О.Е. Кутафин о конституционной модели демократии в России: проблемы совершенствования и тенденции эволюции

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нем: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

В Конституции Российской Федерации (ст. 3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или иначе говоря, демократическим государством (народовластие в переводе с древнегреческого – демократия).

Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения. С юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государcтва, совокупности людей к соответствующему государству.Власть – категория социальная. С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая как один из существенных признаков государства. Государственную власть характеризует суверенитет государства. Он проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат оГосударственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата. Другой формой власти является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета.

Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – указывается в ст. 3 Конституции Российской Федерации. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции Российской Федерации). В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство – важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления. Непосредственная демократия – формы непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, – указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), – являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону от 7 июля 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», референдум – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации.Помимо всероссийских референдумов, могут проводиться республиканские, региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т. д.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении народовластия посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах. Главное в выборах – это то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти.

Разделение властей - основной признак демократии, означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное уравновешивание властей, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества. Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей ее иерархии, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.

В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особо важное значение.. Он предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Разделение властей – не застывшее состояние обособленных государственных структур, это – работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных состояний.

Демократия в Российской Федерации означает, что признается идеологическое и политическое многообразие. Эти принципы прежде всего исключают возможность существования в стране государственной или иной обязательной идеологии. «Никакая идеология, – указывается в ст. 13 Конституции Российской Федерации, – не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством. Принципы идеологического и политического многообразия (плюрализма) означают также создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Легализуя деятельность разнообразных и независимых социально-политических структур, функционирующих в обществе, политический плюрализм призван способствовать повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких слоев населения, вводить легальность конституционной политической оппозиции, создавать условия для преодоления апатии и отчуждения граждан от власти, порожденных годами тоталитаризма.

Необходимым предварительным условием признания принципа политического плюрализма в нашем обществе явилась ликвидация монополии КПСС на политическую власть. Это открыло путь не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации, прежде всего путем постепенного становления в Российской Федерации многопартийной системы.

Становление принципа политического плюрализма, способствующее демократизации общества, не имеет ничего общего с попытками ввести «многовластие», нарушить стабильность в обществе или навязать ему эгоистические цели отдельных социальных групп, что ведет к распаду социального управления и анархии. Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере реализованы только в рамках конституционности. Это означает, что необходима четкая правовая, и прежде всего конституционная, основа для функционирования всех социально-политических структур, способная в полной мере гарантировать право граждан на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям. «В Российской Федерации, – указывается в ч. 3 ст. 13 Конституции Российской Феде- рации, – признаются политическое многообразие, многопартийность». «Общественные объ- единения равны перед законом» (ч. 4). «Запрещается создание и деятельность обществен- ных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5).

Политический плюрализм – это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Важным условием реализации принципа политического плюрализма является определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институты политического плюрализма. Наиболее важные объединения граждан – политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти. Партийные системы современных демократических стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. Политический плюрализм – это возможность не только состоять в любой, действую щей в рамках Конституции Российской Федерации партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия.

 Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности в Российской Федерации. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики Российской Федерации составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечиваются свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита, добросовестная конкуренция и общественная польза.

К числу важнейших проявлений демократизма Российской Федерации относится наличие в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации, – сказано в ст. 12 Конституции Российской Федерации, – признается и гарантируется местное самоуправление». Местное самоуправление неразрывно с демократией, поскольку в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, проявляющаяся в результате распространения принципа самоопределения и самоуправления не только на отдельного человека или народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан. Посредством местного самоуправления, включающего представительные органы власти, органы управления (местная администрация), различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также органы территориального общественного самоуправления населения, решаются вопросы местного значения в Российской Федерации. В современных условиях в Российской Федерации под местным самоуправлением понимаются право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел и контролировать их.

Следует сказать, что содержащиеся в Конституции Российской Федерации нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее народ на деле все больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей. Достаточно сказать, что даже при проведении выборов в Государственную Думу, состоявшихся в 1995 году, требовалось участие в них только 25 % зарегистрированных избирателей, чтобы признать выборы состоявшимися.

Фактически не реализуется в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями. Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.

Все это говорит о том, что становление в России подлинно демократического государ- ства потребует еще немало времени и усилий ее народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: