Понятие «диалоговые технологии» в психолого-педагогической и методической литературе

Понятие диалог чаще всего трактуется как разговор между двумя или несколькими лицами, как переговоры, как свободный обмен мнениями между представителями двух сторон, как жанр философского или литературного произведения, написанного в форме беседы.

Социальная психология определяет диалог как попеременный обмен репликами и жестами. Для педагогической науки, «диалог» - это сложный, многофункциональный, социально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное пространство человека, как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми.

Целостное учение о культуре диалога представлено в трудах С.С. Аверинцева, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, В.Ф. Беркова, В.С. Библера, П.С. Гуревича, Д.С. Лихачева и других исследователей.

Идею диалога в целом развивали Сократ, М.Бубер, Х.Гадамер, А.Камю, Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер, гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци Ж.-Ж.Руссо, В.А. Дистервег, К.Д.Ушинский.

Д.В. Майборода определяет диалог как информативное и экзистенциальное взаимодействие между сторонами, посредством которого происходит понимание.

В.А. Подорога даёт следующее определение: «Диалог – это живая форма общения, по крайней мере, двух субъектов, которые разными способами включаются в единое поле высказывания». [34, с. 722]

Большую работу по изучению диалога принадлежит М. М. Бахтину. Диалог, по мнению ученого, применяется для выяснения смысла высказывания. Элементарная единица речи - «высказывание», граница которого и смысл которого - начало «ответа» другого человека, другой личности. Высказывание все ориентировано на этот ответ или на новый вопрос, ко мне обращенный, таит в себе возможность и предвосхищение таких ответов, - вопросов, -  сомнений». [51, с. 830]

Понятие «диалоговые технологии» складывалось постепенно в психолого-педагогической и методической литературе, по мере изучения педагогами диалогической речи дошкольников.

Д.В. Майборода выдвигает понятие «диалоговых технологий», и определяет диалог как образовательную технологию и, обозначает возможности технологии (ожидаемые результаты), принципы, компоненты, этапы деятельности и возможные разновидности (формы) диалоговых технологий.

Особенностям диалогических технологий общения дошкольников с взрослыми посвящено исследование А.Г.Рузской. Она отмечает, что детям небезразлично, в какой форме взрослый предлагает им диалогическое общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает.

Большую работу по изучению особенностей диалоговых технологий при работе с дошкольниками раскрыла Т. Слама-Казаку, отметившая, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи, а потому необходимо использовать разные диалоговые технологии.

В исследовании А. В. Чулковой отмечает, что старшие дошкольники испытывают удовольствие от общения, придумывают диалоги более сложной структуры, которые включают несколько микротем, но основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний дошкольный возраст являются подготовительными этапами. Поэтому необходимо применять разные диалоговые технологии к разным возрастным группам дошкольников.

Технология диалогового обучения основана на философских положениях «образование – диалог культур» (В. С. Библер) и «культура как диалог» (М. М. Бахтин). Она опирается на внутреннее содержание, потребности личности, «карнавал мироощущений» ребенка (М. М. Бахтин), его полифонический слух по отношению к окружающему миру.

Технология диалогового обучения дает возможность педагогу строить занятие на диалоговой основе, следовательно, превратить его в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на занятии приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. [24, с. 18-25]

В результате внедрения диалоговых технологий в обучении произошёл переход от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения (экстрактивной), при которой педагог предъявлял конкретное и нормативно закрепленное содержание всем учащимся без учета их индивидуальности и познавательных возможностей к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения учащимся при непосредственном и активном их участии и взаимодействии с педагогом, объединенных общим предметом обсуждения и учитывающих индивидуальные особенности каждого студента.

Диалоговая технология - это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования, являющаяся в последнее время чрезвычайно востребованной и актуальной. Любой человек находит свою сущность в диалоге, который является мощным средством предупреждения изоляции, возникновения одиночества личности.

Следовательно, можно определить, что диалоговая технология - это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования. В последние годы образование направлено на расширение использования коммуникаций и гуманизацию, поэтому диалоговые технологии являются в настоящее время чрезвычайно востребованными и актуальными. Но практика показывает, что применительно к дошкольникам данный метод применяется значительно реже, чем к школьникам.

Таким образом, каждый учёный даёт собственное определение и понятие диалоговым технологиям, в зависимости от вида деятельности, в котором предполагается их использовать для социально-коммуникативного развития дошкольников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: