Отдельные виды должностных преступлений

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Объектом преступления является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность и престиж органов власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.

При отграничении злоупотребления должностными полномочиями от их превышения следует учитывать, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему права и полномочия, а во - втором - совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции, т.е. такие действия, которые относятся к полномочиям другого должностного лица, либо если они могли быть совершены самим должностным лицом только приналичии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (совершение действий при обоснованном риске либо в целях предупреждения более значительного вреда без превышения пределов крайней необходимости), а также деяния, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, либо совершение противоправных действий, выразившихся в применении насилия в отношении подчиненного)[4, с. 73].

Согласно абз. 2 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 превышение должностных полномочий выражается в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, когда могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе их совершать.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Она может заключаться только в действиях, так как превысить должностные полномочия путем пассивного поведения (бездействия) по сути и характеру данного деяния невозможно[5, с. 77].

Другим обязательным признаком объективной стороны анализируемого состава преступления являются общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между деянием и последствиями. Рассматриваемый состав преступления по конструкции объективной стороны является материальным. Преступление считается оконченным с момента наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла. Виновный осознает, что он совершает действия, явно выходящие за пределы его полномочий, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, и желает превысить свои полномочия и тем самым вызвать вышеуказанные последствия (прямой умысел), или сознательно это допускает либо безразлично к этому относится (косвенный умысел). Если должностное лицо не осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий, оно несет ответственность на общих основаниях (за преступления против жизни, здоровья, собственности и т.п.).

Мотивы превышения должностных полномочий могут быть различными (месть, карьеризм, зависть и т.п.). Мотив и цель не входят в число обязательных признаков состава данного преступления и не оказывают влияния на квалификацию содеянного, хотя могут учитываться при назначении наказания. Если преступление совершается из корыстной или иной личной заинтересованности имущественного характера, то оно составляет самостоятельный вид коррупционного преступления. Такой вид превышения должностных полномочий, на наш взгляд, следовало бы рассматривать законодательно как данное деяние, совершенное при отягчающих ответственность обстоятельствах[6, с. 47].

Субъект превышения должностных полномочий специальный: должностное лицо, признаки которого были описаны ранее. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2 ст. 286) является совершение данного деяния лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Правовое положение указанных лиц рассмотрено при анализе состава злоупотребления должностными полномочиями.

Особо квалифицированный вид рассматриваемого преступления (ч. 3 ст. 286) представляет совершение деяния, которое сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий. Под применением насилия при превышении должностных полномочий следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего, которое состоит в ограничении свободы или выражается в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью).

В соответствии с Законом РФ «Об оружии» под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели. Оружие может быть огнестрельным, холодным, метательным, пневматическим, газовым, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение.

Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению, как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего, если у последнего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность, т.е. будет установлено фактическое использование оружия.

Применение оружия включает использование его поражающих свойств для причинения вреда потерпевшему. При этом не только выстрел, но и, например, удар прикладом огнестрельного оружия рассматриваются как его применение[7, с. 227].

Причинение тяжких последствий - оценочный признак, определяемый в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела (количество потерпевших, характер причиненного вреда). К тяжким последствиям могут быть отнесены массовые беспорядки, крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы государственных органов и других учреждений, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

Присвоение полномочий должностного лица. Статья 288 предусматривает ответственность за присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Общественная опасность этого преступления заключается в том, что государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом и самовольно (незаконно) присвоивший его полномочия (функции), не входящие в его компетенцию, совершает с использованием этих полномочий противоправные действия, существенно нарушая при этом права и законные интересы граждан или организаций.

Основной непосредственный объект посягательства - нормальная, регламентированная законом деятельность государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также их авторитет. Дополнительным объектом выступают права и законные интересы граждан или организаций.

С объективной стороны преступление характеризуется только действиями и определяется тремя обязательными признаками. Это: а) незаконное присвоение служащим полномочий должностного лица и совершение с использованием этих полномочий общественно опасных действий; б) общественно опасные последствия в виде существенного нарушения правоохраняемых интересов; в) причинная связь между указанными действиями и наступившими преступными последствиями[8, с. 96].

По конструкции объективной стороны состав преступления является материальным и считается оконченным с момента наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Между действиями виновного, совершенными в связи с присвоением полномочий должностного лица, и последствиями должна быть установлена причинная связь. Если государственный или муниципальный служащий, присвоивший функции должностного лица, совершает с их использованием какое-то преступление, то содеянное должно квалифицироваться по совокупности ст. 288 УК РФ и статьи, предусматривающей ответственность за совершенное преступление.

Способы присвоения полномочий должностного лица могут быть различными: устное заявление виновного о наличии у него полномочий должностного лица при фактическом их отсутствии; использование подложных документов или форменной одежды должностного лица, использование заблуждения граждан относительно наличия у него таких полномочий. Обманные действия могут совершаться как путем умолчания, так и путем доведения до окружающих ложной информации.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла. Виновный сознает, что самовольно и неправомерно присваивает и осуществляет полномочия должностного лица, предвидит возможность или неизбежность наступления в результате своих действий общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций и желает их наступления (прямой умысел), либо не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Присвоение субъектом указанных в законе полномочий должностного лица должно выражаться в целенаправленном, самовольном завладении ими. Мотивы и цели преступления для квалификации значения не имеют[9, с. 103].

Субъект присвоения должностных полномочий - специальный: государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом и достигший 16-летнего возраста. Государственными гражданскими служащими признаются граждане РФ, взявшие на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющие профессиональную служебную деятельность в сфере гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Получение и дача взятки. Взятка является наиболее типичным и характерным проявлением коррупции - опаснейшего криминального явления, которое подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует их в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан. Предметы взятки - деньги, ценные бумаги, иные имущественные ценности, а также выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате.

Под деньгами понимается металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежа и предметом накопления. Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами не являются и должны относиться к взятке в виде «иного имущества», при условии, если их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная (например, несколько российских копеек или пятаков чеканки 1915 г.), что в силу малозначительности исключает уголовную ответственность засодеянное (ст. 14 УК РФ)[10, с. 17].

Объектом преступного посягательства в обоих составах является установленный порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, авторитет органов власти. Объективная сторона составов преступления выражается в даче взяткодателем лично или через посредника должностному лицу, родным или близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого предмета взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия (бездействие), которое оно могло или должно было совершить в силу своих служебных полномочий (дача взятки).

Объективная сторона составов преступления выражается в получении должностным лицом лично либо с его согласия родными и близкими или через посредника предмета взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо это лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (получение взятки). Взятка может быть дана за:

а) совершение конкретных действий или несовершение определенных действий в пользу дающего взятку;

б) общее покровительство по службе;

в) попустительство по службе.

Составы преступления являются формальными, считаются оконченными в момент получения должностным лицом лично либо с его согласия родными или близкими или через посредника хотя бы части взятки.

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткодателя. При этом использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершение других действий, не вызываемых необходимостью[11, с. 207].

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

С субъективной стороны получение и дача взятки характеризуется прямым умыслом, то есть виновный осознает, что получает взятку и желает этого. Обязательным признаком для квалификации деяния как преступления выступает корыстный мотив.

Субъектом преступного посягательства (получения взятки) является должностное лицо. Субъект дачи взятки - любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Одним из квалифицирующих признаков предусмотрено получение взятки за незаконные действия или бездействие (ч. 2 ст. 290 УК РФ). Квалификация по данному признаку возможна в том случае, если совершенные должностным лицом действия (бездействие) являются неправомерными, то есть не вытекают из его служебных полномочий или совершаются вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

В качестве особо отягчающих обстоятельств получения взятки предусмотрено совершение преступления: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере.

Систематическое получение взятки должностным лицом за общее покровительство или попустительство по службе при наличии единого умысла необходимо квалифицировать как продолжаемое преступление[12, с. 78].

Служебный подлог и халатность.

Объектом состава служебного подлога являются совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную деятельность публичного аппарата управления (государственных органов и органов местного самоуправления).

Обязательным признаком является предмет - официальный документ: письменный акт, удостоверяющий конкретные факты и события, имеющие юридическое значение, составленный надлежащим образом и содержащий необходимые реквизиты (номер, дату, штамп, печать, подпись управомоченного на то лица). Объективная сторона в форме действия.

Формами служебного подлога являются: а) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений; б) внесение в официальные документы исправлений, искажающих его действительное содержание.

Субъект специальный: должностные лица, государственные служащие или служащие органа местного самоуправления. Субъективная сторона представлена в форме прямого умысла (у лица должна сформироваться корыстная или иная личная заинтересованность).

В соответствии со ст. 293 общественная опасность преступления определяется тем, что в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе существенно нарушаются не только интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, но и причиняется крупный ущерб гражданам, организациям или государству[13, с. 27].

Объект преступного посягательства состава халатности являются общественные отношения, регулирующие нормальное функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, аппарата управления в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Дополнительные объекты - имущественные интересы (ч. 1), здоровье (ч. 2), жизнь человека (ч. 2, 3).

Объективная сторона халатности состоит в том, что должностное лицо либо не выполняет свои служебные обязанности, либо выполняет их ненадлежащим образом, результатом чего является последствие в виде крупного ущерба. Следовательно, объективную сторону составляют три обязательных признака: а) невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных обязанностей; б) общественно опасное последствие в виде крупного ущерба; в) причинная связь между деянием виновного и наступившим последствием.

Преступление может совершаться как путем действия, так и путем бездействия. Бездействие представляет собой невыполнение должностным лицом возложенных на него служебных функций, непринятие мер, которые оно в соответствии с объемом прав и обязанностей должно было принимать. Действие при халатности заключается в ненадлежащем выполнении виновным своих должностных функций (недобросовестно, нерадиво, кое-как). При этом в поведении лица могут сочетаться неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей.

Для привлечения должностного лица к уголовной ответственности необходимо точно уяснить круг его прав и обязанностей (служебную компетенцию), которые должны были выполняться виновным в связи с его должностью. Вместе с тем нужно установить, что у субъекта имелась реальная возможность для осуществления своих служебных полномочий.

По законодательной конструкции состав преступления - материальный, считается оконченным в момент наступления последствия в виде крупного ущерба. Наступление указанного последствия является своеобразной гранью между дисциплинарным проступком и должностным преступлением. Определение крупного ущерба дано в примечании к ст. 293 УК РФ и составляет сумму, превышающую 100 тыс. р.

Субъективная сторона халатности характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Субъектом преступного посягательства может быть только должностное лицо.

Квалифицирующим признаком халатности согласно (ч. 2 ст. 293 УК РФ) является неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. При этом возникает конкуренция с общими нормами, предусматривающими ответственность за причинение указанных последствий (ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118 УК РФ). Предпочтение должно отдаваться специальной норме, в качестве которой выступает ст. 293 УК РФ[14, с. 42].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: