В современных условиях системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность и творчество при активизации деятельности педагога направленные на формирование познавательного интереса младших школьников.
Ведущая деятельность младшего школьника – игровая. Потребность в игре в этом возрасте остаётся по-прежнему, достаточно сильной, поэтому учитель начальных классов сегодня использует различные формы игровых занятий с целью организации познавательной деятельности младших школьников. Одной из таких форм, достаточно распространенной сегодня в начальной школе, является игра-путешествие.
Использование такой формы занятий позволяет:
· интегрировать основное и дополнительное образование;
· максимально учитывать индивидуальные возможности, интересы и образовательные запросы каждого ребёнка;
· развивать индивидуальность ребёнка;
· развивать активности, самостоятельности, поисковые и исследовательские умения младших школьников.
|
|
Целью игры-путешествия во внеурочной деятельности является развитие индивидуально-личностного роста ребёнка с учётом познавательных интересов и запросов обучающихся и их родителей.
Задачи игры-путешествия
· содействовать проявлению интереса и мотивации к учебной деятельности;
· развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности каждого ребёнка;
· поддерживать образовательные и социальные инициативы учащихся;
· формирование индивидуального стиля учебной деятельности;
· включение в программу индивидуальных образовательных маршрутов;
· включение учащихся в проектною и исследовательскую деятельность;
· социализация обучающихся посредствам проигрывания различных социальных ролей;
· обеспечить развитие способности к самооценке собственной деятельности.
Этапы проведения игры-путешествия:
Первый этап (подготовительный): ученики получают задания заранее – подготовиться к путешествию по определённому маршруту (теме). Учитель составляет карту-схему предстоящего маршрута, даёт ребятам список дополнительной литературы, помогает сформировать необходимый «багаж знаний» для предстоящего путешествия, инструктирует их во время проведения самого урока.
Второй этап (проведение игры-путешествия): обучающиеся, участники путешествия, выполняют определённые задания, связанные с преодолением определённых «высот», посещением «станций» и других мест, демонстрируют свои знания, умения, навыки по изучаемой теме.
|
|
Третий этап (обсуждение результатов, рефлексия): обучающиеся представляют результаты выполнения игровых заданий, подводят итоги игры.
Особенностью данных уроков является широкое использование наглядности, технических средств обучения, раздаточного дидактического материала, межпредметных связей.
Содержание и организационные условия проведения игры-путешествия имеет свою собственную траекторию реализации и структуру. Подобная игра разворачивается в виде единого цикла взаимосвязанных этапов: диагностического, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый из них имеет свою специфику и предлагает определенные способы работы педагога и учащегося.
При прохождении всех этапов игры младший школьник приобретает следующие умения:
· планирование и рефлексия собственной образовательной деятельности;
· культурное оформление образовательных интересов и инициатив в разных формах учебной и событийной образовательной деятельности;
· выстраивание партнерских отношений с различными субъектами образовательного процесса;
· готовность решать проблемные задачи; умение проявлять собственный интерес и иметь опыт его обсуждения;
· умение проявлять инициативность на культурной предметности; умение оценивать свою работу по критериям, вырабатываемым совместно;
· умение формулировать вопрос; умение выбрать литературу как источник информации;
· умение обратиться за информацией к педагогу, детям и родным;
· умение работать в группе; умение подготовить сообщение по интересу;
· иметь опыт презентации (портфолио, продукт по интересу);
· иметь опыт выбора (задания, вида работы, материала, темпа и т.д.);
· свои интересы и свои способности.
Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.
Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Роль педагога в игре-путешествии сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки.
Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия - форма обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игра-путешествие отождествляют и с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.
Таким образом, мы выяснили, что игра-путешествие является одной из эффективных форм обучения, которую можно использовать в условиях внеурочной деятельности. Мы считаем, что организация подобных игр на внеурочных занятиях способствует формированию следующих познавательных универсальных учебных действий, отражающих методы познания окружающего мира:
|
|
1. Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, моделирование)
2. Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
3. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
4. Проверять информацию, используя дополнительные источники;
5. Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
6. Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
В следующей части курсовой работы мы рассмотрим особенности организации игр-путешествий на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга с целью развития познавательных универсальных действий младших школьников, отражающих методы познания окружающего мира.