Предмет и объект психологии

Вопрос об объекте и предмете является исходным для возникновения и развития науки. До 17- 18 века проблема объекта не поднималась, все сводилось к предмету. Только с 18 века начало применятся понятие объект. Самая первая формулировка объекта – это человек. В патопсихологии объектом является человек с отклонениями, в возрастной будем изучать периоды развития человека. Существует разобщение в понимании объекта, т.к. по мнению некоторых ученых объектом является психика. Объект очень часто указывается в названии науки (биология, этология). На протяжении 200 лет шло становление науки и очень по-разному трактовали ее сущность. Не научным является определения, что психология – это наука о психике (по Дружинину). В нем фиксируется, что существует особая реальность, которая отлична от других видов реальности и которая может быть изучена с помощью других методов. Лишь объективно существующая реальность может быть объектом, психика эмпирически неуловима, она ускользает от практического исследования.

Дружинин приводит примеры ее существования:

1. Люди не сомневаются в наличии у себя психики, это особая реальность и она периодически демонстрирует нам свою реальность.

2. Сравнивая, себя и других живых существ с неодушевленными предметами он осознает свою одушевленность.

3. Разнообразие особенностей и мотивов поведения людей их характеров, это говорит о наличии психики, которая детерминирует поведение людей.

 

Что же такое психика – свойство высокоорганизованной материи заключающееся в активном отображении субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.

 

Вопрос о предмете длительно обсуждался, считается, что это душа. Бекон предложил сознание – образ или картина мира отражения мира человеком. Появилась проблема процессов сознания, т.е. как возникают образы. Было обнаружено, что психическую деятельность нельзя отождествлять с сознанием. Т.е. душа должна включать сознание и бессознательное. Позже предметом стало поведение (бихевиористы). Если психика существует, то необходимо понять, что она из себя представляет.

Класс явлений, которые принадлежат психике не являются монолитным. Можно выделить несколько областей, которые взаимосвязаны: осознаваемая субъективная реальность; структура индивидуальных психических свойств; бессознательные процессы; внешне наблюдаемое поведение все это выступает в качестве предмета изучения. Разделяют на психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Выделяют метаструктуры, например рефлексия.

 

Функции психики.

Существует для того чтобы отражать окружающий мир, объединять информацию и интерпретировать ее, соотносить с потребностями. Регулирует поведение в процессе адаптации.

Ломов выделил 3 функции психики:

1. Познавательная. Служит для построения внутренней модели мира, которая включает индивида во взаимодействии со средой. Обеспечивается познавательными психическими процессами.

2. Регулятивная. Регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесение ее с потребностями человека. Обеспечивают многообразные процессы и разнородны: мотивационные процессы, планирование и целеполагание, принятие решений, эмоциональные процессы.

3. Коммуникативная. Обеспечивают передачу информации, координацию совместной деятельности, установление отношений. Процессы: речь и невербальное общение.

 

Пономарев:

1. Творчество. Создание новой реальности.

2. Адаптация. Приспособление к уже существующей реальности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: