Морфология – форма вещи, созданная в соответствии с функциями этой вещи.
Морфологическая структура имеет 2 плана:
-пространственный
-функционально-технический (связан с качеством материала)
Функции:
1. Утилитарная (инструментальная) – самая главная; проектируя ее, дизайнер должен воссоздать образ человеческого действия, направленного во внешнюю среду в ее материальных, пространственных, временных характеристиках.
2. Адаптивная – поддерживает внешнюю среду в состоянии благоприятном для протекания процессов жизнедеятельности. (проблема удобства и комфорта). Часто зависит от потребителя.
3. Результативная – вещь выступает носителем многообразных целей общества. Цель – это результат процесса производства.
- моделирование ситуации социального функционирования вещи
- установки и условия, которые характеризуют ситуацию функционирования
- выявление условий достижения цели: экономические ресурсы
- выделение проектных задач и последовательность их выполнения
- выделение условия совместимости целевых установок при решении проектных задач
4. Интегративная - функция вещи как противопоставление и единство целого. Проектируя единичную вещь, нужно думать о тех, кто проектирует вещь в общем.
5. Коммуникативная (знаковая) –связана с морфологией. Донесение коммуникации через форму.
Образ – результат отражения, осмысления, художественной переработки объективной действительности с позиции определенного эстетического идеала.
В основе образного подхода лежат следующие аспекты:
-художественное моделирование: моделирование образа как самоцели)
-композиционное формообразование: передача образа выразительной формой.
Категории композиции: морфология, тектоника, объемно-пространственная структура.
Свойства композиции: гармоничность, целостность, соподчиненность, симметрия, статика, динамика.
Приемы композиции: пропорции, масштаб, ритм, цвет, пластика, светотень.
-смыслообразование: столкновение разных точек зрения.
Функция, виды функционального анализа, специфика функционального проектирования, функционализм как одно из текущих направлений в дизайне
Функции:
1. Утилитарная (инструментальная) – самая главная; проектируя ее, дизайнер должен воссоздать образ человеческого действия, направленного во внешнюю среду в ее материальных, пространственных, временных характеристиках.
2. Адаптивная – поддерживает внешнюю среду в состоянии благоприятном для протекания процессов жизнедеятельности. (проблема удобства и комфорта). Часто зависит от потребителя.
3. Результативная – вещь выступает носителем многообразных целей общества. Цель – это результат процесса производства.
- моделирование ситуации социального функционирования вещи
- установки и условия, которые характеризуют ситуацию функционирования
- выявление условий достижения цели: экономические ресурсы
- выделение проектных задач и последовательность их выполнения
- выделение условия совместимости целевых установок при решении проектных задач
4. Интегративная - функция вещи как противопоставление и единство целого. Проектируя единичную вещь, нужно думать о тех, кто проектирует вещь в общем.
5. Коммуникативная (знаковая) –связана с морфологией. Донесение коммуникации через форму.
Существует 3 подсистемы жизнедеятельности человека:
-Подсистема «человек-вещь-среда». В ней совершается взаимодействие человека и среды: человек преобразует среду и адаптируется к ней. Вещь как промежуточное звено в отношении человека и среды, принимает на себя инструментальную и адаптивную функции.
- Подсистема «цель-вещь-результат». В ней осуществляется процесс целеполагания и достижения целей. Люди являются носителями целей, а вещи опосредуют результат, выполняют результативную функцию в этом процессе.
-Подсистема «индивид-вещь-общество». Основной процесс здесь интеграция индивидов, благодаря которой человек предстает в своей родовой сущности. Вещь опосредуя этот процесс, оказывается носителем и выразителем интегративной функции.
Введенное расчленение задает тематические направления функционального проектирования. При проектировании вещи, проводя функциональный анализ, важно четко фиксировать контекст, в котором проявляется та или иная ее функция, то есть определять тип этой функции.
Форма следует за функцией, интерпретированная в чисто утилитарном плане стала основополагающим принципом направления в эстетике, получившего название функционализм. С позиции функционализма, форма в дизайне - результат почти «чистой» инженерной деятельности. Форма строится на основе конструктивных и технологических закономерностей, «человеческие факторы» учитываются в пределах эргономики.
Характерно: Обнаженная конструкция, узлы играют формообразующую роль
Геометрия как всеобщий признак
Основной материал-металл
Жесткие, лаконичные цвета
Стерильность формы
Понятие морфология, основные виды морфологического анализа, представление о процессах формообразования, художественная и технологическая формы, взаимосвязь формы и конструкции, морфологические направления в дизайн проектировании.
Морфология – материальная форма вещи, организованная в соответствии с ее функцией.
Виды:
1 1.Материал (тектоника)
2 2.Пространственная структура
3 3.Технология
4 4.Конструкция
Функциональный анализ – Морфология – Формообразование – Композиционный строй
Морфология связана со структурой (структурность-основное свойство морфологии):
A) фигура
B) величина
С) положение
D) порядок
Формообразование может идти от образа (ассоциативность, характер вещи, впечатление от формы) или от конструкции вещи (от технологии изготовления, материалов, среды использования и т.д.)
Художественная форма – это в первую очередь образ, который дизайнер хочет показать. Полет фантазии, увлечение какими-либо стилями, китч – все это образность.
А технологическая форма – это как раз морфология в первую очередь. В проектировании используется (как основной) либо тот либо другой способ.
Форма напрямую зависит от конструкции. То есть есть конструктивная часть вещи, которая на может быть изменена по техническим показаниям, она-то и диктует положение частей: кнопок, разъемов, дисплеев и т.д. Форма подчиняется конструкции. Приводи любой пример, предположим, монитор. Толщина напрямую зависит от конструкции и почти все она квадратные (за исключением некоторых приколов, спроектированных ради шутки или ради подкоса под авангард).
Морфологические направления в дизайн - проектировании: цель – показать потребителю назначение вещи при помощи композиционных приемов. Внешний вид вещи говорит о том, какую функцию выполняет эта вещь.
Зримым отражением работы конструкции и организации материала в форме является тектоника. Тектоничность материала определяется на основе опыта и визуально. Тектоника - это еще и некоторая сомасштабность по отношению к человеку
13. Понятие образ в искусстве и дизайне. Отличие проектного образа от художественного. Различные подходы к созданию проектного образа (на примере творчества ведущих дизайнеров). Творческие концепции и стили в дизайне.
Различие и сходство образа в искусство и в дизайне:
В искусстве образ - конкретный идеал, субъективное представление художника.
Это и есть своё видение мира и умение рассказать о нём, своих чувствах, переживаниях в художественном произведении. Это мир, преображенный в сознании писателя.
В дизайне – вещь создается для потребителя, недопустим субъективный подход, образ тиражируется, имеют влияние экономика, экологическая ситуация, для дизайна характерен глобализм.
Это способ достижения поставленных целей, решения проектных задач.
Общее: идеальность, цельность, осмысленность.
Аспекты создания образа:
1. Художественное моделирование социокультурных ситуаций - мир создается профессиональным мировоззрением.
2. Композиционное формообразование:
- категории композиции: морфология (форма вещи) и тектоника (воплощение работы материалов в форме вещи);
- свойства композиции: целостность, соподчиненность элементов, композиционное равновесие, симметрия, статичность, динамичность;
- средства композиции: пропорции и пропорционирование, масштаб и масштабность, контраст, нюанс и нюансировка формы, метрический повтор и вид. цвет, тени, светотени, пластика.
Смыслообразование
Подходы к созданию проектного образа – это …
-Проектная концепция. Структура проектной концепции.
Дизайн-концепция-это проектный замысел. Обобщающий конструктивно, излагающий идею решения актуальной научно-обоснованной, объективно существующей проблемы и указывающий пути достижения цели.
Основные смысловые блоки дизайн-концепций:
- идеалогия
- система принципов дизайнерского проектирования;
- создание принципиальной проектной модели (образа).
- общеглобальное видение социально-экономической выгоды
В основе концепции -решение проектных проблем.
Иерархия проектной концепции:
1. Сформулировать проектные проблемы.
2. Сформулировать проектные задачи.
З. Сформулировать проектные требования.
Стили в дизайне (интерьер):
- ар-деко - стиль 30-х - последний имперский стиль
- ар-нуво - использование флористической пластики, витальные мотивы
- международный (modern) возник из конструктивизма и функционализма
- постмодернизм - эклектичен
- мемфис -предшествовал постмодернизму
- кич
- неоклассицизм
- эклектика - набор разных элементов среды (амер интерьеры)
- традиционный стиль - наследует порядок, образ жизни прошлых веков
- экзотический стиль - стилизация под этнику
- техно - стиль высоких технологий (не путать с хай-теком)
14. Экономические основы дизайна. Дизайн в системе маркетинга. Ориентация дизайна на систему потребления: типологии потребителей и проблемы ассортимента. Понятие и принципы построения фирменного стиля.
Фирменный стиль - это совокупность художественных и текстовых элементов, объединенных одной идеей, цветовым решением, которая позволяет вашей фирме быть узнаваемой среди множества конкурентов, завоевывать авторитет на рынке и формировать положительный образ фирмы в глазах потребителей и партнеров.
Основные элементы фирменного стиля:
Фирменный знак (торговый знак, торговая марка)
Логотип (русский, английский)
Фирменный блок (знак + логотип)
Фирменное сочетание цветов
Набор шрифтов
Носители: визитная карточка, фирменный бланк, бланк счета, факса, фирменный конверт, фирменная папка, фирменные сувениры, листовки, открытки, буклеты, каталоги, календари, слоган.
Три правила фирменного стиля: (Идентификация, объединение)