Общая характеристика эмоций и чувств

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1 Общая характеристика эмоций и чувств………………………………….. 5
1.1 Физиология эмоций………………………………………………………. 9
1.2 Особенности эмоциональной сферы ребёнка………………………….. 11
2 Готовность к школе………………………………………………………… 15
2.1 Кризис семи лет. …………………………………………………………. 15
2.2 Психологическая готовность к школьному обучению …………………………………………………………………………………..   20
Заключение ………………………………………............................................ 29
Список использованных источников………………………………………... 32


Введение

 

 

Потеряв непосредственность, ребёнок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Если раньше, в дошкольном детстве, ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с непосредственной помощью взрослого, то в 6 – 7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности. Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребёнка.

В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребёнка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, происхождением планет, жизнью в других странах, морально-этическими вопросами и пр. Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребёнка, его стремлении найти свое место в широком мире.

Расширяется не только сфера интересов ребёнка, но и сфера его социальных контактов. Он входит в новую общность людей и устанавливает контакты с новым кругом взрослых (воспитателями детского сада, соседями, знакомыми родителей, врачами, руководителями секций и пр.). Все более важными и сложными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в семье ребёнок может вести себя непосредственно и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место. Представление о себе в новом социальном качестве выступает у семилеток в виде освоения ролевого поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель.

Начало школьного обучения – критический период развития, в течение которого социальная ситуация развития и среда предъявляют высокие и иногда сверхвысокие требования к системам жизнеобеспечения ребенка. В связи с этим к семи годам возрастает напряженность адаптационных процессов, происходит ускоренное формирование восходящих и нисходящих систем регуляторных механизмов с переходом к управлению физиологическими функциями со стороны кортикальных систем. Наиболее существенны и значимы возможности нормальной адаптации в ситуациях интеллектуальной нагрузки как ведущей в учебной деятельности.

Таким образом, личностная готовность к школе должна включать не только широкие социальные мотивы – «быть школьником», «занять своё место в обществе», но и познавательные интересы к тому содержанию, которое предлагает учитель. Но сами эти интересы у 6 – 7-летних складываются только в совместной учебной (а не коммуникативной) деятельности ребёнка со взрослым, и фигура учителя при формировании учебной мотивации остаётся ключевой.

Изучением эмоциональной сферы ребёнка в период кризиса семи лет занимались многие учёные: Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, В.Г. Каменская, Н.И. Гуткина, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Т.В. Костяк, Н.И. Непомнящая, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс и другие. Тема всегда была очень актуальной и для родителей детей, и для педагогов, и для психологов. Не теряет она своей актуальности и в наше время. Задача подготовки ребёнка к школьному обучению занимает одно из важных мест в проблематике детской психологии, так как очень важно знать особенности эмоциональной сферы шести-семилетнего ребёнка, чтобы помочь ему успешно адаптироваться к  новому и важному этапу в его жизни.

В работах исследователей подчеркивается, что готовность к обучению в школе – многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стоит Л. И. Божович, которая указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Эту точку зрения разделял и А. Запорожец, который отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности её мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д. [1, с.41].

Отличительной чертой подхода многих психологов к проблеме готовности к обучению в школе является выделение в качестве ведущих, имеющих особо важное значение мотивационной и социальной сферы личности[1, с.41].

Большое значение для работ по проблеме готовности детей к обучению в школе имеет теоретическое положение, наиболее интенсивно разрабатываемое Л. А. Венгером и его сотрудниками, связанное с применением фундаментального положения психологии о том, что все психологические свойства человека формируются в его деятельности. В работах Л. А. Венгера подчеркивается, что у ребёнка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, поскольку они, как и любые психические процессы, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, и, следовательно, не могут быть сформированы без нарушений специфических условий жизни и деятельности, характерных для дошкольного возраста. Исходя из этого, Л. А. Венгер считает, что психологическая готовность к школе состоит не в том, что у ребёнка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению[1, с.42].

Проблема готовности к школе является многогранной и требует комплексных психологических, физиологических и морфологических исследований различных сторон возрастного развития в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Целью является изучение эмоциональной сферы ребёнка в период кризиса семи лет.

Объект исследования – психологическая готовность к школьному обучению.

Предмет исследования – эмоциональная сфера ребёнка в период кризиса семи лет.

Задачи:

1 Представить общую характеристику эмоций и чувств.

2 Рассмотреть эмоциональную сферу ребёнка семи лет.

3 Выделить особенности психологической готовности ребенка к школьному обучению.



Общая характеристика эмоций и чувств

 

 

Ребёнок улыбается, смеётся, плачет, боится. Подросток разочаровывается, раздражается, скучает, грустит. Взрослый волнуется, сердится, злится... И всё это – эмоции... Данное слово характеризует реакцию человека на то или иное событие. Но что такое эмоции с точки зрения физиологии, какова их природа и влияние на физическое и психическое здоровье человека?

В слове «эмоция» латинский корень, значение которого «возбуждать», «волновать». В современном понимании это слово означает «чувство», «переживание».

В античной философии эмоции рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель и др.). Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж. Локка, Г. Лейбница, Г. Гегеля. Противоположная характеристика эмоций основана на признании существования самостоятельной способности чувствования, неотождествимой с процессами познания и воли (И. Тетенс, И. Кант). Сильное влияние на развитие представлений об эмоциях оказали также воззрения Р. Декарта, Н. Мальбранша и особенно Б. Спинозы.

Большое значение в конкретно-научном изучении эмоций имела работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), где подчеркнута приспособительная (адаптивная) роль сопровождающих эмоций выразительных движений. Во многих отношениях близкой к взглядам Ч. Дарвина является так называемая периферическая теория эмоций, выдвинутая У. Джемсом и Г. Ланге (см. Джемса — Ланге теория эмоций), согласно которой, возникновение эмоционального переживания обусловлено определенными изменениями в деятельности внутренних органов и двигательной сфере. Несмотря на серьезную критику, периферическая теория эмоций в различных своих вариантах продолжала рассматриваться в психологии вплоть до исследований, проведенных У. Кенноном. Ф. Бардом и др., показавших, что эмоциональные состояния могут быть объяснены специфической активностью центральной нервной системой[2, с.760].

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития эмоции дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся своими психологическими особенностями и закономерностями протекания.

Простейшая форма эмоций — эмоциональный тон ощущений — врожденные гедонические переживания (от греч. hedone — наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные,, болевые). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению; отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий[2, с.760].

Давно было замечено, что отрицательные эмоции человека – гнев, страх, раздражение, испуг – неблагоприятно сказываются на его здоровье.

Как заметил Е. Олешкевич: «Ещё в XIX в. известный врач Гуфеланд писал: «Между влияниями, укорачивающими жизни, преимущественное место занимают известные душевные настроения и привычки: печаль, уныние, страх, малодушие, зависть, ненависть. Страх есть постоянный спазм: он сжимает все маленькие сосуды, вся кожа делается холодной, бледной. Вся кровь собирается в больших внутренних сосудах, биение жил останавливается, сердце переполняется и не может двигаться свободно» [3, с. 6].

И наоборот, радость вдохновляет, воодушевляет человека. Известны слова Ларрея, участника многих войн и походов, личного врача Наполеона Бонапарта, о том, что «раны у победителей заживают быстрее, чем у побеждённых». Радость победы давала воинам силы вопреки безнадёжным прогнозам врачей» [3, c. 6].

Любое взаимодействие между людьми всегда сопровождается эмоциональными проявлениями; мимические, пантомимические движения позволяют человеку передать информацию о своем отношении к другим людям, явлениям, событиям, о своем состоянии, т.е., эмоции выполняют коммуникативную функцию.

ЭМОЦИИ (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявлений активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей[2, с.760].

Эмоции – сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента.

1 Физиологический – представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.).

2 Психологический – собственно переживание (радость, горе, страх и др.).

3 Поведенческий – экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.) [].

Первые два компонента эмоций – это внутренние их проявления, которые «замыкаются» внутри организма. Выход вовне и разрядка чрезмерной эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компоненту – поведению. Так как культурные нормы современного общества, как правило, требуют сдержанности в проявлении чувств, для физического и душевного здоровья человека необходим отсроченный во времени сброс излишней энергии. Он может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и для общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег, шейпинг, танцы, бытовые действия (стирка, уборка и пр.).

Научно доказана зависимость состояния здоровья от эмоций. Чем разнообразнее положительные эмоции у человека, тем благотворнее их влияние на физиологические системы организма, тем полнее, ярче, насыщеннее его жизнь. Причём различные эмоции (и положительные, и отрицательные) по-своему воздействуют на определённые органы и системы организма. Например, подавляемый гнев негативно сказывается на состоянии пищеварительной, сердечно-сосудистой систем, органов дыхания.

Как отметил Бреслав Г.М.: «Многие опрометчивые поступки, приведшие к нежелательным последствиям, мы объясняем, как правило, влиянием эмоций» [4, с. 11]. Изард К.Э. продолжает мысль: «Эмоция – это не просто органическая реакция. Её нельзя рассматривать только как действие, совершаемое в ответ не некое стимулирующее событие или ситуацию, она сама по себе является стимулом, или причиной, наших поступков» [5, с. 57].

Я.Л. Коломинский определил, что «эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека, вернее то, как эти потребности удовлетворяются» [6, с. 66].

Р.С. Немов в свою очередь отметил: «Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственного переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Е.П.Ильин подчеркнул: «Эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему- или к кому-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.)» [7, с. 49].

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы» [8, с. 436].

Высший продукт развития эмоций человека — чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых эмоций. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций и аффектов[2, с. 761].

ЧУВСТВА (англ, sentiments) — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Чувства, так или иначе, субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. чувства носят отчётливо выраженный предметный характер, но предмет может быть и весьма обобщённым, и умозрительным.

Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом[2, с. 735].

Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т. е. важнейшие характеристики его личности[2, с. 735].

Таким образом, эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами человека и отражение в форме непосредственных субъективных переживаний, значимо действующих на человека объектов и явлений. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, позволившее живым организмам определять биологическую значимость состояния самого организма и внешних воздействий. Эмоции по своему происхождению представляют собой форму видового опыта, т.е. ориентируясь на них, человек совершает необходимые действия (избегание опасности, продолжение рода), целесообразность которых может оставаться для него скрытой.

