Соціологічні методи дослідження проблем у соціальній роботі

«Социологический метод исследования явлений общественной жизни по всем своим приемам есть метод соотносительный.

Соотносительный метод — это метод необходимого и правильного соотношения различных сторон и явлений общественной жизни в научном понимании их; он требует согласованного изучения их в их естественной связи и взаимообусловленности; он предполагает известную согласованность всех социальных явлений, их солидарность».

Конт О. Метод социологии. — СПб., 1907. — С. 52.

«Социологический стиль мышления предполагает:

– взгляд на общество как некое системное целое, функционирующее и развивающееся по своим собственным законам;

– осознанную установку на изучение реально существующих общественных отношений в отличие от теоретического конструирования идеального общественного строя;

– опору на эмпирические методы исследования в противоположность умозрительным философским построениям».

Соціологія як наука. — К., 1991. — С. 14.

«…научное обеспечение решения проблем социальной работы определяется отнюдь не только ее социологическим видением, учитывающим закономерности развития социальной сферы, такого общественного института, как социальная работа, но и эмпирическим социологическим знанием, а также большими социологическими теориями, теоретико-методологическим социологческим знанием. При этом все уровни социологического знания так или иначе акцентируют внимание на том, как влияет деление общества на классы, социальные группы и слои, на решение проблем социальной защиты».

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холстовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 110.

«Общая социологическая теория, формационная теория общества, отраслевые социологические теории и специальные (частные) социологические теории выступают в целом фундаментом, основой социальной работы как науки и учебной дисциплины».

Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2000. — С. 55.

«Эмпирический уровень социологического знания выступает как бы связующим звеном между теоретической социологией, с одной стороны, и социальной работой как наукой и специфическим видом деятельности, с другой. Важно также подчеркнуть, что социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двоякую функцию — расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации, без чего невозможен анализ практической социальной работы, невозможно накопление опыта, его обобщение и в целом повышение ее эффективности».

Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2000. — С. 56.

«Под методологическим знанием понимается: учение о предмете социологии; знания о методах, их разработка и использование; учения о социологических знаниях, их формах, типах и уровнях; знания о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Знание о предмете включает специально построенные классификации или типологии, модели, гипотезы и теории, статистические данные».

Соціологія як наука. — К., 1991. — С. 14.

«Вместо того, чтобы предаваться метафизическим размышлениям по поводу социальных явлений, социолог должен взять объектом своих изысканий ясно очерченные группы факторов, на которые можно было бы указать, что называется, пальцем, у которых можно было бы точно отметить начало и конец – и пусть он вступит на эту почву с полной решительностью. Пусть он старательно рассмотрит все вспомогательные дисциплины — историю, этнографию, статистику, без помощи которых социология совершенно бессильна».

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр.; под ред. В.А. Базарова. — М.: Мысль, 1994. — С. 4–5.

«Социологические исследования по уровню ориентации делятся на теоретические (фундаментальные) и эмпирические (прикладные). Если в теоретических исследованиях социолог оперирует научными понятиями, категориями, которые отражают сущностные связи социальных явлений, то в эмпирических исследованиях на первый план выступают конкретные действия и факты (классификация условна).

По характеру получения нового знания социологические исследования делятся на методологические (т. е. которые дают знание о методах исследования) и неметодологические (те, которые дают новые знания о предмете).

Общенаучными методами являются математические, статистические и т. д., частнонаучные — анкетирование, интервью, контент-анализ, социограмма и пр.».

Соціологія як наука. — К., 1991. — С. 14–15.

«Познавательная функция социологии тесно связана с философией как общетеоретической основой познания общества. Изучая социальные процессы, теоретическая социология дает более четкое представление об обществе, раскрывает роль человека в общественной жизни, закономерности развития общества, его движущие силы и тенденции.

Практическая функция связана с познавательной. Полученные социологами факты социальной деятельности, выявленные закономерности дают возможность определить неразработанные социальные проблемы, пути их изучения.

Социальный закон прокладывает себе дорогу через различные случайности и становится видимым только тогда, когда проявляется в больших массах».

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 25. — Ч. 2. — С. 363.

Социальные законы

по степени общности

Законы, которые характеризуют развитие социальной сферы в целом

Законы, которые описывают развитие отдельных элементов
в социальной сфере

по способу проявления

Динамические

Статистические
Причинные функциональные

Законы
развития

Законы функционирования
Законы, которые отражают инвариантность социальных явлений

По формам связи

Законы, которые устанавливают связи между явлениями
Законы, которые отражают тенденции развития

Законы, которые устанавливают функциональную зависимость

Законы, которые фиксируют связи между явлениями
       

Соціологія як наука. — К., 1991. — С. 17.

«Со времен Геродота, Фукидида, Ксенофонта и Сократа искусство исследователя заключалось в том, чтобы с помощью тщательно построенного «опросника» и на основе «показательной выборки» (будь то опрос Ксенофонтом подчиненных ему солдат — участников похода Кира Младшего против Артаксерса ІІ при их отступлении к Черному морю или же афинских граждан о наилучшем социальном устройстве государства и душевных свойствах его членов) извлечь эпистему (episthmh) — истинное, подлинное знание из мнения (doxa — докса).»

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. — М.: ИНФРА-М, 2000. — С. 127.

«Моральная статика — сбор и анализ количественных данных о нравственных и интеллектуальных характеристиках (преступность, образование и др.) различных слоев населения с целью их использования в социальной поли­тике — зародилась в первой половине ХІХ в. в Европе. Это прежде всего труды А. Герри и Дж. Кей-Шаттлуорта.

В России первые исследования по моральной статике были проведены в начале ХІХ в., но систематический сбор и публикация статистических материалов началась лишь к 70-м годам ХІХ в. В своей записке «О законоположении» (1801–1802) А.Н. Радищев заложил основы моральной статики в России: аргументировал необходимость сбора сведений по уголовным преступлениям, наметил программу выписок из судебных дел. В работе «Описание моего владения» (1811) он объяснял уменьшение рождаемости и увеличение заболева­емости детей оттоком взрослых мужчин на отхожие промыслы.

Особенно большое значение имеет работа Д.П. Журавского (1810–1856) «Об источниках и употреблении статистических сведений» (1846). Он наметил программу развития социальной статики по важнейшим разделам: статика народонаселения — необходимость его исчисления по классам и занятиям, переход из одного класса в другой и т.д.; изучение народного быта, прежде всего жилища, питания; статистика театров, клубов, дворянских собраний, народных увеселений; статистика учреждений, охраняющих права собственности; статистика нищеты, бедности, сиротства; статистика самоубийств с указанием средств, причин, званий, возраста и прочих характеристик лиц, лишивших себя жизни.

Значительный вклад в развитие академической статистики внес Ю.Э. Янсон (1835–1893), уделявший большое внимание социальным характеристикам населения в сочетании с характеристиками жилищ, сравнительной социальной статистике разных стран. Огромный вклад в развитие русской социальной статистики внесли исследователи крестьянских бюджетов, в первую очередь Ф.А. Щербина (1849–1936). К его последователям может быть отнесен А.В. Чаянов (1888-1937), одним из первых применивший группировку крестьянских хозяйств по соотношению иждивенцев и работников — подход, признанный впоследствии наилучшим для раскрытия факторов благосостояния семей. Е.Н. Анучин (1831–1905) применил группировку крестьянских хозяйств по числу лошадей для выделения групп по зажиточности. Другими статистиками были проведены группировки крестьянских хозяйств по стоимости всего имущества».

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 400 с. — С. 227–228.

«Специалисты предлагают различные две части в моральной статистике: позитивную и негативную. Позитивные показатели моральной статистики характеризуют количество положительных поступков в разных сферах — трудовой, семейно-бытовой, общественной. К ним относятся данные о благотворительности, спонсорстве, группировка лиц, имеющих особые заслуги перед обществом, награжденных орденами, званиями, премиями и др. Негативные показатели характеризуют преступность, гражданские и административные правонарушения, нарушения законности, а также такие социально опасные явления, как бродяжничество, проституция, алкоголизм, наркомания».

Социальная статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1997. — С. 354.

«Прикладник выполняет две функции: 1) непосредственно научную, участвуя как научный исследователь в каком-то проекте; 2) социально опосредствованную, выступая в роли посредника при решении трудовых конфликтов и отношений, выполняя функции супервайзера, менеджера, выбираемого или назначаемого общественного деятеля».

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 400 с. — С. 268.

«Социальный работник должен иметь навыки разговора с людьми. Многие из тех, кто обращаются к социальному работнику, находятся в той или иной кризисной ситуации и, следовательно, могут быть сердиты, расстроены, подавлены или выведены из состояния душевного равновесия. Обсуждение сложных, а иногда и болезненных, вопросов зачастую требует тонкой чувствительности и мастерства».

Шардлоу С. Навыки социальной работы // Что такое социальная работа. — Амстердам-Киев, 1996. — С. 21.

«Основной сферой применения фокус-групповых исследований стали маркетинговые исследования, включая: а) традиционный маркетинг товаров и услуг; б) маркетинг некоммерческих организаций, связаный в основном с оценкой эффективности различных социальных проектов и программ; в) так называемый «политический маркетинг», связанный с изучением имиджей политических деятелей, организаций и их программных документов. Ныне можно сказать, что фокус-группы сделались неотъемлемым элементом маркетинговых исследований и, в более широком смысле, важным элементом функционирования институтов рынка и демократии».

Белановский С.А. Метод фокус-групп: учеб. пособие. — М.: Никколо-медиа, 2001. — С. 4.

«Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие.

Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разновидности наблюдения.

Слово — не единственный показатель, по которому можно оценить мысли и намерения, проблемы собеседника. Важно улавливать и мимику, жесты, позу, усиление голоса, выражение глаз, лица, улыбку. Подобные реакции обычно непроизвольны, и опытный человек может по ним судить о чувствах и даже мыслях и намерениях собеседника. Отсутствие реакции собеседника обычно говорит о том, что он или не понял, или не согласен со сказанным. Пауза в речи может означать обдумывание ее продолжения, и в такой ситуации не следует тут же перебивать собеседника.

Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, — это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Ведение беседы требует определенных знаний и навыков. Причем имеются в виду знания не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.

Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы:

– Умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы;

– Создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

– Искуссное использование методов убеждения и внушения.

Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.

Вопросник (опросник личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математический обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг — это органзация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Методы тестирования. Особенно широко распостранены. Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные, групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.

Тесты являются специализированными методами диагностического обследования, с помощью которых можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого объекта. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития или отсутствия у него изучаемого качества.

Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Их недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.

В этих случаях применяется тест-проектирование. Создается определенный тип проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уровня как от испытуемого, так и высокого профессионализма со стороны самого диагноста.

Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, основанный на изучени личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных прогамм и сценариев развития личности, на пере­конструирование пространственно-временной организации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

Существуют и другие методы социальной диагностики: метод фокус-групп, ситуационный анализ, создание сценариев, метод «Делфи», «докладная записка», методы активизации инновационных решений, методы обработки данных, логические методы, контент-анализ, метод «репертуарных решеток», выявление семантического пространства и др.».

Технология социальной работы. — М.: ВАДОС, 2000. — С. 45–47.

«Отстранение от оценки не означает отстранение ученого от участия в общественной жизни. Наоборот, только независимое и отстраненное от оценки знание дает возможность аутентичной экспертизы социальных проблем».

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. — М., 1995. — С. 105.

«Для розробки соціальних прогнозів, які зумовлюють ефективну соціальну роботу, плідним є використання спеціальних соціальних показників… Крім розробки системи показників і здійснення моніторінгу, соціологічні дослідження дозволяють зафіксувати зміни, які відбуваються в різних соціальних групах (сім´я, безробітні, інваліди та ін.). Принагідно варто наголосити на можливості використання соціологічних методик для оцінки рівня професійної підготовки соціальних працівників щодо якості та результативності їхньої роботи… Соціологічні дослідження мають також виявити регіональну специфіку діяльності соціальних працівників і об´єктів соціальної роботи».

Нагорний Б. Соціологія і соціальна робота. — 1998. — №3. — С. 74.

«Теория социального управления использует общенаучные, конкретно-научные методы познания, анализа и обобщения информации и взаимодействия интересов субъекта и объекта управления. Эти методы включают специализированные способы анкетирования, интервьюирования, анализа статистических данных, получения экспертных оценок, исследование содержания управленческих функций, управленческих групп и социальной обусловленности их действий».

Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов / Под. ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000. — С. 25.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: