I. Наличие гражданского общества (вернее, наличие гражданского общества определенного уровня, дистрибуции и типа) способствует консолидации (а затем — и сохранению) демократии.
«Гражданское общество» (далее — ГО) - совокупность или система самоорганизующих посреднических групп, которые:
а) двоякого рода автономии (не зависимы 1.от органов государственной власти; 2. от фирм и семей);
б) коллективного действия;
в) неузурпации чужих прерогатив;
г) гражданственности (согласны действовать в рамках уже сложившихся «гражданских» или правовых норм)
«Консолидация демократии» - процесс, когда эпизодические соглашения, половинчатые нормы и случайные решения периода перехода от авторитаризма трансформируются в отношения сотрудничества и конкуренции, прочно усвоенные, постоянно действующие и добровольно принимаемые теми лицами и коллективами (т.е. политиками и гражданами), которые участвуют в демократическом управлении.
Суть дилеммы консолидации - формирование институциональной структуры, с которой могли бы согласиться политики и граждане. Существующие варианты решений внутренне конфликтны, выбор того или иного варианта влечет за собой серьезные внешние последствия.
|
|
Введение такого параметра, как «дистрибуции», предполагает, что для выражения одних категорий интересов/устремлений механизмы ГО более приспособлены, чем для выражения Других.
Категория «тип» предполагает, что принципы автономии, коллективного действия, неузурпации и гражданственности могут сочетаться по-разному, создавая различающиеся по своим общим очертаниям гражданские общества или особые «системы посредничества». Среди таких «систем» наибольшим вниманием исследователей пользуются плюрализм и корпоратизм.
II. Существование гражданского общества не является необходимым предварительным условием крушения автократии, равно как и перехода к демократии.
III. Наличие реально действующей партийной системы отнюдь не является, бесспорным свидетельством существования ГО, так как политические партии не способны полностью взять на себя функции организованного посредничества между частными лицами / фирмами и государственной властью.
Для будущего демократии особенно важными представляются два параметра:
— степень специализации в функциональной и территориальной сферах, а также в области задач;
¾ степень дискриминации в зависимости от различных характеристик отдельных членов.
Какой именно тип демократии сложится в ходе консолидации, будет во многом зависеть от того, насколько ассоциации ГО обладают данными качествами:
|
|
— достаточно ли изобретательны и автономны вновь образованные или недавно перестроенные организации, чтобы наметить и проводить долговременный курс, который был бы независим от политики внешних по отношению к этим организациям партий и учреждений;
— и если да, то сколь широкий круг выраженных интересов может быть охвачен каждой конкретной организацией или же скоординирован головными в рамках существующей иерархии ассоциациями.
Плюралистские ассоциации ослабляют значение посредничества в выражении интересов, корпоративистские — усиливают.
Для воздействия организованных интересов ГО на тип демократии важны следующие параметры, возникающие в результате конкуренции и сотрудничества данных ассоциаций и движений:
1)охват
Предпочтение обычно отдается классовым, секторальным и профессиональным группам.
2)монополизация
Приход демократии должен подхлестнуть борьбу между группами ГО за членов, за ресурсы, за признание властью, равно как и за доступ к ней.
3)координация
Для того, чтобы представлять более широкий круг интересов, чем может охватить единичная ассоциация, образуются «ассоциации ассоциаций». Такие надорганизации могут пытаться координировать поведение субъектов в рамках единого сектора, целой отрасли производства или класса в целом.
Если стратегическая компетентность и емкость представляют собой два наиболее существенных из выявленных свойств единичных ассоциаций ГО, то природу межорганизационных систем посредничества в выражении интересов лучше всего определяют такие свойства, как классоуправление и конгруэнтность.
а) Классоуправление — это способность подвигнуть некую широкую социальную категорию в целом на действия в рамках единого долгосрочного курса и добиться, чтобы те, кого затрагивает такая политика, действительно следовали ей.
б) Конгруэнтность показывает, в какой мере охват, степень монополизации и координаторские способности одного класса, сектора или профессии ГО схожи с названными свойствами других его классов, секторов, профессий.
IV. Наличие гражданского общества способствует консолидации демократии следующим образом:
1. Оно стабилизирует ожидания внутри социальных групп, вследствие чего власть получает более обобщенную, достоверную и пригодную для практического применения, информацию, на которую может опереться в процессе управления.
2. Оно прививает гражданские представления об интересе и гражданские нормы поведения.
3. Оно обеспечивает такие каналы самовыражения и идентификации, которые наиболее близки людям и фирмам и которые, в данной связи, легче всего использовать при выдвижении требований, особенно требований, адресованных далеким чиновникам центральных государственных органов.
4. Оно регулирует поведение своих членов применительно к сфере коллективных обязательств, облегчая тем самым бремя правления как для властей, так и для частных производителей.
5. Оно представляет собой важный, хотя и не единственный, источник потенциального сопротивления произволу и тирании правителей — будь то незаконные узурпаторы или фанатичное большинство.
Воздействие ГО на консолидацию демократической системы и ее последующее функционирование может оказаться негативным по целому ряду параметров:
1. Оно может сделать процесс формирования большинства более долгим, трудным и случайным, тем самым снижая степень легитимности демократических правительств.
2. Оно способно породить постоянные перекосы в распределении влияний в политическом процессе.
3. Зачастую оно внедряет в политическую жизнь столь сложную и впутанную систему компромиссов, что в результате может быть принят такой политический курс, которого никто не желал изначально и с которым никто не может в дальнейшем солидаризоваться.
|
|
4. Оно может усилить такую тенденцию, когда каждая ассоциация и каждое движение удовлетворяют свои интересы/устремления за счет общества в целом, что в конечном итоге приводит к неэффективной, инфляционной экономике.
5. Самое же опасное, — если «оно» оказывается не одним, а несколькими гражданскими обществами, которые охватывают одну и ту же территорию и одну и ту же политию, но организуют интересы и устремления в виде различных, а порой и полностью несовместимых, этнических или культурных сообщностей.
Каждое конкретное гражданское общество будет оказывать на демократию смешанное воздействие.
V. Гражданское общество отнюдь не является непроизвольным или бездумным порождением прогресса, хотя он и способствует его укреплению.
VI. В момент своего появления ГО может принять многообразные системные очертания, хотя диапазон форм, способных существовать в каждой конкретной политии, несомненно, куда более ограничен.
Существенный момент — возникновение некоего подобия «транснационального гражданского общества». Это сеть неправительственных организаций, которые располагает довольно солидными возможностями оказывать влияние на неодемократии.