 



Физиология эмоций

 

 

Как и любое психическое явление, наши чувства связаны с физиологическими процессами в организме. Как определил Е.И.Рогов, что возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма [9, с. 29].

Как отметили О.А.Прусакова, Е.А.Сергиенко, что ребёнок может осознать, что каждый человек обладает собственным, отличающимся от других, социальным опытом, который является причиной переживания эмоций[10, с. 34].

Как и все психические процессы, эмоциональные состояния, переживания чувств являются результатом деятельности мозга. Возникновение эмоций имеет своим началом изменения, происходящие во взаимоотношениях индивида с миром. Эти изменения ведут к повышению или понижению жизнедеятельности, пробуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма.

Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложным безусловным, так и с условным рефлексами. Как известно, системы условных рефлексов замыкаются и закрепляются в коре больших полушарий, а сложные безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему. Переживания чувств являются, результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров.

Чем большее значение имеют для человека изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими являются переживания чувств. Возникающие вследствие этого процессы возбуждения, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной, секреторной и др. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает или усиленно бьется), изменяется кровоснабжение отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, «холодный» пот от страха) и т.д. Эти процессы, протекающие во внутренних органах тела, сравнительно легко поддаются регистрации и самонаблюдению и в силу этого с давних времен зачастую принимались за причину чувств. В нашем словоупотреблении и до сих пор сохранились выражения: «сердце не прощает», «тоска в сердце», «покорить сердце» и др. В свете современной физиологии и психологии очевидна наивность этих воззрений. То, что принималось за причину, является лишь следствием других процессов, происходящих в мозгу человека.

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения при воздействии раздражителей большой силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате иррадиации перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. А если в подкорковых узлах полушарий и промежуточном мозге в случае отрицательной индукции распространяется процесс широкого торможения, наблюдается угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т.д. Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается и повышение, и понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека.

Д.Майерс отмечает: «Для выпрацоўкі энергіі печань пасылае больш цукру ў кроў. Для лепшай пераапрацоўкі цукру пачашчаецца дыханне, што дае неабходны дадатковы кісларод. Страваванне запавольваецца, кроў ад унутраных органаў накіроўваецца да мышцаў. Зрэнкі расшыраюцца, што дае большы доступ святлу. Каб цела не перагрэлася, яно ўзмоцнена пацее. У выпадку парэзу кроў хутка згортваецца. Сімпатычная нервовая сістэма прымушае залозу, якая знаходзіцца над ныркамі, выпрацоўваць гармоны эпінефрыну (адрэналіну) і норэпінефрыну (норадрэналіну). Прыток гармонаў павялічвае хуткасць сардэчных скарачэнняў, крывяны ціск і ўзровень цукру ў крыві.Калі небяспека мінае, актывізуюцца парасімпатычныя нервовыя цэнтры, якія супакойваюць арганізм. Але ўзбуджэнне падае паступова, бо гармоны яшчэ застаюцца ў крывяноснай сістэме. Аптымальная ступень узбуджэння для паспяховасці дзеянняў залежыць ад канкрэтнай задачы. Пры лёгкіх або звыклых заданнях найбольшы эфект дае адносна высокая ўзбуджальнасць. Пры больш складаных або нязвыклых заданнях патрабуецца меншае ўзбуджэнне» [11, с. 340].

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский отметили, что в последнее время физиологические исследования выявили значение некоторых узкоспециализированных мозговых структур для возникновения эмоциональных состояний. Опыты проводились на животных, которым вживляли электроды в определенные участки гипоталамуса (эксперименты Д. Олдса).

При раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки получили название центров удовольствия. Когда же электротоком раздражались другие мозговые структуры, было замечено, что животное испытывало отрицательные эмоции и всячески стремилось избежать ситуации воздействия на эти участки, которые были названы поэтому центрами страдания. Установлено, что существует связь между разными участками, отвечающими за возникновение отрицательных эмоций, – центры страдания, расположенные в разных отделах мозга, образуют единую систему. В связи с этим отрицательные эмоции переживаются довольно однообразно, сигнализируя об общем неблагополучии организма. В то же время центры, специализирующиеся на продуцировании положительных эмоций, менее связаны друг с другом, в результате чего положительные эмоции более разнообразны в своем выражении [12, с. 320].

Разумеется, в особенностях функционирования мозга человека не следует усматривать прямую аналогию с физиологией эмоциональных состояний у животных, однако существует, очевидно, возможность выдвинуть базирующиеся на приведенных фактах обоснованные гипотезы о физиологических предпосылках возникновения человеческих эмоций.

Существенно важные данные для понимания природы эмоций были также получены при изучении функциональной асимметрии мозга. В частности выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое – с отрицательными эмоциями.

Таким образом, все исследования физиологических основ эмоций отчетливо показывают их полярный характер: удовольствие – неудовольствие, наслаждение – страдание, приятное – неприятное и т.д. Эта полярность эмоциональных состояний находит основание в специализации мозговых структур и закономерностях протекания физиологических процессов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: