Анализ состояния и прогноз рыночной среды

Управленческие решения.

 Методические указания к выполнению         курсового проекта.

 

САМАРА 2005


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение              высшего профессионального образования                       «Самарский Государственный Аэрокосмический
Университет имени академика С.П. Королева»

 

 

 

 


Управленческие решения.

 Методические указания к выполнению         курсового проекта.

 

 




САМАРА 2005



ББК С556.377

Д.Ю. Иванов  «Управленческие решения. Методические указания к выполнению курсового проекта.»: учебное пособие. Самарский государственный аэрокосмический университет. Самара 2005. 32c.

 

 

В курсовом проекте рассматривается задача управления деятельностью условной фирмы с учетом внешних и внутренних факторов. Моделируются процедуры принятия управленческих решений на различных этапах: анализ состояния, прогноз рыночной среды, оценка риска принятия решений, выбор оптимальных (рациональных) стратегий, прогноз достигаемых результатов. Отдельной частью курсового проекта является оценка целесообразности реализации инвестиционных проектов в условиях рыночного риска и неопределенности.

 

 

Указания подготовлены на кафедре организации производства.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева

 

Рецензент: д.т.н., профессор Гришанов Г.М.



Содержание

Введение………………………………………………………………………

1. Постановка задачи………………………………………………………………

2. Анализ состояния и прогноз рыночной среды………………………………...

3. Расчет производственной программы деятельности предприятия ………….

3.1 Расчет оптимальных производственных программ

с учетом стратегии развития…………………………………………..

3.2 Оценка чувствительности результатов расчета оптимальной

  производственной программы……………………………………….

3.3 Оценка устойчивости управленческих решений……………………

4. Принятие решений по реорганизации производства ………………………..

 

5. Задание………………………………………………………………………….

 

6. Варианты заданий………………………………………………………………



Введение

 

На примере задачи управления деятельностью условной фирмы с учетом факторов внешней среды моделируются процедуры принятия управленческих решений на различных этапах: анализ состояния, прогноз рыночной среды, оценка риска принятия решений, выбор оптимальных (рациональных) стратегий, прогноз достигаемых результатов. При выполнении курсового проекта студентам необходимо: освоить и применить правила математической формализации задач принятия управленческих решений; изучить методы снятия неопределенности при решении подобных задач; провести моделирование изменения параметров системы во времени с помощью метода статистического прогнозирования; освоить современные пакеты прикладных программ, ориентированные на решение подобного класса задач.

Важной частью курсового проекта представляет решение задачи по разработке оптимальной стратегии поведения предприятия в рыночных условиях, а также проведение анализа чувствительности результата принятия управленческих решений к изменению внутренних и внешних факторов и оценка устойчивости управленческих решений.

Отдельной частью курсового проекта является анализ целесообразности реорганизации производства в условиях рыночного риска и неопределенности.



Постановка задачи

 

Существует некоторая фирма, занимающаяся производством и выпуском двух видов продукции. Обозначим для определенности через  и  – количество выпускаемой продукции первого и второго типа, соответственно. При выпуске продукции используется два типа ресурсов – оборудование и сырье. Обозначим через  полезный фонд времени работы оборудования. Известны нормативы затрат времени работы оборудования на производство единицы продукции  и , которые показывают сколько времени необходимо затратить на изготовление единицы продукции первого и второго типа. Примем, что , , .

Считается, что при производстве и первой, и второй продукции используется один вид сырьевого ресурса. Известны нормативы затрат сырьевого ресурса на производство единицы обоих видов продукции –  и . Принимаем, что , .

Обозначим через  и  цену за единицу первой и второй продукции соответственно, через – стоимость единицы сырьевого ресурса.

Продукция, выпускаемая фирмой, характеризуется сложившимся на рынке объемом спроса. Пусть  и – объем спроса на первую и вторую продукцию соответственно.

Цены реализации продукции  и  определяются ситуацией, которая складывается на рынке. К рассматриваемому моменту имеется ретроинформация (статистическая информация) о тенденциях изменения цен за предыдущие 10лет, которая качественно выглядит следующим образом:

 

Ретроинформация по цене на первую продукцию

Период времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
Ц1 27.6 27.9 27.7 28.4 28.5 28.7 28.9 29.7 29.8 29.3 30

 

где ti – это год. Тогда t0-10 – это год начала рассматриваемого периода, а t0 - текущий год.

 

 

Ретроинформация по цене на вторую продукцию

Период времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
Ц2 15.6 15.9 16.3 16.3 16.2 16.5 16.1 15.8 16.4 16.8 17

 

Цена сырьевого ресурса Цр, приобретаемого для организации процесса производства, также формируется рынком.

 

Ретроинформация по цене на ресурс

Период времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
Цр 4.6 4.65 4.9 4.95 4.76 4.65 4.76 4.6 4.7 4.7 5

 

Производство и реализация. Производственные возможности фирмы с учетом ограничения по полезному фонду времени работы оборудования можно графически представить следующим образом:

 

Выбор производственной программы, т.е. значений Х1 и Х2, ограничиваются не только производственными возможностями, но и объемом практического сбыта этой продукции на рынке. Объем сбыта продукции определяется величиной спроса  и . Примем, что фирма в прошедшие периоды производила продукцию в объеме равном величине спроса.

 

Ретроинформация по объему продаж(спроса) первой продукции

 

Период времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
360 363 369 386 370 372 384 387 390 392 400

 

 

Ретроинформация по объему продаж(спроса) второй продукции

 

Период времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
180 186 182 183 187 184 196 193 195 198 200

 

С учетом сказанного, необходимо определить стратегию поведения фирмы (определить оптимальный объем производства первой и второй продукции), по критерию максимизации прибыли предприятия на последующие пять лет.

Анализ состояния и прогноз рыночной среды

Для решения поставленной задачи на первом этапе необходимо осуществить стратегическое планирование, которое подразумевает выработку стратегии поведения на следующие пять периодов функционирования фирмы, т.е. на периоды t0+1, t0+2, t0+3, t0+4, t0+5. При этом необходимо дать прогноз относительно изменения цены на продукцию обоих видов, цены на ресурс и объемов продаж, которые можно будет реализовать на рынке. Стратегическое планирование или прогнозирование основывается на ретроинформации (статистики) об изменении исследуемых параметров в прошедшие периоды. Используя численные методы, необходимо получить уравнение регрессии, которое представляет собой функциональную зависимость некоторого параметра от времени. В нашем случае под параметром следует понимать цену на продукцию первого или второго вида, цену на ресурс, объем продаж первой или второй продукции.  Для проведения дальнейших исследований в курсовом проекте принимается допущение, что возможно использовать регрессии первого порядка:

 

                                      (2.1)

 

Для расчета числовых коэффициентов  и  целесообразнее и удобнее использовать стандартное приложение «Анализ данных» (меню «Сервис») пакета Excel. Для подобного рода расчетов можно использовать и другие программы по статистическому анализу, такие как «Статистика», «Status» и др. В курсовом проекте все расчеты необходимо провести в пакете Excel, как в наиболее распространенном и доступном для пользователей.

Полученные уравнения регрессии позволяют дать прогноз изменения интересующих параметров, а именно цен на продукцию, цены на ресурс и объемов продаж первой и второй продукции, в зависимости от времени. Так как в постановке задачи, речь идет о стратегии поведения фирмы в течение следующих пяти лет, то исследование следует ограничить будущими пятью годами.

Любая математическая модель, каковой является и уравнение регрессии, характеризуется некоторой погрешностью. Поэтому, необходимо по показателю среднеквадратического отклонения модели  оценить погрешность прогноза и рассчитать пессимистический и оптимистический прогноз для исследуемого параметра. При этом под пессимистическим прогнозом будем понимать ситуацию, когда параметры задачи изменяются неблагоприятным для фирмы образом, а именно их изменение приведет к тому, что предприятие получит минимально возможную прибыль. Оптимистический прогноз является полной противоположностью пессимистического прогноза и рассчитывается для ситуации, в которой фирма получит максимально возможную прибыль.

Математическая модель расчета прогнозного параметра для оптимистического варианта имеет вид:

                                                                                               (2.2)

где  значение исследуемого параметра при оптимистическом прогнозе, номинальное прогнозное значение. Знак  отражает содержательный смысл параметра. Речь идет о том, что некоторые параметры, такие как цены на выпускаемую продукцию или объем продаж, при своем увеличении приводят к росту прибыли предприятия. Напротив, цена на используемый ресурс только при своем уменьшении положительно сказывается на изменении прибыли. Поэтому выбор знака однозначно определяется содержательным и экономическим смыслом исследуемого параметра системы.

Математическая модель расчета прогнозного параметра для пессимистического варианта имеет вид:

                                                                                               (2.3)

где  значение исследуемого параметра при пессимистическом прогнозе. Выбор знака  также определяется содержательным смыслом прогнозируемого параметра.


Ниже приводится пример оформления и расчетов прогнозных значений цены на первую продукцию.

 

Для расчета прогнозных значений исследуемого параметра необходимо выполнить следующие этапы:

1. Определить коэффициенты  и  уравнения регрессии. Для этого первоначально необходимо ввести статистическую информацию об изменении исследуемого параметра в прошедшие периоды согласно варианту задания (второй столбец таблица 1). Численно задать значения переменной времени (третий столбец таблица 1). С помощью меню «Сервис- Анализ данных –Регрессия» рассчитать численные значения коэффициентов  и . При этом следует учесть, что в диалоговом окне «входным интервалом по Y» является статистическая информация об исследуемом параметре (второй столбец), «входным интервалом по Х»- числовые значения переменной времени (третий столбец) с периода  по . После нажатия кнопки «ОК» на новом листе появится отчет о результатах расчета. В отчете численное значение коэффициента  находится в ячейке (В:17), значение коэффициента - в ячейке (В:18).

2. Используя уравнение регрессии (2.1) рассчитать прогнозные значения исследуемого параметра (столбец 4 таблица 1).

3. Определить ошибку прогноза, а именно среднеквадратичное отклонение . Для этого необходимо открыть диалоговое окно в меню «Сервис- Анализ данных- Описательная статистика». Указать входной интервал по исследуемому параметру (столбец 2 таблица1), отметить пункт «Итоговая статистика» и нажать кнопку «ОК». В отчете по результатам расчета численное значение среднеквадратичного отклонения находится в ячейке (В:7).

4. Используя математические модели (2.2) и (2.3) рассчитать прогнозные значения для оптимистического и пессимистического варианта (столбцы 5 и 6 таблица 1).

5. По итоговым данным таблицы 1 построить графическую интерпретацию регрессионного анализа Рис.1

Аналогично проводятся расчеты и оформляются отчеты для регрессионного анализа цены на вторую продукцию, цены на сырье и для объемов продаж первой и второй продукции.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: