Техника постановки горчичников детям раннего возраста

Цель: провести рефлекторную терапию при заболеваниях органов дыхания.

Показания: заболевания верхних дыхательных путей

Противопоказания:  температура тела выше 38 градусов, повреждения на коже.

Оснащение:

o Горчичники

o Лоток с водой 40-45С

o Лоток со стерильным растительным маслом 37-38 С

o Пеленки: тёплая и тонкая

o Одеяло

o Лоток для обработанного материала

Подготовка:

Ø Объяснить маме/ребенку цель и ход манипуляции

Ø Подготовить необходимое оснащение

Ø Проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий специфический запах)

Ø Вымыть и осушить руки

Ø Раздеть ребенка по пояс осмотреть кожные покровы (горчичники ставятся только на неповрежденную кожу)

Ход манипуляции:

Ø Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки и смочить её в теплом растительном масле; отжать и расстелить на ровной поверхности

Ø (для обеспечения боле «мягкого» и длительного действия горчичников)

Ø Смочить горчичники в воде 40-45С в течении 10-15 секунд, поместив их в воду горчицей вверх (т.к. при более низкой температуре эфирное горчичное масло не выделяется, при более высокой – разрушается)

Ø Поместить горчичник горчицей вниз в центральной части тонкой пеленки так, чтобы на правой стороне их было 2-4, на левой 1-2 (количество горчичников зависит от размера грудной клетки), оставив свободное пространство между ними для позвоночника (для исключения избыточной тепловой нагрузки на сердце и позвоночник).

Ø Завернуть верхний и нижний края пеленки над горчичниками

Ø Перевернуть пелёнку нижней стороной вверх

Ø Уложить ребёнка спиной на пелёнку так, чтобы позвоночник располагался в свободном от горчичников пространстве(для исключения избыточной тепловой нагрузки на сердце и позвоночник).

Ø Завернуть правый край пеленки вокруг грудной клетки, затем левый (горчичники не должны располагаться в области сердца)

Ø Укрыть ребёнка тёплой пелёнкой и одеялом (для обеспечения сохранения тепла)

Ø Держать горчичники до стойкой гиперемии кожи (для обеспечения рефлекторного воздействия на кожу)

Завершение процедуры:

Ø Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала

Ø Тепло укутать ребёнка и уложить в кровать на час (для сохранения эффекта процедуры и обеспечения необходимого отдыха)

Техника безопасности медсестры после выполнения манипуляции:

Ø Вымыть и осушить руки

Обработка рабочего места и инструментария:

  используемые лотки обработать дезсредством.

Осложнения:

  ожоги.

Оценка достигнутых результатов:

  цель достигнута

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РВОТЕ.

Цель: прекратить рвоту

Оснащение:

  • кипячёная вода для выпаивания;
  • чашка, ложка;
  • препараты: новокаин, церукал, или прозерин, или аминазин (по назначению врача),
  • шприцы, стер. ватный шарик для инъекций;
  • для промывания желудка (по назначению врача):

- желудочный зонд;

-резиновый фартук;

-ёмкость с раствором для промывания 20-22С;

-таз для промывных вод;

-лоток для оснащения;

-лоток для отработанного материала;

-марлевые салфетки;

-шпатель;

-стерильная ёмкость для промывных вод;

-бланк – направление;

-резиновые перчатки

Показания: частая илинепрекращающаяся рвота,

Противопоказания: нет

Помощь:

1) Уложить пациента с возвышенным головным концом, голову повернуть на бок – для профилактики аспирации рвотных масс

2) Расстегнуть стесняющую одежду – для обеспечения экскурсии лёгких.

3) Обеспечить доступ свежего воздуха:

                                         -Для облегчения дыхания

                                         -Для исключения неприятных запахов

4) По назначению врача промыть желудок:

                                         -Механическое удаление токсинов, ядов

-Промывание желудка в некоторых случаях может ухудшить состояние больного!!!

5) Ввести следующие препараты:

ЭТАПЫ ОБОСНОВАНИЕ ДОЗЫ
Per os 0,25% р-р новокаина   в/м церукал, (реглан)   или прозерин   при неукротимой рвоте – в/м аминазин   Примечание: каждый последующий препарат вводить в случае неэффективности предыдущего.     Уменьшает возбудимость периферического рвотного центра   Нормализует перистальтику   Нормализует перистальтику     Уменьшает возбудимость центрального рвотного центра     1ч.л. – 1 д.л. -1 ст.л. в зависимости от возраста 1 мг/кг (1мл.= 5 мг.)   0,1 мл./год   0,1 мл./год  

6) После рвоты:

а)прополоскать рот водой (обеспечение гигиенического комфорта)

б)назначить водно-чайную паузу на 2-4 часа (обеспечение оральной регидратации, исключение дополнительных провоцирующих рвоту раздражителей)

в)при необходимости отправить рвотные массы в лабораторию в сопровождении направления (для определения возможной причины возникновения рвоты).

7) выяснить причину рвоты и постараться её удалить - профилактика повторного возникновения рвоты.

  Обработка рабочего места и инструментария:

Весь использованный инструментарий подвергнуть дезинфекции.

 

Техника безопасности медсестры после выполнения манипуляции:

ü Снять перчатки

ü Вымыть и обработать руки

 

 

ОКСИГЕНОТЕРАПИЯ

Цель:

Уменьшение гипоксии различного происхождения

Показания:

Цианоз кожных покровов

Противопоказания:

Оснащение:

o Источник кислорода

o Аппарат Боброва

o Увлажнитель кислорода

o Стерильный носоглоточный катетер

o Стерильное вазелиновое масло

o Стерильные пинцет и шпатель

o Стерильный материал (марлевые салфетки)

o Лоток для оснащения

o Лейкопластырь, ножницы, часы

o Перчатки

o Сосудосуживающие капли в нос

Подготовка к процедуре:

ü Установить доброжелательные отношения с мамой и родственниками ребёнка

ü Познакомить их с целью и ходом проведения процедуры

ü Вымыть и осушить руки

ü Надеть перчатки

ü Подготовить необходимо оснащение

ü Подготовить к работе аппарат Боброва:

ü - налить в чистую стеклянную ёмкость на 2/3 объёма увлажнитель температурой 40-45С (недопустимо повышать температуру раствора):

                                               Предупреждение ожога дыхательных путей

ü Обеспечение обогрева кислорода, который должен быть подогрет до температуры тела

ü - длинную трубку аппарата погрузить в жидкость и присоединить к источнику кислорода,

ü - обеспечить герметичность соединений при помощи винта на пробке,

ü - проверить проходимость аппарата

ü Примечание: для увлажнения используют стерильные растворы воды, изотонический раствор натрия хлорита, 2% р-р натрия гидрокарбоната. При наличии отёка лёгких используют 96% спирт или антифомсилан, температура которого должна быть комнатной (являются пеногасителями).

ü Обработать дезраствором пеленальный матрац, постелить пелёнку

ü Вымыть и осушить руки

Подготовка ребёнка:

ü Придать ребёнку возвышенное положение, уложив его так, чтобы голова и верхняя часть туловища находились на приподнятом изголовье матраца (профилактика аспирации рвотных масс).

ü Проверить проходимость дыхательных путей, при необходимости очистить носовые ходы

Ход манипуляции:

ü Измерить глубину введения катетера (расстояние от козелка уха до крыла носа)- для обеспечения попадания струи кислорода в верхние дыхательные пути:

- захватить пинцетом марлевую салфетку и положить её на пальцы левой руки(для сохранения стерильности катетера)

- извлечь пинцетом катетер из упаковки, проверить его целостность

- положить в руку на марлевую салфетку вводимый конец катетера и расположить его возле носа ребёнка, а другой конец катетера,  удерживаемый пинцетом, - у козелка уха, не касаясь лица ребёнка (предупреждение травмы глаз концом катетера)

- сделать метку (визуальный контроль за глубиной введения катетера)

Примечание: если отсутствует стандартная метка, её делают полоской стерильного лейкопластыря или влажной стерильной ватой, скрученной вокруг катетера в виде нитки

ü Взять катетер как писчее перо правой рукой на расстоянии 3-5 см. от вводимого конца и смазать вазелиновым маслом методом полива:

-облегчение введение катетера

-предупреждение травмы слизистой носа

ü Ввести катетер по нижнему носовому ходу до метки (при введении катетер держать перпендикулярно к поверхности лица)

ü Проконтролировать положение катетера с помощью шпателя (более высокое расположение катетера ведёт к снижению напряжения кислорода во вдыхаемом воздухе, а более низкое к аэрофагии)

Примечание: катетер введён правильно, если его кончик виден в зеве и находится на 1см. ниже язычка мягкого нёба

ü Закрепить наружную част катетера на щеке пациента полосками лейкопластыря:

- обеспечение постоянного положения катетера

- предупреждение непроизвольного удаления катетера

ü Присоединить наружную часть катетера через резиновую трубку (длиной не более 60см.) к короткой трубке увлажнителя расположенной над жидкостью, т.к. неувлажненный кислород повреждает эпителий слизистой оболочки дыхательных путей, нарушает механизм очистки её от секрета и бактерий

ü Отрегулировать скорость подачи кислорода:

-контролируется ротаметром или быстротой прохождения пузырьков газа через увлажнитель

ü - превышение незначительной концентрации может вызвать токсическое воздействие на ткани лёгких, ЦНС, привести к утрате зрения остановке дыхания

ü Засечь время подачи кислорода (по назначению врача). Продолжительная подача кислорода даже маленькой концентрации может вызвать токсический эффект.

ü После истечения назначенного времени оксигенотерапии отключить подачу кислорода

Примечание: при длительной кислородтерапии каждые 30-60минут следует менять положение катетера в другой носовой ход после предварительного отключения подачи кислорода – предупреждение пролежней и высушивания слизистой оболочки носового хода

ü Удалить катетер через салфетку

ü Ввести в носовой ход 2-3 капли р-ра с сосудосуживающим действием (капли, содержащие адреналин и фурациллина) – предупреждение отёка слизистой оболочки в результате раздражения её катетером

Обработка рабочего места и инвентаря:

Использованные инструменты и перчатки погрузить в дезраствор

Техники безопасности м/с после выполнения манипуляции:

ü Вымыть и осушить руки

ü Сделать запись о проведённой процедуре

 

Осложнения:

Ожог дыхательных путей, при большой концентрации кислорода: токсическое воздействие на ткани лёгких, ЦНС, привести к утрате зрения остановке дыхания, отёка слизистой оболочки в результате раздражения её катетером.

Оценка достигнутых результатов:

Ребёнок выведении из гипоксии

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: