В периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Культурология

 

на тему: Европейская культура эпохи Возрождения

 

 

Проверил                                                     Выполнил                                                   

преподаватель                                             студент гр. СО - 111

Сахновская Е.Г.                                          Голяев В.Р.

                                                                     № зач. кн. 11 – Сот - 109

 

Екатеринбург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения                         3

2. Северный Ренессанс                                                                                           12

Источники и литература                                                                                              19

 

 

Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения

в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

 

Возрождение в Италии прошло несколько этапов:

· Проторенессанс – «дученто» (XIII в.) и «треченто» (XIV в.)

· Раннее Возрождение – «кватроченто» (три четверти XV в.)

· Высокое Возрождение – «чинквеченто» (конец XV – первая треть               XVI в.)

· Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).

В период Проторенессанса итальянская культура переживала общий подъем. Особую роль в формировании новой системы ценностей играло светское образование, бурно развивавшееся в городах Италии. Грамотных среди мирян стало значительно больше, появился интерес к зарождавшимся естественным                            и гуманитарным наукам.

Литература. Особое место в литературе Проторенессанса занимает творчество Данте Алигьери (1265–1321 гг.) – автора первой в истории западноевропейской литературы автобиографической повести о любви («Новая жизнь») и написанной              на художественно переработанном вольгаре (простонародны   й язык) бессмертной поэмы «Божественная комедия». Вследствие этого Данте считается одним                     из создателей итальянского литературного языка Избрав сюжетом последней воображаемое собственное путешествие по аду, чистилищу и раю, вместе со своим спутником Вергилием, поэт до неузнаваемости изменил средневековый жанр странствий, приблизив его к жизни.

Важные изменения в области литературы и филологии были связаны                     с органичным включением античных литературных традиций                                        в позднехристианскую систему ценностей. Эту задачу решали первые итальянские гуманисты Петрарка и Боккаччо.

Побудительными мотивами творчества Франческо Петрарки (1304 – 1374 гг.) стали интерес к античности, реабилитация языческой литературы. Он считал,                что христианская мудрость сделается богаче, если пополнится античными идеями. Занимаясь изучением литературы прошлого, Петрарка не только заложил основы ренессансной филологии, но и собрал самую большую по тем временам библиотеку произведений древних авторов.

Современником и единомышленником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313 – 1375 гг.). В античной культуре Боккаччо интересовала, прежде всего, мифология, и в работе «Генеалогия языческих богов» он проследил происхождение и взаимосвязь различных мифов, внеся свой порядок в древний пантеон богов.                В вопросе о системе знания Боккаччо на одну ступень с физикой и теологией ставил поэзию, которая, по его мнению, также занимается высшими вопросами.                     В совершенстве владея греческим языком и классической латынью, Боккаччо писал произведения в основном на переработанном вольгаре, внося тем самым большой вклад в становление литературного итальянского языка. Как писатель, Боккаччо  был известен своими глубоко психологическими реалистическими произведениями, среди которых выделяется «Декамерон».

Искусство. В изобразительном искусстве Проторенессанса ведущее место принадлежит творчеству флорентийского художника Джотто ди Бондоне              (1267 – 1337 гг.), положившего начало пересмотру средневековой концепции живописи.

Во фресках Джотто (росписи церкви Сан Франческо в Ассизи и капеллы            дель Арена в Падуе) появились глубина пространства, светотеневая моделировка             и объемное изображение фигур на плоскости. Его живописные произведения               уже не просто отражали отвлеченные идеи, а являлись приближенными                       к повседневности рассказами о жизни святых, истории Христа и Марии, наполненными искренними человеческими чувствами.

В период Раннего Возрождения достаточно ярко стали проявляться особенности ренессансной системы ценностей. XV в. – время свободного экспериментирования в искусстве, теоретических поисков в области этики, эстетики, филологии, педагогики, математики, философии. Мощное развитие получило гуманистическое движение, благодаря которому в Италии сформировалась прослойка светской интеллигенции. Обогащая идеи Петрарки               и Боккаччо, новое поколение гуманистов (Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла, Поджо Браччолини, Марсилио Фичино и др.) внедряло                            в интеллектуальную среду достижения гуманитарных наук, оттачивало ренессансное мировоззрение, в котором сама религия ставилась на службу человеку. Происходило дальнейшее развитие музыкального искусства, в котором нарождалась полифония, впоследствии связавшая камерные, простонародные и религиозные жанры.

Архитектура. Интенсивно развиваясь, архитектура обрела неповторимый ренессансный стиль. Наиболее полно выразили себя в зодчестве Брунеллески (купол собора Санта Мария дель Фьоре) и Альберти (Палаццо Ручеллаи).

Обращаясь за опытом к античности, Филиппе Брунеллески (1377 –1446 гг.) внимательно изучал сохранившиеся древние архитектурные памятники, делал зарисовки. Но, позаимствовав отдельные античные элементы (колонны, фронтоны, карнизы), он создал совершенно оригинальный стиль – архитектуру вполне светскую по духу, изящную в своей простоте, гармонически-пропорциональную (Капелла Пацци, Оснедале дельи Инноченти). Глядя на нее, забываешь о тяжести камня, сопротивлении материала.

По широте знаний, разнообразию деятельности Леона Баттисту Альберти (1404 –1472 гг.) можно сравнить лишь с Леонардо да Винчи. В трактатах                  («О статуе», «О живописи», «Десять книг о зодчестве» и др.), философских                      и литературных произведениях Альберти поднимал проблемы красоты и гармонии, их математического измерения.

Искусство. Период Раннего Возрождения отличался бурным развитием пластики, получившей в это время полную независимость от архитектуры. Скульпторы обратились к реальной жизни, чувствам конкретного человека, а также к образам античной мифологии, библейским темам и сюжетам. Интенсивно развивался жанр портрета, создавались величественные конные памятники. Пластика в чем-то опережала и ориентировала живопись в освоении реалистических изобразительных средств, решительно отказываясь от архаики в приемах, одновременно активно используя античное наследие. Самым известным скульптором этого периода считается Донателло – творец «Давида»,                     «Святого Георгия», конной статуи кондотьера «Гаттамелата».

Живописи Раннего Возрождения присуще математически продуманное построение произведений, разработка законов линейной и воздушной перспективы, композиции, колорита, приемов достоверного изображения человека и животных. Это позволяло убедительно передавать в произведениях чувственно воспринимаемую картину реального мира. Появилась целая плеяда талантливых художников. Кардинальными изменениями монументальная живопись обязана Мазаччо, а станковая – Боттичелли.

Мазаччо (1401 –1428 гг.) создал образы исключительной жизненной силы. Особенно замечательны фрески капеллы Бранкаччи флорентийской Церкви              Санта-Мария дель Кармине. Фигуры на них отличаются совершенством                             и материальной мощью телесных форм, а художественный язык – точностью, необычайной убедительностью изображаемых событий. Мазаччо разработал                и широко использовал принципы математически выверенной прямой перспективы,  в чем преуспел и другой итальянский художник – Паоло Учелло («Битва                      при Сан-Романо»).

Искусство Сандро Боттичелли (1445 – 1510 гг.) сочетало возвышенную поэтичность и изящество. Самыми известными произведениями художника являются «Рождение Венеры» и «Весна». В них выразились основные черты                       его живописной манеры: декоративность, лиризм, романтическая приподнятость образов, способность создавать фантастический пейзаж, придавать воздушность                и чудесные очертания женским фигурам. Гармонично связав фигуры друг с другом, он органично вписал их в щедро орнаментированный фон картин, что вызывало                  у зрителей ощущение чуда.

Во второй половине XV в. в культуре утверждались новые предпочтения, связанные с изысканными и изощренными вкусами итальянской аристократии,                       в моду вошла своеобразная эстетическая утонченность, призванная обозначить избранность и привилегированность высшего сословия. В изобразительном искусстве побеждало стремление к декоративности, что выражалось в тяготении                  к красочным узорам, внимании к деталям, яркому колориту (Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов»).

Конец XV – первая треть XVI в. – один из сложных и противоречивых этапов в истории Италии. Это период Высокого Возрождения.

Литература и театр. В эпоху Высокого Возрождения в традициях гуманизма творили Ариосто, Кастильоне, Бембо, развившие ренессансное представление               о личности и усовершенствовавшие литературный итальянский язык.

Это был период становления светского профессионального театра. Во многих городах Италии появились придворные театры, для которых уже в 1480-е гг. строились специальные здания. Параллельно возник жанр театрализованной буффонады.

На сцене профессиональных театров ставились трагедии, а чаще комедии, написанные профессиональными драматургами. Если трагедии в основном продолжали античные традиции, то комедийный жанр был связан также                           с фольклором и средневековым фарсом. Самым ярким проявлением театральной жизни стало возникновение жанра народной комедии дель ар те, восходившего                 к традиции карнавалов. Здесь лицедействовали буффоны – артисты, кочевавшие             из города в город. Уже в 1460-е гг. они начали собираться в постоянные труппы             и выступать прямо на площади. Спектакли часто строились на импровизации, действие перебивалось акробатическими номерами и различными трюками. Комедия подкупала жизнерадостностью, меткими остротами, каламбурами, использованием народных диалектов, непочтительностью к знати и выпадами против церкви.

Музыка. Музыкальной культуре XVI в. было свойственно жанровое разнообразие. Полифония придавала торжественность и строгость мессе и яркие краски светской музыке мадригала. Последний возник еще в XIV в:                            как разновидность любовной лирики. С традициями народной песни была связана фрот тола (произведение для четырех голосов).

Архитектура и искусство. Изобразительное искусство и архитектура в период чиквеченто интенсивно развивались в крупных центрах художественной                   жизни – Риме, Флоренции, Венеции и др.

В Риме развернулось грандиозное строительство папской                            резиденции – Ватикана, крупных культовых комплексов, дворцов. Усилия архитекторов были направлены на создание образа величественной столицы католического мира и воплотились в подчеркнутой монументальности построек. Ярким выражением официального стиля стали сооружения Донато Браманте, который положил начало строительству собора Святого Петра.

Вершиной искусства Высокого Возрождения является творчество Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Наибольшую известность принесли Рафаэлю Санти (1483 – 1520 гг.) изображения мадонн, воплощавшие идеал материнства. В них органично соединились сдержанная эмоциональность, загадочность и благородное величие. Представленный на полотнах тип женской красоты – синтез преображенных автором античного идеала и христианской духовности, о чем свидетельствуют «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком»,              «Мадонна дель Грандука» и знаменитая «Сикстинская Мадонна».

Деятельность Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.), автора «Мадонны в гроте», «Моны Лизы», «Тайной вечери», была необычайно разносторонней                            и не ограничивалась только живописью, скульптурой, архитектурой и графикой.         До нас дошли его стихи, наброски опередивших время технических изобретений, заметки по физике, химии, геологии, математике, анатомии, ботанике, ряду других наук, которые не только не отделялись Леонардо от искусства, но рассматривались им как основа художественного мастерства, которое, по его мнению, должно быть направлено на усовершенствование природы.

Не менее гениальным мастером эпохи Высокого Возрождения                            был Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564 гг.). Как и Леонардо, он удивляет своими разносторонними способностями. Микеланджело обогатил искусство произведениями высочайшего уровня, создал величественные по масштабу и духу образы, воплотил наиболее прогрессивные идеи своей эпохи, определил развитие европейской художественной культуры на перспективу-

Работая преимущественно как скульптор, он был также необычайно успешен  в живописи (вспомним знаменитую «Сикстинскую капеллу») и архитектуре (украсил куполом собор Святого Петра). Драматизм его жизни, творческие сомнения и муки, обостренное восприятие смерти можно ощутить и в философской поэзии. Главная тема творчества Микеланджело – внутреннее духовное борение, выражающееся в мощном физическом напряжении человеческого тела. Скульптуры «Давид», «Скованный пленник», «Пробуждающийся пленник», «Моисей» – яркие тому примеры.

Среди североитальянских городов высоким уровнем и своеобразием культуры выделялась Венеция. Особенности венецианской художественной школы                     не в последнюю очередь были обусловлены природным ландшафтом. В городе, построенном на воде, солнечные блики, отраженные морем, усиливали краски дня. Влажный воздух создавал марево, в котором контуры предметов расплывались, приобретая некий мистический оттенок. Вместе с тем Венеция была городом торговцев, прагматичный характер которых не позволял венецианским художникам витать в заоблачной выси. Жизнь богатого города со множеством веселых карнавалов, шумных пиров, несомненно, откладывала отпечаток на художественном сознании жителей. У Венеции существовали длительные и прочные связи             с культурой Византии. Но влияние готики, Византии, арабов, античности                    (оно проступало здесь рельефно как синтез стилей) венецианцы смогли обратить        в собственную оригинальную художественную традицию, которая в дальнейшем сказалась на искусстве Нового времени. Известными представителями венецианской колористической живописной школы были Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто. Трое из них открывают период Позднего Возрождения.

Джорджоне (1476 или 1477 – 1510 гг.) первым из современников стал создавать работы на мифологические и литературные темы, писал портреты               и пейзажи. Олицетворением одухотворенной красоты является «Спящая Венера». Художник стремился к воплощению единства рационалистического и чувственного в художественных образах, к их психологической выразительности. Слияние человека с одухотворенной природой стало лейтмотивом ряда произведений мастера («Гроза», «Юдифь»).

Тициан (ок. 1476/77 или 1489/90 – 1576 гг.) наиболее полно воплотил своеобразные черты венецианской школы живописи. Мировосприятие художника, его знание жизни отличались глубиной и многогранностью. Тициан работал                    в разных жанрах, выбирая темы в широком диапазоне – от лирических               («Венера Урбинская») до драматических («Кающаяся Магдалина»), «Он смог отбросить общепринятые правила композиционных построений, препоручив организующую роль цвету», – сказал о нем известный искусствовед Э. Гомбрих.

Бунтарское искусство Тинторетто (1518 – 1594 гг.) отличают необузданность чувств, ощущение трагичности бытия и одновременно могущества человека.               Сын красильщика шелка, он на всю жизнь сохранил демократизм в качестве творческого принципа. Сакральные события художник представлял в земных образах. Художественная программа Тинторетто включала религиозные настроения, достигающие максимального психологического напряжения. В зрелый период             он искусно передавал взволнованность, подчеркнутый динамизм изображаемых событий при помощи многообразных цветовых переходов, вихреобразных мазков           и бурной композиции («Тайная вечеря», «Святой Марк освобождает раба»).

В период Позднего Возрождения реакцией на обострившиеся социально-экономические противоречия явились уравнительно-коммунистические утопии (наиболее известная – «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы). В них проповедовались идеи имущественного равенства, обязательного для всех физического труда, унифицированного образования. Их предварила «Утопия» Томаса Мора. Литературе той поры свойственны трагическое мироощущение, драматизм, динамическое развертывание образов. Эти черты отличают новеллы Банделло и Чинтино, созвучные лирической поэзии Микеланджело и Виктории Колонны. Широкое распространение получил жанр автобиографии.

Вершиной поэзии Позднего Возрождения считают творчество Торквато Тассо.

В театре Позднего Возрождения получили дальнейшее развитие жанр пасторали (идеализированное изображение пастушеской любви и жизни на лоне природы) и комедия дель арте.

В середине XVI в. в европейском искусстве утвердился маньеризм                        как течение, отразившее кризисные явления в культуре Позднего Возрождения        и обозначившее отход от ренессансного целостного и гармоничного восприятия мира, в котором человек понимался как совершенное творение природы. Живописи маньеристов были присущи деформация композиции и фигур, драматические образы, необычайная выразительность поз и жестов. Показательны в этом плане картины Понтормо «Положение во гроб», Джулиано Романо «Гибель гигантов», Фьорентино Россо «Снятие с креста», Эль Греко «Лаокоон», «Апостолы Петр            и Павел». В дальнейшем подчеркнутая напряженность характеров, динамически неустойчивая композиция, определенного рода манерность и театральность сюжетов нашли свое продолжение в стиле барокко.

 

Северный Ренессанс

Расцвет культуры стран Северной Европы в XV–XVI вв. связан с усвоением отдельных идей итальянского Возрождения. Последние, будучи перенесенными             на иную национальную почву, в, синтезе с местными традициями способствовали становлению самобытных европейских культур. Процесс изживания культурных форм средневековья проходил в Северной Европе медленнее и труднее,                        чем в Италии. Видимо, поэтому для Северного Возрождения характерно сложное переплетение средневековых и ренессансных мировоззрений, стилей.

Важной особенностью Северного Возрождения было усиление роли религии. В XVI в. изменения в духовной культуре ряда европейских стран определялись, прежде всего, Реформацией. Последняя заявила о себе как широкое обновленческое религиозное и культурно-цивилизационное движение, ориентированное на разные социальные слои. Возникнув в контексте религиозного спора, учение Лютера, доктрины Цвингли и Кальвина стали опорой для национально-освободительной               и классовой борьбы, придали высший религиозный и этический смысл образу жизни и мировосприятию зарождавшейся буржуазии. Главная заслуга протестантизма          в деле развития капитализма состояла в том, что он возвел в ранг этического принципа дух капиталистического предпринимательства. Высокий статус мирской жизни коренным образом изменил отношение человека к труду, придав ему особую религиозную ценность. Немецкий философ М. Вебер писал, что протестантизм явился освобождением духа капитализма.

В среде бюргерства возникла потребность в массовом, конкретном, связанном с практикой знании. И. Гутенберг в середине XV в. изобрел печатный станок, который стал инструментом просвещения.

Появлению эпохального изобретения предшествовало изменение сознания людей. Пользу от появления печатного станка трудно переоценить. Типографское производство, ориентированное на массовое потребление производимой продукции, быстро распространилось по Европе. Печатная продукция стала эффективным средством связи, способом воздействия на общественное мнение и формирования новых социокультурных групп на основе репрезентированных и осознанных вкусов и интересов. Книгопечатание на первых порах способствовало также популяризации идей Реформации, создало предпосылки для созревания отвлеченных форм рационального мышления, теоретического познания.

Возрождение в Германии. В XV – XVI вв. Германия оставалась политически раздробленным государством. Ее экономическими, культурными и научными центрами были города.

К XVI в. разница между «вольными» и имперскими городами фактически стерлась и все крупные города Германии приобрели достаточно большую автономию от князей-курфюрстов. В стране развивались элементы капиталистического производства. Наибольшую роль в экономической жизни играли замкнутые крупные торгово-финансовые и производственные компании, часто действовавшие в условиях монополии, а потому препятствовавшие конкуренции. Это сдерживало формирование многочисленной прослойки предпринимателей и преодоление феодальных отношений в деревне. Тем не менее, в немецких бюргерских городах зарождался новый тип личности, обращенной              к реальной земной жизни, здравому смыслу и практической выгоде.

В указанный период в Германии развернулась деятельность гуманистов, имевшая ряд специфических отличий от гуманитарных опытов итальянского Возрождения. Для немецких гуманистов был характерен повышенный интерес           к этико-религиозным и церковно-политическим проблемам. Можно говорить                и о значительном влиянии естествознания на их научные интересы. Особое место          в трудах ученых занимали педагогические идеи. Наиболее значимой фигурой был Эразм Роттердамский (1469 – 1536 гг.).

Эразм Роттердамский родился в Нидерландах, но большую часть жизни провел в Германии, занимаясь издательской и комментаторской деятельностью.           Его самая известная работа «Похвала Глупости» впечатляет глубиной мысли, интеллектуальным гротеском и тонкой иронией. Эразм Роттердамский обнаружил парадоксальность и двойственность ряда феноменов культуры: вера, умствование, риторическая рассудительность, доведенные до крайности, оборачиваются назойливыми ханжескими поучениями, претендующими на роль абсолютных истин и неограниченную власть над умами.

Гуманистическую литературу Германии отличает не столько гармония, сколько экспрессия. Очень велика в ней роль сатиры. Так, Себастьян Брант          (1457 – 1521 гг.) в сатирическом произведении «Корабль дураков» изобразил глупцов разных сословий и профессий. Произведение включало множество народных пословиц и поговорок и содействовало становлению немецкого литературного языка. Мягким юмором, жизнерадостностью, непосредственностью  и наивностью пронизаны стихи крупнейшего немецкого поэта и драматурга того времени Ганса Сакса (1494–1576). Его басни, песни, шванки и драматические произведения отражают ценностные ориентации бюргерства (благополучие, уют, устойчивый порядок).

Культурное своеобразие Возрождения в Германии нашло               художественно-образное отражение в искусстве Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна Младшего, Лукаса Кранаха Старшего.

В течение своей творческой жизни Альбрехт Дюрер (1471 – 1528 гг.) работал  в жанре портретной живописи и в технике гравюры: на дереве (ксилография)                 и на меди. В творчестве художника раннего периода выделяется серия гравюр «Апокалипсис» (1498 г.). Страшные сцены гибели знатных грешников, неумолимой божественной кары в его интерпретации приобрели злободневный смысл.                      От гравюр «Четыре всадника» и «Битва архангела Михаила с драконом» исходил грозный пафос, веяло мрачной экспрессией. Художник, казалось, призывал человечество проявить решимость и отступить от края пропасти.

Французское Возрождение. Формирование французского Возрождения пришлось на XV ст. Завершилась Столетняя война с Англией (1337 – 1453 гг.), образовалось единое монархическое государство. Зарождавшаяся буржуазия                еще не укрепила позиции, зато необычайно сильна для того времени была власть государства. Реформация, несмотря на жестокие религиозные войны, не смогла одержать убедительную победу во Франции, которая осталась католической страной. Эти особенности нашли отражение в таких специфических чертах французского Возрождения, как придворно-дворянский характер официальной культуры, с которой уживались свободомыслие, смелые политико-этические идеи, ярко выраженное национальное самосознание и патриотизм, скептицизм и ирония.

В последней трети XV в. французы обратились к античному наследию                    и достижениям итальянских гуманистов. Активно развивалась издательская деятельность; образование все больше освобождалось от диктата церкви; появились публичные библиотеки. Среди гуманистов Позднего Возрождения особое место занимает Монтень, создавший жанр философского эссе.

В «Опытах» Мишель Монтень (1533 – 1592 гг.) отстаивал идеалы светской нравственности, призывал следовать естественным природным желаниям,                   если это не задевает интересы других людей, и контролировать свое поведение разумом. Он не только размежевал мораль и религию, но и поставил на первый план нравственные принципы автономной личности. Однако, будучи пессимистом             и скептиком, Монтень критически относился ко многим явлениям современной             ему культуры и считал, что современная ему эпоха дала не только положительные всходы. Идеи Монтеня позволяют рассматривать его как мыслителя, глубоко познавшего сильные и слабые стороны человеческой натуры.

В ренессансной французской литературе завоевал признание жанр гротескной сатиры. Самым выдающимся французским литератором Возрождения был Франсуа Рабле, который в знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» соединил традиции карнавальной смеховой культуры с гуманистическими идеалами                 и культом телесных удовольствий. Создание французской поэтической школы связано с именем Пьера де Ронсара.

Процесс формирования изобразительного искусства французского Ренессанса имел ряд особенностей, среди которых – поступательное преодоление готических традиций, подчеркнутое изящество и отрицание драматизма. Жизнеутверждающий пафос придворной культуры, дворянское гедонистическое мировоззрение отрицали аскетическую сдержанность средних веков. Среди художников французского Возрождения выделяются такие выдающиеся мастера, как Жан Фуке («Богоматерь  с младенцем»), Франсуа Клуэ («Диана Пуатье»), Жан Клуэ Младший («Портрет Франциска I»).

Если в XV в. архитектура Франции еще продолжала следовать готическим традициям, то с XVI в. она полностью обрела ренессансные черты. Решалась важная проблема единства планировки города и архитектурного ансамбля, строились дворцы и замки, зарождалось садово-парковое искусство. Больше других французских зодчих прославился Пьер Леско. Вместе со скульптором Жаном Гужоном он построил и украсил в центре Парижа, на берегу Сены дворцовый комплекс – Лувр (который позднее достраивался и реконструировался).

Развитие музыки во Франции было связано как с влиянием зарубежной (итальянской) полифонической школы, так и с утверждением самобытного песенного жанра (шансон), в котором прослеживалась тенденция к подчинению музыки стихам. Становление театрального искусства долгое время сдерживалось средневековыми традициями мистерий. Однако во второй половине XVI в. появилась французская комедия в прозе, трансформировавшая элементы античной драматургии и средневекового фарса. Чуть позже на сцене появились трагедия                 и балет.

Возрождение в славянских государствах Средней Европы. Славянские народы также испытали на себе влияние идей итальянского Ренессанса. Однако черты Возрождения проступили здесь весьма своеобразно.

Наиболее органично ренессансная культура привилась в Далмации (современная Хорватия), имевшей давние и тесные культурные связи с Италией.       В Далмацию постоянно приезжали известные итальянские гуманисты, а далматинцы учились в итальянских университетах. Отчетливее всего ренессансные особенности здесь проявились в поэзии и историографии. Поэты творчески использовали              в произведениях местный славянский фольклор и народный язык. Гуманисты Далмации ценились современниками за высокую эрудицию. Трудно выделить среди них творческую личность мирового масштаба. Тем не менее до нас дошли имена образованнейшего дипломата Я. Баничевича, естествоиспытателя и теоретика оккультизма Ф. Петришича, инженера-изобретателя Ф. Вранчича. В XVI в. многие далматинские художники были популярны даже в Италии. Так, непревзойденным мастером книжной миниатюры считался Ю. Клович.

В Чехии идеи гуманистов с середины XV в. распространялись сначала в узком кругу гуманитарной интеллигенции и затронули в основном литературу. Но спустя век они были восприняты в среде рядовых горожан и мелких дворян. В культуре долго сохранялось разделение: существовали, с одной стороны, элитарная латинизированная гуманистическая традиция, с другой – ее рецепция в более широкой социальной среде, демократическая и где-то опрощенная. Чешским гуманистам более всего оказались близки такие черты ренессансного мировосприятия, как высокая ценность знания и образования, национальный патриотизм. Для некоторых деятелей чешского Возрождения образование представлялось даже более ценным, чем художественная культура. Антропоцентризм не был в полной мере воспринят чешскими гуманистами.             Они считали, что главным для человека является служение обществу – будь               то в практической или духовной деятельности. Чешская педагогика и система среднего образования к концу XVI в. слыла передовой в Европе. Впоследствии широкую известность завоевала просветительская деятельность выдающегося педагога XVII в. Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.).

В Польше ренессансные идеи и художественные искания были восприняты            в XV в. и переплетались с готическими традициями. Культурным центром                      стал Краков, очагом аристократического искусства был королевский двор. Распространение гуманизма в этой стране произошло, прежде всего, в областях естествознания, общественно-политической мысли, историографии, филологии. Вершиной развития ренессансной науки в Польше стала деятельность астронома Николая Коперника – создателя гелиоцентрической теории. Поэтом европейского масштаба стал Ян Кохановсхий. Он писал на латинском и польском языках и внес большой вклад в совершенствование литературного польского языка.                      Эпоха Возрождения – самая загадочная в развитии европейской культуры.                     Она и сегодня привлекает пристальный интерес исследователей. В эту эпоху возникла творчески мощная культура, создатели которой, проявившие себя в сферах искусства, философии, политики, науки, до сих пор вызывают законное восхищение. Их достижения вдохновляли мыслителей, ученых, поэтов, художников последующих эпох. Ренессанс изменил культурно-цивилизационный облик Европы.

Следует также заметить, что эпоха Ренессанса породила динамичную модель социума. Сложился тип общества, которое состояло из сословий, гораздо более мобильных, чем в иерархической структуре средневековой цивилизации). В нем значительную роль играли свободные объединения торговцев, другие корпорации, выполнявшие функцию финансово-экономической консолидации общества. Рост творческой активности в данную эпоху произошел благодаря ярко выраженной социальной динамике по вертикали и по горизонтали, перемещению индивида               в пространстве и открытию для себя мира, неизвестного средневековью. Тем самым был придан мощный импульс разделению труда, ломке прежней системы ценностей.

Эпоха Возрождения расширила горизонты европейской культуры, предложив идеализированный образ человека – творца с неограниченными возможностями, который в дальнейшем будет служить отправной точкой в новом понимании личности и ее творческого потенциала.

возрождение культура итальянский

Источники и литература

1. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

2. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.

3. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.

4. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.

Размещено на Allbest.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: