Основные категории проектной деятельности в дизайне: функция, морфология, проектный образ - в процессе реального проектирования

Морфология – форма вещи, созданная в соответствии с функциями этой вещи.

Морфологическая структура имеет 2 плана:

-пространственный

-функционально-технический (связан с качеством материала)

 

Функции:

1. Утилитарная (инструментальная) – самая главная; проектируя ее, дизайнер должен воссоздать образ человеческого действия, направленного во внешнюю среду в ее материальных, пространственных, временных характеристиках.

2. Адаптивная – поддерживает внешнюю среду в состоянии благоприятном для протекания процессов жизнедеятельности. (проблема удобства и комфорта). Часто зависит от потребителя.

3. Результативная – вещь выступает носителем многообразных целей общества. Цель – это результат процесса производства.

- моделирование ситуации социального функционирования вещи

- установки и условия, которые характеризуют ситуацию функционирования

- выявление условий достижения цели: экономические ресурсы

- выделение проектных задач и последовательность их выполнения

- выделение условия совместимости целевых установок при решении проектных задач

4. Интегративная - функция вещи как противопоставление и единство целого. Проектируя единичную вещь, нужно думать о тех, кто проектирует вещь в общем.

5. Коммуникативная (знаковая) –связана с морфологией. Донесение коммуникации через форму.

 

Образ – результат отражения, осмысления, художественной переработки объективной действительности с позиции определенного эстетического идеала.

В основе образного подхода лежат следующие аспекты:

-художественное моделирование: моделирование образа как самоцели)

-композиционное формообразование: передача образа выразительной формой.

Категории композиции: морфология, тектоника, объемно-пространственная структура.

Свойства композиции: гармоничность, целостность, соподчиненность, симметрия, статика, динамика.

Приемы композиции: пропорции, масштаб, ритм, цвет, пластика, светотень.

-смыслообразование: столкновение разных точек зрения.

 

 



Функция, виды функционального анализа, специфика функционального проектирования, функционализм как одно из текущих направлений в дизайне

 

Функции:

1. Утилитарная (инструментальная) – самая главная; проектируя ее, дизайнер должен воссоздать образ человеческого действия, направленного во внешнюю среду в ее материальных, пространственных, временных характеристиках.

2. Адаптивная – поддерживает внешнюю среду в состоянии благоприятном для протекания процессов жизнедеятельности. (проблема удобства и комфорта). Часто зависит от потребителя.

3. Результативная – вещь выступает носителем многообразных целей общества. Цель – это результат процесса производства.

- моделирование ситуации социального функционирования вещи

- установки и условия, которые характеризуют ситуацию функционирования

- выявление условий достижения цели: экономические ресурсы

- выделение проектных задач и последовательность их выполнения

- выделение условия совместимости целевых установок при решении проектных задач

4. Интегративная - функция вещи как противопоставление и единство целого. Проектируя единичную вещь, нужно думать о тех, кто проектирует вещь в общем.

5. Коммуникативная (знаковая) –связана с морфологией. Донесение коммуникации через форму.

Существует 3 подсистемы жизнедеятельности человека:

       -Подсистема «человек-вещь-среда». В ней совершается взаимодействие человека и среды: человек преобразует среду и адаптируется к ней. Вещь как промежуточное звено в отношении человека и среды, принимает на себя инструментальную и адаптивную функции.

        - Подсистема «цель-вещь-результат». В ней осуществляется процесс целеполагания и достижения целей. Люди являются носителями целей, а вещи опосредуют результат, выполняют результативную функцию в этом процессе.

        -Подсистема «индивид-вещь-общество». Основной процесс здесь интеграция индивидов, благодаря которой человек предстает в своей родовой сущности. Вещь опосредуя этот процесс, оказывается носителем и выразителем интегративной функции.

Введенное расчленение задает тематические направления функционального проектирования. При проектировании вещи, проводя функциональный анализ, важно четко фиксировать контекст, в котором проявляется та или иная ее функция, то есть определять тип этой функции.

Форма следует за функцией, интерпретированная в чисто утилитарном плане  стала основополагающим принципом направления в эстетике, получившего название функционализм. С позиции функционализма, форма в дизайне - результат почти «чистой» инженерной деятельности. Форма строится на основе конструктивных и технологических закономерностей, «человеческие факторы» учитываются в пределах эргономики.

Характерно:  Обнаженная конструкция, узлы играют формообразующую роль

                   Геометрия как всеобщий признак

                   Основной материал-металл

                   Жесткие, лаконичные цвета

                   Стерильность формы



Понятие морфология, основные виды морфологического анализа, представление о процессах формообразования, художественная и технологическая формы,  взаимосвязь формы и конструкции, морфологические направления в дизайн проектировании.

Морфология – материальная форма вещи, организованная в соответствии с ее функцией.

Виды:

1 1.Материал (тектоника)

2 2.Пространственная структура

3 3.Технология

4 4.Конструкция

 

Функциональный анализ – Морфология – Формообразование – Композиционный строй

Морфология связана со структурой (структурность-основное свойство морфологии):  

A) фигура

B) величина

С) положение

D) порядок

Формообразование может идти от образа (ассоциативность, характер вещи, впечатление от формы) или от конструкции вещи (от технологии изготовления, материалов, среды использования и т.д.)

Художественная форма – это в первую очередь образ, который дизайнер хочет показать. Полет фантазии, увлечение какими-либо стилями, китч – все это образность. 

А технологическая форма – это как раз морфология в первую очередь. В проектировании используется (как основной) либо тот либо другой способ.

Форма напрямую зависит от конструкции. То есть есть конструктивная часть вещи, которая на может быть изменена по техническим показаниям, она-то и диктует положение частей: кнопок, разъемов, дисплеев и т.д. Форма подчиняется конструкции. Приводи любой пример, предположим, монитор. Толщина напрямую зависит от конструкции и почти все она квадратные (за исключением некоторых приколов, спроектированных ради шутки или ради подкоса под авангард).

Морфологические направления в дизайн - проектировании: цель – показать потребителю назначение вещи при помощи композиционных приемов. Внешний вид вещи говорит о том, какую функцию выполняет эта вещь.

 

Зримым отражением работы конструкции и организации материала в форме является тектоника. Тектоничность материала определяется на основе опыта и визуально. Тектоника - это еще и некоторая сомасштабность по отношению к человеку


 13. Понятие образ в искусстве и дизайне. Отличие проектного образа от художественного. Различные подходы к созданию проектного образа (на примере творчества ведущих дизайнеров). Творческие концепции и стили в дизайне.

Различие и сходство образа в искусство и в дизайне:

В искусстве образ - конкретный идеал, субъективное представление художника.

Это и есть своё видение мира и умение рассказать о нём, своих чувствах, переживаниях в художественном произведении. Это мир, преображенный в сознании писателя.

 

В дизайне – вещь создается для потребителя, недопустим субъективный подход, образ тиражируется, имеют влияние экономика, экологическая ситуация, для дизайна характерен глобализм.

Это способ достижения поставленных целей, решения проектных задач.

Общее: идеальность, цельность, осмысленность.

 

Аспекты создания образа:

1. Художественное моделирование социокультурных ситуаций - мир создается профессиональным мировоззрением.

2. Композиционное формообразование:

- категории композиции: морфология (форма вещи) и тектоника (воплощение работы материалов в форме вещи);

- свойства композиции: целостность, соподчиненность элементов, композиционное равновесие, симметрия, статичность, динамичность;

- средства композиции: пропорции и пропорционирование, масштаб и масштабность, контраст, нюанс и нюансировка формы, метрический повтор и вид. цвет, тени, светотени, пластика.


Смыслообразование

 

Подходы к созданию проектного образа – это …

-Проектная концепция. Структура проектной концепции.

Дизайн-концепция-это проектный замысел. Обобщающий конструктивно, излагающий идею решения актуальной научно-обоснованной, объективно существующей проблемы и указывающий пути достижения цели.

 

Основные смысловые блоки дизайн-концепций:

- идеалогия

- система принципов дизайнерского проектирования;

- создание принципиальной проектной модели (образа).

- общеглобальное видение социально-экономической выгоды

В основе концепции -решение проектных проблем.

 

Иерархия проектной концепции:

1. Сформулировать проектные проблемы.

2. Сформулировать проектные задачи.

З. Сформулировать проектные требования.

 

Стили в дизайне (интерьер):

- ар-деко - стиль 30-х - последний имперский стиль

- ар-нуво - использование флористической пластики, витальные мотивы

- международный (modern) возник из конструктивизма и функционализма

- постмодернизм - эклектичен

- мемфис -предшествовал постмодернизму

- кич

- неоклассицизм

- эклектика - набор разных элементов среды (амер интерьеры)

- традиционный стиль - наследует порядок, образ жизни прошлых веков

- экзотический стиль - стилизация под этнику

- техно - стиль высоких технологий (не путать с хай-теком)


 14. Экономические основы дизайна. Дизайн в системе маркетинга. Ориентация дизайна на систему потребления: типологии потребителей и проблемы ассортимента. Понятие и принципы построения фирменного стиля.

 

Фирменный стиль - это совокупность художественных  и текстовых элементов, объединенных одной идеей, цветовым решением, которая позволяет вашей фирме быть узнаваемой среди множества конкурентов, завоевывать авторитет на рынке и формировать положительный образ фирмы в глазах потребителей и партнеров.

 

Основные элементы фирменного стиля:

Фирменный знак (торговый знак, торговая марка)

Логотип (русский, английский)

Фирменный блок (знак + логотип)

Фирменное сочетание цветов

Набор шрифтов

Носители: визитная карточка, фирменный бланк, бланк счета, факса, фирменный конверт, фирменная папка, фирменные сувениры, листовки, открытки, буклеты, каталоги, календари, слоган.

 

Три правила фирменного стиля: (Идентификация, объединение)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: