Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне

Формы прямого волеизъявления способствуют непосред­ственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления.

Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:

1) формы прямого волеизъявления обязательного характера — это формы, которые позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы);

2) формы прямого волеизъявления рекомендательного характера — это формы, которые способствуют выявлению общественного мнения населения по поводу осуществления
местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. Такими формами являются территориальное общественное
самоуправление, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, кон­ференции жителей по вопросам местного значения, опросы общественного мнения, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т.д.

Высшим непосредственным выражением воли населения является местный референдум. Местный референдум — это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция, закрепляя референдум в каче­стве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130), признает за каждым гражданином Российской Феде­рации право участвовать в референдуме (ст. 32).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе — Закон о местном самоуправлении 2003 г.) устанавливает следующие принципы проведения местного референдума: 1) участие в референдуме является всеобщим и равным; 2) голосование осуществляется непосредственно и добровольно; 3) контроль за волеизъявле­нием граждан не допускается.

В соответствии Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решение о проведении местного референдума прини­мается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

Субъектами РФ приняты законы или положения о местном референдуме, в которых закрепляются требования к их про­ведению. Например, согласно Закону Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» на местный референ­дум в обязательном порядке выносятся определенные вопросы: о создании или разделении органов местного самоуправления на территории муниципальных образований, об изменении границ муниципальных образований и т.п.

На местный рефе­рендум Саратовской области не могут выноситься вопросы:

1) о принятии и изменении бюджета муниципальных обра­зований;

2) о введении, изменении, отмене налогов и сборов;

3) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности жизнедеятельности населения;

4) о продлении полномочий глав муниципальных образований, глав администраций и представительных органов муниципаль­ ных образований.

В уставах муниципальных образований приобретают кон­кретное определение следующие вопросы: порядок сбора под­писей жителей данного муниципального образования под тре­бованием о проведении местного референдума; необходимое количество такого рода подписей; порядок создания, права и обязанности соответствующих инициативных групп населения; сроки назначения местного референдума и т.д.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами мест­ного самоуправления и являются обязательными для исполне­ния всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Принятые на местном референдуме решения и итоги голосования под­лежат официальному опубликованию (обнародованию).

Муниципальные выборы, так же как и местный референдум, являются высшим непосредственным выражением воли насе­ления муниципального образования. Их значение определя­ется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы местной власти и получают свои i юлномочия главы местной администрации. В ходе избиратель­ной кампании граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стиму­лирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. муници­пальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщего равного прямого из­бирательного права при тайном голосовании. В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяется процесс организации выборов органов местного самоуправления и выделяются следующие стадии:

1) назначение выборов;

2) образование из­бирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий, составление списка избирателей;

3) выдвижение и регистрация кандидатов для избрания в органы местного самоуправления;

4) проведение предвыборной агитации;

5) го­лосование;

6) определение результатов выборов.

Более подробную регламентацию указанные стадии и другие вопросы муниципальных выборов получают в законах субъек­тов РФ, например, в Законе Саратовской области «О выборах и органы местного самоуправления Саратовской области».

Жители муниципальных образований имеют возможность отзыва избранных ранее депутатов и должностных лиц мест­ного самоуправления, не оправдавших доверие избирателей. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 24), голосование жителей по отзыву депутата и выборного долж­ностного лица местного самоуправления возможно при двух условиях:

1) в судебном порядке должны быть доказаны кон­кретные противоправные решения или действия (бездействия) депутата (причем депутату должна быть предоставлена возмож­ность дать избирателям объяснения по поводу выдвигаемых обвинений);

2) за отзыв депутата должно проголосовать не менее половины избирателей, зарегистрированных в муници­пальном образовании.

Сходы граждан — это традиционная для России форма управления местными делами. Сходы обеспечивают гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голо­совании и т.п. Сходы также служат формой привлечения граж­дан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г., в небольших городских и сельских поселениях — с числом избирателей менее 100 человек — сходы берут на себя роль и функции представительного органа, который в таких случаях не образуется. Порядок созыва и проведения сходов определяется на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Решения, принятые на сходе граждан, являются обязательными для исполнения.

Территориальное общественное самоуправление, согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27), является формой самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. Следует от­метить, что территориальное общественное самоуправление — добровольная форма самоорганизации граждан, т.е. оно может быть и не востребовано жителями.

Народная правотворческая инициатива — достаточно ак­туальная форма прямого волеизъявления граждан, позволя­ющая выявить общественное мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления. Граждане своими предложениями и проектами по вопросам местного значения могут помочь представительным органам в разработке местных нормативных актов.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. определяет и гаран­тирует реализацию населением муниципального образования своего права на народную правотворческую инициативу. Эти гарантии связываются, во-первых, с обязанностью органов местного самоуправления по рассмотрению на открытых за­седаниях с участием представителей населения правовых актов по вопросам местного значения, внесенных населением, и, во-вторых, с официальным опубликованием результатов их рассмотрения.

Для осуществления правотворческой инициативы Закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает минимальную численность инициативной группы граждан: не более 3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Волеизъявление граждан на принятие правового акта в порядке правотворческой инициативы не является обязательным для органов местного самоуправления. Мотивированный отказ органов местного самоуправления в принятии (издании) правового акта, проект которого вносился населением в порядке народной правотворческой инициативы, не влечет за собой никаких юридических последствий.

Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муни­ципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Обращения граждан — важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Кроме того, это способ укрепления связей муниципального аппарата с населением и источник информации, необходимый для ре­шения текущих вопросов общественной жизни.

Граждане имеют право обращаться в органы местного само­управления как лично, так и направлять в них индивидуальные и коллективные обращения. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет Закон о местном самоуправлении 2003 г. Это обязанность органов местного самоуправления рассмотреть обращения граждан в течение месяца и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан.

Опросы общественного мнения — одна из форм прямого во­леизъявления населения, позволяющая выявить общественное мнение по поводу осуществления местного самоуправления. Результаты опросов общественного мнения подвергаются анализу, социологическим исследованиям, а затем доводятся до населения через местные СМИ. Органы и должностные лица местного самоуправления заинтересованы в постоянном проведении мониторингов и публикации их результатов. Они позволяют узнать позицию, занимаемую населением муни­ципального образования по отношению к местной власти, и оперативно среагировать на нее; помогают выявить проблемы населения и принять решение с учетом мнения и интересов большинства; дают возможность разъяснить свои взгляды и позиции; а также получить и сообщить дополнительную ин­формацию.

Одной из новых форм непосредственной демократии стали публичные слушания, которые проводятся главой муниципаль­ного образования с участием жителей для обсуждения наиболее важных проектов местных нормативных актов.

Так, на публич­ные слушания согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. должны выноситься:

1) проект устава муниципального образо­вания, а также проекты о внесении изменений и дополнений в устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального об­разования;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования;

5) вопросы градостроительства.

Митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие массовые выступления являются одной из важных, хотя и противоречиво сказывающихся на социально-экономической жизни граждан формой прямой демократии. Эти акции в определенной степени выражают настроение жителей, поэтому игнорирование подобных форм волеизъявления граждан мо­жет привести к смене власти, к срыву принятия и выполнения эффективных программ развития и к дестабилизации жизне­деятельности всего муниципального образования.

Данные формы также играют важную роль в привлечении внимания органов местного самоуправления к актуальным проблемам социально-экономического развития территории и другим вопросам, требующим срочного разрешения. В этой связи Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О со­браниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирова­ниях» к проведению массовых выступлений предъявляет ряд требований: они не могут проводиться в запрещенных местах, должны проходить мирно и безоружно, без призывов к смене власти, не должны преследовать запрещенные законом цели и должны проводиться без участия детей.

Наряду с предусмотренными федеральным законодатель­ством формами непосредственной демократии граждане также вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих действующему законода­тельству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: