Дизайн-программа появилась с возникновением крупных корпораций.
Дизайн-программа – бесконечный процесс по структуризации проектирования, производства, внедрения, сервиса одной корпорации.
Тут рассматривается комплексный и системный объект.
Дизайн-программа включает в себя 4 блока:
- проблемно-целевой блок
- концептуальный: включает проектную дизайн-концепцию, основанную на эстетико-художестввенной программе дизайна.
- организационно-управленческий: организационная программа, разработанная с помощью программно-системного подхода.
- проектно-конструкторский (блок дизайн-проектирования): учет производства, маркетинга и потребления.
Основное назначение дизайн-программы: сформировать стратегию проектирования объекта и деятельности по внедрению проекта в промышленность.
Целевой подход: дерево целей: дифференцированный и интегрированный подходы.
Огранизационная программа: призвана наладить коммуникации внутри целой программы между компонентами.
Организационная программа позволяет избежать ошибок при разработке дорогостоящих продуктов.
Специалисты: организатор – директор, генератор идей, коммуникатор, дизайновед, критик методист и другие.
Этапы разработки дизайн-программы:
Принцип параллелелизма для обеспечения максимальной скорости дизайн-программ.
1. 1.организационное программирование и управление дизайн-процессом.
2. 2.дизайн-проект от постановки проблемы до разработки и реализации.
3. 3.разработка нормативно-технической документации.
Этапы:
1. 1.подготовительные работы:
- включение дизайн-программы в перечень основных заданий в программу развития фирмы
- разработка тех задания на дизайн-программу
- разработка плана координации
- разработка директивной документации
2. разработка дизайн-программы:
- разработка частных тех заданий
- разработка координационных планов и планов выполнения работы
- проведение предпроектных исследований
- разработка дизайн-концепции
- разработка структуры дизайн-программы
- разработка организационного проекта дизайн-программы
- разработка комплексного объекта
3. реализация дизайн-программы:
- разработка программы реализации
- разработка нормативно-технической документации
- разработка рабочей документации
Тип – сходная единица конструирования научной, проектной или художественной картины мира. Каждый тип несет в себе определенную культурную (стилевую) программу. Типологизация синтетична.
Архетип – набор функций и формального решения, которые выделяют объект из всего класса вещей. Изначально сложившееся представление о вещи. 1я разработка – фирма Ericsson – телефон в 1930е гг.
Класс – множество предметов, выделяемых на основе одного или нескольких общих существенных признаков. Классификация группирует предметы по формальным признакам, она аналитична.
9. Особенности проектного мышления: критика, анализ, проблематизация, целеполагание, концептуализация, экспертная оценка, их место в процессе дизайн проектирования.
Дизайн – деятельность – критический подход к ситуации. Цель: определить противоречия между тем, что предлагается производством и представлением потребителя, общества.
Критика – это звено проектного исследования.
Анализ как познавательная деятельность. Изучение аналогов. Анализ технической и патентной информации
Проблема – это внутреннее противоречие, возникающее в области социально-культурных отношений в обществе. Эти проблемы дизайнер решает способами проектирования.
В зависимости от объекта проектирования главными могут становиться и другие проблемы.
Задача дизайнера – выстроить иерархию этих проблем.
Задачи направлены на решение этих проблем.
Целеполагание – установить цель. Может поставить заказчик – техническое задание или может сложится внутри – дизайнер сам ее ставит, видя конечный результат. Связано с морфологией, технологией, образом, функциями.
Проектная концепция – это замысел, дизайн – проект, обобщенно конструктивно излагающий идею решения актуальной, научно обоснованной, объективно существующей проблемы и пути достижения цели.
Основные блоки проектной концепции:
1. 1.идеология
2. 2.система принципов дизайнерского проектирования
3. 3.создание принципиальной проектной модели (образ)
4. 4.общеглобальное видение социально-экономической выгоды.
В основе концепции – решение проектных проблем.
Экспертная оценка – привлечение специалистов из разных областей для оценки процесса и конечного результата. Их помощь в решении проблем возникающих в их областях (конструктивные, психологические, эргономические и т.д.).
Цель экспертного анализа: выявить важнейшие достоинства и недостатки изделия для внесения предварительного оценочного суждения о его качестве. Необходимо оценить прототипы. В экспертной оценке участвуют дизайнеры, технологи, маркетологи, эргономисты.