Пересказ рассказа И.Д.Сытина «Котик»

Пересказ направлен на определение уровня развития монологической речи. Для пересказа взяла рассказ И.Д.Сытина «Котик». Каждому ребенку дала инструкцию: «Сейчас я прочитаю рассказ «Котик». Внимательно слушай и постарайся его запомнить, а затем расскажешь мне».

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Пересказ оценивается по следующим параметрам: 1-самостоятель-ность, 2-точность и последовательность, 3-грамматически правильная передача содержания текста, 4-выразительность и эмоциональность речи.

Максимальный балл за каждый показатель – 5; за пересказ – 20.

Низкий уровень: от 1 до 7 баллов

Средний уровень: от 8 до 16 баллов

Высокий уровень: от 17 до 20 баллов

При низком уровне ребенок не проявляет самостоятельности, пересказ ведет педагог, ребенок только вставляет отдельные слова, фразы, отвечает на вопросы.

При среднем уровне ребенок пересказывает рассказ, но допускает неточности, грамматические ошибки.

При высоком уровне ребенок проявляет самостоятельность при пересказе, речь связна и выразительна, без грамматических ошибок.

Наблюдение за речевой активностью детей в сюжетно-ролевой игре

«Дочки-матери»

Наблюдение использовала для исследования диалогической речи ребенка. Для этого составили план-схему наблюдение. (Приложение.)

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Речевая активность ребенка оценивается по следующим параметрам: 1-ребенок вступает в диалог со сверстниками или взрослыми, 2-рассказывает о предполагаемых действиях, игровом материале, использует развернутые высказывания, ролевую речь, 3- стремится к взаимодействию с детьми, инициатор игр.

Максимальный балл – 3; за все параметры – 9.

Низкий уровень: от 1 до 3 баллов

Средний уровень: от 4 до 6 баллов

Высокий уровень: от 7 до 9 баллов

При низком уровне ребенок в основном играет в одиночку не замечает детей, находясь рядом с ними, не реагирует на их обращения, иногда во взаимодействии с партнерам использует предметные действия, мимику.

При среднем уровне ребенок в процессе игры чаще взаимодействует со взрослыми, чем со сверстниками, делает отдельные высказывания, задает вопросы по поводу выполняемых действий.

При высоком уровне ребенок в ходе игры рассказывает о предполагаемых действиях, стремится к общению с детьми, выступает инициатором игры, использует развернутые высказывания, ролевую речь.

Таким образом, с помощью используемых методов, направленных на исследование уровня формирования связной речи, можно сделать вывод о том, какие показатели развития связной речи страдают у детей.

Интерпретация полученных результатов

Пересказ рассказа И.Д.Сытина «Котик»

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Низкий уровень: от 1 до 7 баллов

Средний уровень: от 8 до 16 баллов

Высокий уровень: от 17 до 20 баллов

Ф.И. ребенка Общий балл Уровень выполнения задания
1 Ксения А. 7 Низкий
2 Варя Е. 6 Низкий
3 Таня С. 7 Низкий
4 Рома В. 11 Средний
5 Ангелина Г. 12 Средний
6 Полина Б. 11 Средний
7 Варя Х. 12 Средний
8 Лера К. 8 Средний
9 Данута К. 6 Низкий
10 Аня А. 13 Средний
11 Маша Т. 5 Низкий
12 Аня Ф. 7 Низкий
13 Вадим М. 10 Средний
14 Семен Х. 12 Средний

Таким образом, низкий уровень пересказа наблюдается у 6 человек (42% детей от общего количества в группе), средний уровень пересказа наблюдается у 8 человек (58%), высокий уровень пересказа у ребят не выявлен (0%). Исходя из полученных данных, можно сказать, что общее недоразвитие речи некоторым образом влияет на развитие монологической речи у детей, что обусловлено сложностью речевого на-рушения.

Наблюдение за речевой активностью детей в сюжетно-ролевой игре

«Дочки-матери»

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Низкий уровень: от 1 до 3 баллов

Средний уровень: от 4 до 6 баллов

Высокий уровень: от 7 до 9 баллов

Ф.И. ребенка Общий балл Уровень выполнения задания
1 Ксения А. 6 баллов Средний
2 Варя Е. 3 балла Низкий
3 Таня С. 3 балла Низкий
4 Рома В. 6 баллов Средний
5 Ангелина Г. 6 баллов Средний
6 Полина Б. 5 баллов Средний
7 Варя Х. 9 баллов Высокий
8 Лера К. 5 баллов Средний
9 Данута К. 3 балла Низкий
10 Аня А. 6 баллов Средний
11 Маша Т. 3 балла Низкий
12 Аня Ф. 6 баллов Средний
13 Вадим М. 5 баллов Средний
14 Семен Х. 5 баллов Средний

Таким образом, низкий уровень речевой активности в игре наблюдается у 4 девочек (30% детей от их общего количества), средний уровень речевой активности в игре наблюдается у 9 человек (65%) и высокий уровень наблюдается у 1 ребенка (5%). Исходя из полученных данных, можно сказать, что общее недоразвитие речи влияет и на формирование диалогической речи у детей. Мы видим, что с низким уровнем связной речи у детей в игре больше, чем по результатам пересказа. Следовательно, мы можем сравнить полученные данные двух методов и сделать вывод о том, какой вид связной речи страдает больше у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДОВ НА ИССЛЕДОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ф.И. ребенка Монологическая речь Диалогическая речь Пострадавшее звено
1 Ксения А. Низкий Средний Монолог. речь
2 Варя Е. Низкий Низкий Оба вида
3 Таня С. Низкий Низкий Оба вида
4 Рома В. Средний Средний -
5 Ангелина Г. Средний Средний -
6 Полина Б. Средний Средний -
7 Варя Х. Средний Высокий Монолог. речь
8 Лера К. Средний Средний -
9 Данута К. Низкий Низкий Оба вида
10 Аня А. Средний Средний -
11 Маша Т. Низкий Низкий Оба вида
12 Аня Ф. Низкий Средний Монолог. речь
13 Вадим М. Средний Средний -
14 Семен Х. Средний Средний -

По результатам проведенного исследования мы получаем следующие диаграммы:

ДИАГРАМА I

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ (в %)

 

 

Низкий уровень пересказа: 42%

Средний уровень пересказа: 58%

Высокий уровень пересказа: 0%

ДИАГРАМА II

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ (в %)

 

 

Низкий уровень речевой активности в сюжетно-ролевой игре: 30%

Средний уровень речевой активности в сюжетно-ролевой игре: 65%

Низкий уровень речевой активности в сюжетно-ролевой игре: 5%

ДИАГРАМА III

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СРАВНЕНИИ (в %)

 

 

Страдает монологическая речь: 50%

Страдает диалогическая речь: 28%

Нейтральная позиция: 50%

Таким образом, можно отметить, что у детей среднего возраста с общим недоразвитием речи сложнее формируется монологическая речь (50%), чем диалогическая (28%), что в свою очередь объясняется речевыми нарушениями детей. Нейтральная позиция составляет 50%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР. Мы увидели, как важна эта функция как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта и прежде всего для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. В силу важности и значимости овладения ребенком навыков связной речи необходимо всячески помогать его формированию. Овладеть связной речью дошкольники могут только в ходе систематического обучения под руководством педагога.

Я провела исследование монологической и диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя два метода (пересказ и наблюдение). Цель: выявить наиболее страдающую форму связной речи (монологическую, диалогическую).

Обработав полученные результаты, я обнаружила, что наибольшую трудность составляет формирование монологической речи (50% из группы детей), что объясняется сложностью речевого нарушения, которое сказывается не только на развитии связной речи, но и на усвоении всех языковых средств (звуковой культуры, лексики, грамматического строя).

Диалогическая речь у детей среднего дошкольного возраста с ОНР страдает значительно меньше (28%), чем монологическая, что связано с ее реактивным характером (диалог не требует развернутых предложений и дополняется мимикой, жестами, интонацией, ситуацией).

Нейтральную позицию занимают 50% детей, имеющие средний уровень развития монологической и диалогической речи.

Развитие речи невозможно без развития психических процессов: мышления, памяти, восприятия, воображения. Задержка в развитии психических процессов приводит к задержке речевого развития.

Необходимо более углубленно изучать каждого ребенка для раннего выявления возможного нарушения. Необходимо уделять огромное внимание формированию связной речи (диалогической и монологической). Они являются важнейшей составляющей успешного обучения в школе, формирования личности в целом.

Необходимо проводить консультативную работу с родителями, расширять их знания о формировании и развитии речи детей, в т.ч. связной, ее значении для полноценного развития ребенка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: кн. Для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

2. Арушанова А.Г. Обучение родному языку и развитие речевого общения детей // — Как помочь ребенку войти в современный мир? Сб./ Под ред. Т.В.Антоновой. – М., 1995. – с.53.

3. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – Киев, 1984.

4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие/ В.К.Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

5. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ О.С.Ушакова, А.Г.Арушано-ва, А.И.Максаков, Е.М.Струнина, Т.М.Юртайкина. Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Изд-во «Совершенство». 2001.

6. Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Г.А.Любина. – Мн.: Науч.-метод. Центр учеб. КН. И средств обучения, 2002.

7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1972.

8. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. М.,2000.

9. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989.

10 Овчинникова Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников //Логопод. 2006. №3.

11 Пигасова А.Г. Работа логопеда с родителями.// Дефектология. —

1985, №5.

12 Программа для специальных дошкольных учреждений:

Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи/ Ю.Н.Кислякова, Л.Н.Мороз – Мн.: Нац. Институт образования. 2007.

13Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи. – Мн.: Аверсэв, 2005.

14Пятница Т.В. Социализация дошкольника через игру. – Мозырь: «Белый Ветер»,2004.

15Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. М., 1989.

16Смолянко М.В. Коррекционная работа в дошкольных учреждени-ях/ М.В.Смолянко, Р.М.Лукина, Е.В.Вагуро, Н.М. Григорьева. – Мн.: Мастацкая лiтаратура, 2000.

17 Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1976.

18Старжынская Н.С. Развiццё маулення дашкольнiкау. – Мн.: НМЦэнтр, 1998.

19Старжинская Н.С. Учим детей рассказывать/ Н.С.Старжинская, Д.Н.Дубинина, Е.С.Белько. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2003.

20Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А.В.Запорожца. М., 1976.

21Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ О.С.Ушакова, Е.М, Струнина, Л.Г.Шадрина, Л.А.Колунова, Н.В.Соловьева, Е.В.Савушкина. – М.: Сфера, 2001.

22Ушакова О.С. Страничка для родителей: речевые умения// — Карапуз/ Под ред. О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2002.

23Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: для детей от 3 до 6 лет/ Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

24Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 197

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРОТОКОЛ ПО МЕТОДУ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Рассказ И.Д.Сытина «Котик»

Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и маслом. И стал котик толст, как Шарик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: