М.ДЮВЕРЖЕ. Политические институты и конституционное право

 «Институт» - совокупность идей, верований, обычаев, составляющих упорядоченное и организованное целое (например, брак, семья, выбо­ры, правительство, собственность и т.д.)

«Политический»:

А. Одни, исходя из этимологии слова, называют политическими ин­ститутами институты государства (от греческого «полис» — город — государство), т.е. институты некой человеческой общности, наилучшим на сегодняшний момент образом организованной и усовер­шенствованной.

Б. Другие относят понятие «политический» к тому общественному явлению, которое Дюги называл «разделением на управляющих и управляемых». В любой человеческой группировке есть две категории людей: те, кто командуют, и те, кто подчиняются. Политическими на­зывают такие институты, которые затрагивают правителей и их власть, руководителей и их полномочия.

В 19 в. термин «институт» противопоставлялся термину «конституция». Первым обозначали те социальные и по­литические структуры, которые были порождены традицией, историей, нравами, привычками; вторым— подчеркивали вторжение воли, наде­ленной на придание политической власти рациональной и крепкой ор­ганизации.

Либералы требовали конституции; консерваторы утвержда­ли верховенство институтов, рассматриваемых ими как «естествен­ные», над конструкциями, полагаемыми как «искусственные». В то же время последние противились изменениям и реформам, ущемляющим их интересы. Восхваляя рациональную политическую структуру, ут­вержденную официальным документом, их противники, напротив, хо­тели одним ударом опрокинуть установленные институты и заменить их другими, имеющими иное содержание. Так, термины «конституция» и «конституционное право» получили новаторское звучание, в то время как термин «политические институты» имел консервативный оттенок: установить конституцию означало в каком-то смысле совершить «Ре­волюцию посредством Права».

Существование власти ус­тановлено во всех человеческих сообществах, особенно в националь­ных государствах — нациях: посмотрим же, с помощью каких практи­ческих средств эта власть заставляет уважать себя, какими способами она добивается повиновения.

Главный вопрос: в какой мере люди действительно подчиняются власти и по каким конкретным причинам это происходит. Это фундаментальная проблема политической науки, решение которой привело бы к познанию природы власти.

С одной стороны, автор выделяет две категории основания власти: 1) основания, исходящие от принуждения; 2) те, что примыкают к верованиям. В то же время говорит о том, что данная классификация весьма произвольна. Верования – зачастую элемент принуждения, а принуждение редко применяется вне связи с верованиями.

Принуждение – всякий внешний по отношению к индивиду фактор, оказывающий на него давление в направлении подчинения правителям. Может быть чисто материальным и физическим (полиция, армия), а также психологическим (давление обычаев, воздействие пропаганды).

Мы подчиняемся руководителям какой-либо социальной группы в силу того, что группа в целом побуждает к повиновению: авторитет, власть основываются прежде всего на этом коллективном безличном принуждении, которое не всегда осознается как принуждение теми, кто его испытывает; впрочем, по мере привыкания людей к принуждению оно становится для них естественным. Конформизм представляет собой один из фундаментальных источников подчинения власти.

А) «Естественный» характер подчинения – во многих нациях сопротивление государственной власти соседст­вует с подчинением авторитету других социальных групп — к примеру, семейных или религиозных. Множество людей ругают «власть», «правительст­во», «министров» и т.д., но они имеют претензии к форме или существу их действий, а не к самому факту их существования. Они выражают не­согласие по поводу личности и поведения людей, стоящих у власти, но не ставят под сомнение само существование власти, которой следует подчиниться.

Б) Факторы естественного подчинения:

· Рациональные факторы - когда люди понимают необходимость власти, что ни одна социальная группа не может существовать без власти, которая бы поддерживала в ней минимум порядка. Отмечая пользу власти, люди приходят к тому, что начинают рассматривать ее как естественную.

· Иррациональные факторы - властям подчиняются потому, что таков обычай. Руководителей принимают потому, что они были всегда и их авторитет предстает в качестве такого же естествен­ного феномена, как вода, огонь, или дождь.

Власть опирается на принуждение:

1. Физическое – в форме уголовных процедур и полицейских акций (тюрьмы, пытки, казнь).

2. Принуждение личным воздействием:  на членов социальных групп давит моральное принуждение руководителей (авторитет учителя в школе).

3. Экономическое принуждение близко по происхождению к физическому. Тот, кто может лишить человека средств к существованию, легко добивается его пови­новения. Рабочие и служащие подчиняются своему патрону по этой фундаментальной причине.

4. Принуждение организацией – новая, менее прямая, более замаскированная и более эффективная форма принуждения. Объединение людей в ассоциации, профсоюзы и политические партии позволяет организовывать большие массы людей и устанавливать над ними предельно сильную власть. Эта система по­зволяет руководителям все время «прислушиваться к массам», сохра­нять близость к управляемым и знать их чаяния, чтобы таким образом выражать волю людей, одновременно управляя ими.

Пропаганда – усилие, совершаемое правительством для того, чтобы убедить управляемых подчиниться ему. Вместо того, чтобы принуждать, следует убеждать (косвенное принуждение). Пропаганда – «насилование толпы». Вторая мировая война и современные тоталитарные режимы служат прекрасной иллюстрацией эффективности пропаганды. Виды:

А) Классическая пропаганда. Главное, убедить управляемых в том, что их правительство является лучшим из всех возможных и что благодаря ему они живут счастливо, потому что оно борется за справедливость, изобилие, равенство, свободу и т.д.

Б) Современная пропаганда. С распространением образования и всеобщего избирательного права стало необходимым убеждать не только «просвещенную элиту», но и народные массы. Это стало возможным в связи с  открытиями в области социальной психологии (на принципах которой базировалась американская реклама). В западных демократических государствах пропаганда менее развита, чем в странах с авторитарной структурой: ее развитие стесняет оппозиция, критикующая правительство.

Как уже было сказано, феномен власти проявляется во всех че­ловеческих сообществах. Каждое из них образует рамки, внутри кото­рых осуществляется власть: в семье — власть отца, в профсоюзе — его лидера, в ассоциации — председателя, в коммуне — мэра, в Цер­кви — папы и т.д. Все эти группы не отделены друг от друга: напро­тив — соединены сложными зависимостями. Между ними существует определенная субординация, в соответствии с которой руководители одной группы имеют преимущества перед другими группами. Власть не распределена строго поровну и в неизменных объемах между разными социальными группами.

Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: