«Институт» - совокупность идей, верований, обычаев, составляющих упорядоченное и организованное целое (например, брак, семья, выборы, правительство, собственность и т.д.)
«Политический»:
А. Одни, исходя из этимологии слова, называют политическими институтами институты государства (от греческого «полис» — город — государство), т.е. институты некой человеческой общности, наилучшим на сегодняшний момент образом организованной и усовершенствованной.
Б. Другие относят понятие «политический» к тому общественному явлению, которое Дюги называл «разделением на управляющих и управляемых». В любой человеческой группировке есть две категории людей: те, кто командуют, и те, кто подчиняются. Политическими называют такие институты, которые затрагивают правителей и их власть, руководителей и их полномочия.
В 19 в. термин «институт» противопоставлялся термину «конституция». Первым обозначали те социальные и политические структуры, которые были порождены традицией, историей, нравами, привычками; вторым— подчеркивали вторжение воли, наделенной на придание политической власти рациональной и крепкой организации.
|
|
Либералы требовали конституции; консерваторы утверждали верховенство институтов, рассматриваемых ими как «естественные», над конструкциями, полагаемыми как «искусственные». В то же время последние противились изменениям и реформам, ущемляющим их интересы. Восхваляя рациональную политическую структуру, утвержденную официальным документом, их противники, напротив, хотели одним ударом опрокинуть установленные институты и заменить их другими, имеющими иное содержание. Так, термины «конституция» и «конституционное право» получили новаторское звучание, в то время как термин «политические институты» имел консервативный оттенок: установить конституцию означало в каком-то смысле совершить «Революцию посредством Права».
Существование власти установлено во всех человеческих сообществах, особенно в национальных государствах — нациях: посмотрим же, с помощью каких практических средств эта власть заставляет уважать себя, какими способами она добивается повиновения.
Главный вопрос: в какой мере люди действительно подчиняются власти и по каким конкретным причинам это происходит. Это фундаментальная проблема политической науки, решение которой привело бы к познанию природы власти.
С одной стороны, автор выделяет две категории основания власти: 1) основания, исходящие от принуждения; 2) те, что примыкают к верованиям. В то же время говорит о том, что данная классификация весьма произвольна. Верования – зачастую элемент принуждения, а принуждение редко применяется вне связи с верованиями.
|
|
Принуждение – всякий внешний по отношению к индивиду фактор, оказывающий на него давление в направлении подчинения правителям. Может быть чисто материальным и физическим (полиция, армия), а также психологическим (давление обычаев, воздействие пропаганды).
Мы подчиняемся руководителям какой-либо социальной группы в силу того, что группа в целом побуждает к повиновению: авторитет, власть основываются прежде всего на этом коллективном безличном принуждении, которое не всегда осознается как принуждение теми, кто его испытывает; впрочем, по мере привыкания людей к принуждению оно становится для них естественным. Конформизм представляет собой один из фундаментальных источников подчинения власти.
А) «Естественный» характер подчинения – во многих нациях сопротивление государственной власти соседствует с подчинением авторитету других социальных групп — к примеру, семейных или религиозных. Множество людей ругают «власть», «правительство», «министров» и т.д., но они имеют претензии к форме или существу их действий, а не к самому факту их существования. Они выражают несогласие по поводу личности и поведения людей, стоящих у власти, но не ставят под сомнение само существование власти, которой следует подчиниться.
Б) Факторы естественного подчинения:
· Рациональные факторы - когда люди понимают необходимость власти, что ни одна социальная группа не может существовать без власти, которая бы поддерживала в ней минимум порядка. Отмечая пользу власти, люди приходят к тому, что начинают рассматривать ее как естественную.
· Иррациональные факторы - властям подчиняются потому, что таков обычай. Руководителей принимают потому, что они были всегда и их авторитет предстает в качестве такого же естественного феномена, как вода, огонь, или дождь.
Власть опирается на принуждение:
1. Физическое – в форме уголовных процедур и полицейских акций (тюрьмы, пытки, казнь).
2. Принуждение личным воздействием: на членов социальных групп давит моральное принуждение руководителей (авторитет учителя в школе).
3. Экономическое принуждение близко по происхождению к физическому. Тот, кто может лишить человека средств к существованию, легко добивается его повиновения. Рабочие и служащие подчиняются своему патрону по этой фундаментальной причине.
4. Принуждение организацией – новая, менее прямая, более замаскированная и более эффективная форма принуждения. Объединение людей в ассоциации, профсоюзы и политические партии позволяет организовывать большие массы людей и устанавливать над ними предельно сильную власть. Эта система позволяет руководителям все время «прислушиваться к массам», сохранять близость к управляемым и знать их чаяния, чтобы таким образом выражать волю людей, одновременно управляя ими.
Пропаганда – усилие, совершаемое правительством для того, чтобы убедить управляемых подчиниться ему. Вместо того, чтобы принуждать, следует убеждать (косвенное принуждение). Пропаганда – «насилование толпы». Вторая мировая война и современные тоталитарные режимы служат прекрасной иллюстрацией эффективности пропаганды. Виды:
А) Классическая пропаганда. Главное, убедить управляемых в том, что их правительство является лучшим из всех возможных и что благодаря ему они живут счастливо, потому что оно борется за справедливость, изобилие, равенство, свободу и т.д.
Б) Современная пропаганда. С распространением образования и всеобщего избирательного права стало необходимым убеждать не только «просвещенную элиту», но и народные массы. Это стало возможным в связи с открытиями в области социальной психологии (на принципах которой базировалась американская реклама). В западных демократических государствах пропаганда менее развита, чем в странах с авторитарной структурой: ее развитие стесняет оппозиция, критикующая правительство.
|
|
Как уже было сказано, феномен власти проявляется во всех человеческих сообществах. Каждое из них образует рамки, внутри которых осуществляется власть: в семье — власть отца, в профсоюзе — его лидера, в ассоциации — председателя, в коммуне — мэра, в Церкви — папы и т.д. Все эти группы не отделены друг от друга: напротив — соединены сложными зависимостями. Между ними существует определенная субординация, в соответствии с которой руководители одной группы имеют преимущества перед другими группами. Власть не распределена строго поровну и в неизменных объемах между разными социальными группами.
Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