Цель: провести рефлекторную терапию при заболеваниях органов дыхания.
Оснащение: горчичники; лоток с водой 40-45оС; лоток со стерильным растительным маслом 37-38 оС; пеленки (тонкая и теплая); одеяло; лоток для отработанного материала.
Обязательное условие: горчичники ставить при температуре тела не выше 38 оС и на неповрежденную кожу.
Этапы | Обоснование | ||
Подготовка к процедуре | |||
· Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | · Обеспечение права на информацию, участие в процедуре | ||
· Подготовить необходимое оснащение · Проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий специфический запах) | · Обеспечение четкости эффективности выполнения процедуры | ||
· Вымыть и осушить руки | · Обеспечение инфекционной безопасности | ||
· Раздеть ребенка по пояс · Осмотреть кожные покровы | · Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу | ||
Выполнение процедуры
| |||
· Свернуть тонкую пеленку в виде и смочить ее в теплом растительном масле · Отжать и расстелить на ровной поверхности | · Обеспечение более «мягкого» и длительного действия горчичников | ||
· Смочить горчичники в воде 40-45 оС в течение 5 – 10 секунд, поместив их в воду горчицей вверх | · При более температуре воды эфирное горчичное масло не выделяется, при более высокой – разрушается | ||
· Поместить горчичники горчицей вниз в центральной части тонкой пеленки так, чтобы на правой стороне их было 2-4, на левой 1-2 (количество горчичников зависит от размеров грудной клетки), оставив свободное пространство между ними, для позвоночника | · Исключение избыточной тепловой нагрузки на сердце и позвоночник | ||
· Завернуть верхний и нижний края пеленки над горчичниками | |||
· Перевернуть пеленку нижней стороной вверх | · Обеспечение действие горчицы на кожу ребенка через один слой пеленки | ||
· Уложить ребенка спиной на пеленку так, чтобы позвоночник располагался в свободном от горчичников пространстве | · Исключение избыточной нагрузки на позвоночник и сердце | ||
· Завернуть правый край пеленки вокруг грудной клетки, затем левый (горчичники не должны располагаться в области сердца) | |||
· Укрыть ребенка теплой пеленкой и одеялом | · Обеспечение сохранения тепла | ||
· Держать горчичники до стойкой гиперемии кожи | · Создание условия для обеспечения рефлекторного воздействия горчичников | ||
Завершение процедуры
| |||
· Снять горчичники, бросить их в лоток для отработанного материала | |||
· Тепло укутать ребенка и уложить в кровать на час | · Сохранение эффекта процедуры и обеспечение необходимого отдыха | ||
· Вымыть и осушить руки | · Обеспечение инфекционной безопасности |
|
|
Согревающий компресс на ухо
Цель: получение терапевтического эффекта
Оснащение: марлевая салфетка; лекарственный раствор; емкость с водой температурой 38-39оС; компрессная бумага или полиэтилен; вата; бинт; ножницы; лоток для оснащения.
Обязательные условия: отсутствие повреждений на коже, проводить при температуре тела не выше 38оС
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
· Познакомить ребенка/маму с целью и ходом процедуры, установить доброжелательные отношения | · Психологическая подготовка, осознанное участие в процедуре |
· Приготовить необходимое оснащение | · Обеспечение четкости выполнения процедуры |
· Вымыть и осушить руки | · Обеспечение инфекционной безопасности |
· Осмотреть кожные покровы на месте установки компресса | · При повреждениях на коже появляются болезненные ощущения · Предупреждение ожога |
· Приготовить 3 слоя компресса, соразмерные околоушной области ребенка Примечание:влажный слой 6-8 слоев марли; изолирующий – компрессная бумага или полиэтилен, перекрывающий влажный слой на 1,5-2 см; утепляющий – вата толщиной 2-3 см, перекрывает все предыдущие слои на 1,5-2 см. | · Обеспечение четкости и эффективности проведения процедуры |
· Сделать серединный разрез, соответствующий размеру уха, во влажном и изолирующем слоях | · Обеспечение лучшего контакта влажного и изолирующего слоев с околоушной областью |
· Подогреть лекарственный раствор, поместив его в емкость с водой 38-39оС Примечание:используют камфорное или растительное масло, раствор этилового спирта (у детей до 3 лет – 20 – 25% раствор, у старших – 45%), масляно-спиртовой раствор 1:1 | · Теплый раствор вызывает расширение кровеносных сосудов, способствует улучшению кровообращение в тканях, оказывает болеутоляющее действие |
· Вымыть и осушить руки | · Обеспечение инфекционной безопасности |
Выполнение процедуры | |
· Уложить ребенка на бок так, чтобы больное ухо было сверху Примечание:детям старшего возраста компресс делается в положении сидя | · Наиболее удобное положение для постоянного компресса |
· Смочить марлевую салфетку в лекарственном растворе, отжать и приложить к коже вокруг уха · Затем положить компрессную бумагу · Вывести ушную раковину наружу через влажный и изолирующий слои · Положить сверху вату | · Обеспечение действия раствора на кожу и подлежащие кровеносные сосуды · Предупреждает высыхание салфетки · Обеспечение сохранения тепла |
· Зафиксировать бинтом все слои компресса | · Обеспечение эффективности проведения процедуры |
· Зафиксировать время. Примечание: масляный компресс накладывают на 6-8ч., чаще на ночь; спиртовой компресс – до 4 ч. | · Оптимальное время для получения терапевтического эффекта |
· Провести контроль правильности постановки компресса через 2 часа · Провести указательный палец под влажный слой, не нарушая плотности наложения повязки | · При правильно поставленном компрессе кожа и марлевая салфетка должны быть теплыми и влажными |
Завершение процедуры | |
· Снять компресс, кожу протереть сухим ватным тампоном | · Предотвращение мацерации кожи · Исключение раздражения кожи |
· Вымыть и осушить руки | · Обеспечение инфекционной безопасности |
· Сделать запись о процедуре | · Обеспечение преемственности |
Оксигенотерапия
Цель: уменьшение гипоксии различного происхождения.
Оснащение: источник кислорода; аппарат Боброва; увлажнитель кислорода; стерильный носоглоточный катетер; стерильное вазелиновое масло; стерильные пинцет и шпатель; стерильный материал (марлевые салфетки); лоток для оснащения; лоток для отработанного материала; лейкопластырь, ножницы, часы; перчатки; сосудосуживающие капли в нос.
|
|
Этапы | Обоснование | ||
Подготовка к процедуре | |||
· Установить доброжелательные отношения с родственниками ребенка | · Психологическая подготовка родственников | ||
· Познакомить их с целью и ходом процедуры | · Осознанное их участие в исследовании | ||
· Вымыть и осушить руки · Надеть перчатки | · Обеспечение инфекционной безопасности | ||
· Приготовить необходимое оснащение · Подготовить к работе аппарат Боброва: - налить в чистую стерильную емкость на 2/3 объема увлажнитель температурой 40-45оС (недопустимо повышать температуру раствора), - длинную трубку аппарата погрузить в жидкость и присоединить к источнику кислорода, - обеспечить герметичность соединений при помощи винта на пробке, - проверить проходимость аппарата Примечание: для увлажнения используют стерильные растворы воды, изотонический раствор натрия хлорита, 2% раствор натрия гидрокарбоната; при наличии отека легких используют – 96% спирт или антифомсилан, температура которого должна быть комнатной | · обеспечение четкого проведения процедуры · осуществление увлажнения кислорода · обеспечение обогрева кислорода, который должен быть подогрет (в идеале) до температуры тела · предупреждение ожога дыхательных путей · обеспечение работы аппарата Боброва · являются пеногасителями | ||
· обработать дезраствором пеленальный матрац, постелить пеленку · вымыть и осушить руки | · обеспечение инфекционной безопасности | ||
· придать ребенку возвышенное положение, уложив его так, чтобы голова и верхняя часть туловища находились на приподнятом изголовье матраца | · профилактика аспирации рвотных масс | ||
· проверить проходимость дыхательных путей, при необходимости очистить носовые ходы | · обеспечение проведения процедуры | ||
Выполнение процедуры | |||
· измерить глубину введения катетера (расстояние от козелка уха до крыла носа): - захватить пинцетом марлевую салфетку и положить ее на пальцы левой руки, - извлечь пинцетом катетер из упаковки, проверить его целостность, - положить в руку на марлевую салфетку вводимый конец катетера и расположить его возле носа ребенка, а другой конец катетера, удерживаемый пинцетом, - у козелка уха, не касаясь лица ребенка, - сделать метку Примечание:если отсутствует стандартная метка, ее делают полоской стерильного лейкопластыря или влажной стерильной ватой, скрученной вокруг катетера в виде нитки | · обеспечение попадания струи кислорода в верхние дыхательные пути · сохранение стерильности катетера · предупреждение травмы глаз концом катетера · визуальный контроль за глубиной введения катетера | ||
· взять катетер как писчее перо правой рукой на расстоянии 3-5 см от вводимого конца и смазать вазелиновым маслом методом полива | · облегчение введения катетера · предупреждение травмы слизистой носа | ||
· ввести катетер по нижнему носовому ходу до метки (при введении катетер держать перпендикулярно к поверхности лица) | · обеспечение нахождения катетера в дыхательных путях | ||
· проконтролировать положение катетера с помощью шпателя Примечание: катетер введен правильно, если его кончик виден в зеве и находится на 1 см ниже язычка мягкого неба | · более высокое расположение катетера ведет к снижению напряжения кислорода во вдыхаемом воздухе, а более низкое – к аэрофагии | ||
· закрепить наружную часть катетера на щеке пациента полосками лейкопластыря | · обеспечение постоянного положения катетера · предупреждение непроизвольного удаления катетера | ||
· подсоединить наружную часть катетера через резиновую трубку (длиной не более 60 см) к короткой трубке увлажнителя, расположенной над жидкостью | · неувлажненный кислород повреждает эпителий слизистой оболочки дыхательных путей (высыхание), нарушает механизмы очистки ее от секрета и бактерий | ||
· отрегулировать скорость подачи кислорода (контролируется ротаметром или быстротой прохождения пузырьков газа через увлажнитель) | · превышение назначенной концентрации (скорости потока) кислорода может вызвать токсическое воздействие на ткани легких, ЦНС, привести к утрате зрения, остановке дыхания | ||
· засечь время подачи кислорода (по назначению врача) | · продолжительная подача кислорода даже малой концентрации может также вызвать токсический эффект | ||
· после истечения назначенного времени оксигенотерапии отключить подачу кислорода Примечание:при длительной кислородотерапии каждые 30-60 минут следует менять положение катетера в другой носовой ход после предварительного отключения подачи кислорода | · предупреждение пролежней и высушивания слизистой оболочки носового хода | ||
Завершение процедуры
| |||
· удалить катетер через салфетку | · обеспечение инфекционной безопасности | ||
· ввести в носовой ход 2-3 капли раствора с сосудосуживающим, дезинфицирующим действием (капли, содержащие адреналин и фурациллин) | · предупреждение отека слизистой оболочки в результате раздражения ее катетером | ||
· использованные инструменты и перчатки погрузить в дезраствор | · обеспечение инфекционной безопасности | ||
· вымыть и осушить руки | · обеспечение инфекционной безопасности | ||
· сделать запись о проведенной процедуре | · обеспечение преемственности |
Закапывание капель в нос (сосудосуживающие)
Цель: обеспечение терапевтического эффекта.
Оснащение: сосудосуживающие капли в нос; стерильные пипетки в мензурке; электроотсос или резиновый баллончик; салфетки; почкообразный лоток (2 шт.); маска, перчатки.
Обязательное условие: капли в нос закапывают после очищения носовых ходов от содержимого.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
· надеть маску | · обеспечение инфекционной безопасности |
· объяснить ребенку/родственникам цель процедуры | · обеспечение прав ребенка, родителей на информацию, мотивация к сотрудничеству |
· подготовить необходимое оснащение | · обеспечение четкости выполнения процедуры |
· вымыть и осушить руки, надеть перчатки | · обеспечение инфекционной безопасности |
· ребенка старшего возраста усадить, маленького – уложить на пеленальный стол | · облегчение проведения процедуры |
· очистить при наличии слизи носовые ходы с помощью электроотсоса (резинового баллончика); если в носовых ходах имеются корочки, удалить их жгутиками, смоченными в стерильном масле Примечание: при вязком секрете для его разжижения используют раствор фурациллина 1:5000 или 2% раствор натрия бикарбоната · ребенок старшего возраста должен высмаркиваться без напряжения, поочередно из каждой ноздри | · создание условий для попадания лекарственного вещества на слизистую оболочку носа · предупреждение инфицирования среднего уха через слуховую трубу |
Выполнение процедуры | |
· придать ребенку правильное положение: слегка запрокинуть голову малыша и повернуть ее в сторону той половины носа, куда закапывают капли | · обеспечение правильного положения головы для введения капель в левую половину носа |
· набрать в пипетку лекарственное средство, приподнять кончик носа ребенка пальцем и закапать 2-3 капли по наружной стенке в одну половину носа | · создание условий для равномерного распределения лекарственного средства по боковой стенке и проникновения в носовые ходы |
· прижать пальцами крыло носа к носовой перегородке, удерживая ребенка в зафиксированном положении, и сделать легкие вращательные движения | · создание условий для лучшего распределения и всасывания лекарства в носовой полости |
· через 1-2 мин., соблюдая те же правила, ввести капли в другую половину носа | · выполнение процедуры |
Завершение процедуры | |
· использованную пипетку, резиновый баллончик погрузить в дезраствор | · обеспечение инфекционной безопасности |
· снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки | · обеспечение инфекционной безопасности |
· сделать запись о введении лекарственного средства и реакции пациента | · документирование процедуры |
Капли в глаза
Цель: обеспечение терапевтического эффекта.
Оснащение: глазные капли; стерильные пипетки в мензурке; стерильные ватные шарики; пинцет; почкообразный лоток (2шт.); перчатки.
Обязательное условие: глазные капли должны быть комнатной температуры.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
· объяснить ребенку/родственникам цель процедуры. | · Обеспечение прав ребенка, родителей на информацию, мотивация к сотрудничеству. |
· Подготовить необходимое оснащение | · Обеспечение четкости выполнения процедуры |
· Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | · Обеспечение инфекционной безопасности |
· Уложить ребенка на пеленальный стол | · Создание условий для проведения процедуры |
· При наличии гнойного отделяемого обработать глаза от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным 1:5000 (для каждого глаза отдельный тампон) · Аналогично обработке просушить глаза сухими ватными тампонами | · Дезинфекция конъюнктивного мешка антисептическим раствором · Предупреждение переноса инфекции с одного глаза на другой · Удаление остатков антисептика |
Выполнение процедуры | |
· Положить пинцетом левую руку ватный тампон | |
· Набрать лекарственный раствор в пипетку, удерживая ее вертикально | · Предупреждение затекания раствора в резиновую часть пипетки |
· Правую руку с пипеткой расположить в области лба так, чтобы ребро ладони надежно фиксировало голову ребенка · Пипетку держать под углом 40° | · Предотвращается травматизация роговицы глаза · Закапывание капель с расстояния более 2 см вызывает у пациента неприятные ощущения |
· Оттянуть тампоном нижнее веко Примечание:детям с физиологическим блефароспазмом открыть оба века | · Обеспечение проведения процедуры |
· Выпустить из пипетки в глазную щель, ближе к внутреннему углу глаза, одну каплю лекарственного раствора. Через несколько секунд ввести вторую каплю | · Конъюнктивальный мешок расположен у внутреннего угла глаза и в нем помещается только 1 капля |
· Сбросить тампон в лоток для использованного материала | · Обеспечение инфекционной безопасности |
· Закапать второй глаз, используя другой тампон, следуя тем же правилам | |
Завершение процедуры | |
· Погрузить использованную пипетку в дезраствор | · Обеспечение инфекционной безопасности |
· Снять перчатки, вымыть и осушить руки | · Обеспечение инфекционной безопасности |
· Сделать запись о введении лекарственного средства и реакции пациента | · Документирование процедуры |
Закапывание капель в уши.
Цель: обеспечение терапевтического эффекта.
Оснащение: лекарственный препарат; емкость с водой 50-60 °C; атравматическая пипетка; ватные шарики, жгутики; лоток для обработанного материала; шапочка; резиновые перчатки.
Обязательное условие: при проведения процедуры учитывать возраст ребенка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
· Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры | · Формирование мотивации к сотрудничеству |
· Подготовить необходимое оснащение | · Обеспечение четкости выполнения процедуры |
· Флакон с лекарственным препаратом поставить в емкость с водой (50-60°C) и подогреть до температуры тела | · Холодные капли вызывают усиление боли, кроме того, они раздражают «лабиринт» и могут вызывать головокружение и рвоту |
· Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | · Обеспечение инфекционной безопасности |
· Уложить ребенка, повернув голову на здоровую сторону | · Создание необходимого положения во время проведения процедуры |
· При наличии отделяемого из уха – очистить слуховой ход ватными жгутиками | · Обеспечение возможности действия лекарственного препарата |
Выполнение процедуры | |
· Набрать капли в пипетку и капнуть одну каплю на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава | · Проверка температуры капель |
· Выпрямить наружный слуховой проход: а) если ребенок до года – оттянуть мочку уха вниз; б) если ребенок старше года – оттянуть ушную раковину кзади и вверх | · Обеспечение прохождения капель · Строение слухового прохода имеет возрастные анатомические особенности |
· Ввести пипетку в наружный слуховой проход и закапать по наружной стенке назначенное врачом количество капель лекарственного средства | · Прямое попадание капель на барабанную переноску вызывает болезненные ощущения, головную боль |
· Положить пипетку в лоток для отработанного материала | · Обеспечение инфекционной безопасности |
· Нажать несколько раз на козелок уха ребенка (при невыраженном болевом синдроме) | · Обеспечение лучшего прохождения капель по наружному слуховому проходу |
· Заложить в ухо ватный тампон на 10 – 15 минут | · Сохранение тепла способствует лучшему действию препарат |
Завершение процедуры | |
· Предупредить ребенка/родственников, что в течение 10 –15 минут голова должна оставаться повернутый на здоровую сторону. Проконтролировать | · Увеличение времени контакта капель с барабанной перепонкой и слизистой оболочкой уха |
· Снять перчатки, вымыть и осушить | · Обеспечение инфекционной безопасности |
Постановка очистительной клизмы новорожденному и грудному ребенку.
Цель: добиться отхождения каловых масс, газов.
Оснащение: резиновые перчатки и фартук; клеенка, пеленка; полотенце; резиновый баллончик (№ 1 -6) с наконечником; емкость с водой комнатной температуры (20 – 22 °C); вазелиновое масло; лоток для отработанного материала; горшок.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
· Объяснить маме цель и ход проведения процедуры, получить согласие | · Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
· Подготовить необходимое оснащение · Постелить клеенку, накрыть ее пеленкой · Выложить полотенце для подсушивания ребенка после проведения процедуры | · Обеспечение четкости выполнения процедуры |
· Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки | · Обеспечение инфекционной безопасности |
· Взять резиновой баллончик в правую руку и выпустить из него воздух · Набрать в баллончик воду температурой 20 – 22 °С Примечание: необходимое количество воды: а) новорожденному – 25 30 мл; б) грудному ребенку – 50-159 мл; в) 1 – 3 лет – 150-250мл | · Вода комнатной температуры не всасывается в кишечнике, разжижает каловые массы и вызывает перистальтику |
· Смазать наконечник вазелиновым маслом методом полива | · Облегчение введения наконечника в прямую кишку · Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка |
Выполнения процедуры | |
· Уложить ребенка на левой бок, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах и прижать к животу Примечание:ребенка до 6 месяцев можно уложить на спину и приподнять ноги вверх | · Учет анатомической особенности расположения прямой и сигмовидной кишки |
· Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении | |
· Расположив резиновый баллончик наконечником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки | · Удаление из баллончика воздуха и предупреждение введения воздуха в прямую кишку |
· Не разжимая баллончик, ввести наконечник осторожно, без усилий в анальное отверстие и продвинуть его в прямую кишку, направляя его сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику | · Учет анатомических изгибов прямой кишки |
· Медленно нажимая на баллончик снизу, ввести воду и, не разжимая его, извлечь наконечник из прямой кишки(баллончик поместить в лоток для отработанного материала) | · Предупреждение развития неприятных ощущений у ребенка · Предотвращение всасывания воды обратно в баллончик |
· Левой рукой сжать ягодицы ребенка на спину, прикрыв промежность пеленкой (до появления стула или позывов на дефекацию) | · Обеспечение времени для разжижения каловых масс и начала перистальтики |
Завершение процедуры | |
· Подмыть ребенка после акта дефекации, подсушить полотенцем промокательными движениями · Одеть | · Обеспечение комфортного состояния после процедуры |
· Снять фартук, перчатки, поместить в дезраствор · Вымыть и осушить руки | · Обеспечение инфекционной безопасности |