его. Часто недостаточным

бывает только кончик языка.

Качество движений языка также весьма разнообразно. При

отсутствии ограничения в движениях языка и губ можно обнаружить

неточность и недостаточность силы движений. Вялость,

приблизительность характерны для одних случаев, а в других

неточность движений обусловливается гиперкинезами языка,

постоянно подвижного, как бы не находящего нужного положения.

Это видно при движениях языка вперед, вверх и в стороны.

Неоднократное повторение движений вызывает быстрое утомление:

замедляется темп движений, быстро наступает потеря точности

движения, иногда наблюдается легкое посинение языка,

затрудняется сохранение заданного положения языка»1. Трудности

в преодолении таких случаев дислалии говорят о наличии

мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции,

препятствующих развитию правильного звукообразования.

Врачи М. Б. Эйдинова и Е. Н. Правдина-Винарская в работе

«Детские церебральные параличи и пути их преодоления» выс-

1 М е л е х о в а Л. В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных

формах дислалии // Уч. записи МГПИ им. В. И. Ленина. — М., 1964.

Вып. 219.

казывает мнение, что в основе нарушений артикуляции могут

лежать очень легкие остаточные нарушения иннервации, выявляющиеся

только при углубленном специальном исследовании

движений языка, а в речи — неточность произношения. Логоте-

рапевт Г Гутцман, говоря о подобных случаях, характеризует их

следующим образом: общая характеристика всех расстройств —

смытость, стертость артикуляции в различной степени... Движения

языка поражены в каждом случае в большей или меньшей

степени. Большей частью наблюдаются лишь слабость и затруднения

движений. Часто высовывание языка реализуется вполне

нормально, но вверх, вниз, движения к нёбу или в сторону невыполнимы.

После многократных движений, при легком утомлении

движения: делаются неполными, медленными... Расстройства

артикуляций определяются тем, какие мышечные группы

наиболее поражены. В зависимости от того, преобладает ли расстройство

губ, языка или мускулатуры нёба, отличают различные

нарушения.

Методика логопедической работы при дизартрии

Методика логопедической работы при дизартрии складывается

из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки

и автоматизации навыков артикуляции.

Механизм действия массажа сложен. Он состоит не только из

прямого механического воздействия на массируемые ткани, но

также из нервнорефлекторного и гуморального воздействия. В

логопедической работе при дизартрйях необходимо умело применять

приемы массажа, как расслабляющие напряженные спастические

группы мышц, так и ведущие к раздражению и тонизации

нервно-мышечного речевого аппарата.

Для того, чтобы получить эффект расслабления, нужно создать

спокойную обстановку: цомещение должно быть теплым,

больного ничто не должно отвлекать, он должен сидеть удобно,

без напряжения и не сосредоточивать свое внимание на органах

речевого аппарата — все это можно достигнуть, проводя дружескую

беседу. Массаж необходимо проводить теплыми, сухими руками,

употребляя легкие поглаживания, необходимые для определенной

мышечной группы. При тонизирующем массаже,

напротив, рекомендуются более интенсивные и резкие движения

разминания, похлопывания, поколачивания. Массажу пораженной

мышечной группы следует предварить воздействие на

всю шейно-плечевую область для усиления крово- и лимфообращения.

Приемами массажа удобно закончить все логопедическое

занятие.

196

В процессе логопедической гимнастики преследуются различные

цели: умение расслаблять все спастические мышцы, достижение

полной амплитуды произвольных движений, удержание активного

речевого органа в определенном положении, развитие силы

мышечных сокращений, затормаживание сопутствующих содружественных

движений (синкинезий), достижение скорости, точности

движений, выполнение сложных комплексных движений и

легкости переключения с одного движения на другое. В силу своеобразия

мышечного речевого аппарата (наличие в нем мышц, не

поддающихсяпроизвольной регуляции; малая анатомическая и

функциональная дифференцированность мышц друг от друга,

нередко крепление их к подвижным фасциальным перегородкам

и коже и пр.), а также малой доступности многих мышечных групп

для прямого наблюдения и непосредственного воздействия принципы

общей лечебной гимнастики не могут быть механически

перенесены в логопедическую практику. Тем не менее и здесь

применяются элементы лечения положением, т. е. фиксации двигательного

органа в определенном положении; пассивные, пассивно-

активные и активные движения. Как правило, комплексы

упражнений должны быть индивидуальны с учетом характера дизартрии,

степени ее выраженности, возраста больного, его личности,

интеллекта и др. Во всех случаях в комплекс упражнений

логопедической гимнастики включаются дыхательные упражнения,

так как дыхание — это энергетическая основа речи и при

слабом речевом дыхании затрудняется образование как голоса,

так и речевых шумов. Поэтому при любой форме дизартрии следует

упражнять глубину и продолжительность вдоха и выдоха,

умение произвольно переходить от грудного к брюшному, или

полному дыханию, произвольно регулировать дыхание через рот

и через нос. Для развития дыхания полезны также занятия пением

и те виды спорта, которые увеличивают емкость легких.

Выработка и автоматизация навыков артикуляции со взрослыми

часто оказываются излишними; они спонтанно нормализуются,

как только ликвидируются параличи и нарушения тонуса.

Артикуляция восстанавливается согласно тем навыкам,

которые были приобретены и автоматизированы до развития

дизартрии... При детских формах дизартрии, когда из-за двигательных

расстройств навыки артикуляции еще не сформированы,

их выработка и автоматизация становятся центральным разделом

логопедической работы и при отдельных клинических

формах дизартрии имеет свои особенности, обусловленные различным

патогенезом этих дизартрии.

Бульбарная дизартрия. Цель логопедической работы при вялых

параличах и парезах заключается в улучшении трофики тка-

ней, улучшении проводимости нервов, повышении возбудимости

мышц, преодолении контрактур. Эти цели достигаются приемами

тонизирующего массажа и логопедической гимнастики с

использованием лечения положением; интенсивных, с быстрым

нарастанием амплитуды и скорости пассивных движений; пассивно-

активных и активных движений. Логопед специальное

внимание обращает на затормаживание содружественных движений

при попытке выполнения дизартриком активных движений

паретичными мышцами. В разработке индивидуализированного

комплекса упражнений необходимо учесть распределение

вялых параличей. Логопед обращает внимание на тренировку тех

групп мышц, которые участвуют в образовании отрабатываемой

группы звуков. Например, при нарушении артикуляции губных

звуков тренируются прежде всего мышцы губ и щек; язычных

звуков — мышцы языка; голоса — мышцы гортани и шеи; при

преимущественно открытой гнусавости — мышцы глотки и мягкого

нёба. При любом распределении пареза тренируется дыхательная

мускулатура.

Псевдобульбарная дизартрия. При спастических параличах

внимание логопеда направлено, во-первых, на понижение рефлекторной

возбудимости мышц и расслабление их тонического

напряжения. Этой задаче отвечают приемы расслабляющего массажа,

упражнения на активное расслабление мышц, дыхательные

упражнения. Во-вторых, логопед упражняет парализованные мышцы,

чему служит лечение положением, дифференцированный массаж

паретичных мышечных групп, медленные, плавные, с постепенным

увеличением амплитуды пассивные движения, пассивно-

активные и активные движения. В тренировке активных движений

всегда следует обращать внимание на тонкие движения

кончика языка. В тяжелых случаях псевдобульбарной дизартрии

отдельные произвольные движения вырабатываются на основе

непроизвольных безусловно рефлекторных синергии: кашля, глотания,

чихания и т. д.

Подкорковая дизартрия. Методика логопедической работы

может быть весьма разнообразной в соответствие с разнообразием

клинических проявлений при подкорковой дизартрии. Обычно

используются приемы расслабляющего массажа, а иногда и

тонизирующего. Логопеду необходимо тренировать больного в

активном расслаблении мышц и в волевом подавлении гиперкинезов.

В ряде случаев удается преодолеть невнятность и смазан-

ность артикуляции расчленением автоматизированных артикуляторных

навыков произношения целых слов и (фраз. Постоянно

работа ведется над развитием дыхания, над темпом, ритмом,

мелодикой и оптимальной четкостью речи.

198

Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. В соответствии

с апраксическим патогенезом дизартрии задача логопеда

заключается в формировании артикуляционных укладов, главным

образом согласных. Для этого логопед объясняет больному,

что нужно делать, чтобы получить данный признак согласного

(например, звонкость, смычку, щель и пр.) или целостный артикуляционный

уклад данного согласного (например, пу т, си пр.).

Для наглядности логопед пользуется артикуляционными профилями,

муляжами и другими пособиями. При произнесении

отрабатываемых согласных логопед обращает внимание больного

на состояние своих губ, языка, дает больному ощутить рукой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: