Рекомендуемые сроки введения и примерное количество продуктов питания детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании (И.Я.Конь и др., 1997)

Кипяченая вода.

3. Емкость для воды.

4. Емкость для использованного материала.

Выполнение процедуры:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Надеть перчатки.

3. Взять чистую марлевую салфетку, смоченную в кипяченой воде.

4. Протереть лицо ребенка.

Уход за носом

Оснащение:

Чистые ватные жгутики.

2.  Емкость для растительного масла.

3. Простерилизованное растительное масло.

4. Емкость для использованного материала.

Выполнение процедуры:

Вымыть и осушить руки.

2. Надеть перчатки.

3. Приготовить 2 тугих, ватных жгутика.

4. Голову слегка запрокинуть назад, ладонь левой руки положить на лоб, а большим пальцем приподнять кончик носа.

5. Правой рукой взять жгутик, смоченный в стерильном растительном масле.

6. Вращательным движением ввести жгутик в носовой ход на 1-1,5 см (правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками).

Уход за глазами

Оснащение:

1. Чистые салфетки.

2. Кипяченая вода.

3. Емкость для воды.

4. Емкость для использованного материала.

Выполнение процедуры:

1. Вымыть руки, надеть чистые перчатки

2. Промыть глаза марлевыми салфетками, смоченным в кипяченной воде, от наружного угла глаза к внутреннему (для каждого глаза отдельный шарик).

 

 

      Техника измерения массы тела ребенка на электронных весах. 

      Оснащение:

1. Электронные весы.

2. Чистая пеленка.

3. Дезинфицирующее средство.

4. Чистая ветошь в контейнере с дезинфицирующим средством.

5. Контейнер для использованной ветоши.

6. Чистые перчатки.

7. Контейнер для использованных перчаток.           

Выполнение процедуры:

1. Надеть перчатки.

2. Обработать чашу весов дезинфицирующим средством.

3. Снять перчатки и поместить их в контейнер для использованного материала.

4. Вымыть и осушить руки.

5. Включить тумблер на правой боковой стенке.

6. Застелить чашу весов пеленкой, при этом на индикаторе высвечивается ее вес.

7. Запомнить или записать вес пеленки.

8. Нажать кнопку «Т» и на индикаторе высветятся символы 0,000.

9. Положить на чашу весов ребенка, через несколько секунд высветится на индикаторе масса ребенка и слева знак «», обозначающий, что взвешивание окончено.

10. Снять ребенка с весов при этом значение массы зафиксируется на 35-40 секунд.

11. Вычесть из массы ребенка вес пеленки.

Измерение массы тела на механических весах                                                           Оснащение:

1. Механические весы.

2. Чистая пеленка.

3. Дезинфицирующее средство.

4. Чистая ветошь в контейнере с дезинфицирующим средством.

5. Контейнер для использованной ветоши.

6. Чистые перчатки.

7. Контейнер для использованных перчаток.

Выполнение процедуры:

1. Надеть перчатки.

2. Обработать чашу весов дезинфицирующим средством.

3. Снять перчатки и поместить их в контейнер для использованного материала.

4. Вымыть и осушить руки.

5. Перед взвешиванием весы следует отрегулировать, все гири поставить на нулевое деление.

6. Застелить чашу весов пеленкой и взвесить ее.

7. При закрытом затворе на весы и ранее взвешенную пеленку укладывают полностью раздетого ребенка, таким образом, чтобы его голова находилась на широкой части чаши весов.

8. Сестра стоит перед коромыслом весов, правой рукой перемещая гири, а левой страхуя ребенка от падения.

9. Сестра снимает показания весов.

10. Закрывает затвор и снимает ребенка с весов.

11. Вычесть из массы ребенка вес пеленки.

12. Внести полученные результаты в историю развития ребенка.

 

 

Утренний туалет новорожденного

Необходимо приготовить:

1. Чистые салфетки, ватные жгутики.

2. Кипяченая вода (t- 370-380С).

3. Стерильное растительное масло.

4. Пеленки.

5. Термометр водный.

6. Комплект белья для пеленания.

7. Емкость для кипяченой воды.

Алгоритм действия:

1. Распеленать ребенка.

2. Вымыть руки.

3. Если ребенок опорожнил кишечник:

4подмыть ребенка под струей проточной, теплой воды (t- 360-370С девочек спереди назад, мальчиков в любом направлении);

4осушить кожу пеленкой;

4вымыть руки;

4обработать естественные складки кожи чистыми марлевыми салфетками, смоченными в стерильном растительном масле, только те которые мыли:

· паховые;

· подколенные;

· ягодицы;

· вокруг ануса.

    4вымыть руки.

4. Умыть лицо ребенка теплой кипяченой водой.

5. Провести туалет глаз чистыми марлевыми салфетками, смоченными в кипяченой воде.

6. Провести туалет носа чистыми ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле.

7. Если у ребенка не зажила пупочная ранка, то необходимо её обработать (см. алгоритм обработки пупочной ранки).

8. Запеленать ребенка.

 

Примечание: Стерильное растительное масло готовят на водяной бане (емкость с масло ставят в кастрюлю с водой и кипятят 20-30 минут с момента закипания).

 

Обработка пупочной ранки

 

Необходимо приготовить:

1. Бикс или крафт-пакет со стерильным материалом (помазки).

2. 700 этиловый спирт.

3. 3% раствор перекиси водорода.

4. 5% раствор перманганата калия.

5. 2 Лотка: 1 - для стерильного материала; 2 - для использованного
материала..

6. Пинцет.

7. Пипетку.

8. Мензурки - 3 шт.

9. Чистые перчатки.

10. Шапочка.

Алгоритм действия:

1. Объяснить маме значение процедуры и ход ее выполнения.

2. Вымыть руки.

3. Распеленать ребенка.

4. Надеть перчатки.

5. Налить в мензурки растворы. Выложить в стерильный лоток стерильные помазки.

6. Двумя пальцами одной руки раздвинуть края пупочной ранки.

7. Закапать в ранку 3% раствор перекиси водорода.

8. Удалить корочки сухим помазком в направлении от центра к периферии.

9. Сбросить помазок в емкость для использованного материала.

10. Взять второй помазок и смочить в 70 0 этиловом спирте и обработать ранку от центра к периферии.

11. Сбросить помазок в емкость для использованного материала.

12. Взять третий помазок, смочит в 5 % растворе перманганата калия и прижечь ранку.

13. Сбросить помазок в емкость для использованного материала.

14. Убрать использованный материал. Снять перчатки. Вымыть руки.

15. Записать данные о состоянии пупочной ранки и проведенной процедуре.

 

Примечание: В настоящее время при обработке пупочной ранки от применения красящих растворов, таких как перманганат калия или раствор бриллиантовой зелени, отказываются, т.к. в этом случае затрудняется диагностика первых симптомов развития омфалита. Обработка пупочной ранки проводится до ее заживления (в среднем от 10 дней до 2 недель).

 


ТЕХНИКА ПЕЛЕНАНИЯ РЕБЕНКА

 

  Способы пеленания:

Закрытый - ребенка заворачивают сзакрытыми руками.

Открытый - руки свободные.

Широкое - по показаниям. Например, при вывихе бедра, когда
между ножками кладется в восемь раз сложенная байковая пелен­ка.

 

Пример закрытого пеленания:

1. Сначала надевают распашонку, сшитую из тонкой хлопчатобумажной
ткани. Распашонку запахивают сзади.

2. Затем надевают теплую распашонку, которую запахивают спереди и
обе распашонки загибают на уровне пупка.

3. Ребенка кладут на сложенный треугольником мягкий подгузник,
средний конец которого закладывают между ногами, а два конца
скрещивают на животе.

4. После этого ребенка завертывают в тонкую хлопчатобумажную пеленку, чтобы ее нижняя часть не стягивала ноги и малыш мог ими двигать.

5. Затем точно также заворачивают в теплую фланелевую пеленку.

 

Примечание:

Одежда должна защищать ребенка от излишней потери тепла, но при этом не стеснять его движения. Ребенка туго не пеленают, так как это мешает ему под­тягивать ноги к животу и разводить их в стороны, что является естественной позой.

Выбор способа пеленания зависит от времени года, от температуры в комнате, гдеон находится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                      КОРРЕКЦИЯ ПИТАНИЯ

Грудное молоко обеспечивает оптимальные условия развития ребенка до 4-х месяцев жизни. В дальнейшем дети нуждаются во введении в пищевой рацион дополнительных продук­тов питания. Сроки их введения определяются зрелостью иммунной системы и желудочно-ки­шечного тракта, зависят от заболеваний ребенка, условий окружающей среды.

 









Рекомендуемые сроки введения и примерное количество продуктов питания детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании (И.Я.Конь и др., 1997)

Наименование

продуктов

Месяцы жизни

Примечание

1-3 4 5 6 7 8 9 10-12
Фруктовые соки, мл По по­каза­ниям 5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100 С 3 мес
Фруктовое пюре, мл По по­каза­ниям 5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100 С 3,5 мес
Творог, г       10-30 40 40 40 50 С 6 мес
Желток, шт         ¼ ½ ½ ½ С 7 мес
Овощное пюре, г     10-100 150 150 170 180 200 С 4,5-5,5 мес
Молочная каша, г       50-100 150 150 180 200 С 5,5-6,5 мес
Мясное пюре, г           5-30 50 60-70 С 7 мес
Кефир и др. кисло­мол.прод. Или цельное молоко, мл           200 200 400-600 С 7,5-8 мес
Хлеб (пше­ничный, в/с), г           5 5 10 С 7 мес
Сухари, пе­ченье, г         3-5 5 5 10-15 С 6 мес
Растительное масло (под­солн., ку­кур.), г     1-3 3 3 5 5 6 С 4,5-5 мес
Сливочное масло, г       1-4 4 4 5 5 С 5 мес

 

 

Ø С 3-х мес жизни ребенку назначают фруктовые и овощные осветленные соки. Соки вводят постепенно, начиная с капель, затем по ½ - 1 чайной ложке (5 мл) в день. Это количество увеличивают на 5 мл и в течение недели доводят до 30 мл. К году не более 100 мл. Количество, превышающее 40-50 мл, дается в 2 приема.

   Начинают с яблочного, как менее аллергенный и имеющий низкую кислотность, затем черносмородиновый, вишневый. После можно вводить соки с мякотью оранжевого цвета: персиковый, абрикосовый, сливовый, морковный. После привы­кания дают соки, полученные из двух видов фруктов (овощей) – яблок и тыквы, яблок и перси­ков, яблок и груш. Детям с неустойчивым стулом полезны вишневый, черносмородиновый, гранатовый и черничный соки. При склонности к запорам используют соки оранжевого цвета, а также све­кольный и сливовый.

 

Ø С 3,5 мес наряду с соками назначают гомогенизированное фруктовое пюре из яблок, пер­сиков, абрикосов, бананов, вишни, сливы. Детям после 6-7 мес можно давать комбинированный пюре – фруктово-овощные, фруктово-крупяные (с добавкой овсяной, рисовой муки, хлопьев, крахмала) и фруктово-молочные (с йогуртом, творогом, сливками).Клетчатка, пектины фруктов оказывают благоприятное действие на микрофлору и мото­рику кишечника. Фруктовое пюре начинают давать с ½ чайной ложки, постепенно увеличивая к году его количество до 100 г в день.

 

Ø Творог рекомендуют назначать с 6 мес, начиная с 5 г, доводя к концу месяца до 30 г, к году – не более 50 г. Творог вызывает повышение кислотности и активности желудочного сока. Более раннее назначение творога используется для коррекции питания при дефиците белка.

Ø  С 7 мес назначают яичный (куриный) желток, сваренный вкрутую, начиная с кру­пинки, затем ¼, доводя к 8 мес до ½. Желток растирают и добавляют к молоку, пюре или каше. Он содержит витамины D, А, РР, В, соли Fe, Ca, P, Сu, легкоусвояемый белок. Но он может вы­зывать аллергические реакции, поэтому его применяют с осторожностью.

 

      Прикорм

 

Прикорм -представляет собой введение новой, более концентрированной и энергетически ценной пищи, постепенно и последовательно заменяющей кормление грудью. С прикормом в организм поступают минеральные соли, сложные углеводы, клетчатка и другие пищевые веще­ства. Он необходим для удовлетворения потребности ребенка в основных питательных ингре­диентах, улучшения функционирования желудочно-кишечного тракта и подготовки к новым видам пищи.

Прикорм вводится не зависимо от количества молока у матери.

К блюдам прикорма отно­сятся овощное пюре, каша, кефир.

Ø Первый прикорм рекомендуется вводить с 4,5-5,5 мес в виде овощного пюре или молоч­ной каши. Овощное пюре особенно полезно недоношенным; детям, страдающим аллергическим диатезом, анемией, рахитом. Возбудимым детям показана каша.

 

Ø Второй прикорм вводят через 2-4 нед после первого (с 5,5-6,5 мес). Если первым вводи­лось овощное пюре, в качестве второго прикорма дают кашу; либо наоборот.

 

Овощное пюре готовят из одного продукта, после привыкания дают смешанное из 2-3 овощей, не содержащих грубую клетчатку (из кабачков, тыквы, моркови, капусты, томатов, зе­леного горошка, свеклы, картофеля). Картофель не должен составлять более ½ объема, так как он беден кальцием и содержит много крахмала. В готовое блюдо добавляют 1-6 г растительного масла (к 1 году). В дальнейшем овощное пюре и супы хорошо давать вместе с желтком и овощ­ным фаршем.

 

Каши готовят из круп или диетической муки – гречневой, овсяной (толокно), рисовой. Ман­ная крупа содержит фитин, связывающий Fe, Са. Частое ее употребление способствует воз­ник­новению анемии и рахита. Вводят сначала в виде (5%) 7%, а позднее и 10% манной каши вначале на овощном отваре или на воде с добавлением 50% молока. Через 2 нед можно варить другие каши на цельном молоке.

Одновременно с кашей можно давать сок, фруктовое пюре, творог. После 10 мес в пита­ние вводят каши из перловой и кукурузной крупы. При склонности к диарее лучше давать ри­совую кашу, при запорах – овсяную. Детям, страдающим рахитом, непереносимостью молока, каши готовят на овощном отваре.

 

Ø С 7,5-8 мес вводят третий прикорм – детский кефир или адаптированную детскую мо­лочную смесь. Прикорм дают с сухариками или печеньем. Вводить цельное молоко не жела­тельно, так как это приводит к сенсибилизации организма ребенка к белкам коровьего молока.

 

Ø Расширение первого прикорма – это назначение ребенку мясного пюре дополнительно к овощному, т.е. формирование обеда. С 7 мес в рацион вводят мясной фарш не более 5-30 г в день, увеличивая к году его коли­чество до 60-70 г. Вначале рекомендуют давать гомогенизиро­ванное мясное пюре промышлен­ного производства, затем в рацион можно вводить вареное мясо (из говядины, телятины, кро­лика, индюшатины, кур, нежирной свинины, конины), дважды пропущенное через мясорубку и взбитое миксером (протертое через сито).

 

 

Полезно давать 1 раз в нед фарш из субпродуктов (печень, язык, мозги), 2 раза в нед – фарш из морской рыбы. В 10 мес фарш заме­няют фрикадельками, с 12 мес – паровыми котле­тами.

Рекомендуется максимально (до 2-х лет) сохранять грудное вскармливание.

 

Правила введения прикорма:

1. Дается перед кормлением грудью при наиболее сильном пищевом возбуждении ре­бенка.

2. Прикорм вводится постепенно, начиная с небольшого количества (1-2 чайные ложки), заме­няя полностью одно кормление грудью в течение 7-10 дней.

3. Блюда прикорма должны быть гомогенными и не вызывать затруднений при глота­нии,

постепенно с возрастом переходят к более густой пище, приучая ребенка к жева­нию.

4. Введение нового прикорма возможно только после того как ребенок привыкнет к пре­дыдущему;

5. Не следует давать один и тот же вид прикорма 2 и более раз в день;

6. Более раннее введение прикорма (с 4-х мес) показано детям, страдающим рахитом, упорными срыгиваниями, недостаточно увеличивающими массу тела, более позднее с 5,5-6 мес – при заболеваниях, проведении прививок, в жаркое время года.

 

 СМЕШАННОЕ (ЧАСТИЧНО ГРУДНОЕ) ВСКАРМЛИВАНИЕ

Смешанное (частично грудное) вскармливание – это вскармливание, при котором ребе­нок в первой половине года наряду с грудным молоком (оно составляет больше 1/5 от общего объ­ема пищи) получает искусственное питание (до­корм) в виде молочных смесей или молока жи­вотных. Перевод ребенка на частичное грудное вскармливание чаще связан с развивающейся у матери гипогалактией.

Корригирующие добавки и прикорм дают на 2 нед раньше, чем при естественном вскарм­ливании.

Правила введения докорма:

1. Выбрать молочную смесь.

2. Докорм давать после кормления грудью.

3. Целесообразнее докармливать ребенка после каждого кормления, так как молоч­ные смеси в виде самостоятельных кормлений способствуют снижению лактации.

4. Докорм рекомендуется давать из чашки или ложки.

5. При докармливании из бутылочки высасывание смеси должно быть таким же затруд­ненным, как и при кормлении грудью.

6. Готовят смесь непосредственно перед употреблением.

7. При необходимости смесь подогревают до 37-40°С на водяной бане. Для определе­ния степени нагревания следует вылить несколько капель на тыльную часть руки.

8. Во время кормления бутылочку рекомендуется держать под углом 45°, чтобы гор­лышко было заполнено смесью во избежании аэрофагии.

9. Кормят ребенка по его желанию, насильно не докармливая.

10. Оставшуюся смесь не используют для следующего кормления.

11. Желательно сохранять молочные смеси в рационе ребенка до одного года и более.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: