Рекомендации участникам обсуждения практической ситуации

  Преподаватель Студент
Перед занятием Подобрать ситуацию. Подго­товить задание для студентов. Спланировать ход занятия. Получить описание, просмот­реть соответствующий учебный материал курса, прочитать мате­риал и обсудить его с коллега­ми.
В течение занятия Ответить на вопросы, возникающие у студентов. Вести обсуждение, сделать заключение по итогам обсуждения Участвовать в обсуждении, слушать, что говорят другие, представлять себя участником обсуждаемой ситуации.
После занятия Оценить участие студентов. Оценить «ситуацию» в свете учебных задач. Проанализировать результаты обсуждения в свете учебного раздела курса и записать основ­ную концепцию изученного ма­териала.

2. Предварительное обсуждение кейса в аудитории проводится для того, чтобы преподаватель убедился в хорошем усвоении материала и пра­вильном понимании поставленных в кейсе проблем всеми слушателями Преподаватель отвечает на вопросы, которые возникают у слушателей. При­чем вопросы допускаются только по разъяснению событий или фактов, а Ее для объяснения причин или вариантов управленческих решений

3. Анализ практической ситуации в подгруппе - этап самостоятель­ной работы слушателей Рекомендуемое число человек в подгруппе - 3-6. Обсуждение кейса в подгруппах позволяет достичь нескольких целей

- позволяет каждому студенту принять участие в обсуждении, вы­сказать свою точку зрения и получить представление о мнениях других участни ков

- у студентов вырабатываются навыки командной работы, умение выслушивать и учитывать чужие мнения.

     -обсуждение в малой группе вынуждает каждого быть полностью подготовленным к работе, так как в малой группе невозможно скрыть неком­петентность. Главная задача подгруппы на этом этапе - подготовиться к формулировке своих выводов и заключений перед группой Подгруппа, изу­чая практическую ситуацию, может подготовить:

- перечень ключевых событий во времени;

- таблицу задач и принимаемых решений;

-    диаграмму последствий;

    - графики изменения технико-экономических показателей;

   -   классификационные группы действий и событий, таблицы и гра­фики.

Сообщение подгруппы предусматривает анализ динамики событий оценку влияния на события конкретных действий или принимаемых реше­ний, предложения по коррективам принятых решений, оценку последствий возможных вариантов управленческих решений, предположения о возмож­ном последующем развитии событий

4. Дискуссия в группе организуется на основе сообщений под­групп.Представители каждой из подгрупп выступают со своим анализом, причем слушатели выступают в роли оппонентов к докладчику.

Преподаватель должен играть роль координатора и руководителя дискуссии, а при необходимости и оппонента, активизируя и направляя дис­куссию.

Вопросы к докладчику могут быть следующими:

Что здесь является главным?

Что Вы думаете об этом?

Какие существуют примеры этого?

Что является здесь управлением?

Как Вы сделали бы это?

Каковы оказались последствия?

Кого это затронет?

Не пропустили ли Вы кое-что?

С чьих позиций Вы это предлагаете?

Наиболее целесообразно организовать дискуссию между студентами, поэтому можно «переадресовать» вопросы к ним.

Степень вовлечения слушателей в дискуссию зависит от:

•удобства ситуации для дискуссии;

•удобства учебного помещения;

•размещения слушателей;

•знания руководителем имен слушателей;

•знания руководителем материала;

• наличия у руководителя собственных подготовленных учебных ситуаций;

• наличия хорошей системы в описании практической ситуации;
• степени подготовленности руководителя;

знания слушателями процесса обсуждения;

•наличия у слушателей теоретической подготовки;

•степени запутанности изложения и размера описания;

•способности руководителя сдержать собственные выводы и слушать версии, высказываемые в аудитории;

•использования материала как базы для обсуждения намерений;

•настроя слушателей на желание к обучению.

Некоторые советы о том, как подготовиться к анализу ситуации:

- сначала прочитайте всю имеющуюся информацию, чтобы соста­вить целостное представление о ситуации. Читая, не пытайтесь сразу анали­зировать;

- еще раз внимательно прочитайте информацию. Выделите те абза­цы, которые вам показались важными;

- постарайтесь охарактеризовать ситуацию. Определите, что перво­степенно, а что второстепенно. Письменно зафиксируйте выводы - основную проблему и проблемы, ей подчиненные;

- запишите все факты, касающиеся этой проблемы;

- сформулируйте критерий для проверки правильности предложен­ного решения;

- попробуйте найти альтернативные варианты решения, если такие существуют. Какие из них наиболее удовлетворяют критерию?

- разработайте перечень практических мероприятий по реализации вашего решения. Многие окончательные решения не имеют успеха из-за не­возможности их практического осуществления.

Какие возможные вопросы должен задать себе каждый участник семинара?

1. Внимательно ли я прочитал информацию или лишь просмотрел ее?

2. Учел ли я все относящиеся к делу факты?

3. Удалось ли мне сделать правильные выводы из имеющейся ин­формации?

4. Не принимаю ли я чужое мнение за свое?

5. Не ошибаюсь ли я, думая, что все ориентируются на мое мнение?

6. Не слишком ли узко я понимаю абсолютную правильность или не­правильность любого высказывания?

7. Не бьюсь ли я впустую, самому себе доказывая неразумность и не­возможность каких-либо фактов?

8. Может быть, я выбрал лишь ту информацию, которая не идет враз­рез с моей точкой зрения, и не заметил других важных сведений?

9. Принял ли я во внимание тот факт, что могу попасть под влияние своих собственных предубеждений, предрассудков или предвзятого мнения?

10. Не слишком ли я обобщаю? Не стоит ли вернуться к деталям? И правильно ли сделаны обобщения?

11.Не слишком ли много внимания я придаю какому-либо одному факту в принятии решения? Если да, то прав ли я?

12.Как я представляю себе реализацию принятых решений на практике? Каковы будут их последствия? Могут ли возникнуть новые проблемы?

13.Не принял ли я решение, еще не проанализировав ситуацию? Не противоречат ли мои выводы и факты друг другу?

14.Действительно ли я слушаю говорящего, или лишь жду, когда он кончит говорить, а я смогу выразить свое мнение?

15.Будут ли мои замечания уместны в данный момент или из-за них прервется нить рассуждения? С другой стороны, если группа заблуждается, отвлекается от темы или уходит от основной линии дискуссии, должен ли я молчать?

5. Подведение итогов осуществляется преподавателем, который да­ет оценку выводам подгрупп и отдельных слушателей,всему ходу дискус­сии. Одновременно необходимо сформулировать и обосновать варианты дей­ствий, которые не были предложены слушателями. Иногда при подведении итогов преподаватели просят дать оценку кейсу, его эффективности, тому, на­сколько полученные в ходе анализа и дискуссии результаты соответствуют ожидаемым. При этом используются специально разработанные анкеты

Выделим вопросы, на которые следует ответить после завершения ситуационного семинара:

1. Что я узнал?

2. Какие выводы вынес я из дискуссии?

3. Основные принципы, установленные в ходе дискуссии, - насколь­ко они касаются моей практической деятельности?

4. Новый для меня образ мышления других участников. Представля­ет ли он для меня какую-либо ценность?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: