double arrow

Ценовая политика и ее цели. Основные принципы и методы ценообразования промышленного предприятия


Ценам и ценообразованию принадлежит центральное место в экономическом механизме правления промышленным предприя­тием. В современных условиях концентрации производства и мо­нополистического регулирования рынков существенно измени­лись условия формирования цен, их роль и значение в экономи­ческой деятельности предприятия. А именно:

· произошли качественные изменения механизма ценообразова­ния, представляющего сложную систему взаимозависимых дейст­вий и функций регулирования и рыночной конкуренции;

· возросла роль факторов, определяющих уровень цен на конеч­ную продукцию, не связанных с действием закона стоимости. В силу этого роль цен как регуляторов производства существенно ослаб­лена. К таким факторам следует отнести управленческие решения, связанные с реализацией функций маркетинга и планирования с наиболее полным учетом потребностей рынка;

· усилилась роль долгосрочных планов и программ развития про­изводства в ориентации на них всей производственной деятель­ности предприятия, его отделений и дочерних компаний. Это выдвигает требования относительной устойчивости рыночных условий и стабильных цен или стабильных тенденций в их изме­нении;

· рыночные цены на большинство товаров мирового рынка уста­навливаются не в результате стихийной конкуренции, а по согласо­ванию производственной и рыночной стратегии и политики соот­ветствующих фирм отрасли;

· промышленные предприятия планируют свою политику цен в долгосрочной перспективе и стремятся приспособить предложение товаров к заранее прогнозируемому спросу.

Учитывая эти изменения, политика ценообразования должна предопределять краткосрочную и долгосрочную рентабельность продукции и предприятия в целом. Эффективное ценообразова­ние во многих случаях дает возможность увеличить прибыль пред­приятия. Особое место занимает ценовая политика предприятия в долгосрочном плане его развития.

Цели ценовой политики:

1. Обеспечение обоснованного планирования и согласованно­го регулирования цен на базе проведения всестороннего анализа рынка и целевой ориентации производства с учетом оптимизации объемов производства, степени загрузки производственных мощ­ностей, обеспечения необходимых капиталовложений и новаций для повышения производительности, качества и технического уровня производства, достаточных для удержания и укрепления рыночной позиции предприятия в условиях конкуренции.

2. Создание условий для поддержания единых цен на однотип­ную продукцию на мировом рынке.

Реализация этих целей осуществляется в тесной увязке цено­вой политики с маркетинговой деятельностью, проведением тех­нической и инвестиционной политики предприятия, направлен­ных на полное удовлетворение платежеспособного спроса рынка и поддержание уровня издержек производства и сбыта, обеспечива­ющего запланированную прибыль и конкурентоспособность.

Главная стратегическая задача предприятия заключается в том, чтобы предложить покупателю товар, ценность которого позволя­ла бы назначить цену, превышающую издержки.

При определении ценовой политики следует иметь в виду, что в качестве долгосрочной цели предприятие всегда стремится к установлению более высоких цен на товар, качество которого мо­жет заинтересовать покупателя. Покупатели выбирают поставщи­ков, товары которых обладают наибольшей ценностью. При этом ценность определяется как функция качества товара и его цены. Стратегические цели и ценовая политика предприятия должны предусматривать конкурентоспособность товара за счет иннова­ций, качества, скорости доставки, сервиса и других преимуществ перед конкурентами, а не за счет снижения цен и уменьшения его рентабельности (прибыльности).

Публикуемые и расчетные цены. Предприятия, как правило, при взаимных расчетах и расчетах с внешними контрагентами ис­пользуют два вида цен: расчетные и публикуемые. Публикуемые цены являются твердыми фиксируемыми, к ним относят прейску­рантные и справочные цены, цены биржевых котировок, цены фактических сделок крупных фирм на мировом рынке, сведения о которых публикуются в печати. Публикуемые цены отражают уро­вень мировых цен. Расчетные цены — это цены поставщика, уста­навливаемые на сложное промышленное оборудование, изготав­ливаемое по индивидуальным заказам, и на другую нестандартную продукцию. Такие цены принято называть договорными. Дого­ворные цены отражают достигнутый уровень эффективности про­изводства предприятия-производителя продукции. Справочные цены на однородную продукцию также отличают относительная стабильность и единый уровень на мировом рынке. Справочные цены на сырьевые товары, как правило, представляют так называ­емые базисные цены (для определенного качества, специфика­ции, размеров, химического состава и т.п.). В то же время методы установления справочных цен натразличные товары существенно разнятся.

В общем случае при установлении цены предприятие может иметь два крайних варианта: низкая цена, при которой прибыль невозможна и слишком высокая цена, когда пропадает спрос на продукцию (покупатель не может оплатить такую цену). Для опре­деления лучшей цены, находящейся между двумя крайними ее значениями, предприятие должно учитывать затраты, цены кон­курентов и другие внутренние и внешние факторы.

Основные принципы и методы ценообразования промышленного предприятия

При определении цены продукции используется один из из­вестных подходов к ее формированию, определяющих принципы ценообразования, в том числе:

♦ ценообразование на основе себестоимости;

♦ ценообразование на основе потребительской ценности продук­ции (услуг);

♦ ценообразование, основанное на учете поведения конкурен­тов.

Принципы ценообразования часто называют методами или методологией установления цен и определения структуры цены. Наиболее известные методы ценообразования приведены в табл.

Метод (принцип) Содержание
Установление цены на уровне себестои­мости выполненных работ плюс надбав­ка Метод предусматривает установление цены путем определения себестоимости на основании переменных и постоянных издержек производства и сбыта продук­ции (услуг) с учетом объема ее продаж и прибавления к себестоимости стандартной надбавки, составляющей прибыль
«Целевое» ценооб­разование Метод предполагает установление цены с учетом из­держек производства и сбыта плюс целевая норма прибыли. При установлении цены на сложное изделие или комплектное промышленное оборудование уста­навливается цена обшей поставки и каждой отдельной части с учетом технических услуг (по проектирова­нию, монтажу и пуску оборудования в эксплуатацию). Является разновидностью более общего (и более тру­доемкого) метода, в основу которого положен при­нцип безубыточности производства
Скользящая цена При заключении договора предусматривается возмож­ность ее изменения в процессе исполнения этого дого­вора путем пересмотра базисной цены с учетом кор­ректировки статей расходов. Особенностью метода яв­ляется установление структуры цены по статьям затрат (постоянных, на материалы, на зарплату и т.д.). Струк­тура цены позволяет судить о конкурентоспособности продукции на рынке и об источниках прибыли
Установление цены на основе воспри­нимаемой ценности Основным фактором, определяющим цену в рамках этого метода, служит восприятие ценности товара по­купателем. Ценообразование на основе ценности означает, что продавец во многих случаях не может проектировать товар и разработать маркетинговую программу, прежде чем будет установлена цена на этот товар
Ценообразование, основанное на уче­те конкуренции Реализуется на основе уровня текущих и закрытых цен. При ценообразовании на основе уровня текущих цен предприятие формирует цену, главным образом, на основе цен конкурентов. Цена может устанавли­ваться больше, меньше или равной цене конкурентов. При ценообразовании на основе закрытых торгов предприятие также ориентируется на цены конкурен­тов, но, как правило, устанавливает свою цену ниже конкурентов, чтобы выиграть торги
Ценообразование в рамках внутри­фирменного расчета Цены выполняют свои функции в модифицирован­ном виде, так как внутрифирменный расчет не име­ет коммерческого характера. По существу они явля­ются результатом хозяйственной политики предприя­тия (корпорации) и носят в основном расчетный ха­рактер

Формирование внутрифирменных цен. Особенности ценообра­зования в условиях внутрифирменного хозяйственного расчета связаны с рядом факторов. Во-первых, предприятие организуют свою деятельность в широком круге стран, имеющих различное законодательство и условия производства (уровень зарплаты, эле­менты издержек производства), уровень цен, конкуренции^, сте­пень монополизации рынка и т.д. В силу этого механизм внутри­фирменного ценообразования направлен на максимальное ис­пользование преимуществ рынков стран в целях получения наи­высшей прибыли по предприятию в целом. Во-вторых, внутри­фирменные цены выступают как внешнеторговые цены отдельных стран и выполняют функцию платежа в международном товаро­обороте. В-третьих, трансфертные цены используются как эконо­мический рычаг в реализации функций планирования и контроля и являются важнейшим элементом экономической политики предприятия. Эти цены (как и цены в коммерческих расчетах) устанавливаются на основе единой ценовой политики, разрабаты­ваемой на высшем уровне управления предприятия.

В практике отработки и внедрения механизма внутрифирмен­ного ценообразования сложились следующие подходы (методы) определения внутрифирменных цен:

· внутрифирменные цены, основанные на издержках про­изводства;

· внутрифирменные цены, основанные на рыночных ценах;

· внутрифирменные цены, основанные на фактической цене конечной продукции;

· внутрифирменные цены, формируемые на договорной ос­нове;

· вмешанные методы внутрифирменного ценообразования.

Система внутрифирменного управления использует механизм внутрифирменного ценообразования и конкретной политики установления трансферных цен для формирования расчетной прибыли отделений, являющейся активным показателем эффек­тивности внутрифирменных отношений в процессе управления, а также эффективности работы отделений и предприятия в целом.

Наметившаяся устойчивая тенденция в мировой практике проявляется в тяготении методологии внутрифирменного ценооб­разования к рыночным механизмам, т.е. к использованию рыноч­ных подходов и рыночных цен.

Во всех существующих системах внутрифирменного ценообра­зования нижним (внутренним) пределом внутрифирменной цены являются затраты отделения поставщика, а верхним — рыночная цена.

10.конкурентоспособность продукции. Основные факторы обеспечения конкурентоспособности, показатели и порядок оценки конкурентоспособности.

Конкурентоспособность является экономической категорией (характеристикой), определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно – сбытовой деятельности под угрозой вытеснения конкретного целевого рынка. Конкурентоспособность стала главным показателем успеха товара и его изготовителя на рынке. Конкурентоспособность характеризует успешную деятельность предприятия по занятию и удержанию устойчивой позиции на рынке и обеспечению его экономического благополучия. Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющий успех этого товара и его производителя на рынке.

Успех конкретного товара на рынке означает предпочтение покупателя, отданное предприятию-производителю этого товара в условиях широкого предложения товаров-аналогов другими производителями. Конкурентоспособность товара (услуг) характеризует и конкурентоспособность предприятия-производителя.

Конкурентоспособность конкретного товара определяется сравнительной оценкой его характеристик по отношению к товарам конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия характеризуется конкурентоспособностью конкретного товара на конкретном рынке.

Конкурентоспособность производителя конкретного товара (услуги) объективно может быть оценена относительным объемом его продаж на целевом рынке (рынках). Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью показателей, объединенных в 3 группы: качественные, экономические и организационно – коммерческие показатели.

Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность. Все качественные показатели модно разделить на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной (классификационной) группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара.

Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, определяющие качество продукции. В зависимости от выполняемой роли при оценке конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на 2 группы: используемые для проверки обязательных условий, которым должна соответствовать продукция (регламентируемые показатели), и используемые для сравнения конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя определенным свойствами (сопоставляемые показатели).

Регламентируемые показатели характеризуют безопасность товара, его патентную чистоту, соответствие национальным и международным стандартам, требования к сертификации товара. Регламентирующие показатели включают экологические показатели (характеризуют степень воздействия на окружающую среду при эксплуатации продукции), показатели безопасности (связаны с обеспечением безопасности для человека при потреблении), показатели взаимозаменяемости и совместимости (характеризуют насыщенность товара унифицированными, стандартными и оригинальными составными частями).

Сопоставимые показатели конкурентоспособности продукции имеют большое значение для конкретного потребителя. Они включают показатели надежности, функциональности, эргономические, эстетические и др.

Функциональные показатели определяют, какую основную потребность и каким образом удовлетворяет товар. Группа функциональных показателей включает показатели совершенства выполнения основной функции, универсальность применения и совершенства выполнения вспомогательных функций. Эффективность функционирования продукции может быть определена по следующей формуле:

Э = n/N*100%,

где n – количество используемых функций; N – общее количество функций.

Показатели надежности продукции определяют, как выполняет предмет потребления свои функции в течение срока эксплуатации. Надежность характеризует качество, определяемое с учетом времени использования (потребления) продукции.

Эргономические показатели обеспечивают оценку удобства и комфорта эксплуатации продукции в системе «человек-изделие-среда».

Эстетические показатели определяют эстетическую ценность продукции и способность удовлетворять эстетические потребности человека. Эстетические показатели особенно значимы для товаров длительного пользования (мебель, бытовая техника и др.), которые обслуживают человека и формируют его окружающую среду.

Экономические показатели конкурентоспособности товара включают единовременные затраты на приобретение и эксплуатацию товара, которые в совокупности образуют такой показатель, как цена потребления товара.

Организационно – коммерческие показатели определяют конкурентоспособность товара в зависимости от характера и качества исследований рынка, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулированию продаж, рекламной деятельности, целевой стратегии предприятия – изготовителя, результативности функционирования сбытовой сети и каналов товародвижения. Данные показатели определяют эффективность маркетинговой и коммерческой деятельности предприятия.

Одним из основных методов конкурентоспособности продукции является рейтинговая оценка. Ее суть заключается в том, что в ходе экспертизы определяются и ранжируются в порядке значимости наиболее важные параметры продукции. После проведения испытаний свойства товара оцениваются по пятибалльной шкале. Средневзвешенная оценка складывается из частных испытаний по определенным разделам. На основании анализа средневзвешенных оценок делается вывод о конкурентоспособности продукции.

Оценка (анализ) конкурентоспособности продукции проводится поэтапно.

На первом этапе оценки проводятся маркетинговые исследования рынка, в результате которых определяется емкость рынка, аналогичные изделия, состояние конкуренции, уровень цен и тенденции их развития, деятельность конкурентов, круг потребителей. По информации о потребностях покупателей формируются требования к товару.

На втором этапе осуществляется выбор показателей, по которым будет производиться оценка конкурентоспособности. При выборе конкретных показателей конкурентоспособности предварительно проводится оценка их важности и весомости для конкретного товара. Расчет коэффициента весомости осуществляется экспертным методом.

На третьем этапе формируется группа аналогов, устанавливаются значения их показателей, и выбирается базовый образец.

На четвертом этапе проводится сопоставление показателей оцениваемого и базового образцов, которое выполняется отдельно по качественным и экономическим показателям. Сопоставление значений единичных показателей с их базовыми значениями осуществляется по одной из следующих формул:

qi = Pi / Piб или qi = Piб / Pi,

где qi – значение оценки i – го показателя конкурентоспособности товара; Pi - значение оценки i – го показателя оцениваемого товара; P – базовое значение i – го показателя;

Для получения группового показателя на базе единичных оценок, характеризующего соответствие продукции ее потребности, необходимо учесть значимость каждого единичного показателя

n

Iк.п. = ∑qi ai ,

i=1

где Iк.п. – групповой индекс по качественным показателям, qi – значение оценки i-го показателя, ai – коэффициент весомости i-го показателя, n – число показателей, принимаемых во внимание.

Расчет индекса конкурентоспособности по экономическим показателям проводится по формуле

Iэ.п. = С / Сб,

где Iэ.п. – групповой индекс по экономическим показателям, С – цена потребления исследуемого товара, Сб – цена потребления базового товара.

Цена потребления является сложным показателем и может быть представлена в виде суммы затрат по отдельным ее составляющим показателям, поэтому более рационально вести расчет группового индекса по следующей формуле:

n

Iэ.п. = ∑qiai,

i=1

где qi – значение оценки i-го экономического показателя анализируемого товара, ai – доля затрат по отдельным единичным показателям в цене потребления.

Анализ ценовой привлекательности товара проводится на основе сопоставления цен приобретения и цен потребления товаров (продукции).

Расчет комплексного показателя конкурентоспособности приводится на основе групповых показателей по экономическим и качественным показателям. Данный показатель может быть определен по следующей формуле:

K = I2к.п. / Iэ.п.,

где К – комплексный показатель конкурентоспособности товара по отношению к базовому образцу, Iк.п. и Iэ.п. – групповые индексы конкурентоспособности по качественным и экономическим показателям соответственно.

На основе рассчитанного показателя формируется вывод о конкурентоспособности оцениваемого товара. При К<1 анализируемое изделие уступает базовому, если К=1, то конкур.сп-ть оцениваемого и базового равная, если К>1 – анализируемое изделие превосходит по конкур.сп-ти базовый образец. При отрицательном результате оценки приведенных выше показателей разрабатываются мероприятия по повышению конкур.сп-ти продукции.

11.Формирование конкурентных преимуществ организации: основные направления формирования конкурентных преимуществ и инновационное развитие организации

Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров и услуг, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействий рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства , приложения труда и капитала , купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются: цена и качество товара , соотношение цены и качества, сервис , престижность, товарный знак предприятия.

Конкурентноспособность предприятия хар-ся двумя группами показателей :

·Характеристики товарара , формируемые производством , опр конкурентность товара.

·Экономические и технические характеристики условий создания , производства и сбыта товаров, характеризующие ценовую конкурентноспособность товара и конкур-ть предприятия-производителя в целом. На конкур-ть товара и предприятия также оказывают влияние уровень конкуренции в отрасли , изменение соотношения спроса и предложения ,финансовые и другие макроэкомические условия.

Конкур-ые преимущества организации отражают реальные возможности предприятия в конкуренции на конкретном рынке. Они определяются на основании анализа сильных и слабых сторон организации в сравнении с конкурентами. Реализация этих возможностей осуществляется через мероприятия , разрабатываемые по результатам такого анализа. Мониторинг и изучения конкурентноспособности товара должны вестись систематически и непрерывно с учетом фаз его жизненного цикла для своевременного определения изменений конкурентноспособности. Оценка этих изменений и тенденций развития целевого рынка позволяет организации своевременно принимать упреждающие решения, направленные на сохранение или укрепления рыночной позиции предприятия. Базой для мероприятия служат численные показатели, определяющие позицию на рынке , степень конкурентной устойчивости этой позиции и возможные ее изменения.

В качестве основных направлений формирования конкурентных возможностей предприятия могут рассматриваться:*Ориентация деятельности на выпуск продукции , пользующейся спросом на рынке ;*Обеспечение через продажу конкурентных на рынке товаров получения намеченных и стабильных конечных показателей;*Поддержание более низких издержек производства по отношению к конкурентам;*Обеспечение более высокой производительности труда по сравнению со среднеотраслевой;*Обеспечение качества продукции , требуемого рынком;*Обеспечение технического уровня производства и продукции, позволяющих расширять производство и объем продаж;*совершенствование сбытовой сети (анализ издержек на сбыт и транспортировку товаров, а также необходимых мер для сокращения этих расходов в объемах, обеспечивающих получение желаемой прибыли);*обеспечение финансовых возможностей предприятия и других факторов, способствующих формированию конкурентоспособных преимуществ.

Инновации являются главным средством обеспечения конкурентноспособности продукции и устойчивого успеха предприятия на рынке в целом. Управление инновационной деятельности является сосавной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием. Стратегия инновационной деятельности предприятия ориентирована на научно-технический парогресс , на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентноспособности продукции и предприятия в целом.

Это достигается детальной разработкой целей инновационной деятельности на основе стратегических программ развития предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется в выработке стратегии и технической политики нововведений и конкретных мер по их реализации.

12.Сущность и содержание инновационного менеджмента. Общие принципы и этапы разработки инновационной стратегии предприятия

Инновационный менеджмент как профессиональная управленческая деятельность представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента , связанную со стратегическим развитием предприятия и обеспечением его конкурентной позиции на рынке в длительном периоде. Объектом управления в ин. Менеджменте выступают инновационные процессы.

Сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью с использованием принципов , функций и методов менеджмента , направленное на достижение общих целей развития предприятия и обеспечения его конкурентной позиции на рынке.

Содержание инновационного менеджмента включает:

·Разработку планов и программ инноваций

·Рассмотрение анализ и оценку проектов создания новых продуктов и развития производства

·Координацию деятельности подразделений предприятия в сфере инноваций и проведение и проведение единой инновационной политики

·Мониторинг хода разработки новой продукции и ее внедрение в производство

·Взаимодействие с маркетинговой деятельностью при формировании основных направлений научно-технической и производственной деятельности для обеспечения конкурентноспособности продукции и эффективности предприятий с учетом требований потребителей , конкуренции в обществе и рыночной коньюктуры

·Обоснование и обеспечение программ инновационной деятельности предприятия финансовыми средствами , материальными ресурсами и квалифицированным персоналом

·Создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем: от определения идеи до организации серийного производства новой продукции.

Инновационная стратегия явл инструментом, помогающим в принятии управленческих решений при создании и проведении необходимых нововведений и изменений на предприятии с целью достижения желаемого стратегического результата.

Инновационную стратегию можно представить как генеральный план действий в сфере инновационной деятельности , определяющий приоритеты ее направлений и форм , характер формирования новаций и необходимых инвестиционных ресурсов, а также последовательность этапов реализации долгосрочных проектов , обеспечивающих желаемое общее развитие предприятия.

Разработка инновационной стратегии включает:

·определение общей направленности инновационной деятельности , обеспечивающее рыночный успех предприятия в долгосрочном периоде;

·определение приоритетных направлений и форм инновационной деятельности;

·формулирование целей инновационной деятельности , отражающих желаемые результаты развития преприятия и направленных на фомирование его конкурентных преимуществ;

·оптимизацию структуры формируемых инвестиционных ресурсов и их распределение по наиболее важным стратегическим направлениям инновационной деятельности;

·выработку инновационной политики по принятым направлениям инвестиционной деятельности и по наиболее важным аспектам обеспечения устойчивой рыночной позиции предприятия;

·поддержание взаимоотношений с внешней инновационной средой

Процесс разработки инновационной стратегии выступает в качестве важнейшей составной части общей системы стратегического выбора предприятия , основными элементами которого являются общие стратегические цели развития , система деловых и функциональных стратегий в разрезе конкретных видов деятельности, способы формирования и распределения ресурсов.

Определение общей стратегии осуществления инновационной деятельности ,производится.посредством выбора из двух базовых вариантов. В первом варианте общая стратегия направлена на постоянный поиск стратегических окон и использование достижений НТП для создания новых видов товаров и способов удовлетворения общественных потребностей , призванных обеспечить лидерство на рынке и в отрасли , включая стремление к диверсификации научных исследований и бизнеса предприятия.

Во втором варианте инновационная деятельность направлена на постоянное совершенствование товаров и услуг путем их модификации и улучшения качества , а также повышения эффективности производства и обслуживания покупателей.

13.Общие подходы к оценке инноваций, показатели эффективности инновационного проекта и порядок их оценки

Оценка инноваций предусматривает оценку их эффективности с детализацией конкретных инноваций (инновационных проектов) и инновационных программ применительно к организациям, которые осуществляют инновационную деятельность. Для этих целей успешно применяется управление проектами.

Ключевым положением концепции-управления проектами, используемым при управлении инновационной деятельностью на предприятии и оценке ее эффективности, является определение ожидаемого результата до начала осуществления инвестиций в реализацию конкретной новации, используя опробованные практикой методы и модели такой оценки в рамках, управления проектами.

Оценка, проводимая на уровне инновационной идеи, должна содержать выводы о принципиальной осуществимости идеи и предварительную оценку выгоды от ее реализации. При оценке использования инновации (предлагаемого проекта) оценивается осуществимость конкретных целей и жизнеспособность альтернатив проекта, реализующего этот замысел. Оценка эффективности инновации предусматривает оценку жизнеспособности и эффективности конкретного технически осуществимого проекта. Во всех случаях принятия решения об осуществлении инновации инвестором или другими организациями, участвующими в ее реализации, оценивается эффективность и устойчивость проекта в прогнозируемых условиях его осуществления.

В общем случае схема определения ожидаемого результата (ценности) проекта, реализуемая в рамках управления проектами, может быть выражена формулой:

Результат (ценность) = измеренные выгоды - измеренные затраты проекта

Оценка эффективности инновации предусматривает оценку жизнеспособности и эффективности конкретного технически осуществимого проекта, определяющего ее осуществление. Эффективность инновации при таком подходе определяется эффективностью проекта ее создания и внедрения, которая оценивается на основе затрат и выгод при осуществлении этого проекта.

Проектный анализ любого технически реализуемого инновационного проекта включает, по крайней мере, три элемента обоснования будущих инвестиций для его осуществления:

1) оценку финансово-экономической жизнеспособности;

2) оценку потенциала доходности и ликвидности инновационного проекта;

3) анализ риска реализации проекта и получения выгоды от его внедрения.

Проектный анализ базируется на оценке двух главных составляющих технически реализуемого проекта: затраты (инвестиции), связанные с проектом; доходы от осуществления проекта.

Затраты по проекту. При оценке затрат, связанных с проектом, учитываются две группы затрат: капитальные (инвестиционные) затраты и затраты на производство продукции. Инвестиционные затраты включают капитальные вложения в основные фонды и начальный (чистый) оборотный капитал. Эксплуатационные затраты включают себестоимость продукции, созданной в результате реализации проекта, и затраты на ее реализацию, включая маркетинговые расходы. Отдельно выделяется амортизация.

Доходы от проекта включают объем реализации продукции и услуг, связанных с проектом, а также иные поступления.

Для оценки эффективности инновационного проекта используются показатели:чистый дисконтированный доход (или чистая дисконтированная стоимость), индекс доходностиили рентабельности, внутренняянорма доходности исрок (период) окупаемости проекта.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД), как правило, рассчитывается при постоянной ставке дисконтирования на время реализации проекта. Другое встречающееся название ЧДД —интегральный эффект. В международной практике для ЧДД принято обозначение NPV.

N n

ЧДД(NPV)= ∑ (Sn – Cn)× 1/ (1+i)

n=0

где Sn ~ результаты (доходы) на п-ом шаге расчета;

Сп - затраты на п-ом шаге расчета;

N - горизонт расчета (планирование реализации и эксплуатации

проекта);

Э = Sn - Сп - выгода, достигаемая на п~ом шаге;

i - ставка (норма) дисконта.

Модифицированный показатель ЧДД(NPV) выражает разницу между суммой приведенных эффектов (доходов) и приведенных к этому же моменту времени капитальных вложений.

n

ЧДД(NPV)=∑(Sn – Cn)×1/(1+i) - K

где К- сумма дисконтированных капиталовложений (инвестиций).

Рентабельность проекта (соотношение «затраты-выгоды) PI определяется как отношение всей суммы дисконтированных доходов по проекту А к сумме дисконтированных инвестиционных затрат К, выраженное в процентах.

P1=A/K×100%.

Данное соотношение определяет общую сумму поступлений, приходящуюся на одну денежную единицу инвестиций.

Для оценки эффективности инвестирования (инвестиционного проекта) в качестве показателя часто используется индекс доходности (ИД), который определяется аналогично PI.

N n

ИД=1/K ∑ (Sn – Cn) × 1/(1+i)

n=0

Если ИД превышает единицу, то проект является эффективным, то есть он приносит доход. Если ИД меньше единицы — проект убыточен (неэффективен).

Внутренняя норма доходности проекта (ВНД) представляет собой ту норму дисконта i, при которой величина чистого дисконтированного дохода равна дисконтированным капитальным вложениям (стоимости проекта). В международной практике для этого показателя используется обозначение IRR.

N n n

ВНД=∑ (Sn – Cn)/(1+i) = ∑ kn/(1+i)

i=0

Внутренняя норма доходности проекта, определенная в процессе расчета, сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал с учетом платы за риск осуществления проекта и прогнозируемой инфляции. Если она выше или соответствует требованиям инвестора (кредитора или других участников проекта), то инвестиции в этот проект оправданы. Если сравнение оценок проекта по показателям NPV и IRR приводит к противоположным результатам, то предпочтение следует отдавать проекту с более высоким чистым дисконтированным доходом.

Срок окупаемости определяется из условия А=К.

Оценка показателей доходности, рентабельности и окупаемости осуществляется на основании потоков реальных денег, называемых также денежными потоками, которые определяются для каждого интервала времени (измеряемого как период или шаг оценки). Значение потока реальных денег обозначается через CF («кеш - флоу»). При этом различают CF(t), если оценка относится к моменту времени t, и CF(m), если значение относится к т-му шагу оценки. В общем случае может быть использована формула:

чистая капитальные (инвестиционные)

СF= прибыль + амортизация - затраты и изменения

по проекту в рабочемкапитале

В период, когда CF> 0, проект дает доход и предприятие платежеспособно, когда CF < 0, требуются дополнительные инвестиции для продолжения работ по осуществлению проекта. Приведенная формула дает общее представление о потоке реальных денег в каждый расчетный момент времени. При этом на каждом шаге расчета значение потока реальных денег характеризуется притоком, оттоком и сальдо, равным разности между притоком и оттоком. Потоки реальных денег включают денежные поступления от инвестиционной, операционной (производственной) и финансовой деятельности предприятия, реализующего проект.

14.Экономическая сущность и формы инвестиций. Инвестиционный процесс, субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Под инвестициямипонимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, а также имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Различают три типа инвестиций: реальные, финансовые и интеллектуальные. Реальные инвестиции представляют долговременные вложения средств в сферу материального производства, в том числе в материальные и нематериальные активы. Финансовые инвестиции - это вложение денежных средств в ценные бумаги и целевые денежные вклады. Интеллектуальными инвестициями называют вложение средств в подготовку специалистов, приобретение лицензий, «ноу-хау», совместные разработки. Инвестиции могут быть прямыми (например, реальные и интеллектуальные инвестиции) и непрямыми, которые осуществляются через посредника и других участников инвестиционного процесса. К ним, как правило, относят финансовые инвестиции.

В действующем законодательстве под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных статьей 5 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь.

Инвестиции в реальный сектор экономики осуществляются как физическими, так и юридическими лицами. Инвестиции в реальный сектор экономики преследуют цели расширенного воспроизводства. Инвестиционная деятельность, связанная с ними, направлена на обеспечение богатства и благосостояния общества.

Целями инвестирования для отдельно взятых физических лиц (граждан Республики Беларусь и иностранных физических лиц) являются: получение текущих доходов, накопление для крупных расходов, накопления перед выходом на пенсию, защита от налогов. При этом физические лица участвуют в инвестировании, как правило, за счет накопления личных средств.

Инвестиции в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли или другого значимого результата осуществляются в различных формах. При учете, анализе и планировании они классифицируются по отдельным признакам. В практике инвестиционной деятельности выделяются следующие квалификационные признаки:

объекты вложения;

характер участия в инвестировании:

по периоду инвестирования;

по форме собственности;

по региональному признаку;

по уровню инвестиционного риска.

Классификация инвестиций в соответствии с приведенными признаками приведена в табл. 1.

Признак Виды Формы  
Объекты вложения Реальные инвестиции Капиталовложения (материальные активы); по отраслевой структуре; воспроизводственной структуре, по технологической структуре. Инновации (нематериальные активы)
Финансовые инвестиции Долевые (акции) Долговые (облигации)  
Характер участия в инвестировании Прямые Косвенные    
Периоды инвестирования Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные    
Формы собственности Частные Государственные    
Регион Внутри страны За рубежом    
Инвестиционный риск Безрисковые Низкорисковые Среднерисковые Высокорисковыс Спекулятивные    

Применительно к конкретным объектам вложения интеллектуальные инвестици учитываются в реальных инвестициях (в составе материальных или нематериальных активов) либо как отдельные сопутствующие инвестиции при осуществлении соответствующих инвестиционных проектов и программ.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики и другие участники инвестиционного процесса (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и т.д.). Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Основным субъектом инвестиционной деятельности является инвестор, который осуществляет инвестиционную деятельность путем вложения собственных, заемных или привлеченных средств в объекты инвестиций (проекты, программы) и обеспечивает их целевое использование для получения дохода или другого значимого результата. В качестве инвесторов могут выступать:

- органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами:

-- отечественные физические и юридические лица, предпринимательские объединения и другие юридические лица;

- иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников. Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

Общая классификация субъектов инвестирования приведена в табл. 1.2.

Признак Виды
Направления основной деягельности   Индивидуальные Институциональные
Цели инвестирования     Стратегические Портфельные
Принадлежность к резидентам   Отечественные Зарубежные

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства Республики Беларусь, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и право на интеллектуальную собственность.

Инвестиционная деятельность в целом рассматривается как инвестиционный процесс,элементы которого могут быть представлены его участниками и инструментами, в том числе:

- финансовые инструменты;

- финансовые рынки;

- рыночная цена;

- денежный рынок;

- рынок капиталов;

- индивидуальные инвесторы.

Существует широкий спектр финансовых документов, которые различаются по сроку действия, издержкам, риску, доходности и особенностям налогообложения, в том числе:

1. Краткосрочные инструменты

2. Обыкновенные акции

3. Ценные бумаги с фиксированным доходом

4. Спекулятивные инструменты

5. Другие популярные инвестиционные инструменты

Общий алгоритм осуществления инвестиционной деятельности определяет последовательность этапов принятия конкретных решений по форме участия в инвестиционном процессе (общие условия инвестировав ния). постановке целей инвестирования, выбору конкретного варианта инвестирования, формированию портфеля инвестиции и управлению им при осуществлении этой деятельности.

1-й этап. Предварительные условия инвестирования.Суть этого этапа заключается в определении инвестором цели будущих инвестиций, которые могут быть связаны с использованием текущих денежных средств или получением выгоды в будущем , т.е. определении вида инвестиций, в т.ч. реальных или финансовых. 2-й этап. Постановка целей инвестирования.Цели инвестирования определяют конкретные значения характеристик результата осуществления инвестиционнойдеятельности инвестором с учетом предварительного определения вида (видов) будущих инвестиций.

3-й этап. Оценка эффективности инвестиционных проектов и финансовых инструментов.Результатами оценки должны быть конкретные параметры доходности, риска, ценыи эффективности рассматриваемых финансовых инструментов и инвестиционныхпроектов для достижения

поставленных целей.

4-й этап. Выбор конкретного варианта инвестирования.Предусматривает идентификацию конкретных вариантов осуществления инвестиционной деятельности, обеспечивающихсоответствие ожидаемого (прогнозируемого) результатапоставленным целям,приемлемым уровнямдоходности, риска и цены.5-й этап. Формирование диверсифицированного портфеля.Под диверсификацией портфеля понимается включение в портфель различных финансовых инструментов с целью повышения доходности или уменьшения риска. Различают две формы диверсификации: а) случайная диверсификация,когда выбор финансовых инструментов не связан с поставленной инвестиционной целью; б) целенаправленная диверсификация, когда выбор финансовых инструментов осуществляется для достижения поставленной цели, ради которой формируется портфель.

6-й этап. Управление портфелем.Предусматривает создание набора финансовых инструментов, а также слежение за ними и, изменение структуры портфеля в соответствии с фактической динамикой тех или иных инструментов и условий их применения.


Сейчас читают про: