Виды источников римского права. Обычное право. Законы

Источники римского права – формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.

Виды источников римского права:

– обычное право;

– законы;

– плебисциты – акты, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Закон Гортензия 287 г. до н. э.  придал плебисцитам силу законов;

– сенатусконсульты;

– конституции императоров;

– эдикты магистратов;

– ответы юристов.

Обычное право и закон. Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. В современной теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

 

Обычное правосовокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от гос. власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались гос-вом, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право.

Обычное правонеписаное право  (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.

Нормы обычного права:

Ø mores maiorum – обычаи предков;

Ø usus – обычная практика;

Ø commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов;

Ø commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов;

Ø consuetudo – обычай в императорский период.

Значение обычаев:

Ø заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;

Ø свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.

Обычаи признавались источником права,   если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах (например, в писаных законах).

В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона.

Для признания обычая правовым,  т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

Ø выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

Ø выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

Ø воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.).

Специфика правового применения обычая – ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.

Особенность римского правового обычаянеразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая – «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.

ЗАКОНЫ.

Наряду с обычным правом уже в древний период в Риме в качестве источника права применялись законы (leges). Первыми законами в Риме были законодательные акты, принимаемые народными собраниями и утверждаемые Сенатом.

Законы (leges)главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

«Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия  и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

 

В 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства.

В 326 г. до н. э. был принят Петелиев закон, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Примерно в III в. до н. э. появился закон Аквилия (об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей).

 

Виды законов:

lex perfecta,  нарушение которых влечет недействительность сделки;

lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

lex imperfecta – без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – плебисцита. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора, либо отвергался полностью. Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Подвиды римских законов:

lex  как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э.  

В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сенатасенатусконсульты.  Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями.  Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: