Примеры решения задач к контрольной работе №1

Задача №1

Даны координаты вершин треугольника : , , . Найти:

1) уравнения сторон  и  и их угловые

коэффициенты;

2) угол  в радианах (градусах) с точностью до двух знаков после запятой;

3) уравнение высоты  и ее длину;

4) уравнение медианы  и координаты точки  пересечения этой медианы с высотой .

Сделать чертеж (рис.1).

 

 

 

Рис. 1

Решение. 1) Найдем координаты векторов  и , для чего воспользуемся формулой

 

.

Тогда , . Эти векторы являются направляющими векторами прямых, на которых лежат соответствующие стороны треугольника и для получения их уравнений можно использовать каноническое уравнение прямой на плоскости

.

В результате получим

  (), 

().

Разрешая эти уравнения относительно , т.е. приводя их к виду уравнения прямой с угловым коэффициентом

,

найдем , .

2) Угол  треугольника совпадает с углом между векторами  и  и для его нахождения можно использовать формулу

,

  По таблице найдем значение угла : < ().

3) Для получения уравнения высоты  приведем уравнение стороны  к виду общего уравнения прямой на плоскости

().

Из рисунка видно, что вектор нормали к прямой  является направляющим вектором высоты , т.е. , и можно вновь воспользоваться каноническим уравнением прямой на плоскости

().

Длину высоты  вычислим по формуле вычисления расстояния от точки  до прямой :

.

В нашем случае .

4) Найдем координаты точки , являющейся серединой отрезка

; .

Т.о., , и для нахождения уравнения медианы  можно использовать уравнение прямой, проходящей через две точки  и : . Тогда получим

 или     ().

Наконец, для вычисления координат точки , решим совместно уравнения прямых   и , предварительно приведя их уравнения к общему виду

.

Отсюда получим .

Задача №2

Даны координаты вершин пирамиды :

, , ,   . Найти:

1) длину ребра   ;

2) угол между ребрами    и   ;

3) уравнение плоскости    и угол между ребром    

        и плоскостью   ;

4) уравнение высоты, опущенной из вершины  на грань

        и ее длину;

5) площадь грани    и объем пирамиды.

Сделать чертеж.

 

Решение. 1) Длина ребра   совпадает с расстоянием между точками  и :

 

.

 

2) Найдем координаты векторов, которые совпадают с выходящими из вершины  ребрами пирамиды:

Угол между ребрами  и   совпадает с углом между векторами   и . Определим этот угол, используя формулу скалярного произведения векторов:

.

Отсюда

Тогда

.

3) Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки,  имеет вид

.

Подставляя в уравнение координаты точек ,  и  получим

,

или

 

.

 

Таким образом, уравнение плоскости    имеет вид

.

Составим уравнение прямой, проходящей через точки  и . Уравнение прямой, проходящей через две точки, имеет вид

,

где  – координаты первой точки,   – координаты второй точки. Подставляя в уравнение координаты точек  и , получим

.

Угол между прямой  и плоскостью  определяется по формуле

 

 

Воспользуемся этой формулой для вычисления угла между ребром  и плоскостью :

 

Отсюда .

4) Уравнение высоты найдем как уравнение прямой, проходящей через точку  перпендикулярно плоскости , задаваемой уравнением . Из условия перпендикулярности прямой и плоскости следует ,  поэтому уравнение высоты  имеет вид

.

Для нахождения длины высоты можно использовать формулу . Объем  и площадь  будут найдены в п.5). Поэтому .

5) Грань    представляет собой треугольник, площадь которого равна половине площади параллелограмма, построенного на векторах  и .

Найдем векторное произведение этих векторов. Имеем

.

.

Следовательно,

.

Для вычисления объема пирамиды воспользуемся смешанным произведением векторов. Напомним, смешанное произведение трех векторов по модулю равно объему параллелепипеда, построенного на этих векторах. А объем пирамиды равен  части объема этого параллелепипеда. Имеем

.

Поэтому .

Задача №3

Найти уравнение геометрического места точек, одинаково удаленных от начала координат и точки .

Решение. Пусть точка  принадлежит искомой прямой. Расстояние между точками  и  вычисляется по формуле

.

По условию задачи , поэтому . Возведем обе части уравнения в квадрат. Приводя подобные члены, получим . Это и есть уравнение искомого геометрического места точек. Рекомендуется проверить, что эта прямая перпендикулярна отрезку  и проходит через его середину.

Задача №4

Решить систему линейных уравнений методом Гаусса. 

Решение.  Метод Гаусса основан на приведении системы уравнений к треугольному виду. Это достигается последовательным исключением неизвестных из уравнений системы.

Расширенная матрица системы уравнений имеет вид

Поменяем местами первую и четвертую строки этой матрицы

.

Сложим первую и вторую строки матрицы. Затем последовательно умножим первую строку на (-2) и на (-3) и сложим с третьей и четвертой строками. Получаем:

.

Сложим вторую и третью строки матрицы. Затем умножим вторую строку на 4, а четвертую на 3 и сложим эти строки. Получим матрицу вида

.

Сложим третью строку матрицы с четвертой. В результате получим  матрицу

.

Полученной матрице соответствует система уравнений вида

Из последнего уравнения находим . Из третьего уравнения находим, что . Из второго уравнения следует, что . Откуда . Подставив найденные значения  в первое уравнение, получим  

Решение системы:  

 

Задача №5

Решить систему линейных уравнений

1) методом Крамера; 

2) используя обратную матрицу.

Решение. 1) Решим систему уравнений методом Крамера. Решение системы трех линейных уравнений с тремя неизвестными

находится по формулам   

,

где

(предполагается, что Δ ≠ 0),

, , .

Для данной системы уравнений имеем

Вспомогательные определители

,

 

Решение системы уравнений

.

2) Решим теперь систему матричным методом. Запишем исходную систему уравнений в матричном виде

 

,

где

Решение матричного уравнения имеет вид

,

где  – матрица, обратная к матрице А. Заметим, что поскольку определитель матрицы А не равен нулю (, см. п. 1), то матрица системы невырожденная и, следовательно, имеет обратную.

Обратная матрица находится по формуле

,

где Δ – определитель матрицы А,  – алгебраическое дополнение элемента  определителя матрицы А. Вычислим алгебраические дополнения:

 

 

Таким образом,

,

откуда

Следовательно, , , .

 

Задача №6

Вычислить пределы, не пользуясь правилом Лопиталя:

а) ;  б)

в) ;             г) .

Решение.     а) .

И числитель, и знаменатель дроби при  стремятся к бесконечности, т.е. имеем неопределенность вида . Разделив числитель и знаменатель на , получим

.

 

б) ;

 

И числитель, и знаменатель дроби при  стремятся к нулю. Имеем неопределенность вида . Умножим числитель и знаменатель на выражение . Получим

 

 

 

 

.

 

 

в) ;

Имеем неопределенность вида . Воспользуемся первым замечательным пределом . Получим

 

.

 

 

г) ;

Имеем неопределенность вида . Воспользуемся вторым замечательным пределом .

Введем в рассмотрение новую переменную ,  при . Тогда . Переходя к новой переменной, получим

 

 

.

Задача №7

Исследовать функцию  на непрерывность. Определить характер точек разрыва, если они существуют. Сделать чертеж.

 

Решение. На промежутке  функция  совпадает с функцией . Это элементарная функция. Указанный промежуток входит в область определения функции . Значит на промежутке   функция  непрерывна, а, следовательно, на этом промежутке непрерывна и функция . Аналогично устанавливается непрерывность функции  на промежутках (1; 2),  (2; 5)  и  (5; + ∞).

Исследуем функцию   на непрерывность в точках ,   и . Функция определена в этих точках: , , . Вычислим односторонние пределы в этих точках.

,

 

.

 

Таким образом, . Следовательно, в точке   функция   непрерывна.

,

 

.

 

Так как один из односторонних пределов равен + ∞, то точка  является точкой разрыва второго рода.

,

 

.

 

В точке   односторонние пределы конечны, но не равны между собой. Следовательно, точка  является точкой разрыва первого рода.

Сделаем чертеж заданной функции  (рис.2).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    2                                                                                 1                                                                                                                0    1 2 3      5                     8                                                                                              -3 

Рис. 2

Задача №8

Найти производные заданных функций.

а) ;            б) ;  

в) ;  г) ;                        д) ;                е) ;

    

Решение. а) .

Применяя правило дифференцирования частного двух функций, получим

.

 

б) ;     

Применяя правило дифференцирования произведения двух функций, получим:

.

в) ;       

Применяя правило дифференцирования сложной функции, получим   

 

 

 

.

 

г) ;

И основание, и показатель степени здесь зависят от x. Прологарифмируем равенство:

или .

Продифференцируем обе части последнего равенства по x, учитывая, что  есть сложная функция, так как y является функцией переменной x.

;

.

Следовательно,

.

 

д) ;

Напомним: если функция  задана неявно соотношением , то производную  функции  можно найти из  уравнения 

.

Перепишем выражение следующим образом:        

.

Продифференцируем по x, учитывая, что y есть функция переменной   x

.

Выразим

,

,

.

Таким образом,

.

е) .

Функции  и  параметрически задают функцию .  Ее производная вычисляется по следующей формуле

,

где

        ;

       .

Отсюда

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: