Проблемы и проблемные ситуации

1. Понятие проблемы и проблемной ситуации.

2. Проблема социальная и научная.

3. Логический анализ проблемы:

- структурный (системный);

- функциональный (факторный).

 

Проблема – ситуация, требующая своего разрешения. Отправная точка любого исл.

Ядов: проблема = проблемная ситуация. «Исходным пунктом всякого исл является проблемная ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную».

В гносеологическом смысле проблемная ситуация – противоречие между знанием о потребностях людей в каких-то практических, теоретических действиях и незнание путей, средств реализации этих действий. Предметная сторона проблемы – некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленного действия для его устранения или выбора 1 из возможных альтернатив социального развития.

Когда проблема и проблемная ситуация разводятся как понятия, их определяют следующим образом:

Проблема – система высказываний или вопросов о социальных обстоятельствах, структуре их признаков и условий существования, их функционирование и развитие в определенной социальной системе, а так же об их связи с общим целым, причем алгоритм изучения этих обстоятельств остается неизвестным.

Проблемная ситуация – суть квитессенции анализа социальной проблемы; должна быть выражено кратко, четко, логично. Эта формулировка основного противоречия, которое нужно изучить.

 

2. Социальная проблема – жизненное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения. Может быть и научной проблемой, может выступать как нерешенная задача, как задача, выступающая с определенными трудностями, или как просто недостаточно изученным явлением социальных действий на различных уровнях фундаментальности:

1) недостаточное осведомление о реальной социальной ситуации – невозможность использования данных;

2) обнаружение таких явлений и процессов, природа которых теоретически не конкретизируется, а следовательно, нет соответствующего алгоритма для их описания, прогнозирования;

3) может не осознаваться как общественная потребность, так как провоцируемые ее противоречия не достигли того уровня, на котором они становятся очевидными;

4) будучи осознанной, социальная проблема не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны готовность к практическим преобразованиям и заинтересованность. Именно они образуют основу социального заказа для исл по выявлению и способам разрешения социальных противоречий.

 

Различие по масштабам:

1) не выходят за рамки какого-то коллектива (предприятие, город) – локальные;

2) затрагивают большие регионы, коллективы, институты – региональные;

3) социальные проблемы высшего уровня – затрагивают общество – социетальные.

 

Степень сложности проблемы:

1) сложность объектов, нуждающихся в социальном регулировании;

2) уровень зрелости общественной потребности в разрешении данных противоречий;

3) состав научного и практического знания в соответствующей области.

 

Общая постановка вопроса, а затем уточнение его в свете более разветвленных вопросов. Имеет междисциплинарный характер. Конкретизирует проблемы и алгоритм решения.

 

Научная – состояние «знания» о незнании. Противоречия между знаниями о потребности общества и его организации в определенной практике действия, с 1 стороны, и незнанием путей реализации этих действий, с другой стороны. Постановка научной проблемы означает выход за пределы изучения в сферу того, что должно быть изучено.

 

3. ЛА предполагает 2 ступени:

1) структурный (системный) – рассматривает определенные признаки, соответствующие социальным обстоятельствам, явлениям или процессам и связи между отдельными его составляющими; другими словами, при системном анализе проблемы рассматриваются как бы изнутри. Расчленяется на части и выявляется характер взаимосвязи составных частей. Осуществляется в описательном исл.

2) функциональный (факторный) – охватывает не только действительные условия, но и специфику их проявления; при программировании дифференцированных факторов, условия:

- общие/частные;

- прямые/опосредованные;

- основообразующие/второстепенные;

Аналитическое исл: 1) и 2) ступень

 

Советы по проведению ЛА в программе:

1) определить составные части проблемы, отделить известное от неизвестного;

2) определить тип проблемы и соотнести проблему с научными дисциплинами, которые понадобятся для проведения анализа;

3) разложите проблему на элементарные вопросы при обработке материала; по уровню сложности или приоритета, если возможно;

4) продумайте варианты составления частей, а именно: попробуйте обобщить имеющуюся информацию, сократите несущественную для изучения информацию, чтобы сделать проблему более доступ для изучения;

5) попробуйте найти пригодный для разработки проблемы метод. Заранее оцените достоинства и недостатки;

6) поищите аналогичные, но уже решенные проблемы, включите свою проблему в серию проблем или поместите в новый контекст, чтобы использовать решение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: