Понятие диалог чаще всего трактуется как разговор между двумя или несколькими лицами, как переговоры, как свободный обмен мнениями между представителями двух сторон, как жанр философского или литературного произведения, написанного в форме беседы.
Социальная психология определяет диалог как попеременный обмен репликами и жестами. Для педагогической науки, «диалог» - это сложный, многофункциональный, социально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное пространство человека, как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми.
Целостное учение о культуре диалога представлено в трудах С.С. Аверинцева, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, В.Ф. Беркова, В.С. Библера, П.С. Гуревича, Д.С. Лихачева и других исследователей.
Идею диалога в целом развивали Сократ, М.Бубер, Х.Гадамер, А.Камю, Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер, гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци Ж.-Ж.Руссо, В.А. Дистервег, К.Д.Ушинский.
|
|
Д.В. Майборода определяет диалог как информативное и экзистенциальное взаимодействие между сторонами, посредством которого происходит понимание.
В.А. Подорога даёт следующее определение: «Диалог – это живая форма общения, по крайней мере, двух субъектов, которые разными способами включаются в единое поле высказывания». [34, с. 722]
Большую работу по изучению диалога принадлежит М. М. Бахтину. Диалог, по мнению ученого, применяется для выяснения смысла высказывания. Элементарная единица речи - «высказывание», граница которого и смысл которого - начало «ответа» другого человека, другой личности. Высказывание все ориентировано на этот ответ или на новый вопрос, ко мне обращенный, таит в себе возможность и предвосхищение таких ответов, - вопросов, - сомнений». [51, с. 830]
Понятие «диалоговые технологии» складывалось постепенно в психолого-педагогической и методической литературе, по мере изучения педагогами диалогической речи дошкольников.
Д.В. Майборода выдвигает понятие «диалоговых технологий», и определяет диалог как образовательную технологию и, обозначает возможности технологии (ожидаемые результаты), принципы, компоненты, этапы деятельности и возможные разновидности (формы) диалоговых технологий.
Особенностям диалогических технологий общения дошкольников с взрослыми посвящено исследование А.Г.Рузской. Она отмечает, что детям небезразлично, в какой форме взрослый предлагает им диалогическое общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает.
Большую работу по изучению особенностей диалоговых технологий при работе с дошкольниками раскрыла Т. Слама-Казаку, отметившая, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи, а потому необходимо использовать разные диалоговые технологии.
|
|
В исследовании А. В. Чулковой отмечает, что старшие дошкольники испытывают удовольствие от общения, придумывают диалоги более сложной структуры, которые включают несколько микротем, но основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний дошкольный возраст являются подготовительными этапами. Поэтому необходимо применять разные диалоговые технологии к разным возрастным группам дошкольников.
Технология диалогового обучения основана на философских положениях «образование – диалог культур» (В. С. Библер) и «культура как диалог» (М. М. Бахтин). Она опирается на внутреннее содержание, потребности личности, «карнавал мироощущений» ребенка (М. М. Бахтин), его полифонический слух по отношению к окружающему миру.
Технология диалогового обучения дает возможность педагогу строить занятие на диалоговой основе, следовательно, превратить его в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на занятии приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. [24, с. 18-25]
В результате внедрения диалоговых технологий в обучении произошёл переход от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения (экстрактивной), при которой педагог предъявлял конкретное и нормативно закрепленное содержание всем учащимся без учета их индивидуальности и познавательных возможностей к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения учащимся при непосредственном и активном их участии и взаимодействии с педагогом, объединенных общим предметом обсуждения и учитывающих индивидуальные особенности каждого студента.
Диалоговая технология - это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования, являющаяся в последнее время чрезвычайно востребованной и актуальной. Любой человек находит свою сущность в диалоге, который является мощным средством предупреждения изоляции, возникновения одиночества личности.
Следовательно, можно определить, что диалоговая технология - это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования. В последние годы образование направлено на расширение использования коммуникаций и гуманизацию, поэтому диалоговые технологии являются в настоящее время чрезвычайно востребованными и актуальными. Но практика показывает, что применительно к дошкольникам данный метод применяется значительно реже, чем к школьникам.
Таким образом, каждый учёный даёт собственное определение и понятие диалоговым технологиям, в зависимости от вида деятельности, в котором предполагается их использовать для социально-коммуникативного развития дошкольников.