Основные формы научного знания

Классификация наук.

 

1. Естественные

2. Общественные

3. Технические

Различаются по предметам и методам.

 

По направленности и отношение к практике:

1. Фундаментальные. Познание законов управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления.

2. Прикладные. Применение результатов. Решение социально-практических проблем.

 

Кедров:

1. Органическая и неорганическая природа

2. Человек и человеческое общество

 

Выделил 2 группы наук:

1. Естественные

2. Гуманитарные

· Философские

· Социальные

 

Отношение общества к науке неоднозначно. Существуют 2 противоположные тенденции: сциентизм и антисциентизм. Сциентизм основан на представлении науки как высшей ценности. Идеалом науки считает естественнонаучное знание. Социальные науки как не имеющие познавательного значения принижаются. Позитивская ориентация: все что можно измерить.

Философия должна отбросить все ценности. Философия должна служить для обеспечения логики и методологии.

Антисциентизм акцентирует внимание на ограниченности возможностей науки. Абсолютизация отрицательных результатов развития науки.

 

Представители экзистенциализма отвергают значение науки для формирования философского мировоззрения. Ориентируются на гуманное отношение к человеку, на познание его в целом.

 

Научное знание.

 

Научное познание необходимо чтобы регулировать человеческую деятельность. Обыденное знание – познание, которое осуществляется в повседневной практике.

 

Различия (Гиппенрейтер):

1. Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц на которые они распространяются. Научная психология стремиться к обобщению и использует для этого научные понятия. Отработка понятий одна из важнейших функций науки.

2. Житейские знания носят интуитивный характер. Научные психологические знание рациональны и осознаны.

3. Передача житейских психологических знаний очень ограничена.

4. Методы получения житейских знаний ограничены. Научные знания получаются с помощью экспериментов.

5. Научная психология располагает обширным разнообразным уникальным материалом, который недоступен ни одному носителю житейской психологии.

 

Научная психология соприкасаясь с житейской черпает в ней силу.

 

Художественное знание.

Научное знание стремиться к максимальной обезличенности, знание независимое от личности исследователя. Для художественного знания свойственна ориентация на личность творца, на его видение мира.

 

Религиозное знание.

 

От религии науку отличает возможность опровержения своих выводов и необходимость их доказывать.

Религиозные воззрения часто глубже и тоньше. Проблемы веры очень важны.

 

Наука выступает как один из видов познания, который обладает своей спецификой. Если обобщить, то можно отметить специфические особенности научного познания: ориентировка на выявление объективных законов, научное познание нацелено не только на изучение объектов включенных в современную практику но также тех которые могут стать предметом освоения в будущем, научное знание является системно обоснованным, используются особые методы изучения, используется специальный язык, используется специальная научная аппаратура.

 

Отличие научного знания – достоверность. Доказательность и обоснованность обеспечивается на теоретическом и эмпирическом уровне познания. Для эмпирического познания характерны направленность на объект описания, сбор фактов, их первичная обработка. Для этого уровня характерно преобладание чувственного познания. Играет подчиненную роль. Методы эмпирического познания: сравнение, наблюдение, эксперимент. Эксперимент направляется теорией. В основе эмпирического познания лежит действительность. Теория указывает путь эксперименту.

Теоретическое познание дополняет и опережает эмпирическое. Способствует осознанию сущности процессов, их закономерностей. При этом может отсутствовать непосредственное взаимодействие с объектами. Объекты изучаются в мысленном плане. При этом преобладает рациональный момент, использование понятий, теории, законов. Чувственное познание не устраняется полностью, но приобретает дополнительное значение. Исследователь проникает в сущность явлений.

 

Все виды научных результатов можно упорядочить в шкале, но четко их разделить нельзя.

 

Основные формы научного знания.

 

Факты, научные проблемы, классификации, научные идеи, гипотезы, теории, законы.

 

Научный факт – особого рода эмпирическое высказывание, описывающее познанное событие или явление.

Теория должна соответствовать фактам.

 

Научная проблема – объективно возникающие в ходе развития познания вопросы, о решении которых представляют существенный теоретический или практический интерес.

Порождаются изменчивостью мира. Порождаются духовной активностью людей. Выбор проблемы совпадает с выбором направления исследования. Научная проблема обусловлена предшествующим знанием и господствующими установками. Проблемы могут порождаться недостаточностью эмпирических знаний. Иногда бывает избыток эмпирических данных.

Условия правильной постановки проблемы:

1. Должно быть наличие предварительного научного знания, в которое входит предполагаемая проблема.

2. Формально правильное построение проблемы.

3. Корректность проблемы. Не должны быть ложными предпосылки проблемы. Должна быть не глобальная.

4. Указание на условия решения.

5. Принятие соглашения о признаках приемлемого решения и способах его проверки.

 

Этапы:

1. Выявление нехватки в научном знании о реальности

2. Описание проблемы на уровне обыденного языка, это дает возможность расширить сферу поиска ответа

3. Формулирование проблемы в терминах научной дисциплины

 

Научная идея – интуитивная объяснение идеи без промежуточной аргументации, без осознания связей на основе знаний. Идея воплощается в гипотезе.

 

Гипотеза – это некоторые предположения о возможности существующей связи между явлениями. Гипотеза может основываться на предшествующим опыте. При решении проблемы могут выдвигаться несколько гипотез, которые могут быть противоположными. Не обязательно гипотеза должна быть подтверждена.

Условия состоятельности гипотез:

1. Призвана объяснить весь круг явлений, для анализа которого она выдвигается. По возможности она не должна противоречить ранее установленным фактам.

2. Она должна быть принципиально проверяемой. Различаются фактическая и принципиальная проверяемость. гипотезы, которые не проверяемые тоже нужно выдвигать, но осторожно.

3. Она должна быть приложима к возможно более широкому кругу явлений.

4. Необходима принципиальная простота гипотез, без сложных формулировок.

5. Процесс проверки гипотезы заключается в ее сопоставлении с полученными в исследовании данными. Если совпадает, то гипотеза подтвердилась. Основной путь обоснования гипотезы – практика в соответствии с логическими операциями.

 

Теория – комплекс взглядов представлений, идей направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. Это высшая самая развитая форма организации научного знания, дающую целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области действительности, объект данной теории. По своему строению – внутренне дифиринцированная, но целостная система знаний о какой-либо части реальности. 1 элементы теории логически зависят от другого.

 

Основные компоненты теории:

1. Исходная эмпирическая основа (опыт и т.д.), получаются в результате интерпретации данных эксперимента и наблюдения.

2. Базис – множество первичных условных допущений (аксиом, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории. Это следствие рациональной переработки продуктов интуиции.

3. Логика теории, т.е. множество правил логического вывода, который допустим в рамках теории.

4. Множество выведенных из теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.

 

Теория создается не только для описания реальности, но и для предсказаний, ценность теории – насколько точен будет прогноз предсказаний. Результаты эксперименты, противоречащие теории, должны привести к отказу от теории. Обычно теория совершенствуется. Теория имеет достаточный запас прочности. В одно и то же время может существовать 1 и более теорий объяснения результатов.

 

Закон – необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение между явлениями. Бывают эмпирические (выражают связи между наблюдаемыми явлениями, не объясняют как происходят данные явления) и теоретические (раскрывают глубокие внутренние связи процессов и их протекание).

 

Психология как наука.

Гиппенрейтер выделила 3 элемента:

1. Это наука о самом сложном, что известно человеку.

2. В психологии сливается объект и субъект познания.

3. Уникальность практических следствий изучения психики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: