Професія — соціальний працівник

«Напряженность между социальной работой и социальной педагогикой указывает на противоречивость формирования теории этой профессии — от общей идеи к ее приложениям в разных специальных областях или же, напротив, выявление общих понятийных элементов и последующая профессиональная унификация областей практики, выросших из различных условий. Социальная педагогика определяет цели и механизмы любой социальной актив­ности с широких теоретических позиций, безотносительно к конкретным организационным рамкам и приемам. Она таким образом стоит на страже автономии профессии и ставит в центр профессиональной компетенции аналитические и коммуникативные способности работника. Социальная работа, напротив, в поиске подходящих теорий старается оттолкнуться от разнообразия социальных служб и организационных рамок. Этот поиск был вызван желанием найти общую, унифицирующую теорию социальной работы, но уступил дорогу более прагматичному и часто эклектичному использованию теоретических элементов смежных дисциплин.»

Лоренц Уолтер. Социальная работа в изменяющейся Европе / Уолтер Лоренц; Асоц. психіатрів України. — К.; Амстердам, 1997. — 199 с. — С. 103.

«Качественная социальная работа выполняется на стыке специальностей психологического, социологического и юридического профиля. Поэтому в Израиле социальные работники являются одной из наиболее высокооплачиваемых специальностей в государстве, но для занятия данных должностей необходимо иметь как минимум два диплома по вышеуказанным профилям.

Л. Н. Толстой отмечал, что порядочный Человек в обществе живет чужими чувствами и своими мыслями, а непорядочный своими чувствами и чужими мыслями. Социальный работник призван реализовать данную концепцию в реальной общественной жизни. Именно социальная работа как профессия и как деятельность должна быть направлена на гуманизацию и активизацию социума.»

Халтобин В.О. Социальная работа как деятельность // Соціальна робота: теорія, досвід, перспективи: Матеріали доповідей та повідомлень Міжнародної науково-практичної конференції. / За ред. І. В. Козубовської, І. І. Миговича. — Ужгород, 1999. — Ч. ІІ. — 368 с. — С. 273–274.

«…социальная работа как призвание и профессия могла возникнуть лишь в протестантской капиталистической культуре, где рационализация общинной взаимопомощи традиционного типа привела к оформлению ее в специальную сферу деятельности. Общество делегировало функции помощи и поддержки специально подготовленным для этого людям, создав особый сектор на рынке труда, признав профессию и выделив для нее необходимые ресурсы.

Прагматизм и рациональность современной западной культуры соединили благотворительность и бизнес, образовав мощнейшие фонды для финансирования образовательных, социальных и культурных программ локального, национального и международного масштаба.»

Е. Ярская-Смирнова. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., Ключ-С, 1998. — 96 с. — С. 27.

«…основной престиж, главное условие выбора ее как профессии и жизненного предназначения, мотивация к участию в социальной работе на волонтерской основе или в дополнение к основной работе — гуманистические убеждения и идеалы, альтруистическая направленность личности.»

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 183.

«Профессия социального работника, в том числе социального педагога, в нашей стране не является массовой. Это приходится констатировать с сожалением, учитывая число проблем, с которым одному человеку (или семье) подчас просто не справиться. Вот только некоторые из них: инвалидность, одиночество, психически больной член семьи, хронический алкоголизм родителей, бытовой садизм, хронические семейные конфликты, девиантное поведение подростков и т. п. Социальная и физическая беспомощность человека — так кратко можно сформулировать проблемы, которые решает социальный работник, становясь важной частью жизни, можно сказать, судьбы, конкретного человека или конкретной семьи. Социальный работник организует жизнь и осуществляет часто очень длительный отрезок ее вместе с чужими для него людьми.»

Абрамова Г.С. Практическая психология. — М., 1997. — С. 242.

«Професія соціального педагога у нашій країні порівняно молода. Вона введена в 1991 році. Термін «соціальна педагогіка» був запропонований німецьким педагогом А. Дістервегом ще в середині ХІХ століття, але отримав широке розповсюдження лише в нинішньому.

Соціальний педагог — професійно підготовлений спеціаліст в галузі педагогіки взаємин у соціумі, який покликаний впливати на формування виховних, гуманістичних відносин в контексті особистість — сім’я — суспільство, на зміцнення морального і фізичного здоров’я.»

Архіпова С.П. Педагогічні аспекти підготовки соціальних педагогів // Соціальна робота: теорія, досвід, перспективи: Матеріали доповідей та повідомлень Міжнародної науково-практичної конференції. / За ред. І. В. Козубовської, І. І. Миговича. — Ужгород, 1999. — Ч. ІІ. — 368 с. — С. 17.

«Элементы профессионализма постоянно накапливаются и развиваются в результате растущих знаний, отрабатываемых навыков и меняющихся требований практики. Подобно профессии врача, здесь существуют общие принципы и основания, но есть и особые навыки, знания необходимые социальному работнику той или иной специализации.

Социальная работа — профессия мультидисциплинарная. Это значит, что в целях оказания помощи клиенту социальный работник формирует сеть сотрудничества с другими специалистами — врачом, педагогом, психологом, работником милиции…

Эта профессия выражает социальное самосознание нации, гуманность и цивилизованность государства, тип и уровень культуры.»

Е. Ярская-Смирнова. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., Ключ-С, 1998. — 96 с. — С. 6.

«В основе профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, личностной предрасположенности и выбора судьбы, описываемых понятием «социальная работа».

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 190.

«Практические социальные работники, социальные администраторы и исследователи принадлежат своей собственной культуре. Их представления о реальности, или конструирование реальности, принятая ими рациональность, или толкование разумного и нормального, а также их видение социальных проблем по крайней мере частично коренятся в привычной системе культурных ценностей и норм.

Как профессионалы, однако, эти люди не имеют права оставаться в плену своих «культурных очков», но обязаны рассматривать систему ценностей, социальные девиации и социальные проблемы, используя критический и аналитический подходы. Профессиональная специфика всех категорий социальных работников требует от них осознания и постоянного размышления о различных способах переживания и интерпретации реальности.

Серьезная задача любого социального работника, социального политика или исследователя — систематические изыскания теоретических и практических знаний и постоянные усилия по расширению собственной перспективы видения мира, стремление распознать то, что находится «позади» очевидного.»

Е. Ярская-Смирнова. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., Ключ-С, 1998. — 96 с. — С. 17.

«Харизматические особенности как признаки исключительной и редкой одаренности человека талантами от природы способствуют выдвижению на более высокие позиции в сфере социальной работы, приобретению более высокого статуса в обществе.»

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 268.

«В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Личные качества социальных работников подразделяются на три группы.

К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность), и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе личностных качеств социального работника относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроений людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т. д.»

С.А. Белановский. Метод фокус-групп: Учеб. пособие. — М.: Никколо-Медиа, 2001. — 328.

«Е.И. Холостова (1993) обращает внимание на важность следующих личностных качеств социальных работников:

– гуманистическая направленность личности;

– личная и социальная ответственность;

– доброта и справедливость;

– чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

– терпимость, вежливость и способность эмпатии;

– готовность понять других и прийти к ним на помощь;

– эмоциональная устойчивость;

– личностная адекватность и социальная адаптивность.»

Е. Ярская-Смирнова. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., Ключ-С, 1998. — 96 с. — С. 64.

«…роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптивности.

Личностные качества социального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.»

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 272.

«Нам нужны новые навыки, вовлекающие более мягкие и более ранимые части нашей души, менее контролируемые и контролирующие, менее связанные с управлением и более нежные. Это значит — отойти от традиционного оплачиваемого работника. Этим новым людям нужна будет существенная поддержка и теплота, чтобы избежать серьезных душевных травм.

Нам нужна большая гибкость, основанная на природе и потребностях отдельных людей, а не на некоем общем предписании для так называемых групп клиентов. Мнение личности, а не мнение группы. В общих предписаниях очень мало помощи, а методы могут быть по своей сути опасны.»

Д. Брэндон. Значение нормализации для развития профессиональных навыков // За пределами ухода в сообществе. Опыт нормализации и интеграции / Под ред. Ш. Рамон. — С. 71.

«Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему, которую он формирует.»

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 272.

«Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью.

Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.»

С.А. Белановский. Метод фокус-групп: Учеб. пособие. — М.: Никколо-Медиа, 2001. — 327.

«Вопросы оценки профессиональной пригодности к социальной работе решаются в рамках профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Профессиональная ориентация – это научно обоснованное распределение людей по видам общественной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями людей к их замещению. Профессиональная ориентация предусматривает проведение целого ряда мероприятий, среди которых необходимо отметить следующие: профпропаганда, профпросвещение, профконсультация.

В аспекте профориентации может быть предусмотрена также специальная система педагогических воздействий, направленных на активность человека в формировании и совершенствовании психических и физических качеств, предопределяющих успехи в той или иной профессиональной деятельности.

Профессиональный отбор — это научно обоснованный допуск людей к какому-либо виду профессионального обучения и деятельности.

В основе принятия экспертного решения в профотборе лежит оценка профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность — это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой-либо профессиональной деятельностью.»

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 280.

«Стандарты по отношению к профессии

1. Сохранять ценности, этические принципы и методологию профессии и вносить вклад в их уточнение и совершенствование.

2. Придерживаться профессиональных стандартов в работе и развивать их.

3. Защищать профессию от несправедливой критики и стремиться к утверждению идей о необходимости профессиональной практики.

4. Осуществлять конструктивную критику профессии, ее теории, методов, практики.

5. Содействовать появлению новых методов и подходов, необходимых для отклика на новые и уже существующие потребности.»

Этика социальной работы: принципы и стандарты / Российский журнал социальной работы. — №2. — 1995. — С. 126.

«В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т. д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением.»

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 263.

«…Предназначением социальных работников является служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций, достижении социальной справедливости.»

Этика социальной работы: принципы и стандарты / Российский журнал социальной работы. — №2. — 1995. — С. 124.

«Статус социального работника является отражением того положения, которое он занимает в обществе. Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Чем больше людей общается с ним и убеждается в его глубоких знаниях, высокой компетентности, богатом жизненном опыте, в его благожелательности, внимательности к людям, честности и открытости, коммуникабельности и обязательности, тем выше его репутация. Если статус социального работника во многом зависит от политики государства, его правового положения, то репутация зависит прежде всего от него самого, от его личностных качеств и отношения к делу.»

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 267–268.

«…проводить социальную работу и организовывать общественную активность, направленную на формирование гражданского общества, нравственных и моральных установок Добра, значительно труднее, чем организовать акции протеста, но в этом смысл социальной работы. Социальной работы как профессии и деятельности. ХХІ век должен быть более гуманистическим для всего мирового социума, если же он не изменит катастрофические антисоциальные тенденции ХХ века, то человечество может заплатить за это своим существованием.»

Халтобин В.О. Социальная работа как деятельность // Соціальна робота: теорія, досвід, перспективи: Матеріали доповідей та повідомлень Міжнародної науково-практичної конференції. / За ред. І. В. Козубовської, І. І. Миговича. — Ужгород, 1999. — Ч. ІІ. — 368 с. — С. 276–277.

7.2. Професійні ролі і професійна майстерність
соціального працівника

«Профессиональная деятельность социального работника характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

1. Воспитательный — роль учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник в таких случаях дает советы, обучает навыкам, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения.

2. Фасилитативный — роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении трудностей и проблем. Социальный работник интерпретирует поведение клиента, объясняет сложившуюся ситуацию, предлагает и обсуждает план дальнейших действий клиента, помогает найти внутренние ресурсы.

3. Адвокативный — роль адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые в состоянии самостоятельно защищать свои права. Такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении аргументов, подборе документальных и законодательных материалов.»

Е. Ярская-Смирнова. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., Ключ-С, 1998. — 96 с. — С. 65–66.

«Добро и зло могут взаимосближаться, переходить друг в друга, менять свои полюсы при разных точках зрения и на разных этапах развития социальной ситуации, поэтому социальный работник, оказывая содействие клиенту, должен полно и всесторонне анализировать его социальную проблему и особенности его личности, чтобы принести пользу и избежать вреда.»

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 189.

«Различия во владении закономерностями индивидуальной жизни клиента, социального работника и психолога, которое можно описать в понятиях больше, меньше, равно, выглядит как материал, на котором каждый из них строит свое знание о предмете взаимодействия. Для клиента — это его собственная жизнь, обобщенная на доступном для него уровне.

Для социального работника — известные ему закономерности индивидуальной жизни, которые для психолога представлены в более широком контексте, который задает научная теория, которой он пользуется. Это взаимодействие позволяет решать следующие проблемы:

– проблему адекватного отражения клиентом закономерностей его жизни;

– проблему осознания роли и места социального работника и психолога в его жизни;

– проблему ответственности за осуществление жизни как со стороны социального работника, так и со стороны клиента;

– проблему перспектив индивидуальной жизни и возможности их осуществления;

– проблему профессиональной ответственности за воздействие на организацию жизни.»

Абрамова Г.С. Практическая психология. — М., 1997. — С. 243–244.

«Профессиональная деятельность социального работника определяется его основными функциями:

1. Диагностическая. Социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз».

2. Прогностическая. Социальный работник прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе, обществе, а также модели социального поведения.

3. Правозащитная. Социальный работник применяет законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту.

4. Организационная. Социальный работник способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению.

5. Профилактическая. Социальный работник приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические) предупреждения и преодоления социальных проблем.

6. Социально-медицинская. Социальный работник содействует профилактике здоровья, пропаганде здорового образа жизни, социально-медицинской реабилитации, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию.

7. Социально-педагогическая. Социальный работник выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы.

8. Психологическая. Социальный работник оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в психосоциальной терапии и реабилитации.

9. Социально-бытовая. Социальный работник способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям) в улучшении их быта, жилищных условий.

10. Коммуникативная. Социальный работник устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.»

Е. Ярская-Смирнова. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., Ключ-С, 1998. — 96 с. — С. 64–65.

«Социальный работник помогает человеку в решении его задач развития, эта помощь будет более эффективна, если он сориентирует свои усилия на выявлении резервов развития, способствующих не только адекватной постановке задач развития, но и создающих необходимую для осуществления жизни перспективу.»

Абрамова Г.С. Практическая психология. — М., 1997. — С. 242.

«В соответствии с основными функциями социальный работник должен:

– быть профессионально подготовленным;

– быть эрудированным человеком в области культуры, политики, экономического и социального развития общества;

– уметь предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь ценности профессии;

– иметь навыки коммуникативного общения, например уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми;

– иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента;

– обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическим нагрузкам, добросовестно выполнять свой профессиональный долг, не теряя самообладания, доброжелательности и внимания к клиенту;

– уметь принимать решения в трудных неожиданных ситуациях, ясно формулировать и грамотно излагать свои мысли.»

Е. Ярская-Смирнова Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., Ключ-С, 1998. — 96 с. — С. 66.

«Социальный работник играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной помощи населению. Он также оказывает большое влияние на личность и группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной деятельности социального работника.»

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 265.

«Соціальна робота — це практична діяльність, що потребує практичних міркувань. «Практичне» не значить щось другосортне: існування в якості практичного скоріше полягає у пов’язуванні нашого теоретизування з судженнями про те, що сприяє добробуту і що відбувається з взаємовідносинами та подіями. Це витончена форма мислення. Працівники повинні дозволяти собі відчувати здивування та збентеження для того, щоб зробити знайомим незвичне.»

Пан Картер, Тоні Джеффса та Марка К Сміта.: Серія «Соціальна робота», Амстердам-Київ, 1996. — 184 с. — С. 19.

«Ролі соціального працівника (як за кордоном, так і у нас) можуть бути об’єднані в шість груп: практичні, посередницькі, управлінські (керівні), дослідницькі, сервісні і латентні.

Практичні — вчитель соціальних умінь, консультант/ консультант-кліні­цист, агент у питаннях соціальних змін, аніматор, соціальний менеджер, помічник клієнта, вуличний працівник.

Посередницькі — брокер соціальних послуг, керуючий справами клієнта, захисник прав і інтересів клієнта.

Керівні — керівник робочого навантаження, лідер команди, керівник персоналу, адміністратор.

Дослідницькі — експерт, аналітик, дослідник.

Сервісні — викладач, керівник польової практики, супервізор.

Латентні — захисник панівного порядку, підривач державного устрою, брокер у сірих тонах, цап-відбувайло, донор, потенційний гнобитель, усезнайко.»

Сидоров В. Діяльність соціального працівника: рольовий аспект // Соціальна політика і соціальна робота. — 1999. — №3, 4. — С. 42.

«Соціальна робота включає у себе більше, ніж просто набуття та використання технічних знань та навичок; тільки від нас залежить, чи будемо ми розвивати свого роду майстерність. У такому розумінні «професійні» працівники — це не ремісники, які застосовуют ь свої навички для втілення плану або проекту: вони митці, які спроможні імпровізувати та по-новому бачити речі. … у соціальній роботі мало рутинного та передбачувального. Як результат, головною якістю працівників є здібність «думати на ходу».».

Практична соціальна робота / За ред. Пан Картер, Тоні Джеффса та Марка К Сміта.: Серія «Соціальна робота», Амстердам-Київ, 1996. — 184 с. — С. 10.

«Аналіз вітчизняної та зарубіжної літератури дозволяє виділити два підходи до опису діяльності соціального працівника за допомогою функцій: спектральний і процесуальний.

Спектральний виходить із того, що конкретні рольові дії соціального працівника можна уявити як спектр реалізованих ним функцій. Цей підхід застосовували І. Лавриненко та І. Мещанкіна для дослідження функцій американського соціального працівника. Стислі результати цього дослідження подаємо нижче.

 

 

Ролі Функції
Брокер громадських послуг оцінка становища клієнта; надання інформації; оцінка необхідних ресурсів; посередництво (у сервісному обслуговуванні); захист клієнта; узаємозв’язок сервісної системи.
Учитель соціальних та адаптивних умінь Навчання соціальних та повсякденних життєвих навичок; Допомога у зміні поведінки; Превентивні заходи.
Консультант-клініцист Психосоціальна оцінка і діагностика; Стабілізація способу життя; Соціальне лікування; Дослідницька робота.
Управляючий справами клієнта Оцінка майна клієнта; Планування послуг; зв’язок із необхідними сервісними службами; контроль за наданням послуг; захист клієнта.
Керівник робочого навантаження Планування сервісних послуг; Розподіл часу на надання послуг; Контроль за якістю надання послуг; Обробка інформації.
Керівник персоналу Орієнтування і навчання службовця; Управління персоналом; Контроль; Консультування.
Адміністратор Управління; Внутрішня і зовнішня координація; Підготовка цільових програм; Оцінка програм.
Агент із питань соціальних змін Політичний аналіз і розв’язання соціальних проблем; Мобілізація громадськості на участь у соціальних процесах; Громадський захист; Розвиток суспільних ресурсів.
Професіонал Самооцінка; Особистий професійний розвиток; Підвищення рівня професійних якостей.

Сидоров В. Діяльність соціального працівника: рольовий аспект // Соціальна політика і соціальна робота. — 1999. — №3, 4. — С. 67–69.

«Для того, щоб розвивати свою майстерність, ми повинні як аналізувати під час подій, так і аналізувати події. Акт аналізу над подіями дозволяє нам витратити час на вивчення того, чому ми робили саме так, що відбувалося у групі і таке інше. Це час, якого ми не маємо, поки знаходимось у центрі подій. Коли ми дивимось на те, що відбувалось, то формулюємо низку питань та ідей щодо практики. Це ми беремо з собою у майбутнє. Потім ми можемо використати ці питання та ідеї у подальшій роботі. Вони формують репертуар, з якого ми беремо те, що дозволяє нам аналізувати, що саме відбувається, коли що відбувається. Упорядковані у шаблони та зразки ідеї та пов’язані з ними дії можуть допомогти нам подолати важкі ситуації.»

Пан Картер, Тоні Джеффса та Марка К Сміта.: Серія «Соціальна робота», Амстердам-Київ, 1996. — 184 с. — С. 16–17.

«Реализация диагностической функции предполагает изучение социальным работником особенностей группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и постановку «социального диагноза».

Прогностическая функция реализуется путем программирования и прогнозирования влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработки определенной модели социального поведения этих объектов.

Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функ­ция позволяет предусмотреть и привести в действие социально-правовые, юри­дические, психологические, социально-медицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организовать оказание социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогичес­кой, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечить защиту прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Предупредительно-профилактическая функция, таким образом, направлена не только на оказание всевозможной помощи и поддержки уже оступившимся, слабозащищенным слоям, но и на предупреждение всевозможных негативных последствий в положении, поведении, деятельности слоев, групп людей, отдельных личностей. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и в широком смысле слова.

Правозащитная функция в социальной работе предусматривает использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения. Это касается как населения, проживающего в стране, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами. В соответствии с социально-педагогической функцией социальный работник призван выявлять интересы и потребности людей в различных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровитель­ной, технического и художественного творчества, туризма) и привлекать к работе с ними различные учреждения, организации, общественные, творческие и другие союзы, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и т. д.

Психологическая функция предполагает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся, призвана способствовать социальной адаптации личности.

При реализации социально-медицинской функции социальный работник обязан организовать работу по профилактике здоровья, помогать овладевать основами оказания первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организовать работу по планированию семьи, формировать ответственное отношение к репродуктивному и сексуальному поведению, содействовать подготовке молодежи к семейной жизни, развивать трудотерапию, способствовать формированию здорового образа жизни.

В деятельности социального работника важна реализация социально-бытовой функции, а именно: социальный работник обязан способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (особенно инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.) в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта.

Коммуникативная функция призвана устанавливать контакты с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помагать восприятию и пониманию другого чело­­века, больных и здоровых, нуждающихся и не нуждающихся в помощи и поддержке.

Рекламно-пропагандистская функция социальной работы проявляется в организации рекламы социальных услуг, в пропаганде идей социальной защиты человека.

Нравственно-гуманистическая функция (как своеобразная концентрация определенных свойств, черт всех других функций) придает социальной работе высокие гуманистические цели, создает условия для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе.

Реализация организационной функции состоит в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабозащищенным слоям и группам, отдельным личностям.»

С.А. Белановский. Метод фокус-групп: Учеб. пособие. — М.: Никколо-Медиа, 2001. — 323–324.

«…превентивная работа с детьми из группы риска — требует людей незаурядных, энергичных и изобретательных.»

Летовус ритас. — 2001. — №27.

«Той, хто постійно працює з чорнобильцями, не може без жалю споглядати, як вони слабнуть фізично і морально, як важко переживають смерть своїх колег і байдужість держави, — зазначає Надія Кручинська. — Вони почуваються не просто скривдженими — знищеними, і не знають, до якого берега пристати, де їх почують і допоможуть. Зрозуміло, соціальним працівникам буває нелегко з такими відвідувачами. Та є критерії професійної спроможності. У соціальних службах, як і в медицині, мають працювати гуманні люди.»

Атомник України. — 6 липня 2001р. — №27 (32). — С. 1–3.

«…соціальні працівники — можливо переіменовані у менеджерів з допомоги — схильні діяти як координатори, які зіставляють, на основі оцінок конкретної потреби та визначенні всіх інших потреб, пакети допомоги окремим особам … для того, щоб задовольнити ці потреби.»

Пан Картер, Тоні Джеффса та Марка К Сміта.: Серія «Соціальна робота», Амстердам-Київ, 1996. — 184 с. — С. 20.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: