Вопрос об объекте и предмете является исходным для возникновения и развития науки. До 17- 18 века проблема объекта не поднималась, все сводилось к предмету. Только с 18 века начало применятся понятие объект. Самая первая формулировка объекта – это человек. В патопсихологии объектом является человек с отклонениями, в возрастной будем изучать периоды развития человека. Существует разобщение в понимании объекта, т.к. по мнению некоторых ученых объектом является психика. Объект очень часто указывается в названии науки (биология, этология). На протяжении 200 лет шло становление науки и очень по-разному трактовали ее сущность. Не научным является определения, что психология – это наука о психике (по Дружинину). В нем фиксируется, что существует особая реальность, которая отлична от других видов реальности и которая может быть изучена с помощью других методов. Лишь объективно существующая реальность может быть объектом, психика эмпирически неуловима, она ускользает от практического исследования.
|
|
Дружинин приводит примеры ее существования:
1. Люди не сомневаются в наличии у себя психики, это особая реальность и она периодически демонстрирует нам свою реальность.
2. Сравнивая, себя и других живых существ с неодушевленными предметами он осознает свою одушевленность.
3. Разнообразие особенностей и мотивов поведения людей их характеров, это говорит о наличии психики, которая детерминирует поведение людей.
Что же такое психика – свойство высокоорганизованной материи заключающееся в активном отображении субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.
Вопрос о предмете длительно обсуждался, считается, что это душа. Бекон предложил сознание – образ или картина мира отражения мира человеком. Появилась проблема процессов сознания, т.е. как возникают образы. Было обнаружено, что психическую деятельность нельзя отождествлять с сознанием. Т.е. душа должна включать сознание и бессознательное. Позже предметом стало поведение (бихевиористы). Если психика существует, то необходимо понять, что она из себя представляет.
Класс явлений, которые принадлежат психике не являются монолитным. Можно выделить несколько областей, которые взаимосвязаны: осознаваемая субъективная реальность; структура индивидуальных психических свойств; бессознательные процессы; внешне наблюдаемое поведение все это выступает в качестве предмета изучения. Разделяют на психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Выделяют метаструктуры, например рефлексия.
|
|
Функции психики.
Существует для того чтобы отражать окружающий мир, объединять информацию и интерпретировать ее, соотносить с потребностями. Регулирует поведение в процессе адаптации.
Ломов выделил 3 функции психики:
1. Познавательная. Служит для построения внутренней модели мира, которая включает индивида во взаимодействии со средой. Обеспечивается познавательными психическими процессами.
2. Регулятивная. Регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесение ее с потребностями человека. Обеспечивают многообразные процессы и разнородны: мотивационные процессы, планирование и целеполагание, принятие решений, эмоциональные процессы.
3. Коммуникативная. Обеспечивают передачу информации, координацию совместной деятельности, установление отношений. Процессы: речь и невербальное общение.
Пономарев:
1. Творчество. Создание новой реальности.
2. Адаптация. Приспособление к уже существующей реальности.