Дифференциация дислалии 19 страница

ритмично двигает его в стороны.

Для расслабления мышц корня языка применяется также точечный

массаж. Для точечного массажа используются так называемые

«точки действия», которые характеризуются повышенной

электропроводностью. Эти точки находят с помощью портативного

диагностического аппарата тобископа, логопедом и врачом

во время специального совместного обследования ребенка. В ряде

случаевэти точки находятся под обеими углами нижней челюсти.

Установив на этих точках пальцы, логопед подушечкой большого,

указательного или среднего пальца производит вращатедьные движения.

Вначале эти движения поверхностны; затем (через 0,5—1

мин) они выполняются с большим надавливанием; вслед за этим

переходят к поверхностным движениям. Массаж этих точек производится

ежедневно в течение 1,5—2 мин.

Важным приемом расслабления мышц языка является его пассивно-

активные движения. Эти расслабляющие движения лучше

всего производить, когда ребенок лежит на животе. Логопед берет

в руку через стерильную салфетку язык ребенка. Затем производит

маятникообразные раскачивания языка («висящее качание

»). Постепенно пассивная помощь логопеда уменьшается.

Ребенок начинает выполнять эти упражнения все более и более

активно. Расслабление мышц языка способствует нормализации

артикуляции, и в частности устранению палатализации.

2. Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры могут проявляться

и в виде гипотонии. При гипотонии язык тонкий, распластанный

в полости рта, губы вялые, не могут плотно смыкаться.

В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация.

Особенностью артикуляции при гипотонии может быть назализация.

В этом случае гипотония мышц мягкого нёба

препятствует достаточному продвижению нёбной занавески

вверх и ее прижатию к задней стенке зева. Струя воздуха

выходит через нос. Струя воздуха, выходящая через рот, чрезвычайно

слаба. Кроме того, при гипотонии нарушается произнесение

губно-губных смычных шумных согласных (я, п\

б, б'). При гипотонии затруднена палатализация. В связи с

этим особенно нарушено произношение глухих смычных согласных.

Кроме того, при образовании смычки в момент произнесения

глухих согласных необходима более энергичная работа

обеих губ.

Более легко при гипотонии произносятся губно-губные смычные

носовые сонанты J H, М\ а также губно-губные щелевые шумные

согласные ф, ф\ в, в\ артикуляция которых требует неплотного

смыкания нижней губы с верхними зубами и образования

плоской щели...

При гипотонии нарушается произношение и переднязычных

смычных шумных согласных (т, т\ д, д9). Кроме того, искажается

артикуляция переднеязычных щелевых однофокусных согласных

(с, с\ з, з'), а также переднеязычных щелевых двухфокусных

согласных (ш, ж). Нередко наблюдаются различные виды

сигматизма. Особенно часто имеют место межзубный и боковой

сигматизм. Наблюдаются и другие нарушения артикуляции.

При гипотонии мышц артикуляционного аппарата применяется

укрепляющий массаж (более интенсивные поглаживающие

движения, элементы щипцеобразного поглаживания губной и

жевательной мускулатуры и т. д.). Особенно большое значение

при гипотонии имеет артикуляционная гимнастика с использованием

сопротивления.

3. Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры при церебральном

параличе могут проявляться также в виде дистонии (меняющегося

характера мышечного тонуса). В состоянии покоя

может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи

тонус резко нарастает. Дистония резко и многообразно искажает

артикуляцию. Причем характерной особенностью этих нарушений

является их динамичность, непостоянство искажений, замены,

пропуски звуков.

I I. Следующим характерным признаком нарушения артикуляционной

моторики при дизартрии является нарушение подвижности

артикуляционных мышц.

Ограниченная подвижность артикуляционных мышц представляет

собой основное проявление пареза или паралича этих мышц.

Именно это и определяет структуру дефекта при дизартрии.

Недостаточная подвижность артикуляционных мышц обусловливает

нарушение звукопроизношения. При поражении мышц

234

губ страдает произношение как гласных, так и согласных звуков.

Среди гласных особенно нарушается произношение лабиализованных

звуков, произнесение которых связано со специфической

работой губ. Это звуки (о, у); при их произнесении

требуются активные движения губ: округление, вытягивание

вперед. Среди согласных прежде всего нарушается произноше-

Дрие губно-губных смычных звуков (п, п\ б, б', м, м*). Ребенок

не может вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы

рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить вниз

нижнюю и выполнить целый ряд других движений. Недостаточная

подвижность губ нередко нарушает артикуляцию в целом,

так как эти движения меняют размер и форму преддверия

рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой

полости.

Особенно грубо нарушается звукопроизношение при резком

ограничении подвижности мышц языка. При этом может отмечаться

недостаточность подъема кончика языка вверх в полости

рта. Обычно это связано с нарушением иннервации шило-подъязычной,

двубрюшной, подъязычно-глоточной, челюстно-подъя-

зычной, язычно-глоточной, шило-язычной и язычно-нёбной

мышц. В этих случаях страдает произношение большинства звуков,

требующих как подъема кончика языка вверх, так и соче-

танной работы указанных мышц: л, р> ж, ш, ц, ч, д, ти некоторых

доугих.

При нарушении иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-

подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-

язычной и двубрюшной мышц ограничивается способность языка

двигаться вниз. Это может отрицательно сказываться на

произнесении шипящих и свистящих звуков, гласных переднего

ряда и, э и некоторых других звуков.

При нарушении иннервации подъязычно-глоточной, лопаточ-

но-подъязычной, шило-подъязычной, двубрюшной (заднее брюшко)

и некоторых других мышц ограничивается способность языка

двигаться назад. При этом нарушается артикуляция заднеязычных

звуков г, к, JC, а также некоторых гласных, особенно среднего

и нижнего подъема э, о, а.

При парезах мышц языка нередко оказывается невозможным

изменять его конфигурацию, выдвигать вперед, оттягивать назад,

производить разнообразные боковые движения и т. д. Все

это нарушает звукопроизношение большинства звуков.

Звукопроизношение нарушается в еще большей мере из-за

ограниченной подвижности мышц мягкого нёба (нёбно-глоточ-

ные, нёбно-язычные и ряд других мышц). При поражении мышц

мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок.

235

При дизартрии нередко отмечаются парезы мышц лицевой

мускулатуры, что также отрицательно влияет на звукопроизношение.

Так, парезы височных мышц, жевательной мускулатуры;

ограничивают движения нижней челюсти. Спастичность и па-/

резы шейной мускулатуры также неблагоприятно влияют на apf-

тикуляцию.

Ограниченная подвижность артикуляционноймускулатуры при

дизартрии определяет необходимость использования в логопедической

работе специальной гимнастики. При проведении артикуляционной

гимнастики, так же как во время работы над общей

моторикой, большое значение имеет тактильно-пропорцептивная

стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких

артикуляционных кинестезии. На начальных этапах работу проводят

с максимальным подключением сохранных анализаторов

(зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор

играет большую роль в кинестетическом восприятии. Поэтому

перед артикуляционной гимнастикой производят массаж артикуляционной

мускулатуры. Характер массажа зависит от особенностей

нарушения мышечного тонуса.

Перед работой над речевой мускулатурой проводятся упражнения

с целью развития мимических мышц лица. У детей дошкольного

возраста стараются развить способности произвольно

выполнять дифференцированные мимические движения и осуществлять

за ними контроль. Ребенка учат закрывать и открывать

глаза, хмурить брови, надувать щеки. Во время развития

мимической мускулатуры ребенка учат произвольному проглатыванию

слюны, закрыванию и открыванию рта. Если у ребенка

не развита функция жевания, логопед дает ему булку или печенье

и учит жевать перед зеркалом. Эти упражнения сочетают со

специальными занятиями, во время которых ребенка обучают

произвольному закрыванию и открыванию рта.

Для развития достаточного напряжения и силы мышц лица и

губ используют специальные упражнения. Для этого применяют

специальные стерильные салфетки, трубочки. Ребенок охватывает

трубочку или салфетку губами и старается ее удержать, несмотря

на попытки логопеда вытянуть ее изо рта. Для развития

мышц губ предлагают специальные упражнения по вытягиванию

губ вперед трубочкой, растягиванию их в стороны, по чередованию

этих движений.

Артикуляционная гимнастика мышц языка начинается с воспитания

активного прикосновения концом языка к краю нижних

зубов. Затем развивают общие, менее дифференцированные

движения языка. Вначале это развитие происходит в пассивном,

а затем в пассивно-активномплане. Наконец, ребенок выполня-

236

ет эти движения в активном плане. Упражнения начинают с продвижения

языка вперед и убирания его назад в полость рта.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных

сокращений. Логопед добивается рефлекторного сокращения мышц

путем надавливания шпателем на корень языка. Эти движения

закрепляются при помощи безусловнорефлекторных, а затем и

произвольных кашлевых движений.

\ Важным разделом артикуляционной гимнастики является развитие

более тонких и дифференцированных движений языка.

Первоначально эти движения выполняются в пассивном, а затем

пассивно-активном плане. Наконец, добиваются произвольного

выполнения движений. Одной из задач такой диференци-

рованной артикуляционной гимнастики является отграничение

движений языка от движений нижней челюсти. Для этого могут

быть полезны упражнения по стимуляции движений кончика

языка при открытом рте и неподвижной нижней челюсти. Используется

серия специальных упражнений по активизации подъема

кончика языка.

В процессе развития артикуляционной моторики широко используется

игротерапия. Игры подбираются в зависимости от

характера и степени поражения артикуляционной моторики, а

также с учетом возраста ребенка. Работа по развитию артикуляционной

моторики эффективна только тогда, когда она сочетается

с общим комплексным лечением ребенка, с развитием его

общей моторики и ручной умелости. Одновременно с работой

логопеда методист по лечебной физкультуре развивает опорную,

хватательную, манипулятивную деятельность рук и тонкие дифференцированные

движения пальцев. При этом методист воспитывает

четкие пальцевые кинестезии и подготавливает руку к

письму. Воспитатель стимулирует манипулятивную деятельность

рук и формирует различные ручные навыки. Так, например, детей

учат разминать и раскатывать пластилин, сжимать руками

резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие предметы,

складывать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штриховать,

раскрашивать картинки, застегивать и расстегивать пуговицы,

крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и

вилкой, правильнодержать карандаш, ручку.

При проведении занятий логопед обязательно следит за позой

ребенка. Перед занятиями добивается расслабления мышц

рук путем их потряхивания и поглаживающего массажа. При этом

всегда учитывается возможность влияния патологических позо-

тонических рефлексов. Логопед следит за тем, чтобы голова ребенка,

его ноги и руки находились в правильном положении.

Руки ребенка должны быть на столе в расслабленном состоянии,

237

ладонь и пальцы прижаты к столу. При проведении артикуляционной

гимнастики логопед подавляет сопутствующие движения

в пальцах рук ребенка. t

i

Нарушения дыхания

Нарушение дыхания почти всегда наблюдается у детей с церебральным

параличом. Они имеют сложный патогенез, связанный

как с паретичностью дыхательных мышц, изменением их

тонуса, нарушением их реципрокной координации, так и с задержкой

созревания дыхательной функциональной системы.

Последняя проявляется в том, что у многих детей с церебральным

параличом даже в школьном возрасте могут преобладать

«инфантильные» схемы дыхания. Эти схемы обычно сочетаются

с общим нарушением рефлекторного развития, с выраженностью

патологических позотонических рефлексов. Поэтому нормализация

дыхания у детей с церебральным параличом тесно связана

с общей патогенетической задачей терапии — нормализацией

рефлекторного развития.

Большую роль в нарушении активного выдоха у детей с церебральным

параличом играет общий недостаточный объем дыхания,

который обусловлен их малой двигательной активностью.

Нарушения дыхания у детей с церебральным параличом обусловлены

недостаточностью центральной регуляции дыхания, а

также патологией двигательной функциональной системы.

Для детей с церебральным параличом характерны инфантильные

схемы дыхания: преобладание брюшного дыхания, большая

его частота и недостаточная глубина. Кроме того, характерны

нарушения ритма дыхания: в момент речи дыхание учащается,

после произнесения звуков ребенок часто делает поверхностные

судорожные вдохи. Часто наблюдаются нарушения координации

между дыханием, фонацией и артикуляцией. Во всех случаях

нарушен активныйвыдох, который укорочен и происходит обычно

через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Тяжесть

дыхательных нарушений обычно соответствует тяжести общего

двигательного поражения. Дыхательные нарушения особенно

выражены при гиперкинетической форме церебрального паралича.

Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений.

Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить

объем дыхания и нормализовать его ритм. Приведем некоторые

из таких упражнений.

Упражнение 1. Ребенок лежит на спине. Логопед сгибает его

ноги в коленных суставах и согнутыми ногами надавливает на

238

подмышечные впадины. Эти движения производят в нормальном

дыхательном ритме под счет: «раз» — сгибание ног, «два» —

надавливание ими на подмышечные впадины, «три» — возвращение

ног в исходное положение. Это упражнение способствует

нормализации движений диафрагмы.

\ Упражнение 2. Ребенок сидит с закрытым ртом. Затем ему зажимают

одну ноздрю. Ребенок дышит под определенный ритм

(счет или стук метронома). Потом ребенку зажимают вторую

ншдрю. Повторяется тот же цикл дыхательных движений.

упражнение 3. Ребенок сидит. Перед его ноздрями создается

«веер воздуха». Под влиянием этого воздуха усиливается глубина

вдска.

Одновременно с проведением общей дыхательной гимнастики

очень важно научить детей с церебральным параличом правильно

сморкаться. Овладение этим умением способствует формированию

удлиненного произвольного выдоха. Для закрепления

этой функции необходимо максимально опираться на ощущения.

Назовем основные правила дыхательной гимнастики. Нельзя

переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не

напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу. Следует концентрировать

внимание ребенка на ощущениях от движений диафрагмы,

межреберных мышц и мышц нижней части живота. Все

дыхательные движения ребенок должен производить плавно, под

счет или под музыку. Дыхательная гимнастика должна проводиться

до еды, в хорошо проветренном помещении.

Приведем примеры речевой дыхательной гимнастики.

— Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать

через рот до того момента, пока он егоне попросит произнести

отдельные гласные звуки или слоги.

— Ребенка просят вдыхать через рот. Логопед кладет руки на

грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течение 1 —

2 сек. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более

удлиненному выдоху.

— Ребенка просят как можно дольше задерживать вдох, добиваясь

таким образом более медленного и глубокого вдоха, сопровождаемого

медленным и продолжительным выдохом.

Такие упражнения рекомендуется проводить ежедневно в течение

5—10 минут. Во время этих упражнений в момент выдоха

ребенком воздуха логопед произносит различные гласные звуки.

При этом он варьирует громкость и тональность голоса. Затем

он просит ребенка подражать ему... стимулируют к произнесению

щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными..,

взрывных согласных и других звуков.

В процессе отработки речевого дыхания Еольшое значение

имеют специальные упражнения-игры: выдувшие мыльных пузырей,

задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и

бумажек и т. д. Игры подбираются дифференшрованно в завиУ

симости от возраста и характера нарушения дыхания... Работа

над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном

единстве; большое значение в этой работе илеют специальные

логоритмические упражнения и игры. /

Занятия по логоритмике целесообразно проюдить как с детьми

дошкольного, так и школьного возраста. Ла этих занятиях

упражнения по развитию общей и артикуляционной моторики,

дыхания и голоса проводятся под музыкальное сопровождение.

Многие наблюдения говорят о том, что музыка способствует/общему

и локальному мышечному расслаблению, уменьшению! насильственных

движений, согласованности и координации движений.

Поэтому целый ряд движений, котоэые недоступны

ребенку в обычной обстановке, могут быть выполнены под

музыкальное сопровождение.

Нарушения голоса

Характерной^собенпюст^^ Н^ф^Ё^Лъ-

н ^ ^ 4 Щ р! Ш ^М яв^етхя^

ционные расстройства относят к основным и %сто на

стойким^признакам дизартрии. Й^^^^

пени влияют на разббрчйвбсть. эмоциональную выразительность

речи детеиГ^арушения голоса обусловлены тарезами мышц

язык!^^ голосовых складок, мышц гортани,

изменениями их мышечного тонуса и ограниче-шём подвижно-

стцГТ1ри этом наибольшее значение имеет паретичность мышц

гортани. В особенности это относится к персгнещитовидным

мышцам, натягивающим истинные голосовые -вязки. При поражении

мышц гортани голос становится слабым, немелодичным.

. Движения гортани тесно связаны с движеншми языка^ нёба,

1щжней челюсти. Поэтому при тяжелой спастич1ости указанных

выраженное нарушение

^Цля возущкно^ни

голосовых с^вяз.^ млшц голосового

аппарата может нарушать возможность вибрдщц голосовых связок

й будет ^затруднять процесс образования, звочких согласщ^х,

j^QTopbie в^тюс^с^^ия^будут^ глу:ими. Вибрация

голосовых связок нарушается также при слабостт и паретичнос-

240

ти мышц голосового аппарата. Сила голоса в этих условиях становится

минимальной.

Недостаточность проприоцептивной импульсации от органов

Артикуляции, дыхания и голосообразования во всех случаях утяжеляет

нарушения голоса у детей с церебральным параличом.

Нарушения голоса у детей с церебральным параличом крайне

разнообразны. При различных формах дизартрии они носят специфический

характер. ООДОД наиболее часто ^т^ечащся.недо-^

статочная сила голоса (голос сл13йй^™

цеосе речи) / откдоненй^те frjijroj^(ноз^иэ^щный,

"[монотонный, сдавленный, тусклый; может^ыть^гор-

тащшм, форсированным, напряженным, прерывиста

слабая выраженность или отс^ствие^^тсовых' модуляций (ребе-

нсмГн^'мо^ высоту^она). Необходимо отметить,

что нарушения голоса у детей с церебральным параличом

значительно усиливаются при выраженности у них позотоничес-

ких рефлексов. YWbftA$fa№s№*<^^ шбота над голосом должна

начинаться в рефлекс запрещающих^

лосом всегда является только одним из звеньев^к^плексной

реабилитацжжтей^ церебральным параличом, fe^amkjo-

лосаx ^ r a ^ S S f t^MprXI, быть использованы различные содержащиеся

в логопедической литературе opтo^QJшaнш^иe•.pIpaшieшш.

Цель~этих уп^2^нонШ^^^^1Ш1ё координированной деятельности

дыханид, артикуляции и фонации. У детей од,^ибрвдмшм

эти упражнения модифицируются в зависимости от

формы дизартрии и клинической картины заболе^ш^

^Работа над голосом всегда нащщается с общего расслабления,

артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики.

Большое место в ладчшед^^ занимают круговые

движения* головой, активизация движешш^мягкого [нЖГйГота-

ще^капёль воды, покашливание, зевота, произнес главного

звука а на твердой ат^^

^м^52Г^^^Яогопёд"привл екает внимание ребенка^ ощущению

поднятой и удерживаемой в этом положении (под счет) нёбной

занавески. Вкачестве подготовив

зованы сл§дукщие;^п^Ш!^ения^

— стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими

движениями при помощи языкового^ш!шйощд;

— обучение произвольному; глотанию^ глазной

пипетки капает против задней стеьадгдоткдгщ^

ребенка несколько запрокинута назад; " 4

— стимуляция кашлеподЫшых^

'Т^оршотШоёТгЬлосоо^р^ возможно в том случае, если

ребенок может открывать и закрывать рот, опускать нижнюю

челюсть, имитировать жевательные движения. Логопед может

стимулировать поднятие нижней челюсти путем легкого и ритмичного

постукивания по подбородку (челюстной дрожательный

рефлекс) ребенка. Через некоторое время ребенок овладевает

умением самостоятельно поднимать нижнюю челюсть. После

этого его учат умению опускать нижнюю челюсть. Первоначально

нижняя челюсть ребенка опускается самим логопедбм

(на 1,0—1,5 см). Затем логопед просит ребенка делать это самостоятельно.

Постепенно челюсть ребенка опускается на оптимальное

расстояние.

Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения

в чередовании ее расслабления и напряжения. Например,

ребенка просят до окончания зевательного движения произнести

звук а и при широко открытом рте перейти от произнесения

этого звука к звуку и, задерживая воздух во рту под давлением,

прежде чем произнести взрывной звук и, привлечь внимание

ребенка к ощущению состояния нёбной занавески...

Кроме органически обусловленных нарушений голоса, могут

наблюдаться различные функциональные наслоения, обусловленные

прежде всего общим эмоциональным состоянием ребенка.

Хорошо известно, что при волнении дети с церебральным параличом

склонны впадать в шепот и в беззвучную речь. Поэтому в

процессе речевой коммуникации у детей с церебральным параличом

важно создавать эмоционально положительный фон («ситуацию

уверенности»). При работе над голосом очень полезно

использовать как можно больше совместного с логопедом пения,

выразительной декламации. Большое значение имеет медленное

произнесение гласных. Звуки произносятся попеременно

— то шепотом, то громко.

Одновременно работают над увеличением длины речевого

выдоха: вначале на одном выдохе произносится по две гласных.,

затем по три.., и, наконец, по четыре... Потом произносятся слоги

с постепенным удлинением их цепочек, затем — слова с определенными

звуками, на последних этапах — стихотворения, скороговорки;

последние произносятся со сменой ударения и

убыстрением темпа речи, то шепотом, то громко.

Важное значение имеют упражнения по развитию силы, тем-

бра и высоты jxxrcoca. Одним из примеров подобных упражп^шй

может' SbiTb счет^десятками.!. с постепенньТм усилением... и с

ослаблением... голоса, а также произнесение букв в алфавитном

порядку, чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением

голосаТ Для развития высоты и тембрадолоса^бод]?-

шое значение имеют игры, чтение

сказокпо ролям,/ инсТ^1Гйровки и т. д. Разыгрываемые детьми

242

игры-инсценировки помогают также развитию мелодико-инто-

национной стороны речи, гибкости и модуляции голоса. Пди^

Подборе речевого материала необходимо учитывать?ДЗДХ12.Щие

факторы! структуру д е $ е к т ^ ^

догопедическую задачу, а также воспитание нравственно-этичес-

ких сторон ЛИЧНОСТИ.

[Дизартрия у детей с церебральным параличом осложняется

наличием многих рефлексов орального автоматизма. Поэтому

одцой из важных задач коррекционной работы является подавление

этих рефлексов. С этой целью ребенку придается соответствующая

рефлекс запрещающая позиция. Логопед нежно прикасается

к губам ребенка ваткой, другой рукой препятствуя

рефлекторному движению губ. Таким же путем гасятся и другие

рефлексы. Важно проводить эти упражнения систематически, 2—

3 раза в день. Для учащихся эти упражнения должны быть особым

видом домашних заданий по логопедии.

Особенностью дизартрии у детей с церебральным параличом

является не только недостаточность произвольных артикуляционных

движений, но и слабость их кинестетических ощущений.

Поэтому во время логопедической работы необходимо руководствоваться

принципом двигательно-кинестетической стимуляции.

Во время упражнений по развитию артикуляционной моторики

внимание ребенка всегда привлекается к возникающим

при этом ощущениям (речь идет о кинестетических ощущениях).

Для развития двигательно-кинестетической обратной

связи важно ежедневно проводить следующие упражнения:

потряхивание верхней и нижней губы, расправление щек (приподнимание

их от зубной арки), опускание и поднимание

нижней челюсти, помещение языка под нижними и верхними

резцами, легкое похлопывание по нёбной занавеске. Вначале

ребенок видит эти движения в находящемся перед ним

зеркале. Потом зеркало убирается. Наконец, во время этих

упражнений сидит с закрытыми глазами. В этом случае усиливаются

возникающие во время упражнений кинестетические

ощущения.

Кроме того, необходимо тренировать следующие артикуля-

торно-сенсорные схемы:

— двугубная схема. Верхняя и нижняя губы пассивно смыкаются,

удерживаются в этом положении. Фиксируется внимание

на ощущении сомкнутых губ. Затем ребенка просят дуть через

губы;

— губно-зубная схема. Указательным пальцем левой руки логопед

приподнимает верхнюю губу ребенка, обнажая его зубы.

Указательным пальцем правой руки логопед поднимает нижнюю

губу ребенка до уровня верхних резцов. При этом он просит ребенка

дуть;

— язычно-альвеолярная схема. Логопед прижимает и удерживает

кончик языка ребенка напротив альвеолярного отростка.

Ребенка просят дуть;

— язычно-нёбная схема. Голова ребенка несколько отводится

назад, задняя часть языка приподнимается к твердому нёбу. Ребенка

просят производить кашлевые движения, фиксируя внимание

на ощущениях соприкосновения языка и нёба и прекращения

этого соприкосновения.

Важным разделом логопедической работы при дизартрии являются

упражнения по развитию артикуляционного праксиса.

Артикуляционный праксис формируется в процессе речевого

опыта на основе четких кинестетических ощущений и

развития произвольных координированных движений артикуляционной

системы. Для развития артикуляционного праксиса

у детей с церебральным параличомбольшое значение имеют

рано начатая логопедическая работа, расширение и обогащение

речевого опыта ребенка, а также преобладание специальных

слоговых упражнений над чисто артикуляционными,

подбираются специальные серии слогов, произнесение которых

предполагает последовательную смену различных артикуляционных

движений.

_^пргшнен^^ слогов на начальных этап^^щщ

прододить в медленном ХШШ.~Й


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: