Особенности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально-коммуникативному развитию воспитанников ДОУ, которое направлено на:

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

• развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на современном этапе общественного развития. Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.

В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения детей. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативность. Только в общении и через отношения с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

Достаточно широко в работах Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой, Н.В. Клюевой, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной и др. представлены результаты исследований по проблеме общения дошкольников, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Свободное общение или свободная коммуникация - это нерегламентированное общение, которое чаще всего происходит в процессе разговора, обмена информацией.

С.В. Никитина, Н.Г. Петрова, Л.В. Свирская выделяют пять ключевых компетентностей, которыми может овладеть выпускник детского сада. Одной из них является коммуникативная. В литературе нет единого мнения относительно понятия «коммуникативная компетентность». Она рассматривается как ориентация на объект общения (Г.М. Андреева), как ситуативная адаптивность (Ю.Н. Емельянов), как владение языком (М.А. Хазанова) и др.

Несмотря на различные трактовки данного понятия, их объединяет то, что все они указывают на компоненты, необходимые для общения: владение средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой); умение с помощью вербальных и невербальных средств общения устанавливать контакты, включая для этого необходимые внутренние ресурсы (мотивы, направленность на общение, желание обменяться информацией и пр.); умение слышать, слушать и говорить (в процессе общения выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения). [26, с. 18]

А.Г. Арушанова, рассматривает коммуникативную компетентность как способность «налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий)». Коммуникативная компетентность определяется ею «как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.».

А.П. Воронова, О.В. Защиринская, Т.А. Нилова, Л.М. Шипицына выделяют следующие компоненты коммуникативной компетентности: наличие развернутой фразовой речи; точное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями; большой словарный запас; высокая речевая активность; высокоразвитая коммуникативная функция - наличие у дошкольника потребности в общении, сформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), заинтересованность в контактах, умение ориентироваться в ситуации общения.

 В общении со сверстниками дети могут самостоятельно планировать и организовывать совместную игру, осуществлять контроль действий друг друга, сравнивать себя со сверстником. Общаясь, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться и т.д.

Характеристикой социально-коммуникативного развития, значимого для взаимодействия старших дошкольников в разных видах деятельности:

• ориентация на объект общения;

• заинтересованность в контактах, умение ориентироваться в ситуации общения;

• умение с помощью вербальных и невербальных средств общения устанавливать контакты;

• умение слышать, слушать и говорить;

• умение осуществлять контроль своих действий и действий партнера.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие всегда направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в определенном обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: