Особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте

Как уже было сказано в предыдущей части нашей курсовой работы к планируемым результатам формирования познавательных УУД в начальной школе относят действия младших школьников, отражающие методы познания окружающего мира.

К этой группе познавательных универсальных действий относят следующие умения:

· различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

· выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

· анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

· фиксировать их результаты;

· воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

· проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

· применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

· презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Особенности формирования у младшего школьника каждого из перечисленных универсальных учебных действий обусловлено спецификой развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

Остановимся на каждом из этих процессов подробнее:

Особенности развития внимания

Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях.

Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он начинает руководить собственным сознанием.

Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе ребенка от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей. Произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. В среднем ребенок способен удерживать внимание в пределах 15–20 минут, поэтому учителя начальных классов прибегают к разнообразным видам учебной работы, чтобы нивелировать перечисленные особенности детского внимания.

Особенности восприятия в младшем школьном возрасте

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала.

Особенности развития памяти

Память тоже характеризуется непроизвольностью. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. Изменения в развитии памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую (искусственный прием, способствующий запоминанию)  задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Уже в 1 классе у детей вырабатывается и различение самих мнемических задач: что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п.. Во-вторых, в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Можно отметить также, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже – словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее – абстрактные понятия.

Особенности развития мышления

Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это сообщает мыслительной деятельности двоякий характер: конкретное мышление, которое связано с реальностью и непосредственным наблюдением, начинает подчиняться логическим принципам, но в то же время абстрактные, формально-логические умозаключения ребенку этого возраста еще не доступны. Поэтому у ребенка этого возраста формируются разнообразные типы мышления, которые способствуют успешности в овладении учебным материалом.

Итак, важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.

Вышеназванные психологические новообразования в младшем школьном возрасте предопределяют специфику освоения обучающимися методов познания окружающего мира (анализ, синтез, сравнение, классификация).

Перечисленные выше операции мышления в младшем школьном возрасте, при переходе из класса в класс, становятся все более обобщенными, ситуативно-независимыми Если дошкольнику бывает трудно без наглядного изображения классифицировать предметы, выделить их свойства, то младшему школьнику уже под силу осуществлять эти действия по описанию, когда задача подается в языковой форме Операции мышления младшего школьника исследовали такие психологи, как Л С Выготский, М.Н Шардаков, Т.В.Косма, Н.О.Менчинская, В.В.Скрипченко.

Особенности анализа в младшем школьном возрасте: учащиеся могут анализировать значительный по объему материал, учитывая различные его компоненты. Дети постепенно стремятся рассмотреть узнаваемый предмет в целом, включая все его части, хотя и не умеют еще в устанавливать взаимосвязи между ними.

Анализ происходит в определенном порядке, а не хаотично, что свидетельствует о его систематичности. Например, выделяя части тела собаки, ребенок делает это последовательно - от головы до хвоста. Сначала ученик называет целые блоки, а затем детализирует их Например, у собаки голова, туловище, лапы, хвост на голове собаки пара глаз, ушей, нос и т т. д.

Особенности анализа в младшем школьном возрасте: синтез у младших школьников проявляется в способности выполнять такие задачи, как определение предмета по его признакам, установление связей между целым и его частью (задания типа "Определи, с которого дерева эти листочки","Совмести линией овощи и фрукты с животными, которые ими питаются"). Такие задачи ребенок выполняет хуже, чем аналитический характер, что свидетельствует о том, что синтез в развитии отстает от анализа. Это проявляется и в характерной ошибке, которую назвали "коротким замыканием". Она заключается в том, что ребенок затрудняется установить связи между всеми условиями задачи, некоторые из них не находят места в рассуждениях ребенка Она охватывает анализом часть условий задачи, упуская в них существенные моменты.

На основе процессов анализа и синтеза у младших школьников формируются сложные мыслительные действия классификации, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации

Ученики классифицируют предметы по нескольким общим признакам Геометрические тела умеют сгруппировать по форме, размеру, цвету: кубики красные маленькие, кубики красные крупные, шары синие маленькие, шары июня рванет большие т.п. В младших школьников возникает способность при классификации ориентироваться на внутренние общие признаки, а не только на внешние. Так, они умеют создать группы слов по признаку их принадлежности к частям речи: глаголы, существительные, прилагательные.

При обобщении младшие школьники все в большей степени ориентируются на существенные общие признаки. Так, они объединяют в одну группу задачи с различными конкретными условиями: добавление яблок, ящиков, карандашей и т.д. Под влиянием требований учебной деятельности постепенно совершенствуются и способы обобщения, от преимущественно наглядно-языковых дети переходят к понятийно-языковым способам.

Особенно хорошо удаются ученикам задание на сравнение предметов, гораздо хуже на сравнение абстрактного материала (слов, явлений) В целом обучение младших школьников умению сравнивать преподносит их аналитико-синтетическую деятельность на более высокий уровень.

Абстрагирование позволяет детям отделять свойства от его носителя - конкретного предмета. На основе способности к абстрагированию учащиеся усваивают первые научные понятия.

Таким образом, освоение младшим школьниками методов познания окружающего мира напрямую связано с особенностями развития познавательной сферы обучающихся в этом возрасте (постепенный переход от непроизвольности к произвольности восприятия, внимания, памяти, направленность на запоминание наглядной информации, переход от наглядного к словесно-логическому мышлению, преимущественное развитие способностей к анализу информации по сравнению с ее синтезом, совершенствование способов классификации и сравнения, направленность на выделение в предлагаемом материале не только внешних, но и внутренних связей).

Перечисленные особенности развития познавательной сферы учитель начальных классов должен учитывать при использовании различных средств обучения с целью освоения младшими школьниками методов познания окружающего мира. Одним из таких средств обучения являются уроки-путешествия, которые учитель может проводить не только в процессе урочной и на внеурочной деятельности.

В следующей части нашей курсовой работы мы рассмотрим особенности организации уроков-путешествий в начальной школе.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: