Луи Блан о создании производственных ассоциаций и их роли в социальной революции

У власти имеются судные палаты, которые будут вам гро­зить своими законами, трибуналы, которые будут вас ударять своими приговорами, солдаты, которые будут разить вас своими штыками. Так захватывайте же власть, если не хотите, чтобы она вас угнетала. Превратите ее в свое орудие, чтобы не натолкнуться на нее, как на препятствие…

Как же по нашему мнению, можно организовать труд?

Правительство должно рассматриваться как верховный регуля­тор производства, облеченный для выполнения своей задачи всей полнотой власти.

Задача его должна состоять в том, чтобы использовать сущ­ность конкуренции для ее уничтожения.

Правительство должно заключить заем, который пойдет на соз­дание общественных мастерских в наиболее важных отраслях на­циональной промышленности...

Работать в общественных мастерских будут призваны все рабо­чие в нравственности которых можно быть уверенным, и капита­листы, чьи капиталы будут объединены для приобретения орудий производства…

В первый год по учреждении общественных мастерских иерархия функций регулируется правительством. Совсем иначе в последую­щие годы. Так как рабочие со временем сами сделают оценку друг друга и все будут одинаково заинтересованы в успехе ассоциации, то и иерархия впредь будет основываться на избирательном принципе. Ежегодно будет подсчитываться чистый доход, распределяемый на три части: одна будет распределяться поровну между членами ассоциации, другая предназначается, во-первых, на содержание старых больных, увечных, во-вторых, на облегчение кризиса, кото­рый мог бы разразиться над другими отраслями промышленности, третья –  на предоставление орудии труда тем, кто захочет войти в ассоциацию, благодаря чему последняя сможет бесконечно расши­ряться…

В каждой основной отрасли промышленности будет обществен­ная мастерская, конкурирующая с частной промышленностью. Дол­го ли будет длиться борьба? Нет, потому что общественная мас­терская будет иметь перед любой частной промышленной мастер­ской то преимущество, которое есть результат общинного начала…

1.5.

ИСТОКИ МАРКСИЗМА

 

Сен-Симон. «Письма женевского обитателя к современникам»

 

…Основателем этой религии будет человек, облаченный наибольшей властью; в награду за это он будет иметь право входа во все советы и председательствования в них. Он сохранит это право в течение всей своей жизни, а после смерти будет погребен в могиле Ньютона.

Все люди будут работать; они все будут смотреть на себя, как на работников, прикрепленных к мастерской, работы которой имеют целью приблизить человеческий ум к моему божественному провидению. Главный совет Ньютона будет управлять всеми работами; он приложит все усилия к тому, чтобы хорошо уяснить следствия закона всемирного тяготения; это единственный закон, которому я подчинил вселенную.

Все советы Ньютона будут соблюдать границу, отделяющую духовную власть от светской.

Как только будут произведены выборы в главный совет и в советы отдельных частей, бич войны покинет Европу, чтобы никогда не возвращаться в нее...

 

 

Шарль Фурье. «Новый хозяйственный и социетарный мир»

 

…Действительно, я предполагаю какого-нибудь короля, который был бы раздосадован бесплодием философов и сказал бы себе: Посмотрим, смогу ли я с помощью здравого смысла достигнуть различных благ, от чего нас отделяют философские ученые споры, – предотвратить нищету, погасить государственные долги, подавить банкротство и биржевую игру, установить правдивость в торговле вместо обмана!

Предположим, что этот король, не будучи одарен изобретательским умом, обладал бы только сильной волей, как тигр Махмуд, и решился бы произвести опыты, прежде всего опыт с применением принудительных методов за отсутствием истинной науки: сейчас видно будет, что это отчаянное решение привело бы уже к цели.

Согласно этому плану, он высказался бы за то, чтобы принуждать к образованию экономических объединений, собрать весь бедный класс, все семейства без средств в казенных фермах, где им предоставляли бы при небольших затратах веселые и весьма производительные занятия"" в садах и на огородах, в хлевах и на разнообразных фабричных производствах по выбору. Можно было бы создавать эти фермы соразмерно десятой части деревенского населения, ибо в сельских местностях на тысячу семейств приходится сто и больше таких, которым не на что существовать. Названные фермы основывали бы в числе одной на четыреста семейств, с тем чтоб иметь возможность объединить в каждой по меньшей мере сорок семейств, составляющих двести человек. Это – число, необходимое для того, чтобы достигнуть трех целей: хороших и экономичных средств к жизни, разнообразных и выгодных работ, недорогого управления.

Нуждающийся класс заставляли бы зачисляться на эти казенные фермы. Надо, как то видно было при введении широких колодок ободьев, силой заставить народ, строя цивилизации, делать добро г, после чего он благодарит тех, кто его понуждал.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: