Общая характеристика должностных преступлений в сфере социальной защиты

 

 

Социальная защита населения в широком смысле этого понятия - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшимв экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб,центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.

Ведущее место занимает конституционно-правовая ответственность за совершение правонарушения, которая может быть применена в отношении лиц, органов государственной власти, а также государства, которые в установленном порядке будут признаны виновными.

Свою нишу занимает и уголовная ответственность, которая, в свою очередь, реализуется обязательно в форме наказания более жестокого характера, согласно нормам уголовного законодательства РФ[15, с. 207].

Административная ответственность, как вид юридической ответственности в сфере социального обеспечения представляет собой лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

На сегодняшний день невозможно в полной мере определить место норм о юридической ответственности в системе общих правовых норм, однако, опираясь на судебную практику, а также нормы законодательства, как российского, так и международного, можно сформировать понятие юридической ответственности в сфере социального обеспечения.

Так, юридическая ответственность в сфере социального обеспечения представляет собой применение в отношении правонарушителя неких лишений имущественного характера в виде санкций, которое происходит в результате нарушения лицом норм права социального обеспечения. Особенностью можно считать то, что юридическая ответственность в праве социального обеспечения осуществляется с единой целью – восстановить нарушенное право.

Отсюда следует, что юридическая ответственность в сфере социального обеспечения является одной из гарантий, обеспечивающих восстановление нарушенного права. Поэтому в силу специфики отношений, регулируемых правом социального обеспечения, к правонарушителю должны применяться специфические имущественные санкции.

Очень важным моментом является закрепление в ст. 7 Конституции РФ, Россия признана социальным государством. Однако официальное закрепление аспекта социальности на государственном уровне мало значит, ведь необходимо практическое подкрепление теории в гарантии и реализации, социальных прав граждан[16, с. 77].

Различные блага по системе социального обеспечения получают миллионы граждан и право каждого из них должно быть эффективно защищено. В условиях, когда нормы о юридической ответственности в отрасли, регулирующей указанные общественные отношения, отсутствуют, нарушения прав граждан приобретают не только массовый, но и хронический характер. Исходя из этого, можно выделить основные нарушения, которые могут быть совершены в сфере социального обеспечения, к которым относятся необоснованный отказ в предоставлении соответствующих благ, предоставление их не в полном объеме или с нарушением установленных сроков.

Конституционный Суд РФ в своих актах неоднократно указывал, что для поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в том числе при изменении действующего регулирования, законодатель обязан соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности, социальных прав и не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо этих прав и приводила бы к утрате их реального содержания. Отсутствие таких гарантий социальных прав, как нормы о юридической ответственности, обесценивает их и создает некий плацдарм для потенциальных нарушений.

В то же время в последние годы российское общество переживает изменения во всех областях своей деятельности. Не является исключением и сфера социального обеспечения. В законодательной сфере принимаются решения о создании новых норм права, содержание которых направлено на прекращение предоставления отдельным категориям лиц видов социального обеспечения. Изменяются не только основания и размеры, в которых предоставляются те или иные блага по системе социального обеспечения, но и сами принципы их предоставления. При этом закрепленное в Конституции РФ право человека на социальное обеспечение должно оставаться неотъемлемым.

Акцент стоит сделать на неоднократном нарушении социальных прав граждан со стороны правотворческих и правоприменительных органов, что говорит само собой непосредственно о значительной неэффективности гарантий конституционных прав и свобод граждан в сфере социального обеспечения[17, с. 118].

В целом механизм защиты нарушенных социальных прав в Российской Федерации неэффективен. Обусловлено это в большей степени отсутствием правовых норм, которые служат основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. А если такие нормы и присутствуют, то их содержание с юридической и с технической стороны далеко не совершенно, что создает, в свою очередь, ряд трудности для их реализации и применению к лицам, совершившим правонарушения в сфере социального обеспечения.

Юридическая ответственность в сфере социального обеспечения должна выполнять очень важную функцию, основанную на гарантии реализации социальных прав граждан, закрепленных в Конституции РФ. Условно юридическую ответственность в сфере социального обеспечения можно назвать ответственностью в сфере социальных прав граждан и определить как фактическое применение в отношении правонарушителя лишений имущественного характера, предусмотренных санкцией правовой нормы, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения.

В законодательстве РФ в сфере социального обеспечения не слишком богато на нормы о юридической ответственности, что предполагает институт безнаказанности за совершенные правонарушения. Можно прийти к выводу о необходимости принятия соответствующих правовых норм. Они могут быть приняты в виде единого закона или включены в соответствующие федеральные законы, регулирующие предоставление тех или иных видов благ по системе социального обеспечения.

Правонарушения в сфере социального обеспечения наиболее опасны и поэтому меры юридической ответственности должны быть предусмотрены за малейшее нарушение со стороны обязанных органов.

Также стоит отметить, что определенные правонарушения, исходя из процедурных правоотношений, носят имущественный характер, прежде всего, в отношении так называемых получателей благ социального предназначения. Отсюда следует, что путем реализации института юридической ответственности должны подпадать под защиту равной долей, как права сторон материальных правоотношений, так и права сторон в процедурных правоотношений[18, с. 89].

Кроме того, юридическую ответственность должен нести как обязанный орган, так и гражданин, уполномоченный на получение того или иного блага по системе социального обеспечения. При этом особенное внимание законодатель должен уделить именно ответственности обязанного органа перед гражданином.

Обусловлено это по большему счету тем, что нарушения норм права социального обеспечения в большей части очень дорого обходятся для граждан, пострадавшим от вышеназванных правонарушений. Однако не стоит забывать, что социальные права граждан относятся к числу конституционных, неотъемлемых прав, к которым также относятся право на жизнь, свободу и так далее. Такие права просто необходимо охранять, защищать и восстанавливать в случае совершения нарушения того или иного права в рамках социального обеспечения и не только.

Юридическая ответственность в сфере социального обеспечения обладает всеми чертами, присущими юридической ответственности в целом. Однако особое взаимное положение сторон правоотношений в сфере социального обеспечения, вытекающее из особого метода права социального обеспечения, исключает применение санкций других отраслей права.

В правоотношениях в сфере социального обеспечения стороны не владеют базовым для всех принципом равенства, однако и не находятся в рамках подчинения по отношению друг к другу. Кроме того, права и обязанности сторон правоотношений в сфере социального обеспечения декларируются исключительно нормами закона.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что меры гражданско-правовой и материальной ответственности не могут быть применены в отношении вышеназванных лиц.

Таким образом, подводя итоги по данному вопросу, необходимо сказать, что юридическая ответственность в сфере социального обеспечения относится к числу довольно несовершенных, с юридической и технической точки зрения, институтов права. Существует масса недоработок, проблем, возникающих непосредственно в процессе реализации мер ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: