Первый параметр – степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника

Показатели оценки:

1 балл - полное отсутствие интереса к действиям другого ребенка (ни одного взгляда в сторону другого);

2 балла - слабый интерес (беглые взгляды в сторону сверстника);

3 балла - выраженный интерес (периодическое, пристальное наблюдение за действиями товарища, отдельные вопросы или комментарии к действиям другого);

4 балла - ярко выраженный интерес (пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника).

Второй параметр – эмоциональная реакция на оценку работы сверстника взрослым. Данный показатель определяет реакцию ребенка на похвалу или порицание другого, что и является одним из проявлений отношения ребенка к сверстнику либо как к предмету сравнения, либо как к субъекту, целостной личности.

Реакции на оценку могут быть следующими:

1) индифферентное отношение, когда ребенок не реагирует на оценку сверстника;

2) неадекватная, отрицательная оценка, когда ребенок радуется отрицательной и огорчается положительной оценке сверстника (возражает, протестует);

3) адекватная реакция, где ребенок радуется успеху и сопереживает поражению, порицанию сверстника.

Третий параметр – анализ проявлений коммуникативного взаимодействия. Отмечаются следующие типы поведения:

1) ребенок не уступает (отказывает просьбе сверстника дать фломастер);

2) уступает только в случае равноценного обмена или с колебаниями, когда сверстнику приходится ждать и неоднократно повторять свою просьбу;

3) уступает сразу, без колебаний, может предложить совместное пользование своими фломастерами.

Анализ результатов:

Сочетание трех параметров позволяет определить тип социально-коммуникативных отношений:

Индифферентный тип отношения – дети со сниженным интересом к действиям сверстника, индифферентное отношение к положительной и отрицательной оценке сверстника – Низкий уровень социально-коммуникативного развития.

Предметный тип отношения – выраженный интерес к действиям сверстника, неадекватная реакция на оценку сверстника, отмечается отсутствие просоциального поведения, амбивалентное отношение к сверстнику – Средний уровень социально-коммуникативного развития.

Личностный тип отношения – отмечался выраженный интерес к действиям сверстника, адекватная реакция на оценку сверстника, просоциальное поведение, положительное эмоциональное отношение к сверстнику – Высокий уровень социально-коммуникативного развития.

Были получены следующие результаты у группы:

Рис. 2. Диагностика социально-коммуникативного развития на этапе анализа 2 этапа

В связи с результатами проведенной диагностики, было выявлено, что высокий уровень социально-коммуникативного развития у 9 детей (45 %), средний уровень у 5 детей (25 %) и низкий уровень у 6 детей (30 %), поэтому проведение эксперимента по использованию диалоговых технологий для социально-коммуникативного развития детей оправдано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: