Тема 3. Ханство и обычное право казахов в XV- XVIII вв

1. Консолидация казахской народности и образование ханств в XV в. Первые ханства Жанибека и Гирея. Образование трех жузов.

2. Социальный состав казахского общества: аристократия «белой кости»- тюринцы, батыры, бии, баи, мусульманское духовенство; бедные классы: шаруа, зависимые люди, тюленгуты, кулы.

3. Родо-племенная организация. Народные собрания. Родовые старейшины - аксакалы, советы биев. Особенности власти ханов и султанов. Формирование органов публичной власти, функции управления. Законы Касымхана, Есимхана.

4. Нормы обычаев. Законы хана Тауке «Жети – Жаргы». Право собственности на землю (пастбища) и скот; семейно- брачное право; калым, аменгерство; власть отца и мужа. Уголовно- правовые обычаи. Система кунов и аипов. Суд биев. Барымта.

1. Причины образования Казахского ханства. Появление на политической карте мира нового государства вызвано одновременным действием целого комплекса причин - политических, экономических и этнических.

К политическим причинам относится, прежде всего, неспособность политико-правовой системы, основанной на имперских традициях Улуг Улуса нормально осуществлять регулятивные функции в обществе. На протяжении второй половины XTV- первой половины экономические причины заключались, прежде всего, в падении значения Нижнего Поволжья как экономического центра Евразии. Постепенный рост увлажненности степной зоны в XTV - XV вв. приводит к медленному, но неуклонному оттоку кочевого населения из западных районов Улуг Улуса в восточные, на территорию современного Казахстана. Одновременно падает роль международной транзитной торговли.

Во-первых, бурно развивающиеся европейские страны начинают осваивать морские торговые пути в Индию и Китай, в обход территории Улуг Улуса.

Во-вторых, расцвет Османской империи приводит к падению политической и экономической роли Генуэзской республики - основного экономического партнера Улуг Улуса и посредника при торговле с Европой. Победившие турки закрывают черноморские проливы и превращают Черное море в свое внутреннее море, лишив Улуг Улус выхода на мировые рынки. Последовавший за этим кризис торговых городских центров Улуса был усугублен политическим кризисом и завершен разгромом и опустошением войсками эмира Тимура в 1395 году. В результате большая часть городов Поволжья и Северного Кавказа перестала существовать. Экономическое значение Поволжья начинает возрождаться лишь во второй половине XVI века, но окном из Европы служит уже не Крым, а Россия, поэтому среднее и нижнее Поволжье попадает вскоре под власть московских царей.

Одновременно вырастает значение присырдарьинских городов, т. к. международная торговля по древним маршрутам Великого Шелкового пути начинает перемещаться из торгово-земледельческого Поволжья в скотоводческо-земледельческий Казахстан и оформление на этой территории особого государственного образования стало лишь вопросом времени.

2. Отсутствие классового деления не означало социальной однородности общества. Казахское общество было строго иерархизировано и делилось на ряд сословий, различающихся по происхождению и правовому статусу. Выделяются три основных сословия - белая кость, черная кость и рабы. Самым высоким статусом в казахской степи обладали представители ак-суйек (белая кость), в которую входили торе и кожа. Торе - потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали звание султана и право занимать ханский престол. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов, хотя их права не были так широки, как у торе.

3. Казахское ханство в XV-XVIII вв. представляла собой раннефеодальную монархию со значительными остатками патриархально-родового строя и с характерными для условий кочевого хозяйства особенностями. Появление, формирование казахских родов явилось результатом длительного развития, разъединения и соединения самых различных родовых общин. Само название род – ру стало условным. Родовая организация казахов представляла собой 26 крупных родовых объединений, в которые входило 80 больших родов, состоявших из 100 отделений – тайф и подотделений – атабаласы. В родовой форме организации казахского общества были заинтересованы родоправители.

Казахские ханы происходили из господствующего рода чингизидов и считались преемниками власти Чингисхана. Ханы выдвигались съездом феодальной знати – султанами, биями, батырами.

4. Главным источникам казахского обычного права являлся веками создававшийся устный обычи – адаты. Законы хана Тауке «Жети - Жаргы» не были писаным правом, а представляли собой собрание устных пословиц и изречений, которые был обязан знать каждый бий –судья. Целью создания «Жети жаргы» явилось стремление ханской власти и феодалов устранить из казахского обычного права нормы, могущие служить интересом народных масс. Нормы «Жети жаргы» исходили из принципов социального неравенства. Источниками казахского обычного права являлись: 1.обычай (адат); 2.практика суда биев (судебный прецедент); 3.положение съезда биев (ереже).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: