Оперативные социс как специфический вид (ОСИ)

Шереги, Горшков Как провести социологическое исследование, Москва, 1990 г.

Все, что касается СИ

Основы прикладной социологии. Учебник для ВУЗов, Москва, 1996

Ядов Социологическое исследование: методология, программы, методы, Самара, 1999 г.

Стратегия СИ, описание, объяснение, понимание социальной реальности, Москва, 1998 г.

Батыгин Лекции по методологии СИ, Москва, 1995 г.

Давидюк Г.П. Прикладная социология, Минск, 1979 г.

Стоян Михайлов Эмпирическое социологическое исследование, Москва, 1975 г.

Ротман, Данилов, Новикова Оперативные социологические исследования. Методика и опыт организации, Минск, БГУ, 2001 г.

 

Методология – учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека, или система принципов научного познания.

Методы – способы достижения поставленной цели, совокупность приемов теоретического или практического … в действительности, также человеческой деятельности, организованной определенным образом.
СИ – система теоретических и эмпирических процедур, которые позволяют получить новые знания об изучаемом объекте.

 


Социологическое исследование. Понятие и классификации

1. Понятие социс.

2. Специальные социологические теории. Роль прикладного исследования.

3. Функции.

4. Виды социс. Критерии и классификации:

1) по цели, направленности;

2) по глубине изучения проблемы;

3) по состоянию объекта (статика/динамика);

4) по количеству исследованных и методу отбора единиц наблюдения.

 

1. Социс – система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях противоречия их развития, чтобы эти данные могли быть использованы практикой управления общественной жизнью.

 

2. ССТ – теоретические конструкции, которые могут объяснить качественную специфику развития и функционирования единообразных процессов и явлений.

Функции теории:

- методологическая (в каком направлении двигаться, чтобы изучать проблему);

- прогностическая (формулировать гипотезы о возможном ходе социальных процессов);

- объяснительная (раскрыть качественную специфику в отборе социального явления);

- воспитательная (требование поведения на профессиональном уровне).

Функции социс: изучают

- реальное состояние явлений и процессов;

- изучают факторы, которые воздействуют на их изменения;

- выясняют ведущие тенденции развития отношений и помогают находить оптимальные пути и средства их совершенствования;

- создают базу данных для основания социальных программ и управленческих решений, а также помогают оценивать эффективность;

- обобщают социальный опыт, прогнозируют социальные ситуации;

- противоречия, помогают в выработке практических рекомендаций;

- используются для контроля в состоянии дел в реальной жизни;

- способствуют информированию населения, формирования прогрессивного стиля мышления;

- формируют общественное мнение.

Получить информацию об интересах, настроениях и мнениях людей, их планах, целях, степень удовлетворенности.

 

Критерии

По цели – познавательные задачи;

Ротман:

- фундаментальные:

- теоретический – формирование и превращение ССТ;

- теоретико-практический – приращение теории с возможным выходом в управленческую практику;

- прикладные:

- практико-теоретические – решение прикладных задач с возможным обобщением результата и таким образом выходом в теорию;

- практические – получение информации для прямого использования в практике.

Ядов:

- теоретико-прикладные (решение социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению);

- прикладные (практическое решение проблем).

 

Виды:

разведовательное описательное аналитическое
(пилотажное, зондажное) Простой вид исл, поскольку решает небольшие задачи, основывается на упрощенной программе и сжатый по объему инструментарий. Инструментарий – методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации (анкета, опросный лист, бланк интервью, карточка наблюдений).   предполагает получение эмпирических сведений, которые дают относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Обычно: когда объект – достаточно большая и разнородная общность людей (предприятие, университет).   самый углубленный вид социологического анализа; цель – не только описание структурных элементов, но и выяснение причин, лежащих в его основе и обуславливающие характер, распространенность, остроту и другие свойственные черты.  

 

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер.

Изучается множество факторов:

- основные – неосновные;

- временные – постоянные;

- управляемые – неуправляемые;

- контролируемые – неконтролируемые.

По используемым методам сбора информации социс аналитического характера носит комплексный характер, в нем могут дополнять друг друга различные методы. Это требует от исследователя:

- умения увязывать социологическую информацию, получаемую разными методами;

- придерживаться определенных критериев для ее интерпретации. Отличается не только содержанием подготовительного этапа и этапа сбора информации, но и подходами к ее обработке, анализу и составлению заключительных документов.

 

Эксперимент – разновидность аналитического исследования – создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени условий функционирования интересующего исследователя объекта.

- метод исл, с помощью которого путем планомерного управления условиями получаемой ситуации проверяются и испытываются гипотезы о причинно-следственных связях.

Структура:

- экспериментатор (социолог);

- экспериментальный фактор (независимая перемен) – условие/система условий, вводимых социологом;

- эксперимент ситуация – создается в соответствии с программой исследования;

- экспериментальный объект – люди, согласившиеся участвовать в эксперименте.

Виды:

- по месту проведения:

- полевой – в естественных условиях;

- лабораторный – в специальной созданной обстановке;

- по временным направлениям:

- проективные (направленные на будущее);

- квазиэксперименты (от прошлого к настоящему);

- по логической структуре:

- параллельные – сравнение состояния 2-х или более объектов в 1 и то же время;

- последовательный – 1 и тот же объект изучается в разные интервалы времени.

 

В статике или динамике:

разовые (точечные) Повторные
дает информацию о составе объекта, о количественных характеристиках в момент его изучения. Информация статична (здесь и сейчас). вид исл, позволяющий установить направление изменения какого-либо процесса, описать его количественные параметры, установить и обосновать выявленные при первом исл закономерности и тенденции. Пример: планы выпускников СОШ и их реализация.

Ядов:

панельное когортное трендовое лонгитюдные
по единой программе на той же самой выборке и с использованием методики и процедуры анализа данных. – Наиболее стандартизированный вид исл с определенными временными рамками; цель – анализ динамики изучаемых процессов. особая разновидность панельного; отличается тем, что выборочный объект – определенная возрастная группа, изучается на протяжении длительного времени (когорта – люди одного поколения или года рождения). С помощью этого исл прослеживается, как изменяются условия жизни, ценностные ориентации, мнения и так далее. осуществляется на аналогичных выборках или в рамках единой ГС с интервалами во времени и соблюдения относительно единой системы процедур для того чтобы установить тенденции изменений и развития.   тип социологического и социально-психологического исл, направленного на фиксацию и описание всех этапов психосоциального развития жизни молодежи. Начальный этап связан с годом окончания школы, завершение – с достижением социальной зрелости. Объект – всегда молодежь.

 

Другая классификация:

- панельные;

- лонгитюдные;

- трендовые:

- когортные тренды – люди, родившиеся в одном году, изучаются в разные периоды;

- исторические тренды – когда людям всегда будет Н лет на момент их изучения.

 

Международные и межрегиональные: для выявления общего и специфического, связанного с особенностями социально-экономической ситуации, культуры, истории разных стран или особенности жизни в разных регионах одной страны (Россия):

- разовые;

- повторные – требуют условий сопоставимости 2-х и более исл, будь то сравнение по разным странам или регионам или выявление тенденций при анализе одного/нескольких …, изучаемых продолжительное время.

 

Социальный мониторинг – целостная работающая система по фиксации, хранению и производству первичного анализа получаемых сведений. Сбор данных в форме мониторинга предполагает наличие теоретической и практической базы и технических средств для его осуществления, а также наличие разветвленной сети канала связи, охватывающей все центры, плюс крупный (главный) центр.

Подсистемы:


- социологический – некоторый целостный комплекс процедур для отслеживания происходящих в обществе перемен на основе исл социальных процессов или явлений и анализа массовых представлений о них. Главная задача – получение новой и систематизированной информации через небольшие промежутки времени, когда изучается субъективное мнение людей.

 

- статистический – система получения количественных характеристик, а именно статистических показателей и коэффициент о различных сторонах жизни общества. Объективные данные

статистики и социального мониторинга представляют разную информацию (объективные/субъективные).


 

По кол-ву обследованных единиц какого-то класса:

монографические сплошные выборочные
(case study) – вид эмпирического исл, в котором в качестве объекта исл выступает только 1 единица класса исл. Она отбирается типологически на основе имеющейся информации. Предполагается, что изучаемый объект характерен для данного класса явлений. Это исл не претендует на статус репрезентативного. Его задача – детальный анализ нового или типичного явления, отсутствие информации о котором делает невозможным проведения широкого социс. осуществляется тогда, когда необходимо и возможно полностью изучить все единицы, представляющие объект исследования. Условия: небольшой объем изучает совокупность, когда люди находятся в ограниченном пространстве; тема не представляет большой сложности (форумы, выставки, ярмарки, съезды). самый распространенный – те исл, которые позволяют делать заключения о характере распределения изучаемых признаков ГС на основании рассмотрения некоторой ее части. Выборка обычно 1 500, 1 200.

 



Оперативные социс как специфический вид (ОСИ)

Специфическая характеристика – оперативность – реализующая возможность быстро и своевременно изучать конкретную ситуацию с целью определения путей решения негативных тенденций в развитии какой-либо ситуации. Достигаются посредством сокращения сроков подготовки исл, его проведения и анализа информации.

ОСИ по

- уровню пространственного охвата:

- локальные (одни город, коллектив);

- региональные (регион, область);

- национальные (в стране);

 

- временному интервалу:

- исл значительной продолжительности (5-6 месяцев);

- средней продолжительности (2-4 месяца);

- малой продолжительности/краткосрочные (1-1,5 месяца);

- экспресс-исл (от 7 часов до 7 дней);

 

ОСИ направлены на выявления отношений людей к актуальным событиям и фактам, а также степени эффективности политических или экономических мероприятий, только что проведенных. Их результаты могу и должны напрямую использоваться в практике социального управления. ОИ не только дает срочную информацию, но и вскрывает причины того или иного явления, обострения того или иного противоречия. Условия:

- предельно четкую организацию работы, расписанную по часам;

- исполнительскую дисциплину;

- применение наиболее рациональных методов сбора, обработки и анализа информации;

- эффективное сочетания данных методов;

- максимальный учет психологических особенностей и закономерности общения и восприятия людей;

- привлечение к исл работе ведущих специалистов и экспертов;

- большое кол-во интервьюеров и анкетеров;

- техническое оснащение (в том числе средства связи) и в целом интенсификацию в интересах практики.

 

Этапы социс

1. Подготовительный:

1) обсуждение вопросов исл с заказчиком;

2) разработка программы, которая дает ответ на такие вопросы: что и как будет изучаться (методология и методика);

3) составление инструментария;

4) разработка организации (рабочего плана исл: кто участвует, в какие сроки, кто за что отвечает).

2. Полевой – сбор информации:

1) составление графика работ;

2) решение организационно-технических проблем;

3) инструктаж руководителей и интервьюеров (анкетеров);

4) сбор информации разными методами, которые могут идти параллельно;

Контроль за качеством работы интервьюера; в «поле»; когда сдают информацию в центр.

 

3. Подготовка к обработке и обработка информации качественными и количественными методами:

1) подготовка информации к обработке: выбраковка, кодировка, ремонт выборки и другое.

Основная вычислительная работа и проверка вычислений; дополнительные вычисления, если они необходимы.

 

4. Анализ информации и подготовка итоговых документов:

1) работа с табуляграммами (таблицами), проверка гипотез и качественный анализ информации; написание текстов и техническое оформление документов (информация; информационная(?) записка, аналитическая записка; отчет о научно-исл работе).

 

Этап в социс – стадия реализации целей и задач исл, который характеризуется относительной независимостью, логической последовательностью, содержательной преемственностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: