Основні парадигми сучасної соціології. Роль спеціальних соціологічних теорій в організації соціальної роботи

«Каждая социологическая «теория» должна в конечном итоге подходить к рассмотрению гоббсовской «проблемы порядка»: как и почему возможно существование общества?»

Тернер Дж. Структура социологической теории. — М.: Прогресс, 1985. — С. 25.

«Рассматривая эту фундаментальную проблему, все социальные теории проявляют определенные общие характеристики… дают реальное представление об обществе… рассматривают определенные, более важные, чем просто каузальные отношения… используют определенные методологические принципы».

Тернер Дж. Структура социологической теории. — М.: Прогресс, 1985. — С. 25–26.

«Социальный работник — практик, преподаватель теории и методики социальной работы, специалист — исследователь проблем социальной защиты населения — каждый по-своему использует социологию как науку в своей деятельности. Важнейшей предпосылкой эффективности этого процесса во всех его контекстах (практика, обучение, исследование) в современных условиях является существование и развитие социологии социальной работы как отраслевой, среднеуровневой социологической теории».

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холстовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 110.

«80-е годы стали в социологии периодом ломки и трансформации базисных макросоциологических представлений, унаследованных от классических теорий XIX в. К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Безусловно, эта ломка началась раньше, еще в 70-е годы, но в 80-е годы она приобрела новое качество, обусловленное двумя кардинальными сдвигами, происшедшими в обществе на рубеже 90-х годов. Во-первых, речь идет о широко развернувшейся телекоммуникационной революции, которая затронула все сферы жизни — сферу про­изводства и организации, работы и отдыха, политики и культуры. Во-вторых, речь идет о процессе, получившем наименование неоконсервативного поворота. В социологическом плане этот процесс означает прежде всего изменение принципов социальной организации. Осуществляется процесс перехода от гигантских, тоталитарных, суперцентрализованных структур социально-эконо­мической и политической власти к локальным структурам низового уровня, на котором и осуществляется принятие социально-экономического и политического решения.

Именно эти два процесса, широко развернувшиеся в 80-е годы, породили интенсивные попытки теоретического осмысления становящейся социальной реальности и осознание неудовлетворенности существующих социологических схем и теорий социального развития».

Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы: Реф. сб. / Под ред. Ю. Давыдова, Н. Поляковой. — М.: ИНИОН, 1990. — С. 5.

«…социальный работник опирается на знания, рекомендации, социальные проекты, разрабатываемые в рамках социологии управления как отраслевой социологической теории, опирающейся на эмпирические исследования и различные эмпирические парадигмы (социология конфликта, этносоциология, понимающая социология, системная социология и др.). По существу эта отрасль социологического знания является базой для развития тех моделей социальной работы, которые объединены так называемой структурной социальной работой, ориентированной на организацию социальной защиты коллективными средствами. Это направление влияния социологии на социальную работу выражается и в существовании различных социолого-ориентированных теорий и технологий организации помощи нуждающимся социальным слоям».

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холстовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 111–112.

«Необходимо решительно порвать с моделями социальной организации и изменений, характерными для предшествующего столетия, поскольку мы живем в мире, от которого эти модели во все большей степени удаляются. Встала проблема выработки новой парадигмы социального мышления.

Сразу следует оговориться и прояснить, что под социологической парадигмой понимаются не различные социологические теории, такие, как теоретические построения Маркса, Вебера, Дюркгейма, Парсонса, теоретиков Франкфуртской школы, этнометодологов и т.д., а фундаментальная картина социальной реальности, представления об обществе и индивиде, характере и природе социального взаимодействия и функционирования, которые составили философские основания названных теорий».

Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы: Реф. сб. / Под ред. Ю. Давыдо­ва, Н. Поляковой. — М.: ИНИОН, 1990. — С. 5–6.

«Роль учреждений культуры как фактора и условия оказания помощи нуждающимся, учет данных о дифференциации населения по ориентациям на те или иные культурные ценности — новое, но весьма перспективное направление развития социальной работы».

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холстовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 113–114.

Функціоналізм

«Функциональный анализ должен заняться выделением: а) подлежащих рассмотрению социальных форм, будь то целостные системы или их части; б) различных типов влияний этих форм на эмпирически установленный реквизит выживания; в) процессов, благодаря которым именно данные формы, а не какие-нибудь другие начинают существовать и оказывать самое разнообразное влияние друг на друга и на целостные системы».

Тернер Дж. Структура социологической теории. — М.: Прогресс, 1985. — С. 109.

«Социальные институты представляют собой организованные формы групповой или социальной активности — формы организованы таким образом, что отдельные члены общества могут действовать адекватно и социально, исходя из установок других по отношению к их деятельности».

Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. — Нью-Йорк, 1957. — С. 225.

«Статус в отличие от обладающей им личности представляет собой просто-напросто совокупность прав и обязанностей… Роль представляет собой динамический аспект статуса. Личность социально наделяется статусом и обладает им по отношению к другим статусам. Осуществляя права и выполняя обязанности, составляющие ее статус, личность играет определенную роль».

Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. — Нью-Йорк, 1957. — С. 182.

«Задача теории дать минимум понятий, которым должен оперировать социолог, чтобы выполнить адекватный функциональный анализ».

Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. — Нью-Йорк, 1957. — С. 90.

«Независимо от того, осуществляется ли функциональное теоретизирование на уровне «грандиозных» теорий или теорий «среднего ранга», оно вызывает серьезную критику, дискуссии, полемику».

Тернер Дж. Структура социологической теории. — М.: Прогресс, 1985. — С. 123.

«… если исходить из функциональной точки зрения, согласно которой мы должны обычно (но не постоянно) ожидать, что устойчивые социальные образцы и социальные структуры выполняют позитивные функции, которые в настоящее время не осуществляются никакими иными образцами и структурами, то на ум невольно приходит мысль о том, что, возможно, эта явно вредная организация тем не менее при настоящих условиях удовлетворяет основополагающим латентным функциям».

Тернер Дж. Структура социологической теории. — М.: Прогресс, 1985. — С. 113.

Інтеракціонізм

«Взаимодействия имеют своим результатом возникновение социальных явлений, серьезное проникновение в сущность последних может быть достигнуто с помощью понимания основных процессов взаимодействия, которые сначала дают им существование, а затем поддерживают его».

Тернер Дж. Структура социологической теории. — М.: Прогресс, 1985. — С. 219–220.

«В основу теории Мида лег синтез двух исходных положений:

1) биологическая слабость человеческих организмов заставляет их, чтобы выжить, сотрудничать друг с другом в контекстах групп;

2) действия внутри и между человеческими организациями, которые облегчают их сотрудничество и, следовательно, способствуют их выживанию, закрепляются».

Тернер Дж. Структура социологической теории. — М.: Прогресс, 1985. — С. 220.

«Основное внимание в символическом интеракционизме уделяется такому процессу принятия роли, в котором люди производят жесты и интерпретируют жесты других. На основе информации, полученной при интерпретации жестов, актеры могут скрытно отрепетировать различные действия, а затем принять такую линию поведения, которая позволит осуществить согласованную и организованную деятельность».

Тернер Дж. Структура социологической теории. — М.: Прогресс, 1985. — С. 251.

Етнометодологія

«Цемент, скрепляющий общество воедино, может и не быть ценностями, корнями, общими дефинициями, денежным обменом, ролевыми сделками и тому подобными понятиями современной социологии, но он представляет собой явные и неявные методы людей для создания предположения о социальном порядке. Таковым и является вызов сравнительно новой социологической перспективы — этнометодологии».

Ливингстон Э. Понять этнометодологию. — Лондон, 1987. — С. 415.

«То, что является непосредственно наблюдением, представляет собой деление людей по созданию общего смысла социальной реальности».

Ливингстон Э. Понять этнометодологию. — Лондон, 1987. — С. 381.

«Человеческие существа живут в мире значимых объектов — этот мир имеет полностью социальное происхождение, ибо значения возникают в процессе социального взаимодействия. Различные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, объекты, их составляющие, меняют свои значения».

Ливингстон Э. Понять этнометодологию. — Лондон, 1987. — С. 540.

«Методы этносоциологии не относятся к новой или улучшенной технике научной социологии для воссоздания более тонкой картины человеческих отношений. Этнометодолог делает ударение на методах, используемых теми, кто является объектом изучения…».

Тернер Дж. Структура социологической теории. — М.: Прогресс, 1985. — С. 421.

«Социологи применяют при построении своих концепций «социальных фактов» те же самые общие методы, что и непрофессионалы, т. е. поступают так же, как все другие группы людей».

Ливингстон Э. Понять этнометодологию. — Лондон, 1987. — С. 425.

Сучасний позитивізм

«Среди различных теоретико-методологических направлений позитивистской социологии в 70–80-х годах можно выделить, во-первых, разработку новой методологии эмпирического исследования, в которой акцент делается на конструирование теорий. Это направление развивается под воздействием позитивистской философии науки и постпозитивизма, ориентированных на методологию естественных наук как нормативную модель. Здесь в наибольшей мере продолжаются традиции социологического позитивизма 30–40-х годов. Тесная связь с прикладными исследованиями обеспечивает этому направлению даже в условиях кризиса поддержку большого бизнеса и правительства.

Второе направление тесно примыкает к первому. Это бихевиористская социология. Ее представители, заимствуя отдельные положения необихевиористской психологии (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура), пытаются разработать теоретические концепции, могущие стать основой «социальной технологии» и исследовательских программ «модификации поведения».

Бихевиористская концепция, претендующая на создание универсальных объяснительных схем, особенно широко распространена в США и ФРГ, ее идейной основой служит «теория социального обмена», одним из создателей которой является американский социолог Дж. К. Хоманс.

Третье направление представлено натуралистическими биосоциальными концепциями (П. ван ден Берге, Л. Эллис, А. Мейзур и др.), возникшими под воздействием этологии и социобиологии. Сторонники этого течения придерживаются радикальной точки зрения, редуцируя положения социологии к природно-биологическим закономерностям, видя в этом эффективное средство перевода социологии на рельсы естественных наук».

Буржуазная социология на исходе XX в. — М.: Наука, 1986. — С. 40.

«В 90-е годы все более серьезное значение для социальных работников приобретает социология духовной жизни, которая предоставляет им данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентаций представителей различных социокультурных групп, общностей людей, разделенных по духовно-идеологическим, нравственно-этическим, художественно-эстетическим, смысложизненным, региональным ориентациям».

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холстовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 113.

«Социология управления требует четкого определения субъекта социальной работы, социального работника как специалиста, занимающего определенную должность, выполняющего известные функции, учреждения социальной работы, группы социальных работников или волонтеров, выполняющих эту работу на добровольческой основе и др.».

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холстовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 112.

«В рамках взаимодействия социологии и социальной работы существенную роль играет такой раздел этой отрасли социологического знания, как управление персоналом, что имеет прямое отношение к деятельности различных учреждений социальной работы …».

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холстовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 112.

«Влияние социологии семьи на эффективность социальной работы сказывается прежде всего на том, что она помогает точнее осуществить экспертизу семейного положения клиента, а также социального положения, материальной обеспеченности разных семей, их групп».

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холстовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 112–113.

«Характеризуя специфику положения и образа жизни различных профессиональных и должностных групп населения, характер их трудовой деятельности, социология труда дает социальному работнику возможность понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально-трудовой среды, характерных черт работников различного профиля, уровня их обеспеченности как следствия труда на конкретном рабочем месте».

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холстовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 113.


РОЗДІЛ V
Психологічне забезпечення соціальної роботи




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: