Система работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием диалоговых технологий

Система работы по социально-коммуникативному развитию, должна была состоять из нескольких видов занятий с использованием диалоговых технологий в данной группе детей в течение 1 месяца:

1. Использование эвристической беседы.

2. Использование проблемно-поисковых диалогов.

3. Использование диалогических дидактических игр.

Использование эвристической беседы -один из словесных методов обучения. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Она строится на имеющихся у детей представлениях, полученных в процессе наблюдений, и направлена на углубление представлений о взаимосвязях, существующих в природе, на самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

Решающее значение для эффективности проведения эвристической беседы имеет правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые являются главным «инструментом» этого метода. Каждый вопрос, поставленный воспитателем, должен вызывать соответствующий вопрос в сознании детей, побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности, сообразительности. Подобные вопросы называют «продуктивными». Кроме того, следует отметить и такие требования к вопросам, как: краткость и точность; целенаправленность; четкость и простота формулировки; практическая направленность.

Для эвристической беседы характерны вопросы основные, дополнительные и вспомогательные (наводящие). С точки зрения содержания можно выделить следующие группы вопросов, на уточнение сущности обсуждаемых понятий («Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что- то добавить?»); на поиск причин и доказательств, приведение доводов («Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»); о точке зрения и подходе («Можно ли посмотреть на эту ситуацию с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»); о подтексте и последствиях («Если это произойдёт, что может получиться в результате? Почему?»); вопросы о вопросах («Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос ответить легко или сложно? Почему?»).

Основные структурные элементы эвристической беседы - вопрос и ответ, причём первый является ведущим. Вопрос вместе с ответом составляют шаг. Движение к последующему шагу возможно, если завершён процесс предыдущего, то есть каждый новый вопрос можно задавать в том случае, если получен ответ на предыдущий. Если последовал ошибочный ответ, то педагог с помощью дополнительных вопросов должен раскрыть в ответах ребёнка ошибку, подвести к самостоятельному нахождению верного ответа и только потом задать следующий вопрос.

На основе анализа структуры эвристической беседы выделяют две её формы: «жёсткая» - вопросно-ответная, когда основными компонентами выступают вопрос педагога и ответ ребёнка; «свободная», имеющая иную структуру, когда на один вопрос педагога следует «цепочка» логически связанных между собой ответов детей.

В ходе эксперимента было проведено занятие на тему «Мир вещей вокруг нас».

Цель: обучение умению выдвигать свои предположения, обосновывая их, отвечать на вопросы и составлять небольшие рассказы об окружающих предметах; совершенствование процессов их исследования в зависимости от специфики; закрепление представлений о свойствах предметов, изготовленных из различных материалов.

Материал: образцы дерева, металла, камня, стекла, пластмассы, резины, бумаги; небольшие вещи из этих материалов.

В ходе беседы были заданы следующие вопросы: - Нас окружает множество предметов, из чего они изготовлены? (Есть предметы, изготовленные руками человека, есть предметы, сотворённые природой.) - Из каких материалов изготавливает предметы человек? (Из дерева, пластмассы, стекла, металла, резины, бумаги и т.д.) - Какими свойствами обладают различные материалы? - Твёрдые или мягкие? - Гладкие или шершавые? - Тяжёлые или лёгкие? - Прозрачные или нет? - Притягиваются ли магнитом? - Нагреваются ли в руках? - Промокают ли в воде?

Педагог раздаёт образцы материалов. Дети обследуют их, рассказывают о свойствах и о том, что они могли бы изготовить из данного материала, будучи мастерами. Предлагается пофантазировать, придумать и рассказать о предмете, который можно применить в исследовании окружающего мира.

Этот эксперимент был удачным.

Использование проблемно-поисковых диалогов -это такая форма диалоговых технологий, которая основана на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. Ребёнок под руководством взрослого открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты.

Использование проблемно-поисковых диалогов является -результативным, так как обеспечивает высокое качество усвоение знаний, развития интеллекта, творческих способностей и воспитания активной личности, а так же, она является здоровьесберегющей, так как снижает нервно-психические нагрузки детей за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» новых знаний.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на занятии изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы занятия или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ребёнку работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы дети осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление детей. На этапе постановки проблемы педагог пошагово подводит дошкольников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Главная задача - научить детей принимать решения, правильные и самостоятельные. Ребёнок лучше усваивает не то, что получил в готовом виде, а то, что открыл сам. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос - начинает работать мышление. Нет удивления - нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на занятии.

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»? Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? - просто вопрос. - Почему дикие утки, и гуси улетают на юг последними? - проблемный вопрос.

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции.

Первым этапом процесса решения проблемы является анализ проблемы, актуализация прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е выдвижение гипотез, поиск решения. Третий этап решения проблемы - доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения.

Создавая проблемные ситуации, дети с удовольствием выдвигали свои гипотезы, делали выводы, при этом у них развивается умения работать в коллективе и самостоятельно, они могут отстаивать собственную точку зрения, доказывать её, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности. Детям понравилось проводить занятия в такой форме.

Использование диалогических дидактических игр. Вдиалогических дидактических упражнениях задаются вопросы: «Кто сможет сказать точнее?», «Кто заметит больше (качеств, признаков, деталей)?», «Кто расскажет подробнее?», «Кто скажет иначе?» (упражнение на подбор синонимов).

Часто использовались диалогические игры, где дети, чтобы играть или выиграть, должны были тесно сотрудничать друг с другом. Дидактические игры с использованием мяча («Молоток какой?» - спрашивает воспитатель и кидает мяч ребенку. «Тяжелый», - Отвечает тот и возвращает мяч. «Молоток тяжелый и…?» - педагог бросает мяч другому ребенку, «твердый (серый, полезный)». Или воспитатель кидает мяч со словами: «Работает на стройке, но не маляр». - «Каменщик (штукатур, плотник, водопроводчик и т.д.)», - отвечает ребенок.

Диалогическая игра «Отгадай загадку» и дидактические игры на группировку и классификацию предметов, также популярны среди педагогов для развития словарного запаса и развития межличностного диалога. Например, «Назови одним словом» (клещи, молоток, отвертка, рубанок, пила - это инструменты).

Игра «Добавь свое слово» Воспитатель называет первое слово, например, вид инструмента или виды профессий, второй участник-ребенок – повторяет его слово и добавляет свое, и так по цепочке, пока не закончатся слова. Одновременно, можно усложнить игру и попросить называть и признаки предметов.

Чтобы научить детей строить отношения с другими людьми уважительно и деликатно вести себя со сверстниками, мы предлагали детям, в совместной деятельности, проблемные ситуации, разрешая которые, они будут овладевать определенными социальными, коммуникативными навыками, и сюжеты для игр-драматизаций различного содержания, такие как: «Отнял игрушку», «Толкнул»,  «Долго качается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди», «Нечаянно разрушил постройку товарища».

В процессе данных игр, дети овладевают речевыми диалогическими умениями:

· вступать в общение – уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым (незнакомым, занятым, разговаривающим с другими) человеком;

· поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуации общения, слушать и слышать собеседника, проявлять инициативу в общении и др.);

· говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться ситуацией диалога;

· общаться в паре, в группе из 3–5 человек, в коллективе; для совместных действий, достижения результатов, участвовать в обсуждении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: