Часть первая земское право

КНИГА ПЕРВАЯ

Статья 1

Два меча предоставил бог земному царству для защиты христианстьа. Папе предназначен духовный, императору — светский. Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне, и император должен дер­жать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан прину­дить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается.

Статья 6

§ 1. Все, что бы человек ни оставил после себя из своего имущества, называется наследством.

§ 2. Кто принимает наследство, тот должен по закону платить долги в пределах стоимости движимого имущества. Долг, вытекающий из кражи, грабежа или по игре, он не обязан покрывать, равным образом и какой-либо иной долг, в котором он не получил встречной выгоды или не был поручи­телем; такой долг должен наследник покрыть, если будет доказано по праву со стороны 72 лиц, которые все являются свободными шеффенского сосло­вия или законнорожденными литами.

Статья 14

§ 1. Хотя по ленному праву господин [сеньор] передает лен отца толь­ко одному сыну, но этого нет по земскому праву, чтобы он [сын] один его получал, разве только он предоставит своим братьям то, что им причитается в ленном имуществе.

Статья 16

§ 1. Никто не может приобрести иного права, кроме того, которое ему свойственно по рождению. Если он, однако, отказывается перед судом от своего права и притязает на другое право, которое он не может обосновать, он теряет оба права. Исключение составляет крепостной, отпущенный на свободу; он приобретает права свободного поселенца [ландзасса].

150


§ 2. Если ребенок рожден свободным и по праву [«законным»], то он сохраняет права отца. Если же отец или мать — министериалы господина, то ребенок приобретает права согласно рождению.

Статья 17

§ 1. Если мужчина умирает бездетным, то его наследство получает его отец. Если у него нет отца, то наследство получает мать преимущественно перед его братом. Наследство после сестры или брата отца или матери полу­чает сын, а не дочь, разве только что сына не имеется, тогда наследство по­лучает дочь. Если наследство переходит к более дальним наследникам, чем сестры и братья, тогда все [находящиеся] в одинаково близком родстве по­лучают равные доли, будь то мужчина или женщина: они называются сак­сонскими сонаследниками. Однако дитя сына или дочери получает наслед­ство преимущественно перед отцом и перед матерью, и перед братом и пе­ред сестрой, и вот почему: наследство не уходит от потомков до тех пор, пока имеются нисходящие потомки, равные по рождению. Кто не равен другому по рождению, тот не может получить и его наследства.

§ 2. Шваб не может получить наследства по женской линии, так как жен­щины по своему полу все лишены наследства вследствие греха их предков.

Статья 31

§ 1. Муж и жена не имеют раздельного имущества при их жизни. Если же жена умирает при жизни мужа, то после нее не переходит по наследству к ближайшим [ее] родственникам никакое движимое имущество, кроме женской доли и земельной собственности, если она ее имеет. Жена не может без согласия мужа также отчуждать что-либо из ее имущества так, чтобы из-за этого он потерпел ущерб в [своих] правах.

§ 2. Если муж берет жену, то он берет в свое владение [gewere] все ее имущество в порядке правомерной опеки. Поэтому жена не может давать мужу никакого дара ни из ее земельной собственности, ни из ее движимого имущества, так как тем самым она отнимает это имущество у своих право­мерных наследников после своей смерти; муж не может приобрести никако­го другого права владения на имущество жены, кроме того, которое он при­обрел с самого начала в силу его права на опеку.

Статья 34

§ 1. Земельная собственность может быть отчуждаема с согласия на­следников без разрешения судьи, если только [отчуждатель] держит поло­вину гуфы и дворовый участок, на котором может развернуться повозка; при этом он должен уплатить судье [причитающееся] ему по праву.

§ 2. Если кто-нибудь отчуждает свое имение, а затем его обратно по­лучает в виде лена, то господин от этого дара ничего не будет иметь, если он

151


не сохранит имения в своем свободном владении год и день. После этого он может неоспоримо опять передать имение тому же в лен, причем ни тот, ни его наследники тогда не смогут претендовать на аллодиальное [право] собс­твенности на это имение.

§ 3. Если судья неправомерно препятствует кому-нибудь в отчужде­нии его земельной собственности, то тот может произвести отчуждение пе­ред королем при посещении им саксонской земли так же, как он должен был это сделать перед судьей, если только можно будет доказать, что судья чи­нил препятствия неправомерно.

Статья 35

§ 1. Все сокровища, находящиеся в земле глубже, чем вспахивает плуг, принадлежат королевской власти.

§ 2. Серебро никто не может добывать в имении другого без согласия того, кому принадлежит местность. Если он и дает разрешение, то надзор остается за ним.

Статья 36

§.1. Если женщина выходит замуж и родит ребенка до положенного срока и ребенок окажется жизнеспособным, то права ребенка могут оспари­ваться, так как он родился слишком рано.

§ 2. Если женщина родит ребенка после смерти мужа позже нормаль­ного срока, то права ребенка тоже могут оспариваться, так как он родился слишком поздно.

Статья 37

Кто открыто прелюбодействует [сожительствует] с чужой женой или изнасилует женщину или девушку, тот, если он и женится на ней, никогда не получит от нее правомерных [«законных»] детей.

Статья 38

§ 1. Наемные бойцы [в судебном поединке] и их дети, актеры и все не­законнорожденные, и воздававшие [осужденные] за кражу и грабеж или возвращавшие [награбленное] и изобличенные на суде, или которые откупа­ются от смертной казни или телесных наказаний [«выкупают жизнь или ко­жу и волосы»] — все они лишены прав.

Статья 39

Лишенные прав за грабеж или кражу при вторичном обвинении в гра­беже или краже не могут очищать себя присягой. Они имеют три возможно-

152


сти на выбор: либо|рС,0^ти испытание раскаленным железом, либо опустить руку в кипящий коїіл п д0 ЛОКТЯ; либо защищаться поединком.

Статья 40

Кто изобличу вщ ВОровстве или исключен как дезертир из имперской службы, того по прцГСг0В0ру лишают чести и ленного права, но не жизни.

Статья 41

Если девушкаИХ:ли вдова жалуется по земскому праву на своего опеку­на, что он отнимав уу Нее земельную собственность, лен или пожизненное содержание, и если^ По ЭТОМу поводу будет трижды вызван в суд и не яви­тся на третье заседадрд^ СуДа для выполнения своих обязанностей, то он дол­жен быть объявлен пллохим опекуном, т. е. его нужно лишить опекунских прав. I огда судья Диглжен стать опекуном женщины и должен дать ей судеб­ную защиту в отн%егнии имения, которое у нее было отнято.

Статья 42

§ 1. Несоверцев.ННолетнид J-J2—21 год] и достигший предельного воз­раста [oU лет] может; иметь опекуна, если он в нем нуждается, но может его и не иметь, если оцШ:елает кт0 не явился вмеСте со своим опекуном, тот до­лжен его привести к следующему судебному заседанию, назначенному су­дом по его жалобе, щ0 достижении 21 года мужчина становится совершен­нолетним. После щ ^^ МуЖЧИна достигает предельного возраста, когда он может иметь опекуд^ если он того пожелает, причем он этим не уменьшает размера возмеще% Или СВОего вергельда. Если возраст мужчины неизвес­тен, то он считает^, совершеннолетним, если он уже с бородой и имеет во­лосы внизу и под <аяасдой рукой

§ 2. По Досц1>асении юношеского Возраста он может быть опекуном своей жены или чіщум он должен быть, если пожелает, и даже выступать за подопечных в поецИшке> хотя он еще несовершеннолетний. Ибо поскольку

он спосооен сеоя Прегдставлять, постольку он может представлять своих по­допечных.

I

Статья 43

При жалобе кеенщины на изнасилование, если она не влечет за собою судебного поедица^ СуДЬЯ должен дать женщине опекуна, равно как и во всех случаях пре^уупЛениЯ) КОгда преступник застигнут с поличным, если женщина своего изомерного опекуна не имеет под рукой. Если же иск ве­дет к поединку, то е,.е опеКуНОМ может быть любой [способный носить] меч родственник по о%ъвской линии, если он равного с ней рождения [происхож-

153


Статья 44

Далее, если девушка или женщина подает иск по земскому праву на своего законного опекуна, что он отнимает у нее ее имение, то в суде ей дол­жен быть назначен опекун. Точно так же, если муж отчуждает ее имение на­всегда или на время [ее] жизни.

Статья 45

§ 1. Если же муж не равного рождения с женой, то [он] все же является ее опекуном, а она одного с ним сословия и вступает в права его сословия с момента, когда она взошла на его ложе. Если он умирает, то она выходит из его сословия и приобретает права сословия по своему рождению; поэтому ее опекуном должен быть ближайший ее родственник, [способный носить] меч, равного с ней рождения, но не [родственник] ее мужа.

§ 2. Жена, далее, не может без согласия своего мужа ни уступать свое имущество, ни продавать земельную собственность, ни покидать [имущест­во], находящееся в ее пожизненном пользовании, так как он совместно с ней владеет имуществом. Девушки и незамужние [т. е. вдовы и разведенные] продают свою земельную собственность без согласия опекуна, разве только он является их наследником.

Статья 46

Девушки и женщины должны иметь опекуна при всяком иске потому, что нельзя опровергнуть свидетелями того, что они на суде говорят или де­лают.

КНИГА ВТОРАЯ

Статья 1

Если сеньоры объединяются клятвой и при этом игнорируют импе­рию, то они действуют тем самым против империи.

Статья 13

§ 1. Теперь внемлите о преступлениях и какое за них наказание ожида­ет. Вора надлежит повесить. Если же в деревне произойдет кража днем це­ною меньше трех шиллингов, то за это сельский староста в тот же день мо­жет подвергнуть телесному наказанию [побоям и выстриганию волос] или [дать] откупиться тремя шиллингами. Затем тот считается обесчещенным и лишенным прав.

§ 2. Это высший суд, который имеет сельский староста; он не может судить по тому делу, если прошла ночь после подачи жалобы. Но о деньгах и ином движимом имуществе он может судить позже.

§ 3. Такое же наказание полагается за неверные меры и неверные весы за обман в торговле, если это раскрывается.


§ 4. Всех тайных убийц и тех, которые ограбят плуг, или мельницу, или церковь, или кладбище, а также изменников и тайных [ночных] поджи­гателей, или тех, которые выполняют чужое поручение в своих корыстных целях, — их всех следует колесовать.

§ 5. Кто убьет кого-нибудь, или [незаконно] возьмет под стражу, или ограбит, или подожжет, кроме тайных [ночных] поджогов, или изнасилует девушку или женщину, или нарушит мир, или будет застигнут в нарушении супружеской верности, тем следует отрубить голову.

§ 6. Кто хранит краденое или награбленное или оказывает этому по­мощь, и, если он будет изобличен в этом, его следует наказать, как тех.

§ 7. Христианина — мужчину или женщину, — если он еретик, и того, кто имеет дело с волшебством или с отравлениями, если он будет в том изо­бличен, следует подвергнуть сожжению на костре.

§ 8. Судья, который не наказывает за преступление, тот сам подлежит тому же наказанию, которому должен был подвергнуться преступник. Ник­то не обязан посещать судебное заседание этого судьи и участвовать с ним в суде, поскольку он сам пренебрег правосудием.

Статья 16

§ 1. Каждый должен давать поручительство по делам об убийстве, изу­вечении и ранении за своего господина, с которым он связан присягой вер­ности, и за способных носить меч родственников по мужской линии.

§ 2. Кто искалечит или ранит другого и будет в этом изобличен, тому отрубают руку. За преступление, в совершении которого кого-либо изобли­чили поединком, его лишают жизни.

§ 3. Каждый получает возмещение [bute] сообразно своему рождению, если он не был лишен этого права.

§ 4. Если судебный исполнитель отвечает перед судьей за то, что он упустил что-либо [из причитающегося судье] по праву, он отвечает королев­скими ударами: это 32 удара зеленым дубовым прутом в два локтя.

§ 5. За рот, нос и глаз, язык и уши, мужские половые органы, руки и ноги, если [их] кому-нибудь изувечат, и нужно будет возместить ему за это, то должны оплатить ему половиною вергельда.

§ 6. Каждый палец [руки] и палец ноги имеет особое возмещение — десятая часть причитающегося ему вергельда.

§ 7. Поскольку пострадавший не умер, то, как бы его ни изувечили во время одного нападения, он получает удовлетворение в размере половины вергельда. Если же его изувечат вторично, повредив другой орган, то каж­дый раз ему нужно дать удовлетворение в размере половины вергельда.

§ 8. Если кого-либо побьют без кровавых ран или обругают лжецом, тому должно дать возмещение сообразно его рождению.


 


154


155


§ 9. Если кому-нибудь ранят орган, который уже раньше- был возме­щен, то, если потом отсекут полностью, он не может требовать удовлетворе­ния свыше причитающегося ему возмещения.

Статья 17

§ 1. Сын не отвечает за отца после его смерти за то преступление, ко­торое отец совершил.

§ 2. Отец может один раз освободить сына, если тот обвиняется в прес­туплении, поскольку он от него не отделился, путем принесения присяги на ре­ликвии, что сын не виновен в содеянном. Если, однако, оба — отец и сын — обвиняются в одном и том же преступлении, то отец ничего не может снять с сына, пока он сам не оправдается.

Статья 19

§ 1. Отец может сына перед судом оделить любым имуществом, кото­рое сын согласен принять, как бы мало оно ни было.

§ 2. Господин может освободить один раз своего человека — осужден­ного, если он присягнет на священной реликвии в том, что тот в силу рожде­ния является его человеком и что он не виновен в том, в чем его обвиняют. Все же он остается опороченным и лишенным прав.

Статья 26

§ 2. Если монетный мастер выпустит фальшивую монету, желая ку­пить на нее, то он лишается шеи, [т. е. жизни]. Если у лишенного прав вслед­ствие воровства или разбоя найдут три [фальшивых] пфеннига с полови­ною, то он лишается руки, разве только имеет поручителя. Если у полноправ­ного найдут фальшивых денег на один шиллинг, то он теряет его, но не бо­льше. Если же он имеет больше, то он лишается руки, разве только он имеет поручителя.

§ 3. Если монетный мастер испортит монету, но не выпускает ее по пол ной стоимости, то никто не может его обвинить в подделке, чтобы он дол жен был за это отвечать. Монеты монетный мастер должен выпускать пол новесно, равного веса и с равным содержанием серебра.

§ 4. Никто не имеет права учреждать или выпускать монету без согла сия судьи в пределах его судебного округа. Так же должен и король для [по­дтверждения] правомерности прислать свою перчатку в доказательство то­го, что такова его воля.

§ 5. Никто, далее, не имеет права чеканить монеты одинакового с дру гими образца без особых отличительных знаков.

§ 6. Когда пфенниги [определенной чеканки] запрещают, то в течениі 14 ночей [после запрещения] можно еще этой монетой платить и выкупал залог. Кто этой монетой будет покупать после правомерного срока, том;


может монетный мастер разбить монеты, но должен ее [разбитую] ему вер­нуть.

Статья 31

§ 1. Кто будет лишен жизни по суду или самому себе причинит смерть, после того наследует ближайший родственник.

§ 2. [Имущество, добытое] воровством или разбоем, которое будет у него найдено, судья должен оставить у себя в течение года и дня; если в те­чение этого времени никто не будет на это претендовать по праву, то пусть судья обратит это в свою пользу.

§ 3. Никто не может лишить имущества другого, которое он имеет у себя, хотя бы тот и был лишен жизни [за содеянное].

Статья 32

§ 1. Никто не обязан отвечать за своего слугу в большем размере, чем его заработная плата, в этом [размере] он его поручитель.

§ 2. Если господин прогоняет слугу, он должен уплатить ему полную плату.

§ 3. Если слуга сбежит от своего господина самовольно, то он должен господину уплатить столько же, сколько ему господин обещал; а то, что ему было уплачено, то он должен вернуть вдвойне.

Статья 36

§ 1. Если кто-нибудь на другой день найдет украденную или ограблен­ную у него вещь у кого-нибудь, который ее открыто купил и, не скрываясь, пользовался и о том имеет свидетелей, то его нельзя обвинить в том, что он пойман с поличным, даже если у него найдут украденную вещь, разве толь­ко он раньше был лишен прав. Ибо с согласия судьи он может правомерно истребовать свою вещь.

§ 2. Если же тот откажется вернуть вещь без суда, то он должен потре­бовать от него вернуть ему вещь на суде. Если тот от этого откажется, то он должен позвать [соседей] на помощь и схватить его как вора, как если бы он был застигнут с поличным и выдал себя попыткой к бегству. Если же тот до­бровольно явится в суд, он должен правомерно добиваться вещи.

§ 3. Если тот возражает, когда это касается одежды, что он ее соткал, а когда это касается лошади или скота, что он их вскормил в своей конюшне, то тогда может держать вещь тот, у кого она находится во владении, если он может это доказать сам-третей из числа односельчан и может удержать вещь с большим правом, чем тот, который искал по своду.

§ 4. Если он скажет, что он вещь купил на общем рынке, но что он не знает у кого, то его нельзя обвинить в краже, если он только докажет место Іпокупки] и принесет в том присягу. Он теряет, однако, свои деньги, кото-


 


156


157


рые он за вещь заплатил, а тот получает свою вещь, которая была у него украдена или ограблена, если он требует ее присягой на реликвии сам-тре­тей полноправных лиц, которые знают, что он утратил вещь вследствие кра­жи или грабежа.

§ 5. Если он говорит, что вещь ему передана или он ее купил, то он до­лжен назвать правопередатчика [ручателя], от которого он купил, и указать то место, где он купил. Он должен, однако, присягнуть в том, что он отсыла­ет к надлежащему правопредшественнику. Тогда тот должен следовать за ним в течение 14 дней, куда он направится, по судоходной воде. Если ему будет представлен правопередатчик, как полагается по закону, то правопе-редатчик должен отвечать вместо него за вещь. Если же с правопередатчи-ком он потерпит неудачу, то он должен вещь вернуть с возмещением и со штрафом; и если его будут привлекать за кражу или ограбление, то он дол­жен очиститься по праву. Если проиграет тот, кто начинал дело, то он тоже должен оставить [в покое ответчика] с возмещением и со штрафом.

§ 6. Можно ссылаться на многих правопередатчиков [последователь­но] с одного на другого, пока не дойдут до того, который сам вскормил в своей конюшне, если речь идет о скоте, или сам соткал, если это одежда.

§ 7. Сам-третей должен оспаривать вещь тот, который предъявил иск, если у другого с правопередатчиком ничего не вышло.

§ 8. У кого найдут по своду вещь, тот должен сохранить ее в своем владении до тех пор, пока она правомерно не будет у него отсужена.

Статья 37

§ 1. Если кто-нибудь найдет вещь и станет это отрицать, если будет об этом спрошен, то вещь считается краденой. То, что кто-нибудь найдет или отобьет от воров или разбойников, об этом он должен объявить среди своих односельчан и в церкви. Если в течение шести недель явится тот, ко-му эта вещь принадлежит, то он должен требовать эту вещь сам-третей и возместить расходы, которые другой понес, если речь идет о лошади или о

скоте.

§ 2. Если тот, кому принадлежит вещь, из другого судебного округа, то тот, который вещь отбил от вора или разбойника, удерживает третью'

часть.

§ 3. Если же никто в течение шести недель не явится с требованием ве­щи, то судья берет две трети, а тот, [который нашел ее], получает третью часть.

Статья 38

Должен быть им возмещен вред, причиненный чьей-либо небрежное-' тью, будь то от пожара, или колодца, который не был обнесен оградой высо­тою до колена над землей, или если кто-либо застрелит или сбросит челове-

158


ка или животное тогда, когда он целился в птицу. За это ему не отказывают в жизни и здоровье [т. е. не подвергают его смертной казни или изувечива­ющим наказаниям], хотя бы человек умер, но он должен оплатить за него его вергельдом.

Статья 39

§ 1. Кто зерно ворует ночью, тот отвечает виселицей. Если же он вору­ет днем, то отвечает шеей.

§ 2. Если кто-либо проезжий скармливает [коню] зерно на поле, но ни­куда его не увозит, то он возмещает убыток соответственно его размеру.

Статья 40

§ 1. Чья собака, или боров, или лошадь, или бык, или какое-либо дру­гое животное убьет или искалечит человека или скот другого, его хозяин до­лжен возместить вред соответствующим вергельдом или по действительной стоимости, если свое животное опять возьмет во владение после того, как он о причине узнал.

§ 2. Если же он прогонит [животное], и не возьмет его во двор или в дом, и не будет кормить или поить, то он не отвечает за вред. Тогда пусть тот овладеет животным за причиненный ему вред, если он захочет..

§ 3. За действие животного штраф судье не присуждается.

§ 4. За вред, который причиняют чьи-либо лошади или чей-либо скот, находящиеся под присмотром его слуги или его челяди, отвечают те, под чьим присмотром [животные] находятся. Если же те сбегут, а лошади или быки и повозки будут задержаны, застигнутые на месте, и это будет доказа­но, то тот, чей это скот и повозки, если он не сможет [это] опровергнуть, до­лжен возместить вред в пределах стоимости его повозки и его лошадей или другого скота, который задержан, или он должен отказаться от них; тогда имущество получает тот за причиненный вред.

§ 5. Если кто-либо потравит хлеба или другие посевы своих односель­чан [соседей-крестьян] свиньями или гусями, которых невозможно взять в залог, и если затем на них будут пущены собаки, которые искусают их до смерти или изранят их, то этот вред не подлежит возмещению.

Статья 46

§ 1. Кто обработает землю другого, не зная [о принадлежности земли другому], или [землю], переданную ему другим, и будет в том обвинен во время обработки, то он теряет свой труд, если землю удержит за собой дру­гой. А тот, кто ему ее передал, тот должен ему возместить его убыток.

§ 2. Кто засеет землю, о которой предъявлен иск, тот теряет свою рабо­ту и свой посев.

159


§ 3. То, что он посеял до иска, он получает посев, дает свой чинш тому,

кто получает землю.

§ 4. Кто станет обрабатывать засеянное поле другого, тот покрывает нанесенный ему ущерб по праву и уплачивает возмещение.

Статья 47

§ 1. Кто свой скот прогонит по чужому посеву или чужой траве, тот должен покрыть ущерб по праву и возместить тремя шиллингами.

§ 2. Если же он не находится сам в том месте, где скот наносит ущерб, и если скот будет задержан в залог, то ущерб должны будут покрыть те, ко­му принадлежит скот, если сразу же будет доказано по оценке односельчан, и шесть пфеннигов уплачивает каждый за свой скот.

§ 3. Есть скот такого рода, что его нельзя загнать [в хлев], как, напри­мер, буйный конь, или гусь, или боров, тогда нужно пригласить двоих и по­казать им ущерб, а затем пойти за скотом в дом его хозяина и предъявить ему требование [о возмещении]. Тогда тот должен возместить вред за скот, равно так же, как если бы скот был задержан в залог.

§ 4. Если кто пригонит скот в другую общину на общинное пастбище и скот будет задержан, тот уплачивает шесть пфеннигов.

§ 5. Кто едет по необработанному полю, если только это не огорожен­ный луг, тот за это не отвечает.

Статья 48

§ 1. Что пастух потеряет [из стада, находящегося] под его надзором, то он должен возместить.

§ 2. Если кто-нибудь оставит стоять свой урожай на корню, когда все люди уже урожай убрали, и урожай будет потравлен или скормлен, то убы­ток ему не возмещается.

§ 3. То же самое действует в отношении десятины, которую господин не хочет брать, если тот, кто должен ее сдать, оставляет стоять на полях и показывает это своим соседям.

§ 4. С каждого домашнего животного, приносящего приплод, десятина должна быть внесена вечером того же дня, когда животное возвращается до­мой. Десятина с жатвы вносится на поле, с домашних животных — в дерев­не, в каждом дворе, где рождается скот.

§ 5. С каждого животного, кроме кур, вносится десятина. С каждого двора, с каждого отделенного участка и с каждого одиночного дома в качес­тве десятой доли дается одна курица в день св. Мартина.

§ 6. Когда на поле вносится десятина по праву, то должен сдаваться каждый десятый стог, одинаково хороший, или десятый сноп.

§ 7. Если кто-либо хочет вывезти свой урожай, то он должен объявить об этом господину, имеющему право на получение десятины, если он нахо-

160


дится в селе или на поле. Если тот затем не прибывает [за получением] сво­ей десятины, то он сам отделяет десятую часть, причем он должен обеспе­чить присягу, если она от него потребуется, и должен показать десятину двум своим односельчанам и может оставить стоять на месте; тогда он боль­ше не несет ответственности [за ущерб] по праву, если десятина испортится или пропадет.

§ 8. Иногда вносится определенный стог с гуфы и ягненок со стада овец, принадлежащего одному двору.

§ 9. При внесении десятины с зерновых веревка, которой связывают снопы, должна иметь локоть длины, [если веревку] растянуть между двумя узлами, [какие делают при связывании] озимых.

§ 10. Кто вносит десятину по установленному обычаю, тот сдал прави­льно.

§ 11. От пчел же и от различного рода животных господин получает свою десятину, если он хочет подождать год-другой, тогда, когда ему будет полагаться от того двора, который должен будет внести. Если же он не хо­чет ожидать, то ему нужно сдавать то, что ему причитается, ежегодно.

§ 12. С каждого жеребенка и с каждого мула платят один пфенниг. С теленка, осла, и овцы, и поросенка — половину пфеннига, если [их] имеет­ся пять или меньше. Если же имеется шесть или более, тогда господин берет себе одного. От сдачи шестого можно освободиться двумя пфеннигами, се­дьмого— полуторами, восьмого — одним пфеннигом, девятого — полови­ной пфеннига. Тот, кому принадлежит скот, должен первоначально изъять двух из шести, трех из девяти, раньше чем выберет себе господин, получа­ющий десятину. Таким же порядком вносится десятина за гусей и за коз гел­лерами.

Статья 49

§ 1. Никто не может повесить водосточный желоб, [выходящий] на двор другого.

§ 2. Каждый должен, далее, обнести забором свою часть двора. Если он этого не сделает и произойдет от этого ущерб, он обязан его возместить. Если ущерб получит он, то причинивший вред не несет ответственности.

Статья 50

Кто сажает межевые деревья или [кладет] межевые камни, тот должен делать это в присутствии того, кому принадлежит земля с другой стороны. Кто огораживает, должен ветви от плетня обращать в сторону своего двора.

Статья 51

§ 1. Печь, отхожее [место] и свиной хлев должны находиться в трех футах от забора.

П 2-51

161


§ 2. Каждый должен, далее, охранять свою печь и ее стенки, для того чтобы искры не попадали во двор другого ему во вред.

§ 3. Стоки надлежит выводить на земли, которые находятся за участ­ком другого владельца.

Статья 52

§ 1. Если хмель свисает через забор, то тот, у кого во дворе находятся корни, может потянуться через забор, насколько это возможно, и притянуть хмель; то, что он притянет, — то его; то, что останется на другой стороне, — то принадлежит его соседу.

§ 2. Ветви его деревьев, далее, не должны свисать через забор соседа

ему во вред.

Статья 53

То, что чиншевик возводит на чужой земле, с которой он уплачивает чинш, то он может снести, если он оттуда уходит, а также [это может сделать] его наследник после его смерти, кроме забора спереди и сзади и кроме дома и навоза в хлеву; это должен господин выкупить по оценке крестьян. Если он этого не сделает, то он [чиншевик] забирает это с другими [вещами].

Статья 54

§ 1. Никто не должен оставлять дома свой скот, который может идти с пастухом, кроме свиньи, которая выращивает поросят; эту нужно охранять, чтобы ей не был причинен вред.

§ 2. Никто, далее, не имеет права содержать отдельного пастуха, чем уменьшалась бы плата общественному пастуху, разве только он имеет три гуфы или более, которые являются его собственностью или составляют его лен; этот имеет право нанимать отдельного пастуха для овец.

§ 3. Там, где пастуху установлена оплата с гуфы, а не с [головы] скота, там никто не имеет права задерживать платы, чтобы село не осталось без па­стуха..

§ 4. Что пастух гонит [на пастбище] и не пригонит обратно в село, он должен возместить. Если же у него отнимут волки или грабители, а он ста­нется невредимым, и если он не позовет на помощь так, чтобы он мог иметь в том свидетелей, то он должен возместить.

§ 5. Если одно животное искалечит другое при пастухе или если затоп­чет его или искусает и если в том будут обвинять пастуха, то он должен ука­зать то животное, которое причинило вред, и должен принести в том прися­гу. Тогда тот, кому принадлежит это животное, должен взять раненое живот­ное для ухода за ним до тех пор, пока оно сможет опять выйти в поле. Если же животное подохнет, то он должен возместить согласно установленному его вергельду.

162


§ 6. Если пастуха будут обвинять в том, что он не пригнал какое-либо животное обратно в село, то он может освободиться от обвинения, если ре­шится доказывать свою невиновность [присягой]. Если, однако, кто-либо обнаружит отсутствие своего животного и немедленно пойдет к пастуху, чтобы его обвинить свидетельством двух людей, то пастух не может прино­сить присягу, а должен возместить. Если же пастух будет утверждать, что животное не было ему передано, то [тот] скорее сможет доказать свидетель­ством двух людей, которые сами видели, что животное выгонялось в стаде пастуха, чем пастух очистится присягой.

Статья 55

То, что установит сельский староста на пользу села с одобрения боль­шинства крестьян, против этого меньшинство не может возражать.

Статья 56

§ 1. Села, которые расположены у воды и имеют плотину, которая их предохраняет от наводнения, должны перед паводком укреплять свою часть плотины. Если же наводнение прорвет плотину и будут вызваны на помощь все те, которые сидят в пределах, [т. е. имеют земли возле] той плотины, то, ес­ли кто-нибудь из них не придет на помощь для исправления плотины, он лиша­ется всей наследственной собственности, которую он имеет возле плотины.

§ 2. Ту землю, которую вода подмоет, теряет тот, кому она принадле­жит. Если же вода проложит новое русло, то от этого он ничего не теряет от своей земли.

§ 3. Если появится новый остров на реке, этот остров будет принадле­жать к тому берегу, к которому он ближе. Если остров находится посредине, то он принадлежит обоим берегам; точно так же и русло, если оно высохнет.

Статья 59

§ 1. Если господин хочет удалить своего чиншевика из своего имения, если только он не урожденный этого имения, он должен ему объявить [об этом] на Сретенье [2 февраля]. Точно так же должен поступить чиншевик, если он хочет покинуть землю.

§ 2. Если умирает чиншевик господина, то его место заступает его на­следник и платит с земельного участка то, что тот должен был. Если же умрет господин, то чиншевик вносит свой чинш, который он обязался гос­подину, тому, к которому переходит имение, и он не нуждается ни в ком, кто бы за него ручался, кроме его плуга.

§ 3. Королевская дорога должна быть настолько широкой, чтобы два экипажа могли разъехаться. Пустой экипаж должен уступать дорогу тому, который едет с кладью, и менее нагруженный — тяжело нагруженному.

163




















П'2-51


Едущий верхом должен уступить дорогу экипажу, а пешеход — верховому. Если же они на узкой дороге, или на мосту, или обгоняют верхового или пе­шехода, то экипаж должен остановиться, пока они не пройдут. Тот экипаж, который первым въезжает на мост, должен первым через него проехать, не­зависимо от того, пустой он или нагруженный.

§ 4. Кто первый приходит на мельницу, тот должен первым молоть.

Статья 60

§ 1. Если кто-либо одалживает или закладывает другому лошадь, или одежду, или вообще какое-либо движимое имущество и каким бы путем он ни передал вещь из своего владения добровольно, то независимо от того, продаст ли вещь тот, который затем владел ею, или он ее заложит, или про­играет, или она будет у него украдена, или похищена, тот, который ее [перво­начально одолжил или заложил, не имеет никаких прав требования к дру­гим], кроме как к тому, которому он сдал или заложил.

§ 2. Если же умрет тот [должник или залогоприниматель] естествен­ной или неестественной смертью, то он [одолживший, или заложивший свою вещь], может предъявить требование о своей собственности к наслед­нику или к судье, если вещь попадает к судье [в качестве выморочного иму­щества].

Статья 61

§ 1. Когда бог сотворил человека, он дал ему власть над рыбами, и над птицами, и над всеми дикими животными. Отсюда мы имеем доказательст­во от бога того, что никто не может быть лишен жизни или здоровья из-за этих вещей (т. е. из-за нарушения правил охоты).

§ 2. Однако существуют три лесные чащи в саксонской земле, где да­рован мир диким животным под королевской защитой, кроме медведей, вол­ков и лисиц. Они именуются заповедными [под королевским банном] леса­ми. Одна чаща у Койне, вторая — Харт, третья — Магетхейде. Кто в них охотится, тот должен уплатить королевский штраф [банн], что составляет 60 шиллингов.

§ 3. Кто едет через заповедный лес, у того лук и самострел должны быть не натянуты, его колчан должен быть закрыт, его борзые собаки и со­баки-ищейки должны быть на привязи и все псы на своре.

§ 4. Если кто-либо гонит дикого зверя за пределами леса, [а его] соба­ки будут преследовать зверя [и] в лесу, он может тогда последовать в лес, но он не должен трубить в рог и натравливать псов, и если он тогда поймает зверя, он не совершает тем самым ничего противоправного; своих псов он имеет право позвать обратно.


§ 5. Никто не должен ступать на посевы при преследовании или при травле [зверя], начиная с того момента, когда зерновые пустили первые стебли.

Статья 62

§ 1. Кто содержит злую собаку, или ручного волка, или оленя, или мед­ведя, или обезьяну, тот должен возместить вред, причиненный кому-либо. Если он захочет от них избавиться после причинения вреда, он тем самым не освобождается от ответственности, если [пострадавший] может доказать сам-третей, что он держал животных до того времени, когда они причинили вред.

§ 2. Если кто-либо убьет собаку, или кабана, или другое какое-либо животное в то время, когда оно хотело причинить ему вред, то он не обязан возместить убыток, если он решается принести присягу на реликвиях в том, что он [вынужден был] это сделать, обороняясь.

§ 3. Кто хочет содержать диких зверей вне пределов заповедных ле­сов, тот должен держать их в огороженном месте.

Статья 63

§ 1. Женщина не может быть представителем [говорителем] и не мо­жет приносить жалобы без опекуна. Этого [права] лишила всех женщин Ка-лефурния, которая перед империей себя недостойно вела в гневе из-за того, что она не смогла добиться своего без представителя.

§ 2. Каждый мужчина может быть представителем и свидетелем, пода­вать жалобы и отвечать, только не в том суде, которым он объявлен под по­дозрением, или если он находится в королевской опале. Перед церковным судом он не может выступать, если он отлучен от церкви.

Статья 64

§ 1. Женщина или девушка, которые жалуются перед судом на изнаси­лование, должны жаловаться с призывом о помощи против застигнутого на месте преступления — и по поводу изнасилования, которое они должны до­казать.

§ 2. Те, далее, которые приводят в суд пойманного при краже или гра­беже, должны в отношении застигнутого на месте преступления возбуждать жалобу на основе призыва о помощи, что должно быть доказано при помо­щи людей.

§ 3. Кто, далее, мертвого доставит в суд и будет приносить жалобу по поводу преступления, которое совершено, тот должен жаловаться путем призыва на помощь против застигнутого с поличным, что стало общеизвест­ным.

165


164


§ 4. Кто, далее, ограблен и знает, куда унесено награбленное, тот, если он хочет, чтобы судья туда за ним последовал, должен вызвать его туда при­зывом о помощи и должен принести жалобу с призывом о помощи против застигнутого с поличным, которое он хочет там на месте доказывать.

§ 5. Где нет преступления с поличным, там нужно приносить жалобу без призыва о помощи, если хочешь остаться без ущерба.

Статья 65

§ 1. Ни один ребенок не может, пока он в своем [малолетнем] возрасте, совершить такое деяние, за которое он мог бы лишиться жизни. Если он убьет кого-нибудь или искалечит, то его опекун должен возместить вергель­дом, если это будет доказано. Любой вред, который будет причинен ребен­ком, должен быть возмещен из его имущества.

§ 2. Если же кто-либо убьет ребенка, то он должен уплатить полный вергельд ребенка. Если кто-либо обругает ребенка, или выдерет за волосы, или высечет розгами за совершенный проступок, то он не несет ответствен­ности, если он решил присягнуть на реликвии в том, что он побил ребенка не из-за чего другого, как только вследствие его проступка.

Статья 66

§ 1. Вот внимайте о старом мире, который императорская власть под­твердила земле саксов с согласия добрых рыцарей земли. Все дни и во всякое время должны иметь мир священники и духовные лица, девушки и женщи­ны и евреи в отношении их имущества и их жизни; церкви и кладбища и ка­ждая деревня в пределах ее рва и ее ограды; и плуги, и мельницы, и королев­ские дороги по воде и на земле; города должны иметь мир и все, что будет находиться в их пределах.

§ 2. Праздничные дни и замиренные дни установлены для всех людей как дни мира; таковых в каждой неделе четыре дня: четверг и пятница, суб­бота и воскресенье. В четверг святят елей, которым всех нас обращают в христианство при крещении. В четверг наш господь бог со своими ученика­ми причащался хлебом из чаши, и с этого начался наш новый завет. В чет­верг бог повел человечество на небо и открыл нам путь туда, который до то­го был для нас закрыт. В пятницу бог сотворил человека, и в пятницу он был замучен человеком. В субботу он отдыхал, когда он сотворил небо и землю и все что в них было. Он отдыхал также в субботу в могиле после своих страданий. В субботу посвящают также для божьей службы священников, которые являются наставниками христианства. В воскресенье были проще­ны богом за прегрешения Адама. Воскресенье был первый день, который когда-либо был, и будет последним днем, когда мы должны воскреснуть из мертвых и прибыть к милосердию божию душой и телом, — все те [из нас], которые это заслужили перед богом. Поэтому эти четыре дня — общие дни

166


шра для всех людей, за исключением тех, которые застигнуты на месте іреступления или которые находятся в королевской опале или объявлены удом находящимися под подозрением.

Статья 67

Кого обвиняют в преступлении, тот не имеет права являться в сопро-юждении более тридцати человек, когда он придет в суд; они не должны юсить никакого оружия, кроме меча.

Статья 68

Если у путешественника лошадь будет изнемогать, то он имеет право ирезать колосья и дать лошади столько, сколько он может [нарезать], стоя m дороге одной ногой; но он не должен [ничего] брать с собою.

Статья 69

Кто убьет или ранит нарушителя мира, тот за это не отвечает, если он;ам-сем может доказать, что он его ранил при преследовании или при сове лении преступления, когда тот нарушил мир.

КНИГА ТРЕТЬЯ

Статья 1

§ 1. Ни за какое преступление нельзя разрушать крестьянские дома, разве только в них была изнасилована девушка или женщина или туда при­тащена для изнасилования. Об этом [разрушении дома] должно быть реше­ние суда, если [обвинение] не будет опровергнуто на суде. Если же по этому поводу состоялось решение, то, хотя тот затем явится и изнасилование опровергнет, его ущерб [от разрушения дома] все же ему не возмещается, потому что это не было опровергнуто до того, как по этому поводу состоял­ся суд. Всякое живое [лицо], участвовавшее в изнасиловании, должно быть обезглавлено.

Статья 2

Священники и евреи, которые имеют при себе оружие и не постриже­ны, если над ними учинено насилие, должны быть возмещены [только] как миряне, ибо не должны носить оружие те, которые повседневно ограждены королевским миром.

Статья 3

Женщину, которая носит в себе живого ребенка, нельзя присуждать к более тяжелому, чем телесное, наказанию. Слабоумных и умалишенных не следует подвергать наказанию. Если же они кому-либо и причиняют вред, то их опекун должен возместить его.

167


Статья 4

§ 1. Если кто-либо требует обратно то, что он подарил или продал, то тот, который владеет имуществом, может его удержать при помощи свидете­льства сам-третей тех, которые это видели. Однако при помощи таких свиде­телей он не сможет защищаться от другого, если он будет у него оспаривать его право на вещь, а должен будет защищаться очистительной присягой.

§ 2. Если признает, что [вещь была] куплена, он [продавец] должен быть поручителем по праву за эту вещь, которую он продал. Ибо тот счита­ется вором или соучастником вора, который признал, что продал [вещь], а поручительство свое оспаривает, разве только он оговорил свой отказ от поручительства при продаже.

Статья 5

§ 1. Если кому-либо одолжили или сдали на хранение открыто [вещь] и он это может доказать сам-третей, то его нельзя обвинять в краже или гра­беже. Трижды через [каждые] четырнадцать ночей, однако, должно вызы­вать его защищать свое владение, если он хочет. Если же он этого не сдела­ет, то вещь передается во власть того, кто заявил иск. О дне суда должен тот, который имеет вещь во владении, тому, который ему вещь дал, объявить при свидетелях во дворе и в доме, если он желает остаться без ущерба.

§ 2. Одолженное имущество он может раньше всего принести тому, кто его ему одолжил, если он знает его дом, но так, чтобы при этом присут­ствовал истец.

§ 3. Если один дает другому свое имущество на сохранение и оно бу­дет у него украдено, или ограблено, или оно сгорит, или подохнет, если это скот, то хранитель имущества не должен нести никакого ущерба, если он го­тов будет присягнуть, [как полагается] по праву, что это произошло без его

вины.

§ 4. Однако то, что один другому одалживает или у него закладыва­ет, — то он должен вернуть невредимым или возместить по его стоимости.

§ 5. Если же подохнет лошадь или скот во время нахождения в залоге без вины того, у кого вещь заложена, и он это докажет и обещает присяг­нуть, [как полагается] по праву, тогда он не возмещает ущерба. Однако он теряет свое право требования, [в обеспечение] которого ему дан залог, если договором не было обещано иное.

Статья 6

§ 1. Если слуга проиграет, либо заложит, либо продаст имущество сво­его господина, то господин может потребовать возвращения [имущества], если он на него заявит претензию суду, как это [следует] по праву.

§ 2. Если же он проиграет свое собственное имущество, или заложит его, или продаст, или иным каким-либо способом лишится по своей воле,

168


господин не сможет иметь никаких по этому поводу притязаний [к другим лицам], ибо господин не обязан возмещать слуге ущерб в имуществе, даже если он ему обещал возмещать его убыток. Следовательно, никто и не обя­зан перед ним нести ответственность.

§ 3. Если у слуги будет украдена или открыто похищена его лошадь или другое его имущество в то время, как слуга находится на господской ра­боте, без вины со стороны слуги, то господин должен возместить ущерб. В этих случаях надлежит отвечать перед господином, если он предъявит претензию.

Статья 7

§ 1. Еврей не имеет права быть поручителем христианина, если бы он и хотел отвечать вместо христианина.

§ 2. Если еврей убьет христианина или совершит против него преступ­ление, и будет при этом схвачен, то его судят так же, как христианина.

§ 3. Если, далее, христианин убьет еврея или совершит против него преступление, то его нужно судить за нарушение королевского мира, кото­рый он в отношении него нарушил. Этот мир добыл им Иосиф от императо­ра Веспасиана, когда он излечил его сына Тита от ломоты.

§ 4. Если еврей купит или возьмет в залог чашу, или [церковные] кни­ги, или церковное облачение, тогда он не имеет ручателя, и если найдут эти вещи у него во владении, то его судят как вора. Если еврей что-либо из дру­гих вещей покупает, не скрываясь и не крадучись, при дневном свете и в не­запертом доме и если он может это доказать сам-третей, то он сохраняет свои деньги, которые он за них уплатил или ради них одолжил, при помощи своей присяги, хотя бы эти вещи оказались крадеными. Если, однако, у него доказательств не будет, то он теряет свои деньги.

Статья 16

§ 1. Ни судья, ни кто-либо другой не могут опровергать жалобу, кроме того, против которого жалоба направлена.

§ 2. Лишенные прав не могут иметь опекуна.

§ 3. Перед находящимися в королевской опале и объявленными состо­ящими под подозрением никто не должен отвечать по их жалобам. Если же жалуются на них, то они должны отвечать перед тем судом, которым они объявлены состоящими под подозрением.

Статья 17

§ 1. Состоящий под подозрением может освободиться от этого состоя­ния во всех [судебных] местах в пределах того суда, который его объявил состоящим под подозрением. Равным образом как жалобу против него мож-

169


.,


но возбудить во всех [судебных] местах, точно так же и освободиться он мо­жет во всех местах.

§ 2. Поручителя, однако, он должен дать в том, что он явится [в суд]. Если же у него нет поручителя, то пусть его сам судья задержит, пока он не выполнит своих обязанностей по праву.

Статья 18

§ 1. Если кто перед судом утверждает, что он освободился от состоя­ния под подозрением, но не докажет этого свидетельством судьи, или шульт-гейса, или судебного исполнителя вместо судьи и двумя лицами, то жалоб­щику незачем уже больше доказывать, что тот был объявлен состоящим под

подозрением.

§ 2. Кто объявлен [находящимся] в королевской опале, тому требуется два шеффена и судья в качестве свидетелей, когда он освобождает себя [от утверждения о том, что он опальный].

Статья 19

Свободные люди и имперские министериалы могут быть свидетелями и участвовать в суде в имперском суде, потому что они приносят клятву верно­сти империи, каждый из них по своему праву. Однако имперский министери-ал не имеет права по делу свободного лица, могущего быть шеффеном, ни участвовать в нахождении решения, ни быть свидетелем, когда речь идет о его [этого лица] жизни, или о его чести, или о его наследственном имуществе.

Статья 20

§ 1. Если кто обработает чужой участок земли по ошибке, то это не влечет возмещения. Кто, однако, обработает участок земли, заявляя, что он ему [принадлежит], и этот участок будет у него отсужен по суду, тот должен

возместить ущерб.

§ 2. На своей земле можно взять обеспечение и без согласия судьи у того, кто ее обрабатывает, для того чтобы таким путем оградить свои права. § 3. За обработку участка никого нельзя лишить жизни или здоровья, разве только [участок] земли был уже у него изъят по суду и был предписан в связи с этим мир.

Статья 21

§ 1. Если двое оспаривают [друг у друга] имение с одинаковым осно­ванием и докажут это одинаковым свидетельством, то его [имение] следует между ними поделить. Это свидетельство должны дать коренные окрестные жители, которые живут в том же или в ближайшем соседнем селе. Кто боль­шее число лиц имеет в качестве свидетелей, тот получает имение.

§ 2. Если жители не знали, кто имел [спорное имущество] во владении, тогда следует решать путем ордалии водой, или жалобщик и тот, против ко-

170


го возбуждена жалоба, должны присягать в том, что они правильно показы­вают, как они полагают [верным], и тогда судья должен дать своих послан­цев. Если они оба в том же принесут присягу, то следует [имущество] разде­лить равномерно между ними.

Статья 22

§ 1. Если один одалживает другому лошадь или одежду на определен­ный срок и тот задержит сверх срока и по этому поводу будет принесена жа­лоба, то он должен немедленно вернуть вещь и возместить ущерб, если он ухудшил вещь.

§ 2. Его нельзя обвинять ни в воровстве, ни в грабеже по этому поводу, так как вещь была ему одолжена.

§3. [Собственник] может, далее, овладеть своей вещью по праву, когда он видит, что ее несправедливо задерживают сверх условленного срока.

Статья 23

Кто укрывает или кормит заведомо человека, объявленного состоя­щим под подозрением, тот должен за это платить штраф [судье]. Если же он этого не знал, то он избегает штрафа своей очистительной присягой.

Статья 24

§ 1. Нельзя подвергать наказанию того, кто в другом суде объявлен сос­тоящим под подозрением. Кто объявлен состоящим под подозрением выс­шим судом, тот считается объявленным состоящим под подозрением во всех тех судах, которые относятся к этому суду. Тот, однако, который объявлен состоящим под подозрением в низшем суде, тот не считается подозреваемым в высшем суде, если дело о нем не будет туда правомерно перенесено.

§2. Низший судья не должен исполнять решение о [лице], объявлен­ном состоящим под подозрением, если такое объявление произведено выс­шим судьей и если [этому низшему судье] неизвестно об этом в той мере, чтобы он сам мог бы быть свидетелем вместо высшего судьи.

Статья 25

§ 1. Если умирает судья, то обо всем, что произошло за его время, дол­жен свидетельствовать его преемник в суде, хотя бы он сам этого не видал, поскольку он свидетельством шеффенов будет убежден в правдивости

ЭТОГО.

§ 2. В городах и в судах другого округа никто не должен давать ответ, разве только он там проживает или имеет имение, или он совершит там пре­ступление или поручится там.

§ 3. То, что имеет место за пределами данного суда, о том в данном су­де никто не обязан отвечать.

171


Статья 26

§ 1. Король — всеобщий судья повсеместно.

§ 2. В другом суде свободный, могущий быть шеффеном, не обязан ни с кем принять поединок. Однако он должен отвечать, перед тем судом, в округе которого он имеет родовое имение. Если он там имеет шеффенское кресло, то там же он обязан участвовать в суде. Кто, однако, шеффенского кресла там не имеет, тот должен посещать высший суд по месту своего жи­тельства.

§ 3. Это кресло передает по наследству отец старшему сыну; если он не имеет сына, то он передаст кресло по наследству ближайшему и старше­му, способному носить меч родственнику равного с ним рождения.

Статья 27

Если кто вступит в брак с женщиной, не зная, что он не имеет права вступать с ней в брак по праву, и будет иметь от нее детей, а затем они будут в должном порядке разведены, то это не повредит правам детей, которые были рождены до развода, равно как и тому ребенку, которого мать носила

[во чреве].

Статья 28

§ 1. Если утверждают о ком-либо, что он лишен прав по рождению или полромыслу, то это должен доказать тот, кто утверждает сам-сем с людьми, которые обладают полной правоспособностью. Однако свою честь и свои права может тот отстаивать свидетелями скорее, чем те, которые свидетеля­ми оспаривают его права.

§ 2. Если, однако, утверждают, что он лишен прав по суду вследствие кражи или грабежа, то это должен засвидетельствовать судья сам-сем.

Статья 29

§ 1. Ни один свободный, имеющий право быть шеффеном, не обязан доказывать наличие родового имения и не обязан указывать четырех своих1 предков, разве только он вызывает на поединок лицо одного с ним сословия. Можно доказывать наличие родового имения своей присягой, если даже оно

находится не в том месте.

§ 2. Если двое должны получить одно наследство, то старший пусть

делит, а младший пусть выбирает.

Статья 30

§ 1. Тот должен обходиться без представителя [говорителя], который сам приступил к ответу. Пока он воздерживается от ответа согласно сужде­нию [шеффенов] и [решению] суда, до тех пор не считается, что он присту­пил к ответу. 172


§ 2. Судья должен быть равным судьей для всех людей. Он не должен ни предлагать [находить, выносить] решения, ни оспаривать их.

Статья 31

§ 1. В отношении того, что один другому должен или что он у того взял, он должен отвечать перед наследником, если тот умрет.

§ 2. Если же умрет тот, против кого подана жалоба, то его наследники по данному делу не отвечают, разве только они будут иметь в своем облада­нии то имущество, о котором возбужден спор.

§ 3. Если один другого задержит, но ничего у него не возьмет, или ра­нит, или побьет, но не смертельно и не искалечив, то он перед его наследни­ками за это не отвечает, если тот умрет после годичного срока, разве только тот до смерти подал жалобу в суд.

Статья 32

§ 1. Если пришелец будет утверждать, что он свободный, то его следу­ет считать свободным, поскольку это не может быть опровергнуто свидете­лями.

§ 2. Если кто-либо утверждает, что он свободный, а другой утвержда­ет, что он его крепостной, так как он себя отдал ему, то тот может это опро­вергнуть присягой, если только это не было совершено перед судом.

§ 3. Если же он утверждает, что тот его крепостной по рождению, то он его сохраняет при помощи присяги на реликвии с двумя своими людьми.

§ 4. Если на него претендует другой господин, то оспорить это он мо­жет сам-сем со своими родственниками или достойными доверия людьми.

§ 5. Если, однако, тот сможет доказать свою свободу сам-сем со свои­ми родственниками, тремя со стороны отца и тремя со стороны матери, то он отстоит свою свободу и устраняет все свидетельства [против].

§ 6. Кто имеет человека во владении, тот с большим правом может при помощи свидетелей удержать его за собою, чем тот, который не владеет им.

§ 7. Если кто-нибудь отдает себя перед судом в качестве крепостного, то его наследник вправе против этого возражать и вернуть его в свободное состояние.

§ 8. Если, однако, господин удержит его до его смерти, то он получит его наследство и его детей, если они принадлежат ему и если он прижил [этих детей] после отдачи себя [господину].

§ 9. Если кто-либо отказывается от своего господина и отдает себя Другому и его потребуют в суд, а его господин, которому он отдал себя, не явится для того, чтобы выступить за него по праву, то тот, который на него претендует, отсудит его себе сам-третей со своими родственниками, если он ^обличит его при помощи двух своих прирожденно принадлежащих ему

173


людей. Если он его изобличил, он может завладеть им по праву ударом по

шее, если он хочет.

§ 10. С кого жалобщик получает вергельд или возмещение в суде, с того судья имеет право получить свой штраф, если он пожелает его потре­бовать.

Статья 33

§ 1. Каждый имеет право суда у короля.

§ 2. Каждый должен также отвечать перед королем во всех местах по своему праву, а не по праву жалобщика.

§ 3. Он должен также отвечать по каждой жалобе, по которой его об­виняют, разве только его вызывают на поединок. Тогда он может отказаться отвечать, если это не в той местности, откуда он родом.

§ 4. Если претендуют на его земельную собственность, то он должен отвечать только в той местности, в пределах которой она находится.

§ 5. Король должен, далее, судить по поводу земельной собственности не по праву лица, а по праву той страны, где она находится.

Статья 45

§ 1. Так вот, узнайте вергельд и возмещение всех людей. Князья, бла­городные и свободные, способные быть шеффенами, равны по возмещению и вергельду. Однако князей и благородных чтят золотой платой и им дают в качестве возмещения 12 золотых пфеннигов, из которых каждый должен ве­сить как три серебряных пфеннига. Стоимость золотого пфеннига принима­ется за 10 серебряных; таким образом, 12 пфеннигов составляют 30 шиллин­гов. Свободным шеффенского сословия уплачивают возмещение в 30 шил­лингов полноценными пфеннигами; двадцать шиллингов весом должны быть равны одной марке. Их вергельд равен 18 фунтам полноценных пфен­нигов.

§ 2. Жена имеет половинное возмещение и вергельд ее мужа. Девушка и незамужняя женщина имеет половинное возмещение согласно ее рожде­нию [происхождению].

§ 3. Муж, далее, является опекуном своей жены с момента как она с ним повенчана. Жена, далее, принадлежит к одному с ним сословию с мо­мента, как она разделила с ним ложе; после смерти мужа она освобождается от прав [в отношении к ней] мужа.

§ 4. Именуемые биргельдами и чиншевиками [pflechthaften] и заседа: ющие в суде шультгейса получают в качестве возмещения пятнадцать шил­лингов и десять фунтов в качестве вергельда.

§ 5. Из их числа можно избрать судебного исполнителя, если требует;
ся, он должен иметь не менее трех своих гуф. Избирать его должны судья и
шеффены.                                                                                                                        *
§ 6. Другие свободные, именуемые поселенцами, приходят и уходят вроде гостей и не имеют земельной собственности в стране. Им также упла­чивают пятнадцать шиллингов в качестве возмещения и десять фунтов вер­гельда.

§ 7. Двадцать шиллингов и шесть пфеннигов и полушка составляют возмещение литов и девять фунтов их вергельд.

§ 8. Две шерстяные перчатки и одни навозные вилы составляют возме­щение поденщика.

Его вергельд состоит из горы пшеницы, заполняющей стог из двенад­цати стоек, причем одна стойка отстоит от другой на сажень. Каждая стойка должна иметь двенадцать гвоздей один над другим, каждый гвоздь должен быть отдален от другого на длину человека до плеч для того, чтобы гору мож­но было заполнить от гвоздя до гвоздя; каждый гвоздь должен иметь по двенадцать кошельков и в каждом кошельке должно быть по двенадцать шиллингов.

§ 9. Детям священников и незаконнорожденным дается в качестве воз­мещения два воза сена, которые могут тащить двухлетние бычки. Актерам и всем тем, которые передают себя в собственность другого, служит в качест­ве возмещения тень человека. Наемным бойцам [в поединках] и их детям дают в качестве возмещения светлый блик на щите от солнца. Два веника и ножницы составляют возмещение для тех, которые утратили свои права вследствие кражи или'грабежа или другими деяниями.

§ 10. Возмещение лиц, лишенных прав, приносит им мало пользы, но оно потому установлено, что за возмещением следует штраф судье.

§11. Лишенные прав не имеют вергельда. Тем не менее, если кто-ни­будь ранит, или ограбит, или убьет кого-либо из них, или изнасилует жен­щину, лишенную прав, и тем самым нарушит мир, то того нужно судить по закону о нарушении мира.

Статья 46

§ 1. Если кто-нибудь изнасилует продажную женщину или свою на­ложницу, то он может поплатиться жизнью, если он ее положит без ее сог­ласия.

§ 2. По поводу одной раны можно обвинять не более одного; однако можно нескольких обвинять в подстрекательстве и в соучастии.

Статья 61

§ 1. Каждые восемнадцать недель граф должен назначать заседания своего суда не в присутственные [замиренные] дни в установленном правом судебном месте, где должны находиться шультгейс, и шеффены, и судеб­ный исполнитель.


 


174


175


§ 2. Никто не может быть шультгейсом, если он не свободный и если он не родился в той стране, где находится суд.

§ 3. Судебный исполнитель должен по меньшей мере иметь полгуфы своей земли.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ЛЕННОЕ ПРАВО

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Если кто хочет ознакомиться с ленным правом, пусть читает эту книгу и не пренебрегает ее учением.

2. Во-первых, заметим, что ленный щит начинается с короля и на седь­
мой ступени оканчивается.

3. Во-вторых, светские князья переходят в третий щит, когда они ста­
новятся вассалами епископов, и шестой щит переводят в седьмой.

4. Клирики, и женщины, крестьяне, и купцы, и лишенные прав, и не­
законнорожденные, и все не рыцарского звания со стороны отца и их пред­
ков — все они лишены ленного права.

 

5. Если, однако, кто-либо им передаст лен, то они будут иметь право
ленника, но только от него; своим детям они лен не передадут по наследст­
ву, а также они не смогут стать в ленные отношения к другому господину.

6. Все, не имеющие военного щита, не могут обладать ленным правом
на основании свидетельства или вынесенного решения, но господин, наде­
ливший их леном, не сможет отвергать их свидетельства. Однако если двое
приписывают себе право на одно и то же имение, причем один из них имеет
военный щит, а другой щита не имеет, то тот, кто обладает военным щитом,
пользуется преимуществом при доказательстве по сравнению с тем, кото­
рый не имеет военного щита.

24. Отец передает по наследству сыну владение, равно как и лен, поэ­тому сын не обязан просить господина, чтобы он подтвердил ему лен отца.

60. Если умрет господин, законный сын которого находится в живых,
то его ленник, при малолетстве сына, не должен испрашивать лен у вышес­
тоящего сеньора. Если сын пропустит свой срок, то ленник не лишается вто­
рого срока.

61. Ибо сколько существует щитов, столько существует и сроков. Ка­
ждый [давностный] срок составляет один год и шесть недель.

 

62. Срок для ленника начинает исчисляться со дня, когда тот, кто дол­
жен стать его господином, сам наделен этим имением.

63. Ибо как может господин наделить леном раньше, чем его ленник
может получить.                                                                                                            ^™

176


64. Для малолетних су


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: