Исл как познавательные процессы

1. Исл как система элементов.

2. Соотношение научных знаний и результатов исл для объяснения.

3. Понятие метода, техники, методики, процедуры.

4. Треб к социологу.

5. Требование к социологической информации.

6. Структура социологических исследовательских коллективов.

 

1. Исл – набор познавательных действий, которые обосновывают, осуществляют, контролируют и согласовывают с единой точкой зрения. Каждое действие социолога вкладывается в единую систему – социс.

Социс:

1) научная проблема;

2) выдвижение, разработка гипотез;

3) выбор объекта и предмета исл;

4) исходные познавательные задачи (эмпирические, методические и другие) и методы познания.

 

Требования:

1) такая система может быть подвергнута эмпирической проверке путем сопоставления с реальной познавательной деятельностью в науке;

2) не существует каких-либо альтернатив составным элементам. Если исключить 1 - система нарушится;

3) выделение системных элементов позволяет ограничить систему самих познавательных действий от структурой теорий, структуры изучения объектов и от структуры научного познания в целом;

4) выделенные структуры элементов можно представить в виде системы взаимосвязи специфических относительно самостоятельных познавательных задач, решение которых необходимо для получения планируемых результатов.

 

2. Давидюк: когда обнаружено новое социальное явление:

1) новые факты логически объясняются, полностью укладываются в рамки уже существующих знаний, и их достаточно для объяснения новых обнаруженных данных;

2) НФ для своего объяснения требуют новых понятий, новых категорий, поэтому каждое социс при разработке программы диктует необходимость осуществления эмпирической интерпретации, то есть, сопоставить старое и новое понятие, начинить его новым содержанием. Пример: попрошайки на улице. СССР: уголовная ответственность;

3) НФ и проблемы для своего объяснения требуют создания специальных теорий, которые перерастают уровень имеющихся теорий; новые выявленные факты, данные опровергают ту или иную теорию. Пример: раньше: чем выше доходы, тем больше детей. Сейчас: чем выше доходы, тем меньше детей;

4) новые проблемы требуют иного, чем раньше, подхода к исходным принципам существующей теории знаний. Проблема: социальное лидерство (на выбор главы социального явления нет кандидатов).

 

3. Методы – способы достижения поставленной цели, совокупность приемов теоретического или практического характера в действительности, также человеческой деятельности, организованной определенным образом (метод опроса, кластерный анализ, метод анализа (интерпретация данных)).
Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Пример: самостоятельное заполнение анкеты самим респондентам; ранжирование ответов, ответы на открытые опросы.

Методика – совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операция, их последовательность и взаимосвязь (процесс анкетного опроса с открытыми и закрытыми вопросами). Как это происходит.

Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и организация исл. Понятие, относящееся к системе сбора, обработка информации.

 

4. 1) теоретическая эрудиция и широкий кругозор;

2) совершенное владение методологии социс;

3) гражданственность – определенная смелость, ответственность, объективность и беспристрастность.

 

5. 1) объективность – стремление воспроизводить и объяснять процесс, отвлекаясь от ценностной точки зрения социолога, его теоретической предубежденности и отказ от субъективизма;

2) достоверность – истинные знания об объективной действительности, которая должна быть обеспечена на всех этапах социс: сбор предварит информации, выбора надежного инструментария;

3) обоснованность – выражение точности результатов в отношении преследуемой цели, его соответствия действительности. Связано с понятием измерения. Поиск адекватных эмпирических индикаторов. Не может быть доказательством только формальных критериев;

4) надежность – уверенность в том, что исследователь имеет дело с подлинными фактами, что они сгруппированы по определенному признаку, не случайно и бессистемно, в самой системе фактов есть четкая логика;

5) репрезентативность социологической информации – достаточно точное отражение ГС выборкой по заданному состоянию и состоянию признаков. Информация может быть репрезентативной тогда, когда она отражает, воспроизводит ГС.

 

6. Социологическая организация имеет 2 группы подразделений:

- основное – исл практика;

- вспомогательное – обеспечивает нормальный ход научно-исследовательских работ.

 

Основное включает:

- аналитический отдел (научные сотрудники, доктора, кандидаты наук);

- отдел сбора информации – функция сотрудников: сбор социологической информации; методами, которые определены в программе исл. Курируют работы – глава Опросной Сети;

- отдел обработки социологической информации (математики и программисты, осуществляющие ввод, обработку и статистический анализ информации).

 

Вспомогательное:

- отдел менеджеров (поиск заказов на исл проекты, расчет экономической целесообразности проектов, контакты с заказчиками). Под началом руководителя проекта;

- отдел материально-технического обеспечение – тиражирование инструментария, передача его в регионы, обеспечивающие и подготавливающие оборудование, вычислительную технику и материалы;

- отдел контроля качества полевых работ. Входят соц-контролеры, занимающиеся выборочной проверкой работы анкетеров и интервьюеров методом повторного опроса.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: