Классификация наук.
1. Естественные
2. Общественные
3. Технические
Различаются по предметам и методам.
По направленности и отношение к практике:
1. Фундаментальные. Познание законов управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления.
2. Прикладные. Применение результатов. Решение социально-практических проблем.
Кедров:
1. Органическая и неорганическая природа
2. Человек и человеческое общество
Выделил 2 группы наук:
1. Естественные
2. Гуманитарные
· Философские
· Социальные
Отношение общества к науке неоднозначно. Существуют 2 противоположные тенденции: сциентизм и антисциентизм. Сциентизм основан на представлении науки как высшей ценности. Идеалом науки считает естественнонаучное знание. Социальные науки как не имеющие познавательного значения принижаются. Позитивская ориентация: все что можно измерить.
Философия должна отбросить все ценности. Философия должна служить для обеспечения логики и методологии.
|
|
Антисциентизм акцентирует внимание на ограниченности возможностей науки. Абсолютизация отрицательных результатов развития науки.
Представители экзистенциализма отвергают значение науки для формирования философского мировоззрения. Ориентируются на гуманное отношение к человеку, на познание его в целом.
Научное знание.
Научное познание необходимо чтобы регулировать человеческую деятельность. Обыденное знание – познание, которое осуществляется в повседневной практике.
Различия (Гиппенрейтер):
1. Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц на которые они распространяются. Научная психология стремиться к обобщению и использует для этого научные понятия. Отработка понятий одна из важнейших функций науки.
2. Житейские знания носят интуитивный характер. Научные психологические знание рациональны и осознаны.
3. Передача житейских психологических знаний очень ограничена.
4. Методы получения житейских знаний ограничены. Научные знания получаются с помощью экспериментов.
5. Научная психология располагает обширным разнообразным уникальным материалом, который недоступен ни одному носителю житейской психологии.
Научная психология соприкасаясь с житейской черпает в ней силу.
Художественное знание.
Научное знание стремиться к максимальной обезличенности, знание независимое от личности исследователя. Для художественного знания свойственна ориентация на личность творца, на его видение мира.
Религиозное знание.
|
|
От религии науку отличает возможность опровержения своих выводов и необходимость их доказывать.
Религиозные воззрения часто глубже и тоньше. Проблемы веры очень важны.
Наука выступает как один из видов познания, который обладает своей спецификой. Если обобщить, то можно отметить специфические особенности научного познания: ориентировка на выявление объективных законов, научное познание нацелено не только на изучение объектов включенных в современную практику но также тех которые могут стать предметом освоения в будущем, научное знание является системно обоснованным, используются особые методы изучения, используется специальный язык, используется специальная научная аппаратура.
Отличие научного знания – достоверность. Доказательность и обоснованность обеспечивается на теоретическом и эмпирическом уровне познания. Для эмпирического познания характерны направленность на объект описания, сбор фактов, их первичная обработка. Для этого уровня характерно преобладание чувственного познания. Играет подчиненную роль. Методы эмпирического познания: сравнение, наблюдение, эксперимент. Эксперимент направляется теорией. В основе эмпирического познания лежит действительность. Теория указывает путь эксперименту.
Теоретическое познание дополняет и опережает эмпирическое. Способствует осознанию сущности процессов, их закономерностей. При этом может отсутствовать непосредственное взаимодействие с объектами. Объекты изучаются в мысленном плане. При этом преобладает рациональный момент, использование понятий, теории, законов. Чувственное познание не устраняется полностью, но приобретает дополнительное значение. Исследователь проникает в сущность явлений.
Все виды научных результатов можно упорядочить в шкале, но четко их разделить нельзя.
Основные формы научного знания.
Факты, научные проблемы, классификации, научные идеи, гипотезы, теории, законы.
Научный факт – особого рода эмпирическое высказывание, описывающее познанное событие или явление.
Теория должна соответствовать фактам.
Научная проблема – объективно возникающие в ходе развития познания вопросы, о решении которых представляют существенный теоретический или практический интерес.
Порождаются изменчивостью мира. Порождаются духовной активностью людей. Выбор проблемы совпадает с выбором направления исследования. Научная проблема обусловлена предшествующим знанием и господствующими установками. Проблемы могут порождаться недостаточностью эмпирических знаний. Иногда бывает избыток эмпирических данных.
Условия правильной постановки проблемы:
1. Должно быть наличие предварительного научного знания, в которое входит предполагаемая проблема.
2. Формально правильное построение проблемы.
3. Корректность проблемы. Не должны быть ложными предпосылки проблемы. Должна быть не глобальная.
4. Указание на условия решения.
5. Принятие соглашения о признаках приемлемого решения и способах его проверки.
Этапы:
1. Выявление нехватки в научном знании о реальности
2. Описание проблемы на уровне обыденного языка, это дает возможность расширить сферу поиска ответа
3. Формулирование проблемы в терминах научной дисциплины
Научная идея – интуитивная объяснение идеи без промежуточной аргументации, без осознания связей на основе знаний. Идея воплощается в гипотезе.
Гипотеза – это некоторые предположения о возможности существующей связи между явлениями. Гипотеза может основываться на предшествующим опыте. При решении проблемы могут выдвигаться несколько гипотез, которые могут быть противоположными. Не обязательно гипотеза должна быть подтверждена.
|
|
Условия состоятельности гипотез:
1. Призвана объяснить весь круг явлений, для анализа которого она выдвигается. По возможности она не должна противоречить ранее установленным фактам.
2. Она должна быть принципиально проверяемой. Различаются фактическая и принципиальная проверяемость. гипотезы, которые не проверяемые тоже нужно выдвигать, но осторожно.
3. Она должна быть приложима к возможно более широкому кругу явлений.
4. Необходима принципиальная простота гипотез, без сложных формулировок.
5. Процесс проверки гипотезы заключается в ее сопоставлении с полученными в исследовании данными. Если совпадает, то гипотеза подтвердилась. Основной путь обоснования гипотезы – практика в соответствии с логическими операциями.
Теория – комплекс взглядов представлений, идей направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. Это высшая самая развитая форма организации научного знания, дающую целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области действительности, объект данной теории. По своему строению – внутренне дифиринцированная, но целостная система знаний о какой-либо части реальности. 1 элементы теории логически зависят от другого.
Основные компоненты теории:
1. Исходная эмпирическая основа (опыт и т.д.), получаются в результате интерпретации данных эксперимента и наблюдения.
2. Базис – множество первичных условных допущений (аксиом, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории. Это следствие рациональной переработки продуктов интуиции.
3. Логика теории, т.е. множество правил логического вывода, который допустим в рамках теории.
4. Множество выведенных из теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.
Теория создается не только для описания реальности, но и для предсказаний, ценность теории – насколько точен будет прогноз предсказаний. Результаты эксперименты, противоречащие теории, должны привести к отказу от теории. Обычно теория совершенствуется. Теория имеет достаточный запас прочности. В одно и то же время может существовать 1 и более теорий объяснения результатов.
|
|
Закон – необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение между явлениями. Бывают эмпирические (выражают связи между наблюдаемыми явлениями, не объясняют как происходят данные явления) и теоретические (раскрывают глубокие внутренние связи процессов и их протекание).
Психология как наука.
Гиппенрейтер выделила 3 элемента:
1. Это наука о самом сложном, что известно человеку.
2. В психологии сливается объект и субъект познания.
3. Уникальность практических следствий изучения психики.