Система обслуживания рабочих мест — это научно- обоснованный комплекс мероприятий по регламентации объема, периодичности, сроков и методов выполнения вспомогательных работ по снабжению рабочих мест всеми необходимыми для бесперебойной, высокопроизводительной работы в течении рабочей смены, недели, месяца.
Система обеспечения может быть централизованной, когда все фующии обслуживания рабочих мест осуществляется силами вспомогательных служб цеха, децентрализованной, когда обслуживание рабочих мест выполняется полностью самим рабочим, а так же смешанной, когда централизованно выполняется часть функций обслуживания.
В нашем случае действует смешанная система обслуживания рабочих мест.
В зависимости от степени разделения труда между основными и обслуживаюпщми работниками следует различать следующие системы обслуживания рабочих мест:
- система дежурного обслуживания (едiшичное и мелкосерийное производство);
- система клалово-предугтредительного обслуживания (серийное производство);
- система стандартного обслуживания рабочих мест.
В арматурном цехе действует планово-предупредительная система обслуживания, как более эффективная, предусматривающая предоставление необходимого вида услуг рабочим местам по заблаговременно подготовленным планам-графикам. Данная система предусматривает максимальное освобождение основных рабочих от выполнения ими
несвойственных им функций по обслуживанию производства и сокращению внутрисменных потерь рабочего времени.
Важным условием эффективной организации обслуживания рабочих мест является рациональная организация трудовых процессов рабочих, занятых обслуживанием. Проектирование этих трудовых процессов должно быть тесно связало с разработкой комплексной технологии изготовления продукции. Маршруты обслуживания разрабатываются и устанавливаются с учетом максимального сокращения расстояний перемещения и удобства обслуживания рабочих мест.
Рабочие места обслуживающих рабочих должны быть обеспечены необходимым и приспособлениями, документацией, средствами для поддержаяия чистоты и порядка, регулярной и надежной связью между работниками основного производства и обслуживаiопщм персоналом.
Хорошо разработанная система стандартного обслуживания позитивно влияет на трудовые процессы на рабочих местах и повышает производительность труда.
В таблицах (1.3.1.- 1.3.4.) представлена карта анализа системы обслуживания рабочих мест на предприятии.
Обслуживание технической документации и выдача заданий.
Таблица 1.3.1.